Развитие ребенка раннего возраста контрольная работа

Содержание

Введение

1. Значение периода раннего возраста для всестороннего развития ребен-ка

2. Особенности развития детей раннего возраста от 1 года до 3 лет жизни.

3. Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста.

Заключение

Конспект занятия

Список использованной литературы

Введение (выдержка)

По данным, которыми в настоящее время располагает наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определя-ет его будущее развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предмет-ной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умениями, которые существенным образом влияют на его после-дующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и пользоваться языком в общении с людьми.

Основная часть (выдержка)

Начальным этапом в работе с детьми раннего возраста считается ком-плексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заклю-чения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обсле-дования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса педагогических мероприятий.

Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодейст-вия в его ближайшем окружении. Выясняя ситуацию социального развития ребенка необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном подходе при организации пе-дагогического процесса:

• характер взаимодействия взрослого и ребенка;

• предметно-развивающая среда;

• организация системной и комплексной педагогической работы с ребен-ком в среде его сверстников.

Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к спо-собам общения отражены в ряде принципов, которые являются основопола-гающими при проведении воспитательно-образовательных мероприятий. Пе-речислю эти принципы:

• общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, сти-мулирующим и личностно-ориентированным;

• при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать зада-ния «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;

• -стимулы, используемые взрослым и побуждающие ребенка к дейст-вию, должны носить полимодальный характер;

• любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевы-ми комментариями педагога, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;

• вступая в общение с проблемным ребенком, педагог должен учиты-вать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкрет-ного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения. Другими словами, педагог выступает в качестве «индивидуально настроенного инст-румента», который звучит в собственном, свойственном только ему регистре и тембре, подобранном для определенного ребенка.

Педагог строит свое взаимодействие с ребенком с учетом ведущих мо-тивов и потребностей детского возраста, принимая во внимание специфич-ность психического статуса, характерную для ребенка, а также актуальные и потенциальные возможности ребенка. В этот период педагог создает условия для формирования у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональности: «Что с ним можно делать? В чем его значение?» Он организует совместную с ребенком дея-тельность, чтобы познакомить его со структурой предметного действия, обо-гатить его сенсорный опыт и подвести ребенка к появлению у него способно-сти к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей. Педагог добивается возникновения у ребенка ас-социативных образов в доизобразительном «рисовании», предпосылок овла-дения речью, деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Значимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что спо-собствует формированию у него образа «Я» и «Я – сознания».

Заключение (выдержка)

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и тре-буют создания специальных условий для детей этого возраста. По мнению педагогов – психологов (М.Д. Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) период раннего детства (первые три года жизни) имеют ряд пси-хофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрас-тных периодов. Требуется создание для детей этого возраста специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, питания. Отличны также содержание и методы воспитания.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамо-ва. – М.: Академия, 1998. – 320 с.

2. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И.Л. Баскакова. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1995.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1999.

4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошколь-ного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.

5. Обухова, Л. Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996.

6. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.

Источник

Характеристика личностного и эмоционального развития ребенка в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Особенности развития предметной деятельности, игры, воображения. Восприятие, внимание, память, мышление в раннем возрасте. Кризис трех лет.

Подобные документы

  • Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.

    дипломная работа, добавлен 17.11.2012

  • Изменение основных психических процессов в раннем возрасте; понятие “зоны ближайшего развития”. Интеллектуальные новообразования в раннем детстве. Роль игровой деятельности в становлении предметного, умственного и когнитивного интеллекта; развитие речи.

    курсовая работа, добавлен 19.11.2014

  • Развитие познавательной сферы личности ребенка в период раннего детства. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Характерные особенности мышления ребенка. Развитие самостоятельности, кризис трех лет и эмоциональная сфера ребенка.

    контрольная работа, добавлен 26.05.2009

  • Раннее детство как важный этап в развитии ребенка. Социальная ситуация развития ребенка. Прямохождение как условие расширения пространства ребенка. Развитие речи, восприятия, действия и мышления в раннем возрасте. Эмоциональное развитие ребенка.

    курсовая работа, добавлен 11.08.2014

  • Функция матери с эволюционной точки зрения. Содержание и особенности отношений между матерью и младенцем. Проблема установления контактов младенца с отцом. Социально-психологические модели отцовства. Влияние семьи на развитие ребенка в раннем возрасте.

    реферат, добавлен 20.03.2009

  • Возникновение кризиса трех лет в результате появления первых страхов ребенка и его интенсивного умственного развития в раннем возрасте. Описание признаков семилетнего кризиса как соединительного звена между дошкольным и школьным возрастом детей.

