Развитие ребенка работая с пластилином

Развитие ребенка работая с пластилином thumbnail

Лепка из пластилина. Какую роль играет она в жизни каждого ребенка? С чего следует начинать и как подготовиться к занятиям?

Польза игр с пластилином для детей

В чем польза лепки из пластилина для детей?

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин — самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом, например:

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыши начинают обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка с пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.

Успокаивающее и терапевтическое воздействие

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Социализация

Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток.

Интересное занятие

Не стоит лишний раз напоминать, что лепка из пластилина — приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.

С какого возраста ребенка можно познакомить с пластилином?

Некоторые специалисты рекомендуют начинать осваивать основы лепки еще с 1 года. Другие, советуют не раньше 1,5-2 лет. В этом возрасте еще трудно объяснять, что кушать пластилин нельзя, то применять для лепки лучше смеси на натуральной основе. С 4-5 лет уже можно ребеночку показать как делать простые фигурки, постепенно обучая более сложным манипуляциям.

С чего начать лепку из пластилина

Прежде всего познакомить ребенка с новым для него материалом на ощупь. Потом научить малыша разминать пластилин в руках. Отщипывать кусочки. Раскатывать «колбаску», колобки, формировать лепешки, баранки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Придумать сказку или использовать готовую, знакомую ребенку, и создать несколько персонажей попроще, например, колобка. Разрешать играть с ним. Можно знакомить таким образом с животным миром, водным или с другими окружающими предметами.

Что необходимо подготовить к занятиям

Чтобы расширить возможности ребенка и сделать занятия более интересными, необходимо приготовить специальные инструменты:

  • Доску. Может быть деревянной или пластиковой.
  • Пластиковый нож. Обычно продается вместе с набором пластилина, если нет, то отдельно купить в специализированной точке. Помогает отделять куски необходимой величины и декорировать готовые изделия.
  • Пластиковые формы для выдавливания.

При занятиях лепкой, у ребенка должно быть свое постоянное рабочее место, хорошо освещенное. Он привыкнет там заниматься и потом самостоятельно убирать. Можно пошить или купить «рабочую» одежду — фартук, нарукавники. Столик и пол застилать клеенкой, чтобы не запачкать.

Польза игр с пластилином для детей

Как сделать пластилин в домашних условиях

Начинать лепить не обязательно из дорогих видов пластилина, можно приготовить заменитель в домашних условиях:
Смешайте в кастрюльке стакан поваренной соли, такое же количество воды и пол чашки пшеничной муки. Поставьте на слабый огонь и, помешивая варите до однородной эластичной консистенции. Когда немного остынет, добавляя понемногу муку, замесите плотное тесто, такое, чтобы держало хорошо форму.
Если хотите, чтобы ребенок научился лепить и полюбил это занятие, не оставляйте его одного, составьте компанию. Не обязательно часами сидеть, просто поиграйте минут 15-20, но вместе.

Источник

Для маленьких детей очень важны и полезны занятия, которые развивают их мелкую моторику. Лепка и пластилинография являются отличным примером таких занятий.

Когда ребёнку исполняется годик, самое время знакомить ребёнка с разными материалами для лепки. Для начала лучше всего использовать солёное тесто для лепки, рецепт которого я уже писала. А когда ребёнок перестаёт всё тянуть в рот, а так же его пальчики укрепятся, то можно переходить на классический пластилин.

Знакомство с лепкой

С каких занятий начать знакомство с лепкой?

Для начала можно просто дать ребёнку некоторое время помять мягкое нетоксичное безопасное тесто для лепки, в котором в качестве колера используются пищевые красители или вообще без цвета. Для ребёнка это будут новые сенсорные ощущения, которые в его возрасте являются очень важным элементом развития. Знакомиться со свойствами разных предметов и материалов в этом возрасте – это соответствует ведущей деятельности этого возраста, а так же сензитивному периоду развития, в общем, очень полезное занятие.

Ребёнок 11 месяцев знакомится с самостоятельно приготовленным тестом для лепки.

Ребёнок скорее всего первые разы будет пробовать пластилин, и если это будет невкусный “жареный пластилин” по рецепту по моей ссылке ????, то оно ему явно не понравится, и вряд ли он еще захочет его есть.

