Развитие ребенка рассказ об одежде

А в прошлую пятницу я отвечала на вопрос Даши (4 года) и ее мамы Мария : “Почему девочки носят юбки, а мальчики брюки?” Копирую сюда в блог ответ:
Для ответа на этот вопрос нам придется отправиться в длинное путешествие в прошлое и проследить историю и эволюцию одежды.
Чтобы это было веселее делать, я нарисовала бумажных куколок – мальчика и девочку, которые будут нам помогать. На них мы будем примерять всю одежду, о которой пойдет речь в дальнейшем рассказе (скачать файлы с ними можно тут: ЗДЕСЬ черно-белый вариант, если хотите раскрасить одежду сами, а ЗДЕСЬ уже раскрашенные мною).
Какую одежду мог носить первобытный человек, чтобы защитить себя от холода?
Порассуждайте с ребенком на эту тему – что бы надевал он, если бы не было одежды?
Ниток и, значит, тканей тогда еще не было, шить древние люди не умели. Поэтому они просто оборачивали вокруг тела кусок шкуры убитого ими на охоте зверя. И так делали все – и мужчины и женщины.
Выглядело это примерно вот так (возьмите одеяло или простынку и попробуйте сделать из нее первобытную одежду):
Одежда бронзового века |
Со временем люди умнели и развивались. Они научились ткать ткани из растительных волокон и шерсти. Научились сшивать куски ткани и шкур в единое целое. Когда в снегах Альп нашли хорошо сохранившуюся мумию Эци (человека бронзового века, умершего примерно 3300 лет назад), то ученые увидели, что на нем надет уже достаточно сложный костюм, части которого были сшиты с помощью жил животных – сухожилий.
Но все равно, вся одежда – и мужская и женская, – была похожа на платье или плащ. Отличалась она лишь длиною: у женщин, как правило, юбки были длиннее мужских. На Древнем Востоке – в Вавилоне, в Ассирии, в Египте люди носили юбки и набедренные повязки.
Одежда древних египтян |
В Древней Греции и Риме мужчины и женщины одевались в плащи, туники, хитоны, тоги, которые представляли собой рубахи свободного покроя и драпировки куском ткани.
Одежда древних римлян |
Когда и как появились первые штаны, ученые пока не знают. Скорее всего их придумали кочевники – народы, занимающиеся разведением скота.Они не строили себе домов и городов, а жили, постоянно переезжая с места на место, для того, чтобы следовать за своими стадами. Они первые придумали ездить, сидя верхом на лошади, а не цеплять к ней повозки, как делали остальные народы. А в юбке сидеть на коне очень неудобно, к тому же, во время долгой скачки можно очень сильно натереть кожу.
Попробуйте, надев юбку, “оседлать” стул. Правда, плохо получается?
Поэтому, похоже, именно кочевники Азии придумали “раздвоить” юбку и сделать отдельную штанину для каждой ноги.
Одежда скифов |
Кстати, слова “штаны”, “брюки” во многих языках имеют множественное число именно из-за того, что каждая штанина изначально надевалась отдельно и крепилась на поясе.
Когда римляне встретились с кочевниками гуннами и скифами, то они очень осуждали ношение штанов. По их представлениям это был “варварский” обычай. Ношение штанов было запрещено законом, и за это могли наказать, конфисковав имущество (отобрав все вещи). Только солдатам Римской армии разрешалось ходить в штанах, ведь в них было гораздо теплее и удобнее воевать.
После того, как Римская империя пала, народы ее перемешались с кочевниками и переняли их обычаи, Штаны стали обычной одеждой мужского населения Европы. Это были обмотки на ноги, короткие или длинные. В Средние века (12 век) получили распространение штаны-чулки. Каждый чулок прикреплялся шнурками к поясу, а позднее – к куртке.
Одежда Средневековья |
Каких только фасонов не было у штанов: плундры, шоссы, кальсесы, ландскнехты, кюлоты, панталоны, шаровары, порты, галифе, бриджи!
Привычные же для нас длинные широкие штаны появились через несколько сот лет, сначала они были одеждой моряков.
Одежда эпохи Возрождения |
Женщины же все это время – от древности до начала 20 века продолжали ходить в платьях и юбках. За ношение штанов женщину в Средние века могли сжечь на костре!
В конце 19 века из-за того, что штаны стали шить фабричным способом и складывать в стопки, на них появилась складка – “стрелка”. Именно такие штаны стали называть “брюками”.
Но мальчики брюки вовсе не носили! Дело в том, что в старину детей до 7 лет – и мальчиков, и девочек, – одевали одинаково. В длинные рубахи или платьица. Посмотрите на фотографии этих малышей. И не подумаешь, что это мальчики!