    контрольная работа, добавлен 12.03.2011

  • Особенности становления и развития движений. Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте. Сложные движения как предмет нейропсихологии. Кинетический фактор и его мозговая организация. Возрастные особенности развития движений у ребенка.

    дипломная работа, добавлен 23.12.2017

  • Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

    контрольная работа, добавлен 15.07.2012

  • Рассмотрение основных видов внимания: непроизвольного, произвольного и послепроизвольного. Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка в младенческом и раннем возрасте. Создание игр для развития речи и памяти.

    курсовая работа, добавлен 15.02.2014

  • Развитие восприятие и мышления в раннем возрасте. Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы. Развитие обобщений в предметных действиях детей. Особенности развития речи в развитии мышления и обобщения ребенка.

    контрольная работа, добавлен 30.07.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Содержание

Введение 3
Глава 1. Влияние развивающих игр на развитие детей раннего возраста 5
1.1 Значение игры в раннем возрасте 5
1.2 Развивающие игры и их условия 9
Глава 2. Классификация развивающих игр детей раннего возраста 14
2.1 Игра с сюжетно-образными игрушками 14
2.2 Обучающие игры 16
2.3 Игра с дидактическими игрушками 18
2.4 Игра со строительным материалом 19
2.5 Игра с предметами-орудиями, игрушечными орудиями труда 20
2.6 Игры-забавы, развлечения 21
Заключение 22
Список литературы 23

Введение

Актуальность: Вопросами детской игры занимались многие известные психологи и педагоги (Эльконин Д.Б. 1976; Выготский Л.С 1956; Никитин Б.П. 1981; Урунтаева Г.Д. 1992 и др.). Они рассматривали игру с разных сторон: воспитательной, развивающей, особенности её развития, возникновения и т.д.
Игра – является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей (Эльконин Д. Б., 1987).
Для детей раннего возраста, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают. Моторные игры – бег, прыжки, лазанье, кружение – характерны для детей от 1 года до 3 лет.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка. Она вызывает существенное изменение в его психике. (Изл. по Яковлева Н.Г.,2007).
Цель работы: Теоретически обосновать влияние развивающих игр на развитие детей в раннем возрасте.
Гипотеза: Развитие детей раннего возраста в игре будет эффективно, если обеспечить:
а) систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни,
б) максимально – познавательную активность детей,
в) комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов.
Задачи:
1. Изучить особенности влияния развивающих игр на детей раннего возраста.
2. Изучить особенности проведения игр с детьми раннего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть классификацию развивающих игр детей раннего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются дети раннего возраста.
Предметом исследования являются развивающие игры детей в раннем возрасте.

Читайте также:  Маловесный ребенок при рождении развитие

Глава 1. Влияние развивающих игр на развитие детей раннего возраста

1.1 Значение игры в раннем возрасте

Развитие как биологический процесс есть реализация тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез). При развитии ребёнка не только растет масса тела и происходит активизация его физических возможностей. Одновременно ребёнок развивается и психически, познает мир, действительность, вступает с ним в общение. И здесь, основой общения ребенка с миром становится игра.
В первые 2-3 месяца жизни ребенка игра и игрушки (предметы игры) важны для развития органов чувств ребенка, накопления зрительных и слуховых впечатлений, поддержания положительного эмоционального состояния. Ребенок учится хватать, обследовать игрушки, доставать из разных положений. Затем он подползает к игрушкам, играет с ними сидя, стоя и ходит с ними. Именно так с помощью основ игры развиваются первые физические и познавательные навыки ребенка. Важны игрушки, которые ребёнок видит, слышит и осязает одновременно всеми органами чувств и которые привлекают его внимание разнообразием форм, цвета, мелодичностью звучания.
В этом возрасте важно постоянно общаться с ребенком, играть с ним, что будет способствовать развитию у него первоначальных предпосылок двигательных навыков, навыков общения и др. (Эльконин Д.Б. 1976).
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры (Богуславская З.М., Смирнова О.Е., 1991).
Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании работы по руководству игрой……………..

Заключение

Можно сказать, что через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.
Итак, огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность ребенка воздействия на мир.
Можно сделать следующие выводы:
1) Факторы наследственности и факторы среды имеют огромное влияние на психическое развитие ребенка, развитие способностей, ВПФ (высших психических способностей), познавательных процессов.
2) Результатом развивающих игр является развитие сенсорной системы ребенка; ВПФ; двигательной активности; умение управлять своим телом; формируется образ телесного «я»; дети научаются взаимодействовать друг с другом и следовать определенным инструкциям и правилам.
3) Развивающие игры требуют особого подхода и умения их организовывать; воспитатели и родители должны учитывать индивидуальные особенности детей, их активность; нельзя заставлять ребенка играть; заинтересовать его.
При этих условиях развивающие игры будут способствовать полноценному развитию личности ребенка, его познавательной и эмоциональной сферы, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности.
Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
2. Богуславская З.М. Смирнова О.Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.,1991.
3. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М., 2008.
4. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 2006.
5. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – Б., 2003.
6. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
7. Печора К.Л. Игры детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. – П., 2007.
8. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.,2007.
9. Урунтаева Г. Д. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у дошкольников. – М.. 1992.
10. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – М., 2007.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение – Центр развития ребёнка- детский сад №6 *Колокольчик*

