Развитие ребенка работы в трудовых мастерских

Развитие ребенка работы в трудовых мастерских thumbnail

Опыт работы с детьми по трудовому воспитанию

Татьяна Падий
Опыт работы с детьми по трудовому воспитанию

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 24 МО Кореновский район

Тема:

«Трудовое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»

Автор:

воспитатель подготовительной группы «А»

Падий Татьяна Владимировна

стаж работы — 27 ЛЕТ

образование — высшее

«Научить человека быть счастливым – нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

А. С. Макаренко

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Актуальность

Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.

На это есть несколько причин:

• Трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения.

• В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребенка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей. Из анкетирования родителей «Ваше отношение к трудовому воспитанию» видно, что всего 49 % родителей приобщают своего ребенка к труду с раннего детства, остальные считают, что это необязательно.

• Немаловажным фактором неэффективности работы воспитателей в данном направлении является небольшое число пособий, выпускаемое в настоящее время по этой теме. Тем самым педагоги не всегда имеют возможность познакомиться с рекомендациями по организации трудового воспитания.

Ведущей педагогической идеей опыта является следующее:

• Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относятся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Поэтому актуальность моего опыта выражается в острой необходимости воспитания трудолюбия в детях, начиная с младшего дошкольного возраста.

Основными компонентами системы являются:

• Учет особенностей возрастного развития дошкольника;

• Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе приобщение детей к трудовой деятельности;

• Использование разнообразных видов трудовой деятельности дошкольников, направленных на привитие детям трудовых навыков и умений.

Начала работу по данной проблеме с младшего возраста, поставив перед собой ряд задач:

1. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, направленных на желание детей и из родителей принимать активное участие в трудовой деятельности, включающих:

• Обеспечение физической нагрузки при выполнении трудовых поручений;

• Использование инновационных технологий, в том числе инновационных.

1. Включение дошкольников в осознанную деятельность по формированию у них навыков и умений трудиться.

Планирование работы осуществлялось исходя из поставленных задач:

I. Этап – Констатирующий (изучение нормативно-правовых основ научной и методической литературы по вопросам трудового воспитания дошкольников, анализ состояния трудовой деятельности дошкольников и отношения родителей к трудовому воспитанию).

II. Этап – Формирующий (постановка цели, задач, определения алгоритма деятельности).

III. Этап – Заключительный (анализ результатов деятельности, распространение передового педагогического опыта в районе).

Эффективные формы работы с детьми:

• проблемное обучение.

• игровые и образовательные ситуации,

• использование моделей и схем в ходе трудового процесса.

Я целенаправленно знакомлю детей, прежде всего, с простейшими трудовыми процессами. Для меня важно:

• обеспечить целостное восприятие ребенком простейших трудовых процессов по созданию предметов (мотив и цель труда, материал, действия и результат труда).

• помочь увидеть направленность результатов труда в конкретных трудовых процессах.

• воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам, как результатом труда взрослых, добрые чувства к близким людям, создающим эти предметы.

• побуждать детей отражать полученные впечатления в играх.

Модель развития трудовой деятельности детей

дошкольного возраста.

Трудовая

деятельность Расширение и уточнение знаний о трудовых процессах, усовершенствование трудовых умений (от постановки цели до получения результата)

Игра Накопление и реализация имеющихся знаний, умений и усовершенствование приобретенных навыков трудовых действий.

Простейшие трудовые действия Расширение и применение полученных знаний, приобретение первичных навыков трудовых действий.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Для рациональной организации трудовой деятельности мы сшили фартуки для хозяйственно-бытового труда и для дежурства по столовой, в группу приобрели небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек. Все оборудование находится в специально отведенном месте, мы назвали его “Трудовичок”.

Хозяйственно – бытовой труд, разнообразен по своему содержанию. Это труд, как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда:

• наведение порядка в группе,

• раздевальной,

• умывальной и

• спальной комнатах.

