Развитие ребенка раннего возраста волосова
Волосова Е.Б. Диагностика развития ребёнка раннего возраста (от рождения до 2 лет)
Доступные файлы (1):
n1.doc
1 2 3
речевое РАЗВИТИЕ
Обозначает себя: «Я», «Я сам».
Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
Задает вопросы «Где?», «Куда?» и другие.
Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
Легко подражает незнакомым словам.
Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.
Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно).
Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям.
Понимает рассказ взрослого.
бытовые НАВЫКИ
Одевается и раздевается с помощью взрослого.
Расстегивает несколько пуговиц.
Застегивает одну-две пуговицы.
Сообщает о физиологических потребностях.
физическое РАЗВИТИЕ
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Перешагивает через препятствия на полу (приставным шагом).
Проходит по наклонной доске самостоятельно.
Удерживает равновесие, поднимаясь на носки.
Ходит на цыпочках.
Бегает, подпрыгивает, приседает.
Прыгает на двух ногах.
Отбрасывает мяч одной рукой.
Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками.
Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы.
Ловит мяч двумя руками.
Перебрасывает мяч через препятствия.
Подражает движениям сверстника: бегает, лазает, влезает, подлезает.
Показатели развития ребенка к 3 годам
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:
Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и , цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
социально-эмоциональное РАЗВИТИЕ
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);
ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
речевое РАЗВИТИЕ (ДО 1500 ПРОИЗНОСИМЫХ СЛОВ)
Произносит сложные предложения при общении.
Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью.
Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. (. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.
Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.
Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми.
Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке.
Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.
Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
бытовые НАВЫКИ
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит «спасибо», здоровается, прощается.
физическое РАЗВИТИЕ
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.
Качается на качелях.
Скатывается на санках.
Катается на трехколесном велосипеде.
Учится ходить на лыжах.
Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.
Быстро проходит по наклонной доске.
Перепрыгивает через линию на полу.
Прыгает в длину с места на двух ногах.
Спрыгивает с небольшой высоты.
Бегает, подпрыгивает.
Бросает и ловит мяч.
Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
1 2 3
Источник
Предварительный просмотр:
БИБЛИОГРАФИЯ
«Раннее детство»
Диагностическое обследование детей раннего возраста
- Н.А. Ноткина и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – С.-Пб: «Акцидент». 1999.
- А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – Москва: «Когито-Центр. 2000.
- К.Л. Печора « Методические рекомендации. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет».
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003.
- Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс, 2005.
- Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
Организация и содержание работы по адаптации детей в ДО
- Кирюхина Н. В.Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие/- 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006.
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей /— М. : Просвещение, 2007.
- Ильина И.С. Адаптация ребёнка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие.- Ярославль: Академия развития, 2008.
- Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Воспитание, обучение и развитие детей раннего возраста
- Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Методическое пособие/ Под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
- Г.Г. Григорьева. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет. –Москва: «Просвещение». 2000.
- Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Кисляковская В.Г. Питание детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1983.
- Н.Я. Иванова, Е.А. Лебедева. Самые маленькие в детском саду.- Москва: «Просвещение». 1985.
- Л.Н. Павлова. 365 дней и ночей из жизни младенца. – Москва: «Айрис -Пресс. Рольф». 2001.
- Л.Н. Павлова. 365 дней и ночей из жизни ребенка. Год третий. – Москва: «Педагогика- Пресс».1996.
- Л.Н. Павлова. Наглядно-дидактическое пособие.- Москва: 2000.«Просвещение».1984.
- Л.Н. Павлова. Воспитание и обучение детей раннего возраста. – Москва: «Просвещение». 1986.
- Г.М. Лямина. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – Москва: «Просвещение». 1981.
- С.В. Попова. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – Москва.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Л.Ф. Островская. Первый год жизни вашего ребенка.- Москва: «Педагогика». 1977.
- В. Алямовская. Ясли – это серьезно. – Москва: «Линка- Пресс». 1999.Просвещение. 1972.
- С.В.Фонарева. Развитие и воспитание детей второго года жизни. – Москва: Просвещение. 1977.
- И.С. Авдеева, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Помоги мне сделать самому ( развитие навыков самообслуживания). -С.Пб: «Паритет».2003.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- Москва: Медицина. 1977.
- Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
- Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001–2002 года.-М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
- Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Первая младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет.- М.:Айрис-пресс, 2009.
- Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006
Познавательно-речевое развитие
- Ю.В. Микляев, В.Н. Сидоренко. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Л.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления (1 –3 года). – Москва: «Мозаика-синтез». 2000.
- Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие.- Москва: «Мозаика-синтез». 2000.
- Л.Н. Павлова. Знакомим малышей с окружающим миром.- Москва: «Просвещение».1987.
- Э.Г. Пилюгина. Сенсорные способности малыша. – Москва: «Просвещение». 1996.
- В. Петрова. Методика занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.- Москва: «Просвещение». 1995.
- В. Петрова. Ладушки, ладушки.- Москва: «Знание». 1995.
- Л.А. Венгер,Э.Г. Пилюгина , Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка ». Москва. «Просвещение». 1988.
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Зенина Т.Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.
- О.А. Айрих. Эмоциональное развитие детей. Занятия в 1-й младшей группе. Дидактические игры. Работа с семьёй.- Волгоград: Учитель, 2008.
Художественно-эстетическое развитие
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации. – Москва: «Просвещение». 1992.
- Т.Г. Казакова. Изобразительная деятельность младших дошкольников.- Москва: «Просвещение». 1980.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
- Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
- Л.А. Парамонова. Детское творческое конструирование. – Москва:«Карапуз».1999.
Игровая деятельность с детьми
- Е.В. Зворыгина.Первые сюжетные игры малышей. – Москва: «Просвещение».1988.
- О.Н. Козак. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-Пб: «Союз»1998.
- В.М. Сотникова. Действия с предметами и предметные игры для детей. – Москва: «Мипкро». 2000.
- С.Л. Новоселова. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – Москва: «Просвещение». 1985.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет.- Ярославль: Академия развития. 1997.
- Н.Б. Куприянова. Игры и занятия с детьми до трех лет.
- А. Ануфриева, О. Митюкова. Игры и занятия для малышей.- Горьковское книжное издательство. 1985.
- Родина Е.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.- Москва: «Просвещение». 1972.
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – Москва: Просвещение. 1991.
- Е.А. Тимофеева. Подвижные игры младших дошкольников.- Москва: Просвещение. 1991.
- Л.А. Венгер. – Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.- Москва: «Просвещение». 1983.
- Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Младшая группа детского сада. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Коскова Н.В. Поиграй со мной! Развивающие игры и упражнения для детей трёх лет. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008.
- Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2010.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
- З.С. Уварова, Р.Г. Сорочек . Гимнастика для детей раннего возраста. – Москва: «Медицина».1965.
- Л.Д. Глазырина. Нетрадиционные занятий по физической культуре для самых маленьких. –Минск: «Бестпринт». 1997.
- НИЦ им. А.В. Запорожца.Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста.- Москва, 1994.
- С.Я. Лайзане. Физическая культура для малышей.- Москва: «Просвещение». 1987.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет.
- С.Я. Лайзане. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. – Москва: «Просвещение». 1989.
- Масякина Ж., Соломина К.Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.
Взаимодействие с семьями воспитанников
- Пошва Г.И., Бутерус Е.Г., Елестна Л.Н., Волоцкова О.Б.//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится (2)
Источник