                                         Контрольная работа

 Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста

                                                                                           Подготовила:

                                                                               Волкова Ольга Васильевна

                                          г.Луховицы 2014 г.

Содержание

Введение                                                                                                                  2

1 Игровая деятельность                                                                                       3                                                                                      

  1. Значение игры в развитие ребёнка
  2. Организация предметной среды для игр
Читайте также:  Возрастные нормы физического развития ребенка

2 Общение воспитателя с детьми через игру                                                   4                                                                   

1.1 Роль педагога в игре с ребёнком

1.2 Расширение круга игровых предметов и действий

1.3 Обогащение игровых сюжетов

1.4 Выстраивание последовательности игровых действий

3 Классификация игр                                                                                           6

1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте

1.2 Дидактические игры в раннем возрасте

1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности

Заключение                                                                                                             9

Список используемой литературы                                                                   10

Введение

 Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Игра- это такой вид деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Цель контрольной работы: Раскрыть значение игры в развитии детей раннего возраста.

Задачи:

-уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации;

-формировать у детей социальные навыки.

Структура контрольной работы:

Введение 3 параграфа

Заключение

Список используемой литературы

                                                   2

1  Игровая деятельность

1.1 Значение игры в развитие ребёнка

Для социально-личностного развития ребёнка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра использовалась для воспитания и обучения детей.  Детей нужно приобщать  к игре. От того какое содержание взрослый вложит  в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи  обществом своей культуры подрастающему поколению.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи,  тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде  всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Например: в играх – потешках, в песенках сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и лёгкость действий, атмосфера радости от совместной игре взрослого и дитя. Содержание такого рода игр доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. В разнообразных детских играх сочетаются легкость и удовлетворение, с которыми ребёнок подражает действиям взрослого, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может включить в себя элементы сюжетной игры. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и так далее. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Значение игры в развитии ребёнка трудно переоценить. Каждая вносит определённый вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. В играх-забавах, подвижных играх у детей развивается эмоциональная сфера, двигательная активность ребёнка. Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Из сказанного следует:

                                                      3

-элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;

-игра должна быть основной формой организации разных видов деятельности;

-в течении дня должно выделятся время для разнообразных игр.

1.2Организация предметной среды для игр

Предметная среда в группе должна быть организована так, чтобы побуждать детей к игре. Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек. На игровых столах расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек.  В определённых местах размещаются машинки, строительный материал, наборы игрушек для игр в «больницу», «парикмахерскую», «магазин». Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть по одиночки и в небольшие группы. Все игрушки должны быть доступны. Игра – свободная деятельность, и каждый ребёнок имеет право играть там, где ему нравится.

2 Общение воспитателя с детьми через игру

1.1 Роль педагога в игре с ребёнком

Качество игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и само развитие  детской игры зависит от характера взаимоотношений партнёров.  Чтобы пробудить интерес ребёнка к игре, взрослый должен установить  с ним эмоционально-положительный контакт.

Важно помнить, игра- не формальное значение,  она должна доставлять ребёнку удовольствие. Воспитателю сможет вовлечь малыша в игру тогда, когда он сам будет вовлечён в неё. Проявляя в игре фантазию, воспитатель создаёт благоприятную атмосферу для игры с малышом. В ходе игры  между дитём и взрослы,  должны быть равноправные отношения, даже с самым маленьким.

Наблюдая за игрой, воспитатель проявляет интерес к действию малыша, поощряя его, радуясь тому, как он играет. Доброжелательное внимание стимулирует игровую инициативу детей. При пробуждении игровой активности ребёнка ил её разнообразии,  используйте косвенные методы

                                                         4

воздействия на малыша.

Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может бать она хочет спать?» и т.п.

Если малыш впервые пришёл в сад и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит педагогу. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает его в воображаемую игровую ситуацию. Если малыш принимает игровые попытки со стороны взрослого и сам совершает игровые действия, то взрослый поддерживает его и поощряет.

1.2 Расширение круга игровых предметов и действий

Играя вместе с ребёнком, при помощи наводящих вопросов, педагог стимулирует малыша на использование или поиск необходимых игрушек. Используя разнообразные игровые сюжетные игрушки,  ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире; его игра становится более содержательной и интересной.