Наиболее успешные формы работы:

• поручения,

• дежурства,

• коллективный труд.

Кроме того, здесь важно научить пользоваться по назначению предметы-помощники. Один из распространенных видов хозяйственно-бытового труда на участке:

• наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметание пола веником,

• зимой – очищаем от снега лопатами;

• осенью уборка листьев;

• летом – перекопка песка.

Ручной труд – как один из видов занимает особое место в моей работе. В процессе ручного труда, дети освоили навыки работы, бережно относятся к материалам, предметам труда. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь, большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и в вечерние.

Работа с родителями.

Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 года рисование

Эффективные формы работы с родителями:

• Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам:

«Что нам осень принесла»

«Мастерская Деда Мороза»

«Мамины умелые ручки»

«Святой день Пасхи» и др.

• Родительские собрания «Трудовое воспитание в ДОУ и семье», «Это великое – я сам!»

• Консультации «Воспитание трудолюбия в семье».

• Оформление фотовыставки «Мамины помощники».

• Анкетирование родителей

• Совместное составление рассказов о труде, оформление книжек-малышек.

• Проведение совместных субботников

• Дни открытых дверей.

При общении с ребенком содействие взрослого выполнять функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе действия с предметом в приучении к нормативности и регулярности жизни, но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка:

• Мимика,

• интонация,

• взгляд,

• жест,

• слова, выражающие одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого.

Все это является компонентами совместного действия.

Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Будет способствовать лучшему выполнению работы.

Я провела конференцию для пап “Мой папа трудится лучше всех”, где обратилась к папам с просьбой благоустроить игровой участок. В присутствии своих детей папы делали скамейки, вкапывали бревнышки, покрышки от автомобилей.

Когда в детском саду был день открытых дверей, я показывала родителям открытое занятие: “Не боимся мы трудиться”. Дети с желанием в утренний период времени сервировали столы, ухаживали за комнатными растениями, кормили рыбок. Во вторую половину дня с подгруппой детей я провела занятие “Бабушкин огород”. Дети с желанием посадили лук, горох.

С целью определения положения ребенка в группе, его активности от характера семейных взаимоотношений было проведено анкетирование родителей. Анкета для родителей Вы и ваш ребенок.

Результаты анкетирования родителей позволили сделать следующий вывод: чем спокойнее и дружелюбнее характер семейной атмосферы, тем благоприятнее положение ребенка в группе, выше его активность в труде. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых.

Подводя итоги своей работы, хочу сказать что:

• В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируются нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

• Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

• В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом товарищами, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения.

Дети и дальше продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном моем участии.

+❤ В Мои закладки

Источник

Свистункова Елена
Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 комбинированного вида

г. Кузнецк

Из опыта работы

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель

Свистункова Е. П.

В Федеральных государственно – образовательных стандартах самая первая область – это «Социально – коммуникативное развитие». Наверное, это не случайно. Потому что, актуальность проблемы продиктована социальным заказом государства, направленного на развитие социально – активной и ответственной личности ребёнка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе «об образовании РФ», в концепции дошкольного воспитания и других нормативных документах страны, где указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем её успешность и удовлетворённость жизнедеятельностью.

ФГОС.

Содержание образовательной программы предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Человек, воспитанный искусством и трудом способен жить в гармонии с окружающим миром, познать и совершенствовать этот мир.

Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем. Разумно организованный труд, укрепляет физические силы, здоровье ребёнка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш ориентируется в пространстве.

В процессе труда дети получают полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. В труде воспитывается устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначально коллективные навыки, умения сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Виды труда.

Основные виды труда в детском саду – самообслуживание, общественно – полезный труд (или хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, уважение к труду взрослых (или ознакомление с трудом взрослых).

Формы труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективно – трудовой деятельности.

