Развитие ребенка развитие речи как сделать пособие
Ирина Сорокина
Мастер-класс «Изготовление многофункционального пособия по развитию речи детей раннего возраста»
Подготовила воспитатель Сорокина И. Е.
Цель:
– распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи, в образовательном процессе.
Задачи:
– показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;
– распространить педагогический опыт по применению дидактических игр в образовательном процессе;
– познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их профессиональной компетентности.
Введение.
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. С малышами нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимание и вызвало интерес, а так же о том что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.
Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.
Использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей раннего возраста.
В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры, с такими пособиями, направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения
Данное пособие представляет собой интерактивную книгу, играя с которой дети могут развертывать самостоятельные сюжетно ролевые игры.
Книга состоит из нескольких разделов:
1. «Спальня»
2. «Санузел»
3. «Кухня»
4. «Улица»
5. «Сад-огород»
Цель данного пособия:
1. Формирование словаря. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Знакомя детей с новым объектом, по этой книжке, можно внимательно рассмотреть и обследовать его. С каждым предметом, можно производить какие то действия (открывать шкафчики, рассматривать и называть предметы, находящиеся в них).
Побуждая ребенка отвечать на вопросы, по ходу действия с картинкой, мы активизируем его словарь. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью,когда пытаются задуматься над вопросами причинно-следственного характера: «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». Необходимость ответить на эти вопросы активизирует в речи детей большое число синтаксических конструкций, среди которых встречаются простые распространенные предложения, а у некоторых малышей старше двух с половиной лет – и сложные.
2. Развитие мышления, фантазии. Можно задавать вопросы не только о том, что происходит сейчас, но и о действиях совершенных ранее, или которые будут совершены («Что будет делать кукла, когда умоется», «Что кукла делает сейчас»). Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.
3. Развитие сенсорных ощущений. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие самой мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас детей более старшего возраста; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Задачи использования пособия:
1. Развивать интерес и побуждение к речи.
2. Формировать и активизировать словарь ребенка
3. Создавать эмоционально положительное настроение.
4. Формировать представление о предметах
5. Развивать мелкую моторику.
6. Развивать наглядно образное мышление, внимание память, воображение.
Варианты дидактических игр:
1. Что и кто изображен на картинке?
2. Какая комната изображена на картинке?
3. Какое время суток изображено на картинке?
4. Придумай имя для куклы.
5. Что делает кукла “имя” на картинке?
6. Какие предметы изображены сверху, снизу, слева, справа, над, под, около, сзади, спереди от куклы?
7. Собери урожай с грядки, дерева.
8. Придумай предложение к картинке.
9. Составь сказку или рассказ по картинке.
Пособие может использоваться в непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию (изучение цвета, понятий много- мало)
Сенсорному развитию (поверхности гладкие, бархатистые, скользкие)
Изучение социального мира (поведение в быту)
Изучение природного мира (животные, что растет в саду, огороде, фрукты, овощи)
Варианты использования:
Для адаптации детей к детскому саду
Индивидуальная работа
Предлагаю воспитателям разных групп подумать, как использовать такое пособие для детей их возраста. И составить небольшой рассказ, по выбранной теме. Поскольку такую игрушку можно бесконечно развивать, придумайте с какими еще сюжетами можно сделать листы в книгу.
Источник
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Педагогическая разработка «Мастерская педагога. Игровое пособие для детей младшего дошкольного возраста
«Подбери правильно»
Автор: воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37» Коркинского муниципального района, Челябинской области
Шумакова Ольга Александровна.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
– односложная, состоящая из простых предложений речь;
– несформированность грамматического строя речи;
– нарушение звукопроизношения;
– бедная диалогическая речь;
– трудности в построении монологов;
– отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
– отсутствие навыков культуры речи;
– плохая дикция
– Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять через основной вид деятельности дошкольника – игру.
Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра. Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.
Представляю вам свое игровое пособие настольного вида «Подбери правильно», состоящее из серии дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.
Особенностью дидактических игр является использование их, в основном, для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на усвоение сенсорных эталонов и т.п.
. В данном пособии наблюдается интеграциязадач развития детей.
Игры, входящие в пособие способствуют речевому развитию детей (словообразование и словоизменение, расширение и активизация словаря, развитие связной речи);
развитию мелкой моторики, координации движений кисти;
расширению знаний детей об окружающем;
развитию мышления и памяти.
В пособие входят:
*4 дидактические игры на темы «Животные», «Насекомые», «Птицы»: «Кто, чем питается»; «Один – много»; «Мамы и малыши»; «Кто, где живет»;
*2 игры на развитие сенсорных представлений (форма, цвет): «На что похоже», «Собери цветочек»;
*1 игра на тему «Профессии»: « Кому, что нужно для работы».
Пособие состоит из :
* 6 крышек со сменными изображениями (цвета, животные, люди разных профессий, геометрические фигуры и т.п);
*основного «поля» из 6 сегментов, в каждом расположен винт для крышки;
*серия сменных «полей» с изображениями на тематику игры.
Игровая задача: навинтить крышку с изображением на соответствующий сегмент «поля», в соответствии с поставленной задачей:
-Кто, где живет?
-Найди маму малышам.
-Один-много
-Кто, чем питается?
-На что это похоже?
– Что нужно для работы.
– Какого цвета цветок?
Ребенок должен соотнести изображения (Нр.: в игре «Кто, где живет?» крышка с изображением собаки должна расположиться на сегменте с изображением конуры), навинтить крышку, проговорить название изображенных предметов. Играющий малыш должен при помощи воспитателя или самостоятельно составить предложения (Нр.: «Собака живет в конуре»; «Цветочек желтый»).
Универсальность пособия в том, что можно увеличивать количество сменных изображений и полей для расширения задач развития, использовать с детьми более старшего возраста с условием усложнения игровых задач и изготовления соответствующих материалов. При дублировании основного и сменных полей, увеличении количества крышек игру можно использовать как настольное лото в работе с несколькими детьми.
Данное пособие я планирую широко применять в своей работе для комплексного решения задач образовательной программы, для индивидуальной работы по развитию и коррекции речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Паспорт методического материала
Номинация: «Мастерская педагога» (авторские игры, пособия, дидактические материалы);
ФИО автора: Шумакова Ольга Александровна;
Название методического материала: Игровое пособие «Подбери правильно»
Цель:
Развитие речи, обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, развитие познавательной активности, внимания, образно-смысловой памяти, логического мышления, мелкой моторики.
Задачи:
– развивать лексико-грамматический строй речи, память, мышление;
– закреплять навык словообразования и словоизменения;
– расширять и активизировать словарь;
– развивать связную речь;
– формировать у детей представления о жизни животных; форме, цвете; профессиях взрослых.
– развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику пальцев рук;
– воспитывать уверенность в себе.
Общее описание: ключевые положения
Игровое пособие настольного вида.
Пособие состоит из:
* 6 крышек со сменными изображениями (цвета, животные, люди разных профессий, геометрические фигуры и т.п);
*основного «поля» из 6 сегментов, в каждом расположен винт для крышки;
*серия сменных «полей» с изображениями на тематику игры.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении методического материала
Набор сменных картинок и полей для решения поставленных задач или по желанию детей.
Область применения материала: практическая значимость, ключевые положения
Игровое пособие актуально для дошкольных образовательных организаций, а также для родителей детей дошкольного возраста. Будет интересно детям младшего дошкольного возраста при определённой помощи взрослого и соответственно этому возрасту поставленных задач. В дальнейшем дети могут использовать игру самостоятельно. Игровое пособие можно использовать с детьми более старшего возраста с условием усложнения игровых задач и изготовления соответствующих материалов. При дублировании основного и сменных полей, увеличении количества крышек игру можно использовать как настольное лото в работе с несколькими детьми.
Пособие рекомендовано использовать для комплексного решения задач образовательной программы, для индивидуальной работы по развитию и коррекции речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Технология внедрения: что? для чего и зачем? для кого? как?
Игровая задача: навинтить крышку с изображением на соответствующий сегмент «поля», в соответствии с поставленной задачей:
-Кто, где живет?
-Найди маму малышам.
-Один-много
-Кто, чем питается?
-На что это похоже?
– Что нужно для работы.
– Какого цвета цветок?
Ребенок должен соотнести изображения (Нр.: крышка с изображением коровы должна расположиться на сегменте с изображением травы), навинтить крышку, проговорить название изображенных предметов. Играющий малыш должен при помощи воспитателя или самостоятельно составить предложения (Нр.: «Корова питается травой», «Корова щиплет траву»; «Цветочек желтый»)
Соответствие материала требованиям действующего СанПиН
Игровое оборудование соответствует возрасту детей и изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
Методические рекомендации
В пособие входят:
*4 дидактические игры на лексические темы «Животные», «Насекомые», «Птицы»: «Кто, чем питается»; «Один – много»; «Мамы и малыши»; «Кто, где живет»;
*2 игры на развитие сенсорных представлений (форма, цвет): «На что похоже», «Собери цветочек»;
*1 игра на лексическую тему «Профессии»: « Кому, что нужно для работы».
Дидактическая игра “Мама и малыши”
Цель: учить детей правильно называть животных и детенышей, научить изменять существительные в единственном числе.
(У кошки – котенок; у собаки – щенок; у лошади – жеребенок; у коровы – теленок).
Дидактическая игра «Один – много».
Цель: упражнять детей в умении правильно произносить существительные в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.
(Одна мышка – много мышек; один еж – много ежей; один заяц – много зайцев).
Дидактическая игра «Кто, чем питается».
Цель: упражнять детей в умении использовать в речи простые распространенные предложения, употреблять в речи существительные в творительном и дательном, винительном падежах единственного числа.
(Белка ест орехи. Белку накормим орехами. Белке дадим грибы. Корова ест траву. Корова питается травой).
Дидактическая игра «Кто, где живет».
Цель: развивать словообразование, употребляя существительные в предложном падеже; составлять простые предложения.
(Собака живет в конуре. Рыбка живет в аквариуме)
Дидактическая игра «На что похоже».
Цель: Учить соотносить изображение предмета с изображением геометрической фигуры. Различать и называть названия геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. ромб).
Дидактическая игра «Собери цветочек»
Цель: учить различать и называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Цель: Знакомить детей с разнообразием профессий. Систематизировать знания о том, какие инструменты, атрибуты и принадлежности нужны представителям разных профессий для выполнения трудовых операций.
Описание эффектов, достигаемых при использовании материалов
Способствует речевому развитию детей (словообразование и словоизменение, расширение и активизация словаря, развитие связной речи); развитию мелкой моторики, координации движений кисти; расширению знаний детей об окружающем; развитию мышления и памяти.
Возможные сложности при использовании материала
Навинчивание крышки требует точных действий, развитой мелкой моторики, поэтому детям младшего возраста будет необходима помощь педагога.
Источник