1.3 Обогащение игровых сюжетов

Смена сюжетов так же способствует увеличению длительности игры, делая её интересной. Используя в игре жизненные ситуации, ребёнок вступает  в ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: становится заботливой мамой, врачом, продавцом и т.д. Реализация сюжетов подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он играет.

1.4 Выстраивание последовательности игровых действий

Для того, что бы игра стала содержательной, необходимо помогать малышу «строить» её как целостную ситуацию. В ситуации всё взаимосвязано и выполняется в логической последовательности. Воспитатель помогает малышу выстроить ряд цепочек игровых действий («давай сначала сварим кашу, а потом покормим Машу»). Подводим завершающий итог(« суп сварился», «кукла погуляла»).

Это помогает ребёнку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.

                                                        5

3 Классификация игр

1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте

 Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.

Ребёнок играет не и ради получения какого-то конкретного результата, а потому что ему хочется играть.  

Читайте также:  Психического развития ребенка в младенческом возрасте

Игра – создавая  зону  ближайшего развития ребёнка, является ведущей деятельностью в  дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра ребёнка в самом развитии проходит несколько стадий: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация.

 Ознакомительная игра

 По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Содержание – действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность малыша меняет  своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

 Отобразительная игра 

Отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это заключительный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

Сюжетно – отобразительная игра

Ребёнок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, т.е. появляется воображаемый результат. Меняется психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

Так постепенно заражаются  предпосылки сюжетно-ролевой игры.

 Сюжетно-ролевая игра

                                                    6

 Д.Б.Эльконин называл  сюжетно ролевой игрой деятельность творческого характера, где дети берут на себя роли  и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет её кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на высоком интеллектуальном уровне.

 Игра – драматизация

В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.                                                            

1.2 Дидактические игры в раннем возрасте

В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: слово, наглядность, сюжет.

 Раннее детство– это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий.  В этом возрасте дидактические игры учат детей:

– развивать умение сравнивать предметы по внешним признакам,  группировать их;

-составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов.

  -совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей;

– развивается наблюдательность и внимание.

Дидактическая игра имеет определённую структуру: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности

  – сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

   – развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;

 – развитие речи (умение понимать и называть предметы, качества, действия);

   – развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;

                                                          7

  – развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений ем, что выполнение игровых правил контролируется, направляется игровыми действиями.    

 Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры.  Воспитательница с помощью слова направляет, регулирует внимание детей. Например:  на занятии используем  красный и синий шарики. Сначала  берём шарик одного цвета и говорим: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорим  о синем шарике. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.

Поиграем на занятии в «Чудесный мешочек». Вынимая из мешочка, игрушечную машину, называемее, возим по столу и говорим: «Машина едет». Дети получили наглядное словесное обозначение – «Машина», «Машина едет». Ответная  реакция- дети называли игрушку,  движение  не назвал ни кто.  Лишь когда они повозили её по столу  и поиграли с ней, многие стали называть предмет и действие. Дети не только смотрели, слушали, но и действовали, наблюдали, и  поэтому образовалась прочная связь.

1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению  коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. Во время выразительного чтения стихов и сказок взрослые должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой – либо предмет или событие. Например,  увидев ворону, скажем: “Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидя на ветке  каркает, с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона”.

                                                         8

Можно использовать  разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Курочка Ряба” и др.). Привлекать детей к участию в инсценировках.                                                      

 Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например:  обыгрывая  сказку “Репка”- дети тянут её,  обыгрывая сказку “Курочка Ряба” изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула.

Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В ходе таких игр-инсценировок,   малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов. Важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.

Взрослый призван помогать ребёнку, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической  деятельности.

Заключение

Делая вывод можно сказать, что одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала протекает не заметно для малышей в практической деятельности. Предметно-игровая деятельность оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребёнка, обогащает опыт малыша, учит мыслить.

Игра – определяет дальнейшее  психическое развитие ребёнка. Дети в игре наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. В игре совершенствуется восприятие, память, воображение, мышление и другие способности. Детские игры имеют различные темы, роли.

Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении детей, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.  

В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи.  Игра, игры – занятия, помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребёнком полезными и интересными.

                                                         9    

               Список используемой литературы

1Соляник Е.Н. Развивающие игры.- Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 76с.

2Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. -222с.

3Махаева М.Д. Игровые занятия. – М.: Творческий Центр, 2005. – 87с.

4Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Я.: АКАДЕМИЯ-РАЗВИТИЯ, 1997. -223с.

5Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.                                                                                                              

                                                         10                                          

Источник