Все мы используем такие методы и приёмы: беседы, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание иллюстраций, наблюдения, дидактические игры, игровые упражнения, конкурсы и викторины, показ диафильмов, встречи с людьми разных профессий, проблемно – игровые ситуации, рассматривание фотоальбомов, иллюстраций; экспериментирование, мультимедийные просмотры, акции совместно с родителями, моделирование ситуаций.

В нашем детском саду данному направлению в работе с дошкольниками уделяют много внимания. Дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое дело берутся с охотой. Большое место в трудовом воспитании дошкольников отвожу их самостоятельному труду. Режим жизни детей в группе организован таким образом, чтобы на каждом этапе были предусмотрены трудовые дела.

Самообслуживание.

– самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться

– складывать в шкаф одежду

– ставить на место обувь

– сушить при необходимости мокрые вещи

– мыть, протирать, чистить обувь

– аккуратно убирать постель после сна

– готовить материал к образовательной деятельности

– убирать рабочее место

Если говорить о труде по самообслуживанию, то он позволяет закрепить у детей старшего дошкольного возраста интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим. Поэтому я продолжаю работу по закреплению у детей привычек проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Особое внимание обращаю на то, чтобы дети осознанно пользовались навыками, понимая, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо застегнул пальто – можешь простудиться, не почистил ботинки – они будут иметь неряшливый вид, плохо вымыл руки – запачкаешь полотенце.

Читайте также:  Игры для развития грудного ребенка

В процессе труда по самообслуживанию у детей продолжаю формировать гуманные чувства и положительные взаимоотношения; воспитываю доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. Постоянно обращаю внимание детей на все случаи проявления внимания и заботы по отношению друг к другу. Провожу беседы «Как мы наводим порядок в шкафу», «каждой вещи своё место», при которых совершенствую умение поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды. В процессе игры – тренинга «Шнуровка», «Башмачок» – дети приучаются держать в порядке свою обувь, не стаптывать задник, учатся шнуровать ботинки. В старшем возрасте дети стремятся делать всё самостоятельно, поэтому очень важно привить у детей интерес, инициативность и деловитость.

«Общественно – полезный труд»

В помещении:

– приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование для прикладного творчества и др. видов

– приводить в порядок кукол (мыть, причёсывать, при необходимости менять одежду, подбирать другую)

– стирать и гладить кукольное постельное бельё, одежду

– отбирать игрушки, коробки, книги, атрибуты, подлежащие ремонту

– ремонтировать коробки, подклеивать книги для своей группы и малышей

– наведение порядка в шкафу с материалами для образовательной деятельности

На участке:

– подметание участка

– вынос мусора и листьев

– уборка на веранде

– мытьё игрушек

– ремонт атрибутов, поливка участка

– уборка участка от снега, сгребание снега в кучи для слепливания

– скалывание подтающего льда

– освобождение засыпанных снегом построек

Общественно – полезный труд детей в старшем дошкольном возрасте становится более содержательным и носит коллективный характер.

Я поставила перед собой задачу научить детей внимательно выслушивать задание, продумывать план работы, готовить всё необходимое для выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно, правильно, аккратно, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её; не стесняться просить о помощи.

В первое время помогала детям распределять обязанности в совместном труде, разъясняла им правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорись с товарищами: если у кого – то, что – то не получается – помочь; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи: не мешай товарищам трудиться.

Когда дети научились трудиться вместе, слаженно, дружно, поручаю им организовывать работу самостоятельно.

Чаще организовываю совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщение результатов всех участников. Для общей деятельности объединяю от 3 до 6 ребят. Подводя итог работы, обязательно даю оценку труда каждого ребёнка.

Также даю поручения – научить выполнять ту или иную работу тех ребят, которые долго не посещали дошкольное учреждение. Стараюсь поочерёдно назначать детей ответственными за общие дела.

Объединяю в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных – с ребятами, не проявляющих особого рвения и интереса к труду. К каждому ребёнку подхожу индивидуально.

Для ребят привычен еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Заранее обсуждаю с ребятами, кто каким видом труда и в какой последовательности будут заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами.