Так же на первом этапе можно дать ребёнку какие-нибудь палочки, фигурки и прочее, чтобы делать разные отверстия и отпечатки в комочке теста для лепки. Ребёнок это может делать также и пальцами и кулачками.

На первом этапе не стоит ставить цели создать что-то красивое. Целью скорее будет познакомить ребёнка с материалом, приучить к тому, что не стоит это есть, а так же немного “прокачать” усидчивость ребёнка и стремление к занятиям.

“Рисуем” точками пластилина

Когда ребёнок познакомится со свойствами теста для лепки, можно ему начать показывать разные приёмы работы с ним. Но всё должно быть добровольно, без принуждения и сопротивления. Если видим, что ребёнок готов сотрудничать и повторять за нами, показываем, видим, что это вызывает у него сопротивление – даём еще свободно поиграть.

Самым первым приёмом я советую делать для ребёнка маленькие шарики теста для лепки, и чтобы ребёнок их брал своими пальчиками и просто лепил на обыкновенный лист бумаги, нажимая пальчиком. Так он видит, как его деятельность преобразует лист и он становится ярким и красочным.

Ребёнок 1,2 года, прилепляет шарики теста для лепки на бумагу.

Когда ребёнок освоится с техникой “рисования” точками пластилина, можем уже делать настоящую красоту.

Рисуем или вырезаем простые схематичные контуры какого-нибудь предмета, а ребёнок внутри них клеит пластилин тесто соответствующих цветов. Это могут быть дерево, уточка, солнышко и т.д. Листайте галерею, чтобы посмотреть примеры, которые очень просто нарисовать самим.

Шаблоны для пластилина для детей 1-3 лет.

Шаблоны для пластилина для детей 1-3 лет.

Шаблоны для пластилина для детей 1-3 лет.

Шаблоны для пластилина для детей 1-3 лет.

Таким же способом можно даже делать подарочные открытки на разные праздники, которые получатся даже у совсем крох. Правда для открыток лучше использовать классический пластилин, но следить, чтобы ребёнок не тянул его в рот, а так же предварительно сделать его помягче, положив на полчаса на батарею.

Открытка с шариками (1,5 года) и с ёлкой (4 года) с помощью техники рисования шариками пластилина.

Для деток от 1,5-2 лет с помощью этой же техники можно предлагать задания, где нужно залепить определённым цветом определённы кружок. Таким образом ребёнок учит и систематизирует цвета, оттачивает навыки сортировки по цвету и т.д.

Шаблонов в интернете очень много, по ссылке подборка таких шаблонов на Яндекс.Картинках.

Учим ребенка работать с пластилином.Часть 2.

Спасибо, что дочитали! Подписывайтесь на канал, ставьте лайк. Надеюсь, Вам была полезна моя статья и Вы обязательно попробуете повторить эти идеи со своими детьми!

Источник

Наталья Тетерина
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», – писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. В связи с этим, было выдвинуто предположение, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так,на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Моторика – это вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [5]. Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики [6, с. 28 – 35]. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов в своих работах отмечал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое». [2, 180 с. ] Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.

Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.

Что же это такое «пластилинография»? Само понятие состоит из двух слов «пластилин» – художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и «графия» – создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.

Художественный материал «пластилин» имеет огромное значение в развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию, мелкой моторики рук подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Дети любят пластилин. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Пластилин, как никакой другой материал, активно развивает мелкую моторику пальцев рук, что особенно важно для детей. Сколько раз в этом я убеждалась, работая с детьми в этом направлении.

Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, учатся простейшим приемам работы с пластилином: раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти способы помогают ребенку создавать разные композиции из пластилина. А в средней и старшей группе дети работают творчески. Т. е. создают композиции, картины, рисунки, сказочных героев, персонажей.

Занятия по пластилинография помогают детям лучше познать окружающий мир, цвет, форму, размер предметов, развивает воображение.

