Развитие ребенка раннего возраста в лепке
Нина Евгеньевна
Конспекты занятий по лепке в группе раннего возраста
Конспекты занятий по лепке
в группе раннего возраста
(2-3 года)
Занятие 1. Знакомство с пластилином
Цель занятия: Познакомить с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов. Стека, или детский нож.
Прием лепки: «Разминание»
Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).
Покажите ребенку пластилин. Повторите с ребенком названия цветов.
– Посмотри, это пластилин. Он бывает разных цветов. Он мягкий, из него можно лепить красивые и интересные поделки.
Покажите ребенку, как надо разрезать пластилин. Разрежьте несколько брусочков пластилина на кусочки средней величины.
– Посмотри, как много кусочков пластилина у нас получилось. Возьми, какой тебе нравится.
Покажите, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму.
Дайте ребенку возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук.
С этого упражнения рекомендуется начинать занятия лепкой. Затем скажите, что на следующих занятиях дети будут делать из пластилина интересные поделки, и уберите пластилин в недоступное для них место кусочки пластилина разного цвета. (Предложите каждому выбрать по 2—3 кусочка разных цветов, в дальнейшем количество цветов можно увеличить) и основу для картинки (она может быть меньше, чем основа для коллективной работы, например, формата А5). Можно создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетные картинки — траву, солнце, цветы и т. п.
Занятие 2. Пластилиновая мозаика
Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Мягкий пластилин разных цветов, дощечка или лист плотного картона формата (можно покрыть тонким слоем пластилина одного цвета, игра-мозаика.
Прием лепки: «Отщипывание»
Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).
Начните занятие с игры. Покажите малышу игру-мозаику, обратите внимание на то, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных
деталей. Затем дайте пластилин и объясните, как можно сделать мозаику из этого материала.
Положите на середину стола основу для мозаики — лист картона формата (его можно покрыть тонким слоем пластилина).
– Давай с тобой сделаем красивую картинку из пластилина.
Предложите ребенку выбрать кусок пластилина любого цвета. Затем покажите, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Предложите малышу сделать из пластилина разноцветную мозаику. Следите, чтобы ребенок не спешил. Делайте мозаику вместе с ним. Предложите поменяться кусочками пластилина. По окончании работы получится картина. Придумайте вместе с ребенком название для нее.
Занятие 3. Блинчики
Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Мягкий пластилин желтого цвета, пластмассовые тарелки, куклы.
Прием лепки: «Сплющивание»
Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).
Перед началом занятия подготовьте из желтого пластилина шарики диаметром 2—2,5 см.
Покажите малышу, как из шарика можно сделать блинчик. Для этого возьмите в руки пластилиновый шарик и начинайте сплющивать его между пальцами, постепенно поворачивая по кругу. Вместе с ребенком рассмотрите готовый блинчик. Обратите внимание малыша на то, что блинчик равномерно плоский и круглый.
Дайте ребенку пластилиновые шарики и скажите, что сейчас вы будете делать блинчики для кукол. Предложите малышу сделать блинчики самому, при необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарик, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.
В процессе лепкиможно почитать потешки:
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два, Паше – два,
Ване – два, Тане – два,
Саше – два, Маше – два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!
Готовые поделки обыграйте: разложите блинчики на тарелки, угостите кукол.
Занятие 4. Готовим котлеты
Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Мягкий пластилин коричневого цвета, подкладные доски, пластмассовые тарелки, куклы.
Прием лепки: «Сплющивание»
Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).
Перед началом занятия подготовьте из коричневого пластилина шарики диаметром 3 см.
Покажите малышу, как из шарика можно сделать «котлету»: положите пластилиновый шарик на доску, накройте прямыми напряженными ладонями (одной или обеими) и надавите.
Вместе с ребенком рассмотрите готовую «котлету». Дайте ребенку пластилиновые шарики и объясните, что вы будете делать вкусные «котлеты» для кукол. Предложите малышу сделать их самостоятельно.
При необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарики, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.
Готовые поделки обыграйте: разложите «котлеты» на тарелки и угостите кукол.
Пластилиновые картинки.
Занятие 5. Покормим курочку
Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Листы картона зеленого цвета (формат А4 или А5); желтый или коричневый пластилин, скатанный в маленькие шарики диаметром около 5 мм, примерно 10-20 шариков; игрушка — пластмассовая или резиновая курочка.
Прием лепки: «Надавливание»
Надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
Обучение приемам надавливания (а в дальнейшем и размазывания) на пластилин начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.
Ход занятия: (занятие проводиться за детским столиком, а на ребенка можно одеть фартучек).
Начните занятие с игры.
– Посмотри — это поляна, на ней растет зеленая травка.Пришла курочка на поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу кушать!» Что ест курочка? Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне — нет зернышек. Давай покормим курочку, дадим ей вкусных зернышек.
Положите на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, помогите ему, взяв его руку в свою и действуя его рукой.
– Вот зернышко и вот зернышко.Поклевала курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки!»
Предложите малышу подготовленные шарики — пусть он сам берет и кладет их в нужное место, надавливает пальчиком.
– Курочка говорит: «Ко-ко-ко! Хочу еще зернышек». Давай дадим курочке много зернышек!
После выполнения задания обыграйте результат: игрушечная курочка придет на поляну, поклюет на ней зерно, похвалит ребенка.
* Чтобы закрепить навыки, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на нескольких занятиях.
Занятие 6. Конфеты на тарелке
Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Листы картона белого цвета (не глянцевого); пластилин красного, оранжевого и желтого цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7—8 мм (10—15 шариков); 2—3 резиновые игрушки.
Прием лепки: «Надавливание»
Ход занятия: (занятие проводиться за детским столиком, а на ребенка можно одеть фартучек).
Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновой картинки. Нарисуйте на листе белого картона круг диаметром около 15 см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать круг по контуру.
Начните занятие с игры. Покажите ребенку лист с нарисованным кругом или вырезанный круг.
– Догадайся, что это такое. Это тарелка. Какая у тарелки форма? (Обводящий жест рукой.) Правильно, круглая. А какого она цвета? Белого. На тарелке есть что-нибудь? Нет. А к нам сегодня придут гости. Давайте положим на тарелку конфеты.
Положите на «тарелку» пластилиновый шарик и предложите ребенку нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется,помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем.
– Смотри, вот конфета желтого цвета — лимонная, а вот конфета оранжевого цвета — апельсиновая, а эта конфета красная — малиновая. Давай сделаем много конфет.
Дайте малышу подготовленные шарики — пусть он сам берет их, кладет в нужное место и надавливает пальчиком.
– Какие красивые конфеты получились! Наверно, вкусные! А вот и гости идут. Тук, тук, тук! Кто там? Это я, собачка! Ав, ав! Здравствуй, собачка! Заходи к нам в гости! Угощайся, собачка, конфетами. Ам! Какая вкусная конфетка!
Занятие 7.«Витамины в баночке»
Цель: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Лист картона белого цвета; пластилин ярких цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7—8 мм (10—15).
Прием лепки: Надавливание.
Ход занятия:
Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновой картинки. Нарисуйте на листе белого картона контур банки высотой примерно 8—12см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать по контуру.
Дайте малышам «банку», вырезанную из картона.
– Смотрите, это банка. В ней хранятся разноцветные витамины. Давайте сделаем витамины и положим в банку!
Положите «в банку» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если дети затрудняются,помогите им: взяв руку ребёнка в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем.
Затем предложите малышам подготовленные шарики – пусть они сами берут их, кладут в нужное место и надавливают пальчиком.
– Вот какие замечательные получились у вас витамины! Их дают детям, чтобы они были здоровы.
Занятие 8. «Мухомор»
Цель: Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Листы картона белого цвета (с заранее подготовленным рисунком) или аппликацией; пластилин белого цвета; игрушка или рисунок с изображением мухомора.
Приемы лепки: «Ощипывание», «скатывание» – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, «надавливание».
Ход занятия:
Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки – изображение на картоне гриба-мухомора. Для этого вырежьте из бумаги красного цвета шляпку и наклейте ее на лист, а ножку нарисуйте.
Начните занятие с загадки.
– Послушай загадку. Попробуй догадаться, о чем она.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый,
как Петрушка,
Ядовитый.
– Правильно, это гриб мухомор!
Покажите детям игрушечный мухомор или картинку с его изображением.
– Давай внимательно рассмотрим мухомор. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке? Белые крапинки.
Дайте детям заготовку с изображением мухомора и белый пластилин.
– Посмотрите, у вас на картинке тоже мухомор. Только чего-то у него не хватает. Как вы думаете чего? Правильно, белых крапинок на шляпке. Давайте приделаем на шляпку мухомора белые крапинки, чтобы все узнали его, не стали срывать и есть ядовитый гриб.
Предложите малышам сделать крапинки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики.
Пока дети делают крапинки можно почитать стихи:
Красная шляпка, белые горошки –
С виду красавец, что ни говори,
Только его мы не берем в лукошко,
Он опасный очень-очень, этот самый гриб.
***
– Шляпка красная, в горошек,
Крепкий, стройный, взгляд в упор,
На высокой белой ножке –
Это, дети, МУХОМОР.
– Ну и задали задачу!
“Гриб”- мужского рода, значит,
Перед нами точно – МАЛЬЧИК.
Совершенно не пойму –
Юбочка, зачем ему?
Если уровень развития у детей мелкой моторики и навыки работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ними изготовить шляпку гриба из пластилина. Для этого пластилин красного цвета размазывается на картонной основе, на которой предварительно изображается контур гриба.
Занятие 9. «Яблоня»
Цель: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Лист картона белого цвета с заготовкой (рисунок или аппликация); пластилин красного, желтого, зеленого цвета в брусках, а также пластилин, скатанный в шарики
Приемы лепки: Отщипывание, скатывание, надавливание
Ход занятия:
Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки — изображение дерева (ствол и зеленая крона) на картоне. Для этого сделайте аппликацию из цветной бумаги – зеленая крона и коричневый ствол либо нарисуйте контур дерева цветными фломастерами.
Покажите ребёнку заготовку с изображением дерева.
– Посмотри, это яблоня.
– Но на яблоне чего-то не хватает, как ты думаешь чего?
– Ну, конечно! Не хватает яблок.
– Какие бывают яблоки? Правильно большие и маленькие.
-А какого цвета они бывают?
– Давай подумаем, какой формы бывают яблоки?
Дайте ребёнку заготовку с изображением дерева и пластилин.
– Какого цвета будут яблоки на нашей яблоне? Красные, желтые, зеленые. Выбери цвет яблок, которые будут расти на дереве, и возьми пластилин такого же цвета.
Предложите малышу сделать яблоки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Помогите ребёнку начать выполнять задание, проследите за выполнением. Предложите ребёнку самостоятельно изготовить 2-4 шарика, остальные подготовьте заранее. Затем попросите прикрепить шарики к кроне дерева, используя метод надавливания.
Источник
Татьяна Коновалова
Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду
Мастер-класс
«Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду»
Подготовил:
Коновалова Татьяна Михайловна,
воспитатель МАДОУ детский сад №6
Обучение лепки с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально (для наилучшего результата, так и объединять группами по 2-5 человек (в зависимости от способностей каждого малыша). Первоначальные занятия проводятся в течение 4-8 минут с каждой подгруппой, причём важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Для обучения лепкенеобходимо приготовить следующие материалы: массу для лепки (глина, пластилин, тесто, предварительно подготовив её; дощечки и дополнительные материалы на усмотрение педагога (по возрасту).
Сначала познакомим детей со свойствами глины или пластилина (эластичный, мягкий, затем приучаем аккуратно обращаться с используемым материалом, а также подводим к пониманию детей о том, что из пластилина (глины) можно слепить всё что угодно.
Поясняя все необходимые действия с пластилином предварительно показываем и объясняем, что делаем, соблюдая при этом медленный темп речи, чёткую и последовательную инструкцию проведения занятия. Пошаговые пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности.
Образовательную деятельность проводим в интересной и игровой форме, которая нравиться детям и становиться увлекательным делом в будущем. Ни в коем случае не принуждаем ребёнка заниматься лепкой, если он этого не желает. Избежать негативного отношения ребёнка к лепке стараемся путём непринуждённых манипуляций с пластилином. Например, если педагог во время самостоятельных игр возьмёт пластилин и будет лепить, постепенно вовлекая в это занятие детей. («Хочешь сделать такой же?») Можно также предложить ребёнку рассмотреть коробочку с пластилином, потрогать его, помять либо не принуждённо предложить переложить кусочки пластилина в другую коробочку, как – бы заостряя внимание ребёнка на этом материале.
В процессе работы обращаем внимание детей на то, что лепить надо аккуратно, не пачкать стол, не ронять на пол пластилин, не брать в рот, а после окончания лепки вымыть руки. Если с первых дней занятий лепки с детьми закрепить эти основные правила работы, то в дальнейшем не возникнет ни каких проблем, и дети аккуратно будут пользоваться с рабочим материалом. По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой.
Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки.
Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения
Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как методруководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить. Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет.
Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет, во-первых, должен быть хорошо знаком детям – на знакомом предмете легче уточнить представления детей. Во-вторых, предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него. И, наконец, в-третьих, предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух). Учитывая это, можно подобрать для изображения и другие простые предметы, в основе которых лежат геометрические формы – цилиндр, диск, шар.
Непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми и во время занятия с теми, у кого не получается.
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие задачи ставятся на игровых занятиях по лепке с детьми 2-3 лет:
– лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями,
– соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
– раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку,
– сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник,
– делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол,
– соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку,
– лепить только на клеенке на дощечке для лепки, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).
Заканчивать занятие не обязательно всем вместе, дети могут выключаться из занятия по своему желанию, предварительно показав свою работу воспитателю.
Ни в коем случае нельзя на глазах у малышей уничтожать их работы, так как это может привести к стрессовым и негативным моментам.
Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку – просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.
Чтобы качественней и эффективней закрепить навыки и умения детей в лепке, следует как можно чаще проводить и привлекать их к этой деятельности в течение дальнейшего времени.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Тесто для лепки безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов.
Соленое тесто, даже то, в которое добавили краски, не пачкает руки, не липнет к пальцам. Оно мягкое и податливое.
Поделки из теста можно высушить разными способами. Тогда они будут храниться долго и служить в качестве сувенира, игрушки для елки, детской игрушки
Можно раскрасить как само тесто еще в процессе его приготовления, так и готовую фигурку, тогда творчество будет интереснее и полезнее вдвойне.
На Руси фигурки из теста дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Фигурки из теста называли хлебосол.
Что же нужно для приготовления соленого теста?Предлагаю вам отгадать загадки:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Отдельно – я не так вкусна,
Зато красива, солона,
И в пище – каждому нужна. (Соль)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без (воды)
Во все времена для приготовления соленого теста, использовали муку различных сортов, в том числе и ржаную. Соль использовали мелкую, так как она лучше растворяется. Для пластичности в тесто добавляли растительное масло любых сортов. Воду брали теплую, соль в ней растворяется быстрее.
Предлагаю вам приготовить тесто для лепки.
Рецепт классического соленого теста
200гр. муки -1 стакан
100гр. соли – 0, 5стакана
100 мл. воды-0, 5стакана
2 ст. л масла
Кладем в миску, соль, красители, размешиваем, заливаем небольшим количеством воды, добавляем подсолнечное масло. Постепенно добавляем муку и вымешиваем тесто до однородной консистенции, до тех пор, пока тесто не будет прилипать к рукам, и не станет эластичным. Готовое тесто разлаживаем по пакетам, и на 2 час в холодильник, даем тесту отлежаться.
Существует еще и заварное соленое тесто. Для его приготовления берем те же ингредиенты, что и для классического соленого теста, но добавляем 30гр лимонной кислоты, если у вас нет лимонной кислоты, можете добавить грамм 10 уксусной кислоты, которая будет являться для теста консервантом.
Все ингредиенты кладем в кастрюлю, ставим на медленный огонь, постоянно помешиваем, нагреваем, но здесь есть одна особенность, тесто нельзя перегреть. Тесто заварили, остудили, добавляем остатки муки, и доводим до нужной консистенции. Так же, как и классическое тесто, помещаем в пакет и в холодильник на 2 часа, через 2 часа тесто готово к работе.
Заварное тесто пластичнее простого теста, при работе с ним на руках не остается соляная пудра, так как соль растворяется вся при нагревании, такое тесто не прилипает к рукам, изделия из него получаются намного изящнее, так как тесто раскатать можно намного тоньше, чем из обычного соленого теста. Хранить его в холодильнике можно до одного месяца, простое можно хранить не больше недели.
Предлагаю вам попробовать что-то вылепить из заварного теста.
Для окрашивания соленого теста я использую пищевые красители, но они не всегда бывают под рукой, можно взять кофе растворимый, какао, морковный и свекольный сок, куркуму.
Предлагаю окрасить тесто разными способами.
Если изделие сделано из неокрашенного теста, можно раскрасить акриловыми красками или гуашью.
Чтобы проверить, пригодна ли масса для лепки, из нее выкатывают гладкий шар, в середине него пальцем продавливают ямку. Тесто не должно ни растекаться, ни сиюминутно возвращать форму. Края углубления должны оставаться ровными.
Тесто с крахмалом.
Нужно: мука пшеничная – 0,5 стакана, крахмал – 0,5 стакана, соль экстра – 1 стакан, вода – 0,5 стакана.
Так же, как и в первом случае, сначала смешивают муку, соль и крахмал. Далее постепенно добавляют чистую или подкрашенную воду. Масса для лепки, в составе которой есть крахмал, становится более эластичной. Готовое тесто не должно крошиться и липнуть к рукам.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка. Как именно?
– повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
– развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
– синхронизируют работу обеих рук.
– формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Самое важное и ценное заключается в том, что лепка на ряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Источник