Николай II в детстве. Фото из ЖЖ “Дайджест виртуального шопинга“ |
Эрнест Хемингуэй в детстве. Фото с сайта Flavorwire. |
В России в деревнях мальчишки ходили в длинных рубахах до 15-16 лет. Потом им разрешалось одевать “взрослую” одежду – штаны.
В те времена никакой специальной моды для детей не было. Дети носили такие же фасоны, что и взрослые – со всеми пуговичками, рюшечками, шнуровками. Только где-то лет сто-сто пятьдесят назад стали разделять одежду на взрослую и детскую, а детскую – на одежду для мальчиков и для девочек.
Но девочки тоже не всегда и не везде носят юбки!
Например, штаны издревле носили все женщины в Восточных странах. Они одевали широкие штаны – шаровары, – под юбку. И ходить без шаровар считалось крайне неприличным.
И женщины кочевых народов носили в длинных переходах штаны наравне с мужчинами.
Одежда конца 19 века – первые женские брюки |
В Европе первые женские брюки стали появляться в конце 19 века. Первой осмелилась укоротить юбку и надеть под нее турецкие шаровары американка мисс Дженкинс в 1851 году. Но только отчаянные модницы могли себе позволить повторить ее пример и надеть брюки. И то только в виде костюма для верховой или велосипедной езды.
Во Франции лишь в 1909 году отменили указ императора Наполеона о запрете ношении брюк женщинами. Но даже через десятилетия брюки на женщине были чем-то исключительным. В 1931 году мэр Парижа требовал от актрисы Марлен Дитрих покинуть город из-за того, что она носила “мужской костюм”.
Многие мамы, и тем более бабушки помнят, что когда они были маленькими, брюки на женщине считались не очень приличными. Это была одежда для спорта или тяжелой работы. Но в школу или на работу в офис в них ходить было нельзя. Неприлично было и появляться в них в театре, кино или кафе.
Одежда 1970х годов |
Но где-то в 1950е-1970е годы женщины все больше и больше стали носить брюки. А уж когда появились прочные и удобные джинсы, то в них стали ходить все – и мужчины и женщины, и девочки и мальчики.
Современная одежда |
Так что теперь девочек можно встретить и в юбках, и в брюках. А вот мальчикам труднее приходится. У нас мальчику надевать юбку не принято.
Но во многих африканских культурах мальчики и мужчины носят набедренные повязки – такие юбочки. Они бывают из травы и листьев, из ткани, кожи и меха.
Африканское племя. Фото с сайта “Arts3091 Isabelle“ |
И даже у нас в Европе есть народы, у которых в традиционном костюме мужчины носят юбки. Например, шотландцы. У них и сейчас можно встретить мужчин, расхаживающих по городу в юбке! А мы с Катей даже видели мужчин в юбках в прямо в нашем городе. В кафе с кельтским антуражем. Там все официанты ходят в настоящих килтах – так называется народная одежда шотландцев. Помню, Катю это очень удивило 🙂
Шон Коннери в шотландском костюме. Фото с сайта “Красивые места планеты“ |
Теперь, когда мы проследили всю эволюцию одежды от древности до наших дней, мы можем сделать вывод. Не везде и не всегда мальчики носили штаны, а девочки юбки. Но в нашем обществе сложилось так, что костюм женщин был более консервативен и почти не менялся. Мужчины же вели, в отличие от женщин, более активный образ жизни. Поэтому им и нужна была более удобная и практичная одежда. Как только роль женщин в обществе возросла, и женщины стали работать и отдыхать наравне с мужчинами, женский костюм стал стремительно меняться. И теперь одежда женщин и мужчин мало чем отличается.
Источники:
Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Брюки
https://ru.wikipedia.org/wiki/Одежда
Журнал “Вокруг света” https://www.vokrugsveta.ru/quiz/110/
“Факты обо всем” https://factpost.ru/obshhestvo/otkuda-poyavilis-bryuki.html
” 2dtutorials
” https://www.2dtutorials.ru/tonkosti-i-sekrety/11209-kak-zhenshhiny-nachali-nosit-brjuki.html
“Страна мам” https://www.myjane.ru/articles/text/?id=9827
“StyleKids” https://www.stylekids.com.ua/blog/detskaya-odezhda-istoria/
Другие наши развивающие занятия можно посмотреть на страничке моего блога “Клуб почемучек”.
Этот пост я добавлю в галерею “Девичьи грезы” у Жени Ясной
Источник
ОКСАНА КОМИССИНА
Конспект ОД в старшей группе. Составление описательного рассказа «Одежда»
Конспект ОД в старшей группе.
Составление описательного рассказа по теме «Одежда».
