Развитие ребенка раннего возраста с нарушением слуха
День за днем, месяц за месяцем… Время стремительно бежит, и вот он долгожданный момент – появление на свет малыша. Все, без исключения, родители мечтают о здоровом ребенке. Однако не всегда происходит так, как мы желаем. У ребенка нарушение слуха. Как же происходит развитие особого малыша, который испытывает трудности (при незначительном снижении слуха) или вообще не может (при тяжелой степени нарушения) слышать звуки окружающего мира?
Развитие ребенка младенческого возраста, имеющего нарушение слуха
У нормально развивающегося ребенка уже в первые месяцы жизни начинают развиваться зрительные и слуховые реакции, способность к концентрации, распределению внимания, а у детей, имеющих нарушение слуха эти процессы осуществляются в иных условиях. У них отсутствуют слуховые ощущения как на голос человека, так и на другую звуковую информацию, что негативно влияет на развитие слуховое восприятие.
В результате более позднего овладения умением двигать головой и, как следствие, нарушения зрительно-слухового поиска единственным объектом внимания ребенка является только то, что находится непосредственно рядом. Большинству детей свойственна неловкость, замедленность двигательных реакций, затруднение в переключении с одного движения на другое. Следствием отставания в двигательной сфере является своеобразие в развитии кинестетических и статических ощущений.
У ребенка, имеющего нарушение слуха, позже развиваются действия руки, характер которых долгое время остается хаотичный, что приводит к более позднему формированию умений захватывать и удерживать предмет. Недостаточно дифференцированными являются и мелкие движения пальцев рук, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики. Все это приводит к задержке в овладении манипулятивными действиями с предметами, в результате чего происходит замедленное ознакомление ребенка с их свойствами, качественно не развиваются осязательные ощущения.
Более позднее овладение ползанием и ходьбой ведет к задержке в овладении пространством, в познании окружающего предметного мира и взаимодействии с ним, в развитии восприятия, познавательного интереса и орудийных действий. Дефицит общения характеризуется отсутствием воздействия речи взрослого, а именно ее эмоциональной окраски, которая еще до развития понимания речи ребенком является одним из действенных стимулов его поведения. Вследствие чего эмоционально-действенное общение как ведущий вид деятельности у детей младенческого возраста с нарушением слуха полноценно не развивается.
Развитие ребенка раннего возраста, имеющего нарушение слуха
На протяжении данного возрастного периода в спонтанном развитии ребенка с нарушением слуха происходят некоторые положительные изменения: возникает определенный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, развиваются действия с ними. Основным способом действий с предметами остаются в этот период специфические и неспецифические манипуляции. Использование предмета исходя из функционального назначения, закрепленного за ним человечеством, только начинают складываться. Однако эти позитивные изменения появляются у детей, имеющих нарушение слуха, только к концу раннего возраста и характеризуются определенным качественным своеобразием: трудностями в узнавании предметов, задержке в формировании произвольности и контурности, неполноте зрительного восприятия и т. д. Следствием этого является ошибочное соединение частей объектов, затруднение в выделении информативных признаков, существенных свойств и отношений между предметами, задержка во включении в деятельность, снижение скорости выполняемых действий и увеличение числа ошибок. Отмечаются особенности и в развитии свойств внимания: трудности в переключении, концентрации и слежении.
Только у некоторых детей начинает складываться способность к подражанию действиям взрослого: они подражают некоторым действиям взрослого и только с хорошо знакомыми предметами, что выражается зачастую в бессмысленном повторении. Действия по образцу практически не доступны детям даже после трех лет. У них запаздывает развитие орудийной деятельности и овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение и др.). Таким образом, у детей раннего возраста с нарушением слуха отмечаются особенности в развитии чувственной сферы, более позднее взаимодействие с объектами материального, что оказывает отрицательное влияние на овладение ими ведущим видом деятельности – предметной деятельности, а в ее структуре – на овладение предметами-орудиями.
Развитие ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушение слуха
В дошкольном возрасте у ребенка, имеющего нарушение слуха, продолжается отставание в развитии предметной деятельности. Это сказывается в первую очередь на формировании наглядно-действенного мышления, развитие которого характеризуется качественными и количественными особенностями: замедленный темп его развития, более примитивные способы действия (действие силой без учета качеств и свойств объекта, многократные пробы без анализа их результатов, фиксация внимания на цели, а не на способах ее достижения).