Включаясь в труд, показываю ребятам рациональное и экономические примеры работы, обучаю осуществлять самоконтроль, объясняю, что хорошего общего результата можно добиться, если каждый будет выполнять свою работу добросовестно, укладываясь в один и тот же промежуток времени.

Представляю возможность проявить своё творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. С этой целью использую такие словесные приёмы, как «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам без меня», «Сделай сам по – другому», «подумай и сделай, как хочешь», «попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось лучше». Использую метод поощрения: «Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе ещё более трудное дело».

Похвала стимулирует ребёнка к выполнению следующего задания с большим старанием.

У некоторых детей данного возраста пропадает интерес к бытовому труду. Они считают его скучным, неинтересным. Чтобы этого не происходило, я использую пример тех детей, которые выполняют работу с любовью и вносят элемент творчества. «Посмотрите, дети, как сегодня необычно по – новому Настя расставила игрушки на полках. А вот Максим придумал более удобный способ хранения тазов и вёдер в хозяйственном шкафу».

В работе с детьми 5 – 7 лет использую такую форму организации труда, как поручения, рассчитанные на длительный срок (1 -2 недели). 2-3 ребятам поручаю следить за порядком в уголке книги.

Дежурства детей носят более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах, они уже приобрели определённые умения.

В группе есть «Уголок дежурства», где дети размещают свои фотографии по направлению дежурств.

Дежурные по столовой накрывают на стол, убирают грязную посуду, красиво раскладывают салфетки и салфетницы, помогают помощнику воспитателя принести хлеб, салат, фрукты.

Дежурным по образовательной деятельности предлагаю разложить пособия, подготовить краски, проверить в порядке ли цветные карандаши, разобрать раздаточный материал для счёта, готовят оборудование и инвентарь для физических упражнений.

Дежурные по уголку природы ухаживают за растениями, а в конце дня рассказывают, что нового и интересного заметили. Такие отчёты перед коллективом сверстников повышают ответственность дежурных за выполнение своих обязанностей.

Интерес детей к дежурству поддерживаю за счёт расширения содержания труда дежурных.

Помогаю им понять, что всякий труд требует определённого напряжения, способствует формированию привычки к трудовому усилию. Дети моей группы способны самостоятельно устранить поломки: приклеить страничку книжки, починить машину, подклеить коробку.

Читайте также:  Патологии развития ребенка до года

Способствую активному формированию различных ручных умений и навыков, необходимых ребёнку в повседневной жизни. Я лишь поручаю детям отобрать подлежащие ремонту предметы, организовать место для работы. В процессе деятельности побуждаю ребят к самостоятельности в проявлении терпения, аккуратности.

Большое значение в воспитании старших детей имеет труд по оказанию помощи малышам. Предлагаю детям помочь в тонировании бумаги для рисунков, изготовлении счётного материала. Дети моей группы любят, когда к ним обращаются как к взрослым: у них повышается интерес к работе, ответственность за порученное дело, за свой труд.

Труд в природе.

В помещении:

– наведение порядка в природном шкафу

– подготовка корма птицам

– уход за растениями

На участке:

– перекапывание земли под посадки на огороде, в цветнике

– полив саженцев

– посев семян

– уборка сухой ботвы с грядок, полив посевов

– сбор урожая, сбор семян

– укрывание кустов – многолетников листвой

– возить снег на грядки, газоны

– подгребать снег под деревья и кусты

– подкармливать зимующих птиц, устраивать площадки и кормушки для них.

В процессе наблюдений за растениями ребёнок узнаёт, что их рост и развитие зависит не только от наличия объективных условий: солнечного света, тепла, влаги, почвы, но и от ухода: овладевает определёнными навыками и умениями.

Осенью провожу наблюдения за тем, как взрослые ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, белят деревья известью, окучивают молодые плодовые деревья. Осень – благоприятное время для того, чтобы познакомить детей с трудом взрослых по подготовке к зимнему периоду.