Цель: Развивать связную речь детей. Формировать обобщающего понятия «Одежда». Закреплять цветовую гамму. Умение отгадывать загадки. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Расширять и активизировать словарь имен прилагательных. Развивать память, внимание и мыслительные процессы. Познакомить с одеждой, которую носили в старину.
Оборудование: предметные картинки, схема для описательного рассказа об одежде, слайды- одежда в старину.
Предварительная работа: Чтение Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривания альбома «Одежда». Д/и «Из чего состоит одежда».Беседа на тему: «Чем отличается одежда девочек от одежды мальчиков».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята внимательно посмотрите друг на друга, в чем вы одеты. Сейчас встанет тот, у кого красная юбка! И т. д.
Воспитатель: А сейчас отгадайте -ка загадки. И если правильно отгадаете загадки, то на доске появится картинка – отгадка.
1. Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (Варежки)
2. Рукава длинней, чем руки,
Значит, вы одели (Брюки)
3. Чтоб зимой не мерзла Люба
Мама ей купила … (Шубу)
4. Их зимой на голове
Не бывает сразу две. (Шапка)
5. Пушистый, как кошка,
Вот только бывает
Колючий немножко. (шарф)
Воспитатель: А как можно назвать все эти предметы одним словом?
Дети: Одежда.
Воспитатель: Отгадайте загадку о том, о чём мы с вами будем сейчас разговаривать.
Как избавиться от скуки? –
Надоели джинсы, брюки!
Веселее стать мне
Что поможет?
Дети: платье
Воспитатель: Правильно. А какие бывают платья?
Дети: Разные.
Воспитатель: Бывают повседневные или нарядные. Они бывают летние, зимние, бывают платья с короткими рукавами и с длинными. Платья бывают детские и взрослые.
Посмотрите, какую одежду носили раньше в старину (показ слайдов).
Воспитатель: 1 слайд-рубаха.
Рубаха была главной одеждой на Руси.Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка – калита, которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс.
2 слайд- порты
На Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги.
3 слайд- лапти.
Повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка – липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.
4 слайд- сарафан.
Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.
Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами.Недаром пословица гласит: «Девичья коса – всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой.
5 слайд- шапка-колпак, валеная шапка с козырьком.
В будничные дни носили шапку – колпак, а в праздники – валяную шапку с козырьком и цветком.
Физкультминутка.
Вот заходит Мойдодыр,
(ходьба на месте)
У меня с ним только мир.
(сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит
(руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита.
(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)
Он пальцем больше не грозит,
(грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит.
(руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат
(загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят.
(поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет –
(поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет.
(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
Воспитатель: Давайте попробуем вместе составить рассказ про платье. Для этого к нам пойдут две девочки, которые в платьях. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Из этих ответов у нас получится рассказ.
1. Какое платье вам больше всего понравилось?
2. Из чего платье сшито?
3. Какого цвета это платье?
4. Какие рукава у этого платья длинные или короткие?
5. Какие детали есть у платья? (воротник, оборочки; пояс)
6. Это платье обычное или нарядное?
7. Откуда у девочки может быть такое платье? (купили в магазине детской одежды, подарили, сшили)
8. Куда можно пойти в таком платье? (в детский сад, в гости, на праздник)
Воспитатель: Давайте повторим, какой рассказ о платье у нас получился?
Это детское платье. Оно сшито из материала. Оно жёлтое. У платья короткие рукава (длинные рукава). Оно украшено жёлтым поясом (воротничком). Это платье нарядное (повседневное). Платье купили в магазине «Детский мир»(детском магазине). В нём можно пойти в гости, на праздник в детском саду или просто ходить в детский сад и на улицу.
Воспитатель: Сейчас вы сами попробуете рассказать об одежде. Вам поможет вот эта схема (дети составляют описательные рассказы об одежде).
Воспитатель: О чём мы сегодня говорили на занятии? Про что составляли рассказы? Что больше всего понравилось? Что нового узнали про одежду?
Источник
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы
Тема: «Одежда»
Цель: Научить правильно составлять описательный рассказ об одежде опираясь на схему и наглядный материалл.
Образовательные задачи:
- Содействие упражнению в образовании качественных прилагательных, глаголов прошедшего времени; согласование прилагательных с существительными; личных местоимений с существительными.
- Закрепление знаний профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, закройщик, портной)
- Закрепление знаний детей об одежде: материале, из которого она сделана; названиях частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)
- Содействие умению классифицировать одежду: по сезону (зимняя, летняя, демисезонная), по назначению (домашняя, праздничная, рабочая, спортивная), по гендерной принадлежности (мужская, женская, детская).
- Воспитание бережного отношения к предметам одежды; проявление внимательного отношения к ответам своих товарищей.