Основными средствами общения детей со слуховой депривацией выступают предметные действия, естественные бытовые жесты, мимика и другие неречевые средства в сочетании с различного типа вокализациями и лепетом. Отсутствие речи обусловливает трудности и в понимании других людей, смысла их действий, что приводит к повышенной ориентировке на реакцию взрослого, механическому подражанию.
У детей, имеющих нарушение слуха, позже формируются этапы познания себя. Все это затрудняет развитие самостоятельности и инициативности в овладении детьми социальным опытом, восприятии и понимании окружающей действительности. Задержка в развитии двигательной сферы, предметной деятельности, способов общения, развития восприятия приводит к отставанию детей с нарушением слуха от их нормально слышащих сверстников в развитии игровой деятельности, которая характеризуется рядом особенностей: преобладает уровень одиночной игры, ограниченный выбор игрушек, отсутствие игрового взаимодействия, отставание в овладении игровыми действиями.
Для того чтобы ребенок с нарушением слуха приблизился в своем развитии к нормально развивающимся сверстникам, необходимо своевременно обратиться за помощью к специалистам. И это сделать нужно как можно раньше.
Источник
Т.В. Пелымская ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Н.Д. Шматко ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Почему важно раннее педагогическое воздействие
С момента обнаружения снижения слуха у ребенка (или даже только подозрении на него) необходимо начинать проводить коррекционную работу. В ИКП РАО нами совместно с Т.В.Пелымской разработаны содержание и методика занятий с детьми, имеющими снижение слуха, с первых месяцев жизни с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода раннего детства: 0-3 мес., 3-6 мес., 6-12 мес., 1-1,5 года, 1.5-2 года, 2-2,5 года, 2,5-3 года.
Занятия с детьми младенческого и раннего возраста организуется в условиях семьи. Сурдопедагог обучает родителей общим и специальным приемам работы с малышом в соответствии с его возрастом, уровнем психофизического развития и состоянием слуха, а со второго года жизни проводит с ним занятия в присутствии мамы или папы. Обучение строится на основе устной речи, при широком использовании письменной речи (написанных печатными буквами табличек-названий, табличек-поручений и т.п.).
С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями под руководством сурдопедагога сурдологического кабинета (отделения, центра) или консультативной группы в условиях специального дошкольного учреждения для глухих и слабослышащих детей. Если ребенок живет в городе, где находится учреждение, оказывающее помощь детям с нарушенным слухом, то, как правило, два раза в месяц его привозят для консультации: даются рекомендации по воспитанию малыша, показываются отдельные приемы работы, уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов, при необходимости проводится медицинское обследование. Если ребенок живет далеко, то его привозят на консультацию 1-2 раза в год. В этом случае в течение нескольких дней (обычно недели) проводятся медицинское и педагогическое обследование малыша, уточняется режим работы с индивидуальными слуховыми аппаратами, родители показывают сурдопедагогу, как они занимаются дома, демонстрируют достижения ребенка, делятся возникшими проблемами. В ходе всех занятий ведется наблюдение за малышом. На основании полученных данных родителям даются рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.
С детьми старше одного года начинает проводить занятия сурдопедагог. Как правило, для детей, живущих недалеко от учреждения, оказывающего помощь детям с нарушенным слухом, организуются 1-2 занятия в неделю продолжительностью 30-45 минут. В консультативных группах при специальных дошкольных учреждениях и в экспериментальных группах (например, Института коррекционной педагогики РАО) они могут проводиться и чаще. Если ребенок живет далеко, то его привозят на периодические консультации 12 раза в год. В это время он обеспечивается ежедневными занятиями по 30-45 минут в течение 1-2 недель. В промежутках между консультациями родители часто обращаются к педагогу за советами письменно или по телефону.
Раннее начало работы с детьми, имеющими снижение слуха, позволяет избежать отсутствия или резкого недоразвития речи даже у малышей с тяжелой тугоухостью и глухотой, а, следовательно, и предотвратить те тяжелые последствия для развития всей личности ребенка, которые ему сопутствуют.
Результаты обучения у разных детей различны. В условиях интенсивной работы родителей к полутора годам у малышей вне зависимости от степени снижения слуха появляются 10-30 слов, включая лепетные (в отдельных случаях – более 70), к двум годам – короткая фраза, к трем годам дети начинают рассказывать о виденном, о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. С индивидуальными слуховыми аппаратами в пределах одного помещения большинство детей могут слышать обращенную к ним речь. Примечательно, что они начинают воспринимать на слух не только специально тренированный материал, но практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи большинства детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста. Если посторонний человек не видит слуховых аппаратов, то у него и не возникает мысли, что дети не слышат. В качестве примера остановимся на характеристике речи трех детей, коррекционные занятия с которыми начаты на первом – в начале второго года жизни.