Организовываю наблюдения за заготовкой овощей и фруктов: сушка фруктов, квашение капусты. В ходе наблюдения привлекаю детей к оказанию посильной помощи взрослым.

Зимой показываю и рассказываю детям, как люди организовывают подкормку птиц. Традиционными стали акции с привлечением родителей: «Птичья столовая», «Кормушки для птиц».

Большой интерес у ребят вызывает наблюдение за весенней обрезкой деревьев и кустарников. Объясняю, что такая обрезка не вредит деревьям, а способствует их лучшему росту, формированию кроны.

С весны детей привлекаю к труду на огороде: к вторичной перекопке земли на огороде и в цветнике непосредственно перед посевом и посадкой, рыхлению земли маленькими грабельками, разметки грядок. Заранее подготавливаем с детьми оборудование, необходимое для работы, семена.

Летом знакомлю детей с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений от сорняков.

С начала учебного года дети выполняют поручения по уходу за растениями уголка природы. Предварительно провожу беседу о комнатных растениях, о проблемах ухода за ними. Дежурные распределяют обязанности, кто – то поливает растения, кто – то опрыскивает их. Оказываю постоянное доброжелательное внимание к работе дежурных.

В процессе дежурств в уголке природы дети замечают, какие изменения происходят с растениями от сезона к сезону. Ежедневно рассматриваем комнатные растения, чтобы не допустить вредителей и болезни.

Проблемные ситуации для мотивации деятельности

Художественное слово

Напоминание правил безопасности

Рассматривание схем последовательности работы

Показ с объяснениями

В своей группе создала «Зону прикладного творчества», где расположен материал для творчества.

Для того чтобы усилить интерес к прикладному творчеству, мы организовали дополнительную общеобразовательную деятельность «Рукоделие», где формируются умения и навыки в работе с иголкой и тканью.

Уважение к труду взрослых.

– расширить представления о труде взрослых, о значении их труда для общества

– воспитывать уважение к людям труда

– продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города;

– расширять интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Познакомив детей с трудом взрослых, создаю обобщённое представление о том, что каждый трудится для всех, потому что, его труд важен. Воспитываю интерес к различным видам труда, стремление подражать взрослым, по возможности приобщаю к труду родителей.

С детьми старшего дошкольного возраста применяю методы опосредованного ознакомления с трудом взрослых; чтение художественной литературы, просмотр презентаций, рассказы с использованием картин о труде взрослых. Для закрепления знаний использую дидактические игры; «Угадай профессию», «Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил», «Кем я буду».

Знакомство дошкольников с многообразием профессий в обществе не только расширяет общую осведомлённость об окружающем мире и кругозоре детей, но и формирует у детей определённый элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание уделяю работе с родителями.

Совместная выставка поделок детей и родителей по сезонам:

«Что нам осень принесла»

«Мастерская Деда Мороза»

«Мамины умелые руки»

Мастер – класс «Я и папа – мастера»

Совместное с родителями сооружение снежных построек

Благоустройство территории детского сада

Ежемесячные «Встречи с интересными людьми»

Рекомендации родителям «Воспитание трудолюбия в семье».

В процессе деятельности у детей совершенствуются навыки самоорганизации, культуры труда и умения целенаправленно осуществлять работу. У детей сформировались умения проявлять настойчивость, аккуратность, умение сосредоточенно работать и доводить начатое дело до конца.

У детей есть представления об общественной направленности и пользе труда людей. У детей наблюдается повышенный интерес к труду окружающих. В процессе коллективной трудовой деятельности дети согласовывают свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы общения.

Мои воспитанники знают много пословиц о труде.

– Меньше слов, а больше дела.

– Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

– Маленький труд лучше большого безделья.

– Где труд, там и радость.

– Землю красит солнце, а человека труд».

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Развитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерскихРазвитие ребенка работы в трудовых мастерских

Источник