Такая деятельность интересна, разнообразна, поэтому дети с удовольствием выполняют задания. Помимо основных занятий по программе, у нас в группе в свободное время дети любят заниматься пластилином. Они не просто лепят они рисуют пластилином. И я взяла в этом году тему по самообразованию именно нетрадиционную технику рисования, где часто использую технику пластилинография.

Основными целями и задачами обучения детейданной технике являются:

– формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

– освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

– обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

развитие мелкой моторики;

– ознакомление с окружающим миром;

развитие эмоций и фантазии.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по данной тематике.

Рисование пластилином для детей – это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив.

Список литературы:

1. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2015

2. Гаврилина С. Е. Развитием руки, чтобы писать и красиво рисовать С. Е. Гаврилиина, Н. Л. Долбищева, А. Ю. Куров, М., 2003 – 180с.

3. Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» СПб «Каро» 2009

4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» СПб «Каро» 2010

5. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластелинография 2008.

6. Давыдова Г. Н.»Детский дезайн -2» Поделки из бросового материала. 2007.

Источник

Лепка – это очень полезное и интересное занятие. Занятия лепкой способствуют всестороннему развитию ребёнка:

• стимулируют сенсорную чувствительность, т. е. формируют способность к восприятию цвета, формы, фактуры;

• развивают пространственные представления;

• совершенствуют мелкую моторику, что в дальнейшем поможет малышу в овладении навыком письма;

• способствует развитию речи;

• развивают творческое воображение;

• способствуют развитию межполушарного взаимодействия;

• вырабатывают аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;

• способствуют концентрации внимания; снижает возбудимость и раздражительность.

Чем полезна лепка для ребёнка

С какого возраста можно заниматься лепкой?

Примерно начиная с 1 года, ребёнка можно начинать знакомить с тестом для лепки и пластилином. А с 3-х летнего возраста малыш уже может лепить из пластилина что-то творческое.

Как выбрать материал для лепки?

Для самых маленьких лучше выбрать тесто для лепки, так как его легче раскатывать, мять в ручках, заполнять им формочки.

Чем полезна лепка для ребёнка

Такое тесто можно сделать самим по простому рецепту:

1 ст. соли, 1 ст. муки, немного растительного масла и вода до нужной консистенции (можно добавить пищевой краситель).

Начиная с 3-х лет, дети уже начинают лепить несложные фигурки, создавать интересные поделки. Для этого больше подходит пластилин. Выбирая пластилин, обратите внимание, чтобы он был достаточно мягким, не очень жирным и гибким.

Как организовать занятия лепкой?

1. Выбираем цвет.

Начинаем с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать сначала из двух-трёх цветов (не нужно предлагать сразу все цвета, потому что ему сложно будет сделать выбор).

2. Разминаем.

Когда вы определились с цветом, приступайте к разминанию пластилина. Пусть малыш разминает свой брусочек, а вы – свой.

3. Выполняем простые действия.

Для начала можно показать ребёнку, как разминать пластилин, как отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепёшку и др. Эти простые действия заинтересуют малыша.

4. Отщипываем кусочки.

Детям очень нравится отщипывать кусочки пластилина. Чтобы кусочки пластилина не оказались повсюду, предложите ему лепить эти кусочки на лист картона или бумаги. Чтобы это задание сделать более интересным, лепите кусочки пластилина на разные изображения: вешайте плоды на нарисованные фруктовые деревья, делайте орнамент на предметах одежды, наряжайте нарисованную ёлку и т.д.

5. Катаем колбаски и шарики.

Учим катать колбаски и шарики двумя ладошками или одной ладошкой о плоскую поверхность. Из колбаски можно свернуть колечко или сделать змейку. А скатанные шарики можно раздавить пальчиками.

6. Делаем отпечатки.

Дети очень любят делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы можете раскатать лепёшку из пластилина и предложить малышу вдавливать в неё разнообразные предметы: пластиковую крышку, игрушечную вилку, формочки для песка и даже собственные пальчики.

Организуя занятия лепкой, родители должны помнить о том, что нужно обязательно находиться рядом с малышом. Во-первых, нужно следить, чтобы он не попробовал пластилин на вкус, а во-вторых, для того, чтобы помогать ребёнку в осуществлении его творческих замыслов.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник