Развитие ребенка психологические особенности возраста

Развитие ребенка психологические особенности возраста thumbnail

Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.

Движущие силы становления психики малыша

Получение новых эмоций, впечатлений стимулирует развитие умственной деятельности. Знакомство с окружающим миром не просто способствует получению положительных эмоций, а пробуждает заинтересованность.

У детей 5–6 лет тяга к развитию велика, что приводит к повышенному интересу получения новых навыков. Через 1–2 года нехватка знаний будет восполнена в школе.

Особенности психологического развития ребенка

фото 1325

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Ролевые игры и новообразования

Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.

Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего. Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием. Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:

  • повторяет за взрослыми;
  • воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
  • реальности присуща символичность;
  • игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.

Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:

  • способность образного решения задач;
  • намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
  • формирование самооценки;
  • активное становление речевого аппарата;
  • сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
  • подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.

К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.

Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:

  • слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
  • личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
  • проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
  • коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
  • неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.

Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Дошкольники младшего возраста

Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.

В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.

Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.

Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает.

Дошкольники старшего возраста

В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.

Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.

Читайте также:  Условия для развития ребенка его творческого я

Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.

Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:

  1. Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
  2. Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
  3. Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.

фото 1326

В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.

Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.

В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.

Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.

К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.

Становление личности дошкольника

В возрасте 4–6 лет начинается фактическое развитие личности. Формируется самооценка, проявляются переживания, беспокойство за происходящее, за то, как он выглядит в глазах окружающих. Ребенок начинает ставит перед собой небольшие цели, мотивировать себя на их достижение.

Эмоциональная сторона личности

Дети с 5 лет становятся более уравновешенными, спокойными, не проявляют эмоций и вспыльчивость без повода. Это остается в младенческом возрасте. Ребенок адекватно реагирует на проблемы, трудности, прекращает драматизировать, впадать в панический страх перед неизведанным.

Дошкольник начинает глубже чувствовать и воспринимать ситуации, поскольку его спектр эмоций расширяется. Несмотря на совсем юный возраст, кроха способен проявлять сочувствие, может грустить с остальными, понимать, что человеку плохо.

Мотивационная сторона личности

В дошкольном возрасте формируется один из главных рычагов личности — соподчиненность мотивов. Происходят изменения в мотивационной сфере, которые в дальнейшем постепенно развиваются.

Мотивам детей присуща разная сила и значимость. Формируются мотивы, связанные с достижением успешных результатов, и мотивы, направленные на познание морали, этических норм. В это время происходит становление собственной системы мотивации.

Самосознание дошкольника

К 6 годам формируется самосознание, которое достигается за счет умственной деятельности, характера. Самосознание считается основным новообразованием крохи. Поначалу дошкольник анализирует действия окружающих, сравнивает, оценивает поступки, моральное поведение, навыки.

Ребенок полностью понимает половую принадлежность. Вместе с этим происходят изменения в привычном поведении.

Дошкольник начинает осознавать себя в различных временах. Вспоминать моменты из прошлого и мечтать о чем-то в будущем.

фото 1327

Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.

Источник

Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста

Под понятием «психологические особенности» мы рассмотрим развитие личностных качеств, процесс общения и эмоционально-мотивационную регуляцию поведения у детей дошкольного возраста.

Основными личностными качествами принято считать те, которые начинают формироваться в раннем возрасте и вскоре являются показателем индивидуальности человека, чертой его характера. Личностными качествами можно назвать фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности. Данные качества отличаются от остальных свойств личности тем, что их корни идут от самого раннего детства, а предпосылки к формированию появляются еще в тот период детства, когда человек еще не владеет речью. Жизненная стойкость таких качеств поясняется тем, что в период их формирования мозг ребенка еще не зрелый и его способность к дифференциации раздражителей еще недостаточно развита.

Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие в достаточной мере зависит от биологически обусловленных свойств организма. К таким личностным качествам принадлежат, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверчивость, эмоциональность и пр. Они появляются с раннего дошкольного возраста и закрепляются у ребенка на протяжении всей жизни. На развитие данных качеств влияют множество факторов, например, таких, как: генотип и среда, сознания и бессознательного, наследственности и ряда других.

Самооценка ребенка, осознание требований к нему, появляется, примерно, к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. В старшем дошкольном возрасте возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его «внутренней позиции» – довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. «Возникновение такого новообразования, – пишет Л. И. Божович, – становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка». Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится стартовой точкой для возникновения и развития многих психологических качеств, в которых будет проявляться его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

Читайте также:  Как выбрать клуб развития для ребенка

Осознание себя как личности приходит к двум годам жизни ребенка, он начинает узнавать себя в зеркале, на фотографиях. Также начинает говорить по отношению к себе «я», знает, как его имя. К старшему дошкольному возрасту ребенок характеризует себя, в основном, с внешней стороны, не отличая свой внутренний мир от описания и характеристики его социумом. Свое поведение, также, старший дошкольник «видит» глазами окружения.

К старшему дошкольному возрасту самоосознание ребенка достигает высокого уровня, что приводит к появлению склонности к самоанализу, к появлению чувства ответственности за свои поступки. Появляется стремление ребенка достигать поставленные цели. Также в дошкольном возрасте начинают формироваться такие важные личностные качества, как воля, независимость и инициативность.

Существенно влияет на процесс развития личности ребенка и формирование его поведения подражание окружающему социуму, особенно сверстникам и знакомым взрослым. Можно отметить, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования личности посредством общения со взрослыми и сверстниками, в котором ребенок подражает, а далее и закрепляет соблюдение наблюдаемых форм поведения сначала в виде внешних подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств человека.

Являясь изначально одним из механизмов обучения, подражание может стать в дальнейшем достаточно стойким и полезным жизненным качеством ребенка. Суть наблюдения, и, как следствие, подражания, приводит к развитию у ребенка аналитического склада ума, умению видеть в людях как положительные, так и отрицательные черты характера, умению проводить анализ поступков окружающих, но умение подражать только хорошим поступкам и качествам окружающих формируется в совокупности с воспитательной работой.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает общаться, взаимодействовать с окружающими в процессе совместной деятельности, усваивая элементарные нормы и правила поведения в коллективе, что дает возможность в дальнейшем совершенствовать свои умения налаживать взаимодействие с окружающими. Формирование данных знаний и умений способствует успешному развитию коммуникативной компетентности ребенка.

К старшему дошкольному возрасту развиваются мотивы общения. С их помощью ребенок стремится к коммуникативной деятельности, к апробации способов налаживания контактов, их развития. Примечательно, что к природной любопытности и любознательности ребенка при установлении контакта с другим человеком, присоединяются и новые мотивы общения: деловые и личные. Под деловыми мотивами подразумеваются те, которые способствуют решению какой-либо проблемной ситуации, под личными мотивами – мотивы, связанные с личностно – важными проблемами внутреннего мира ребенка. Для детей данного возраста огромное значение имеет характеристика окружающими его поведения, одобрение со стороны внешнего мира, положительная оценка его деятельности, которую он переносит на осознание самого себя – «хороший» я или «плохой». Поэтому, при анализе поступков ребенка взрослыми, сообщая о промахах, важно подчеркивать, что плохим является не сам ребенок, а только его поступок.

К данным мотивам общения присоединяются также и мотивы учения, касаемые получения знаний, умений и навыков. Формирование внутренней мотивационно – личностной готовности к обучению составляет основу общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.

Важную роль в планировании и прогнозировании личностного развития дошкольника играют его взаимоотношения с родителями, а именно, как ребенок их воспринимает. Те родители, которые являются достойным объектом для подражания, поведение которых способствует позитивному отношению со стороны ребенка, способны оказывать на его психику и поведение наиболее ощутимое влияние. В некоторых исследованиях указывается, что наиболее сильное влияние родителей на детей оказывается в возрасте от трех до восьми лет. Причем, существуют гендерные различия. Для девочек психологическое влияние начинает сказываться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. У мальчиков наиболее существенное влияние родителей происходит в возрасте от пяти до семи лет.

Моделями для подражания и источниками моральных представлений и норм являются окружающие ребенка взрослые, участвующие в воспитании и обучении дошкольника, а также сверстники. Нравственный опыт передается и усваивается в процессе наблюдения, подражания и взаимодействия. Используя систему поощрений и наказаний, также можно добиться желаемого результата морального воздействия.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем понять путь его становления как личности.

В дошкольном возрасте особая роль в развитии ребенка принадлежит матери. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно – гигиенические правила, а также нормы, связанные с отношением к собственным обязанностям. Также в числе первых закрепляются правила распорядка дня, отношение к личным вещам, чужим вещам, и, конечно, нормы поведения по отношению к животным.

Последними из этичных норм и правил усваиваются правила построения взаимоотношений с людьми. Это связано с тем, что данный аспект сложен и труден для понимания дошкольником и применение известной информации на практике дается детям с трудом.

Учитывая, что основным видом деятельности дошкольников является игра, применение сюжетно – ролевых игр и игр с правилами способствует наиболее продуктивному усвоению, закреплению и умению применять на практике нормы и правила общения, необходимые для построения взаимоотношений ребенка с социумом. Изначально, в младшем дошкольном возрасте, дети следуют правилам и нормам поведения и общения путем подражания, затем, к старшему дошкольному возрасту, начинают осознавать смысл известных норм и правил и начинают применять их осознанно. Более того, дошкольники не только сами выполняют их, но и внимательно следят за тем, чтобы и другие дети, находящиеся рядом с ними, следовали этим же правилам и нормам.

Читайте также:  Оценка уровень биологического развития ребенка

В процессе игры активно развиваются волевые качества ребенка. Во время игры со сверстниками необходимо придерживаться определенных норм и правил, поступать не «как хочется», а «как нужно», что способствует развитию самоконтроля. Игровая обстановка придает более легкое следование нормам взаимодействия, мотивирует к выполнению волевых усилий. Также, на развитие волевых качеств положительно влияет и трудовая деятельность дошкольника.

 Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, вместе с интеллектуальной возникает личная и этическая саморегуляция. Этические нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это – стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества появляется чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. С ним же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга.

Немаловажным будет рассмотрение возрастных особенностей развития общения, например, представленных известным советским психологом, доктором психологических наук, профессором М.И. Лисиной.

Итак – это три категории средств общения:

1. Мимико-экспрессивные средства – это мимика, взгляды, особые движения руками, телом, речевые вокализации;

2. Предметно-действенные средства, к ним относят движения так называемые предметные. Например, различные позы приближений, отдалений, вручение взрослым предметов, позы протеста, притягивание взрослого к себе, желание, чтобы взрослый взял на руки.

3. Речевые средства общения, такие как вопросы-ответы.

Дети дошкольного возраста способны уже в этот период пользоваться всеми категориями средств общения, которые они к этому возрасту уже приобрели и в достаточной степени овладели. Они используют те или иные средства исходя из поставленных целей, задач и способов решения.

 Психолог М.И. Лисина выделяет следующие формы в общении детей и взрослых:

  • – ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная);
  • –  ситуативно-деловая (предметно-действенная);
  • – внеситуативно-познавательная;
  • –  внеситуативно-личностная.

В развитии общения выделяют первую форму общения это ситуативно-личностная форма. Это период от 0 до 6 месяцев. Главный мотивом общения ребенка в этот период выступает личностный мотив.

Общение ребенка и взрослого в этот период непосредственное основанное на эмоциональной составляющей, это выражается о взгляде, улыбках, мимике. Взрослый и ребенок обмениваются лаской, нежностью, благодаря положительной эмоциональной обстановке у ребенка вырабатывается комплекс оживления, который послужит в дальнейшем средством общения. Таким образом, ситуативно-личностное общение в начале жизни детей имеет практическое значение и является основной формой для совершения общения.

Вторая форма общения детей начинает закладываться от полугода и протекает до трех лет. На данном этапе жизни у детей возникает предметная деятельность, общение строиться на фоне этой деятельности, в какой-то мере, общение служит помощником для ведения предметной деятельности.

Мотив деловых контактов выступает главным в общении ребенка и взрослого, потому как все контакты основаны на предметном сотрудничестве. Такое ситуативно-деловое общение в этот период жизни детей, когда они делают переход от примитивных действий с предметами до определенных, конкретных действий, играет важнейшую роль в жизни ребенка. В указанном переходе действий значительную огромную роль отыгрывает общение.

Затем у ребенка возникает следующая форма общения, такая как внеситуативно-познавательная. Ей свойственна первая половина дошкольного возраста. Такая форма общения заключается в практическом сотрудничестве ребенка и взрослого и направлена на определенную практическую деятельность, где ребенок проявляет стремление уважать взрослого. Познавательный мотив главнейший мотив этой формы общения детей.

Дети, которые владеют внеситуативно-познавательной формой общения, обладают основными речевыми операциями, как главными средствами общения.

Необходимо отметить, что ведущий вид деятельности в данный период жизни детей – это игровая деятельность, а познавательное общение в свою очередь значительно пересекается с игрой. Такое переплетение игры и общения дает детям большие возможности расширить знания об окружающем их мире, выводя их за границы чувственного восприятия.

Следующая форма общения возникает в конце дошкольного возраста, внеситуативно-личностное общение – это самая высшая форма общения. Главнейшим в рассматриваемой форме общения является мотив личностного характера. Также составной частью способности формирования общения в период старшего дошкольного возраста выступает характер обучения контекстный, произвольный. Отмечается определенная психологическая готовность ребенка к школе, которая и заключается в утрате общения непосредственного, а на его место становится произвольное общение. Такое общение заключается в том, что дети могут вырабатывать у себя действия подчинения согласно определенным задачам, требованиям, нормам и правилам.

Источник