Катя Ш., 3 г. 4 мес., не слышит с рождения, состояние слуха – пограничное между глухотой и тугоухостью, начала заниматься под руководством сотрудников Института коррекционной педагогики с 3 мес.
Строя дом из кубиков, девочка приговаривает: “Беру кубики, сделаю ворота, потом крышу, на крыше – еще. Это дверь, она открывается. А какого это цвета? Наверное, зеленого. Это дворец, в нем живет царь. Живет внутри, он там пирует. Но зала не видно, нет окошек. Вот зеленое окошко. Царевна смотрит в это окошко, а царь – в другое. Царя зовут Додон, а царицу зовут Барабиха. Фонтан вот. Фонтан я видела в Сочи на площади. Забор тут будет, потому что царь не хочет пускать бедняков”.
Катя с удовольствием придумывает и рассказывает сказки. Может поделиться секретом, как похудеть Карлсону, деловито рассуждать о том, живые или неживые одуванчики.
Наташа И., 3 г. 3 мес. потеряла слух в 1г 1мес., состояние слуха – значительная тугоухость, начала заниматься с 1г. 3мес.
Наташа с удовольствием и на равных общается со слышащими сверстниками. Они хорошо понимают друг друга. Помощь взрослого при общении со слышащими не нужна. Как многие маленькие дети, к незнакомым взрослым относится настороженно. Первая реакция на предложение что-то сделать – взгляд исподлобья: “Пусть мама сделает!” Но потом детское любопытство пересиливает: “О! Это береза! А это? Волк?”
Илюша З., 3 г, 2 мес., наследственное прогрессирующее снижение слуха. Во время начала обучения была отмечена значительная тугоухость, к 3 годам констатирована глухота. Мальчик живой, озорной, общительный. Он с удовольствием ведет разговор на интересную для него тему, но организовать занятия с ним не просто. Вот типичный разговор с педагогом в начале занятия: “Тетя Ира, я заниматься не хочу, я устал. Пойдем на улицу, я покажу тебе большую собаку. Будем ее пугать: “Уходи, собака! Уходи большая черная собака”.
Таким образом, благодаря раннему началу коррекционной работы дети со значительными нарушениями слуха уже к трем годам владеют речью, хотя и в разной степени. Причем результаты обучения не зависят от состояния слуха. Однако это верно лишь для детей, с которыми интенсивная работа начата на первом году жизни.
В то же время, если специальные занятия не начинаются рано, не только глухие, но и слабослышащие дети к двум-трем годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи всегда резко отличается от нормального.
Остановимся на характеристике основных принципов, на которых строится коррекционная работа с детьми раннего возраста.
Учимся общению…
В первую очередь должна быть обеспечена возможность полноценного эмоционального общения с малышом и возможности речевого контакта с ним.
В первом полугодии жизни – это ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Ребенок в это время нуждается лишь в доброжелательном внимании взрослого, ведущим мотивом общения является личностный мотив. На этом этапе основным средством общения с окружающими людьми служат выразительные (экспрессивно-мимические) движения. Ребенок реагирует, в основном, на особенности голоса, интонацию, мимику лица, на различные манипуляции с малышом. При этом речь сопровождает действия взрослого. Для неслышащего ребенка важно повышенное внимание, большее в сравнении с нормальнослышащим младенцем, общение с ним. Важно чаще брать ребенка на руки. В этом случае не только улучшается контакт с малышом, но и происходит его более интенсивное знакомство с окружающим миром, в том числе и со звуками, которые ребенок может воспринимать не только на слух, но и тактильно-кинестетически через тело матери. Трудности в формировании звуковых реакций слышащих детей глухих родителей лучшее этому подтверждение. Необходимо также, чтобы взрослый постоянно и своевременно реагировал на голосовые реакции малыша, на их изменение.
Во втором полугодии жизни начинает складываться новая форма общения – ситуативно-деловая (после того, как ребенок овладевает хватанием). Эта форма общения для малышей с нарушенным слухом является основной как на первом, так и на втором и частично третьем году жизни (в отличие от слышащих детей, которые на втором году жизни уже переходят на этап становления речевого общения – общения на основе самостоятельной речи ребенка). Ситуативно-деловое общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка. Ведущим мотивом общения становится деловой, ребенок стремится к сотрудничеству. Основным средством общения с окружающими людьми для младенца служат изобразительные (предметно-действенные) движения и позы.
Общение со взрослыми с помощью предметных действий становится одним из основных способов специфических человеческих взаимодействий. Для неслышащего ребенка важно не только максимальное внимание, но и значительно большее время на занятия с ним, на постоянное сотрудничество, поддерживание его первых манипуляций, естественной мимики (лица), развитие выразительных жестов. Это основа, база, на которой развиваются довербальные (доречевые) реакции и появляется речь.
Но чтобы эмоционально-речевое общение могло осуществляться, необходимо создать условия, при которых ребенок в той или иной степени может слышать обращенную к нему речь, воспринимать звуки окружающего мира. Это достигается в некоторых случаях простым приближением говорящего взрослого к уху малыша. Усиление речи таким образом возможно и дает разборчивое восприятие речи, но при этом ребенок, имеющий значительную потерю слуха, часто лишается возможности воспринимать окружающие его различные неречевые звуки, что приводит к резкому обеднению его представлений о звуках окружающего мира. С определенными трудностями связано и обеспечение восприятия речи ребенка при уходе за ним, при проведении разнообразных упражнений, по развитию его познавательной деятельности. Кроме того, без слухового аппарата многие дети не слышат собственной речи. Поэтому большинству глухих и слабослышащих детей необходимо с периода младенчества постоянно (в течение всего дня) пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению.
Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом. Детей младенческого и раннего возраста желательно протезировать двумя аппаратами заушного типа. Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Сурдопедагог в процессе коррекционных занятий уточняет режим работы индивидуальных слуховых аппаратов. При этом выбор частотной характеристики определяется тем, что для развития слуховой функции и формирования устной речи ребенку необходимо возможно более полная информация об акустических свойствах речевых стимулов. Поэтому предпочтение отдается максимально широкому диапазону частот; лишь в некоторых случаях частично подавляются звуки низкой частоты (при хорошей сохранности их восприятия).
Важно, чтобы в индивидуальном слуховой аппарата ребенок слышал голос на расстоянии не менее 1,5-2 м., а в дальнейшем мог узнавать речевые единицы не менее чем на 1 м. С момента уточнения режима работы аппарата ребенка приучают пользоваться им в течение всего дня. Период привыкания ребенка к индивидуальному слуховому аппарату зависит от его возраста: чем он младше, тем легче привыкает к нему. Так, период привыкания к аппарату младенца, как правило, длится около недели. В основном детей смущают вкладыши, помещенные в уши, само же звукоусиление при правильном его подборе обычно никаких отрицательных реакций не вызывает. Большинство родителей отмечают, что в первые дни дети бывают несколько насторожены, как бы вслушиваются в себя. Почти сразу наблюдается некоторая активизация голосовых реакций детей. Через 2-3 месяца, по наблюдениям родителей, дети беспокоятся, когда они без аппаратов.
Особого интереса заслуживает случай с глухой девочкой Катей Ш.
Занятия с ней проводились с 3 месяцев, но слухопротезировать ее удалось лишь в год. До этого все общение с Катей осуществлялось на слух путем приближения к ушной раковине ребенка. Все это время мама была вынуждена держать девочку на руках или наклоняться к ней. Благодаря самоотверженной работе матери к году Катя понимала достаточно много слов. После одного дня ношения аппарата была проведена проверка, которая показала, что Катя воспринимает на слух все слова своего пассивного словаря на расстоянии 1,5-2 м. Из дневника матери: “… вот уже 1,5 месяца Катя в аппарате. И мы просто не понимаем, как мы без него целый год обходились… С первого дня Катя хорошо стала в нем понимать”.
Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом-втором году жизни снивелировать разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью, что невозможно при более позднем начале коррекционных занятий.
Содержание и организация занятий с детьми раннего возраста определяются не столько состоянием слуха малыша, сколько возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития.
Таким образом, первый принцип организации коррекционной работы с детьми младенческого возраста – обеспечение возможно полноценного общения с ребенком.
Печать
Библиография
Будет напечатана текущая страница статьи
Распечатать фрагмент
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2003. Альманах №7 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-7/rannjaja-pedagogicheskaja-korrekcija-otklonenij-v
(Дата обращения: 16.09.2020)
Источник