Планируемый результат:
Умения детей составлять описательный рассказ по наглядному материалу; представление детей о видах одежды, её классификации.
Материалы к занятию:
Схема для составления описательного рассказа об одежде; предметные картинки с изображением одежды; бумажные детали платья (верхняя часть, нижняя часть – юбка, два длинных рукава, два манжета, круглый воротник, оборка, пояс); мяч; для эксперимента – лейка с водой, таз, ткани (кожа, плащёвка, ситец).
Ход занятия:
I часть «Мотивационно-побудительная»
Загадка:
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
Воспитатель: Правильно, эта загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом – одежда.
II часть «Основная»
- Беседа на тему “Одежда”. На магнитной доске иллюстрации одежды.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня? (Об одежде)
– Для чего нужна одежда?
– Одежду шьют на швейной фабрике, специально обученные люди. Сначала модельер придумывает фасон, затем закройщик раскраивает отдельно все детали, а портной сшивает их.
(на доске, по частям собирается платье и называются все детали)
– Верхняя часть, нижняя часть платья называется юбка, два длинных рукава, два манжета, круглый воротник, оборка, пояс.
– Из чего шьют одежду? (из ткани, материала)
2. Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.
Вопросы воспитателя:
- Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).
- Ткань из шерсти, какая? – (шерстяная) пиджак? (шерстяной)
- Ткань из трикотажа, какая? – (трикотажная) платье? (трикотажное)
- Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).
- Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).
- Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).
- Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).
– Одинаковую или разную одежду носят мужчины, женщины, дети (разную по принадлежности)
– Как она называется? (мужская, женская, детская)
– Как называется одежда, которую мы носим (дома, в гостях, на работе, на физкультуре? – Разнаяпо назначению (праздничная, рабочая, спортивная)
– Как называется одежда которую мы носим летом? (летняя). Какую летнюю одежду вы знаете? (шорты, майка, платье, юбка, сарафан)
-Как называется одежда которую мы носим зимой (зимняя). Какую зимнюю одежду вы знаете? (шуба, пальто, меховая куртка, шапка)
– Как называется одежда которую мы носим осенью, весной (осенняя, весенняя). Осенняя и весенняя одежда называется демисезонной («деми» – между сезонами) – Разная по сезону.
– Какую демисезонную одежду вы знаете? (куртка, пальто, брюки, колготки, кофта)
Эксперимент.
– Демисезонная одежда в основном шьётся из водонепроницаемой ткани (кожи, плащёвки). А почему вы попробуйте догадаться сами.
Проводится эксперимент: через кожу, плащёвку и ситец пропускается вода.
Вывод: так как осенью бывает сыро, идут дожди, нужна такая одежда, чтобы не пропускала влагу, а кожа и плащёвка не пропускают воду. Поэтому осеннюю одежду шьют из этих тканей.
- Составление описательного рассказа об одежде по схеме.
Воспитатель: Ребята, давайте устроим «Показ моделей», моделями будете вы сами. Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь?
Воспитатель: Итак, встречаем модель (имя ребёнка).Ребёнок выходит на подиум, и рассказывает об одежде. Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы (пользуются схемой). Выслушивается 2 –3 рассказа.
4. Образование глаголов прошедшего времени.
Воспитатель: Ребята, ещё раз посмотрите на свою одежду. Какая она? (Нарядная, чистая, новая и т.д.) А чтобы она была такая чистая и аккуратная, что мама делала? (Стирала, гладила (утюжила), чистила). Правильно! Поэтому старайтесь бережно относиться к своей одежде, уважайте труд своих мам и бабушек, помогайте им.
Физкультминутка.
Дети встают из-за столов и выполняют движения со словами.
Мамам дружно помогаем, сами в тазике стираем: и рубашки, и носочки, и штанишки, и платочки. (Дети выполняют движения руками, как будто стирают);
Через двор натянем ловко для одежды 3 верёвки. (Поднимаем руки вверх и покачиваем их из стороны в сторону);
Светит солнышко-ромашка. (Руки через стороны опускаем и поднимаем вверх);
Скоро высохнут рубашки, и штанишки, и платочки, сарафанчики-носочки. (Движения руками сверху вниз, как будто снимаем бельё с верёвки).
5. Игра «Что можно делать с одеждой»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Вы будите передавать друг – другу мяч и говорить, что можно делать с одеждой.
Дети: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать, гладить и т. д.
6. Игра «Жадина» (проводится в зависимости от времени)
раздаются картинки с одеждой, дети должны согласовать личные местоимения с существительными.
Дети: мой шарф, моё пальто, мои брюки…
III часть «Рефлексивная»
Воспитатель: Скажите, какая из игр на занятии вам понравилась? Почему? Чему вы научились сегодня на занятии? Что узнали нового?
Ответы детей.
Источник