Развитие ребенка при тотальной слепоте

Развитие ребенка при тотальной слепоте thumbnail

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

Развитие детей с отклонением зрения

Из опыта работы

Бубновой В.Г.

В последнее время все более широкое распространение получает интегрированное воспитание детей с проблемами здоровья в условиях массовых дошкольных образовательных учреждений. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Этому способствует либерализация системы образования, расширяются права учащихся и их родителей, декларируется гарантия равного доступа к образованию всех категорий детей, создается прецедент инклюзии на разных ступенях образования. В детские дошкольные образовательные учреждения все чаще попадают дети с различными нарушениями зрения (в основном это «амблиопия» и «косоглазие»). Такое положение вещей требует от педагогов массовых дошкольных учреждений знания проблем психофизического развития таких детей и тех трудностей, которые возникают даже из-за частичной потери зрения ребенком. 

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Внимание

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. Так, при тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится осязание во взаимодействии с другими сенсорными модальностями.

У слепых, имеющих остаточное зрение, и слабовидящих зрительное восприятие совершенствуется с помощью дополнительных незрительных стимулов: тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полноценного образа.

Важным свойством восприятия является способность абстрагироваться от случайных, несущественных признаков объекта, выделять его существенные качества. Это свойство обобщения выдает в единстве с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения. Трудности выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота. Определяют низкий уровень обобщенности образов при глубоких рушениях зрения.

Память

При нарушениях зрения происходит изменение темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующегося для закрепления связей, и количества подкреплений.

Образование у слепых точных простых движений требует 6 — 8 повторений, что также значительно больше, чем у зрячих сверстников

Для слепых и слабовидящих характерно также недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала.

Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти у слепых и частично видящих школьников, так же как и слуховой памяти, оказывается высоким.

Воспроизведение представляет собой процесс отражения прошлого опыта в виде образа отсутствующего в данный момент объекта. Его результативность зависит от результативности запоминания и сохранения образа в памяти. Поэтому отмеченные недостатки: неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования — характерны также и для воспроизведения. У слепых наблюдается явление реминисценции — когда последующее повторное воспроизведение оказывается более точным, чем первое, следовавшее непосредственно за восприятием, что связано, по-видимому, с большей инертностью протекания процессов возбуждения и преобладанием тормозных процессов.

Для слепых и слабовидящих огромное значение имеет организация материала для запоминания и его характер, учитывающий особенности восприятия. Так, бесцветные рельефные рисунки, имеющиеся в учебниках по математике и в азбуке, слабо сохраняются в памяти не только частично видящих, но и тотально слепых, в то время как рельефные рисунки, имеющие цветную раскраску, узнавались слепыми детьми с остаточным зрением через полгода

Мышление

Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительном перемещении предметов и их частей в пространстве.

Этот процесс у слепых старших дошкольников находится в стадии формирования. В подобных заданиях детям требуется опора на реальный предмет или хотя бы на какую-то его часть.

Приведенные исследования не выявили зависимости мыслительных процессов от зрительной патологии.

Однако, усвоенные детьми формально, без реального чувственного образа, как правило, понимаются очень узко, только в контексте усвоенного или совсем неверно.

Читайте также:  Рекомендации по развитию ребенка дошкольника

Речь

Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Уровень спонтанной речи детей с нарушением зрения значительно ниже нормы по всем показателям:

с позиций раскрытия темы — отражение лишь части предъявляемого материала;

с позиции содержательной — фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики, неумение вычленить и проанализировать центральные главные события в рассказе о своей жизни, трудности в соблюдении логичности связной речи.

Логопедический анализ развития речи детей с нарушением зрения, проведенный Л.С.Волковой, выявил своеобразие в становлении их речи. Ею показано, что у этих детей наиболее типичными являются системные недоразвития речи, разнообразные по своей структуре, и их значительно больше, чем у их зрячих сверстников. Это непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета, использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе, эхолалии, отсутствие развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений. Значительную роль в проявлении недоразвития речи играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой и неудовлетворительные условия речевого общения.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Психолого-педагогические условия, в которых оказывается ребенок, имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на процесс формирования его личности.

Слабовидящие дети показывают большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми. Заслуживает обсуждения и тот факт, го дети из школ-интернатов показали большую неуверенность при самооценке, чем дети из семьи. Это свидетельствует о том, что в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни. Для слепых свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.

 Однако этот страх появляется у детей лишь при неумелом руководстве родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства. Это относится также к знакомству с живыми объектами. Исследование Н.С. Царик показало наличие страха и боязни их обследования слепыми школьниками, преодоление которого требует умелого руководства познавательными интересами я развитием познавательных потребностей слепых детей.

Источник

Что такое куриная и врожденная слепота, и почему все больше детей рождаются с такими проблемами – эти вопросы волнуют родителей, которые столкнулись со страшным недугом. Очень важно, чтобы родители на раннем этапе заметили, что ребенок стал хуже видеть, и незамедлительно обратились к специалистам. Помните, что чем раньше вы обратитесь к врачу, тем быстрее выявят недуг, и тем скорее начнут лечение. Поэтому так важно владеть всей информацией о зрении, какие могут быть нарушения и как вовремя распознать отклонения от нормы.

Потеря зрения

Слепота – такое отклонение от нормы, полное или частичное отсутствие работы зрительной системы. По этиологии она бывает врожденной либо приобретенной. Существуют следующие виды:

  • Абсолютная характеризуется полным отсутствием цветоощущения между темнотой и светом, формой, цветами;
  • Предметная – когда человек не может определить форму предметов, но при этом распознает свет и его интенсивность;
  • Частичная (неполная, практическая) – выражается в том, что у больного ограничены возможности зрения. У него отмечается цветоощущение и восприятие света, но самостоятельно передвигаться и обслуживать себя не может;
  • Дальтонизм заключается в неспособности различать цвета или определенные оттенки цветовой гаммы. Встречается преимущественно у мужского пола (в 8 раз чаще, чем у женщин).
  • Куриная слепота – наблюдается при низком уровне освещения, когда зрение при темноте ухудшается, нежели при свете.

Врожденная

Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушке и не провожает ее взглядом, то родителю необходимо бить тревогу и немедленно обращаться к офтальмологу, так как это первые признаки утраты зрения. Причины потери зрения у новорожденного – катаракта или врожденные дефекты. Врожденная катаракта – помутнение прозрачного хрусталика глаза. Данный недуг сильно снижает видение и требует хирургической операции.

Часто потеря зрения возникает в связи с тем, что ребенок является недоношенным. Его зрительная система не успевает сформироваться к моменту преждевременного рождения.

Очень редко бывает врожденная патология, которая называется нистагм. Внешне болезнь проявляется в виде колебательных непроизвольных движений глаз. Появляется с рождения или в раннем детстве, но бывает у взрослых в результате заболеваний или травм. Причины болезни у детей – нарушения неврологии или наследственного характера.

Читайте также:  Дневник мамы о развитии ребенка

Лечение нистагма проводят хирургическим методом, которое направлено на уменьшение частоты и амплитуды колебательных движений. Также скорректировать зрение помогут контактные линзы или очки. Если нистагм вызван каким-либо заболеванием, то надо начать лечение именно с этой болезни.

Еще одна болезнь – альбинизм. Врожденная патология, заключающаяся в отсутствии пигмента в оболочках глаза, ресницах, а также самой коже. Альбинизм приводит к светобоязни и уменьшению остроты видения.

Если во время беременности женщина переболела вирусными заболеваниями или гриппом, малыш может родиться слепым.

Если будущая мать во время беременности переболела краснухой, то вероятность того, что у младенца при рождении будет выявлена катаракта, очень высока. Такой же риск вызывает заражение токсоплазмозом или плохое питание мамы во время вынашивания плода, ребенок при этом может родиться слепым.

Куриная

Куриная слепота имеет такой термин, как гемералопия, что в переводе с греческого звучит как «дневная» – это был ошибочный перевод, так как такой вид слепоты характеризует плохое видение в темноте, а не на свету. Но данный термин так прижился на постсоветских территориях, что несмотря на то, что в нем сделана ошибка, он так и употребляется по сей день. В англоязычных странах куриная слепота имеет терминологию – никталопия («ночная»).

Гемералопия – расстройство зрения в сумерках, при этом днем человек видит хорошо. Этот недуг может стать причиной травм ввиду того, что во время хождения в темноте, человек способен споткнуться или столкнуться с чем-то.

Куриная слепота отсутствует у жителей Севера ввиду того, что большую часть времени те проводят в полярной ночи, и их глаза привыкли видеть в темноте. Аборигены Австралийского континента также, как и северяне, видят в темноте лучше, чем жители европейских государств.

Заболевание бывает трех видов:

  • Врожденная обладает генетическим характером;
  • Симптоматическая возникает в результате заболеваний глаз с повреждением сетчатки, глаукомы, осложненной формы близорукости;
  • Эссенциальная проявляется из-за нехватки витамина А в организме.

Дети с этим недугом при плохом освещении утрачивают способность различать цвета. Для них все становится однотонным, очертания предметов – размытыми, дети жалуются на ухудшение видения в темноте. Также сюда относится и такое явление как появление пятен при переходе из темного места в более светлое.

Диагностика

Диагностика проводится на основании жалоб пациента. Вслед за тем, как врач офтальмолог сделает выводы на основании симптомов больного, он приступает к самой диагностике, которая заключается в изучении глазного дна. Кроме того, проводится периметрия, которая определяет сужение полей зрения. Адаптометрия заключается в следующем: исследуемый должен глядеть на яркий экран на протяжении двух минут. Потом на экран устанавливают предмет и отмеряют время, в течении которого пациент заметит его. Обычно это происходит в течение 45 секунд, а при гемералопии это время увеличивается.

Лечение и профилактика

Терапия проводится в зависимости от того, к какому типу относится заболевание:

  • Эссенциальная гемералопия лечится путем введения специальной диеты, богатой витаминами А, а именно: печень, помидоры, шпинат, яйца, ягода, фрукты, морковь, молоко, сливочное масло, крыжовник, вишню, зеленый лук и салат. Помимо этого, назначаются такие витамины, как РР и В2;
  • Симптоматическая куриная слепота начинается с лечения основного заболевания, спровоцировавшего гемералопию;
  • Врожденная куриная слепота лечению не подлежит.

Профилактические меры заключаются в достаточном употреблении витамина А.

Современная медицина позволяет предупредить возникновение потери зрения во многих случаях. При некоторых заболеваниях это возможно при своевременном обращении и постоянном наблюдении у офтальмологов. А иногда помогает правильное сбалансированное питание, богатое витаминами, наблюдение за уровнем сахара в крови, весом.

Если у вашего ребенка есть признаки заболевания, связанные с утратой зрения, немедленно обратитесь к офтальмологу. Таким образом вы можете не только избежать полной или частичной потери зрения, но и восстановить его. Крайне важно для родителей иметь полные информативные сведения о том, каким заболеванием страдает их ребенок и как проводить лечение. Если при лечении назначены препараты, следует четко соблюдать дозировку.

Оцените статью: 39 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 39 , средняя оценка: 3,79 из 5

Загрузка…

Источник

 Причины нарушений зрения (этиология)

  • Анализ причин нарушений зрения показывает, что
    • в 92% случаев слабовидение и
    • в 88 % случаев слепота
      имеют врожденный характер.
  • При этом среди причин детской слепоты
    заметна тенденция возрастания частоты
    врожденных аномалий
    развития зрительного анализатора:
    • в 1964 г. — 60,9% таких аномалий
      (данные М. И. Земцовой, Л. И.Солнцевой);
    • в 1979 г. — 75% (А. И. Каштан);
    • в 1991 г. — 91,3% (Л. И. Кириллова);
    • в 1992 г. — 92% (А. В. Хватова).
Читайте также:  Чем определяется успешное развитие ребенка

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов.

  • Примерно 30% из них наследственной природы:
    • врожденная глаукома,
    • атрофия зрительного нерва,
    • миопия1.
  • В качестве генетических факторов
    нарушения зрительной функции могут выступить:
    • нарушение обмена веществ,
      проявляющееся в виде альбинизма,
    • наследственные заболевания,
      приводящие к нарушению развития глазного яблока
      (врожденный анофтальм2),
    • микрофтальм3,
    • наследственная патология сосудистой оболочки,
    • заболевания роговой оболочки глаза,
    • врожденные катаракты4,
    • отдельные формы патологии сетчатки.
  • Аномалии зрения также могут возникнуть в результате
    внешних и внутренних отрицательных воздействий,
    имевших место в период беременности.
    На развитии плода могут сказаться
    • патологическое течение беременности,
    • перенесенные матерью вирусные заболевания,
    • токсоплазмоз,
    • краснуха и др.

А. Г. Литвак пишет, что на психическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние «совокупность биологических, аномальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях»5.

 Пед. разделение по степени нарушения зрительной функции

  • В современной педагогической практике во многих странах
    в зависимости от степени нарушения зрительной функции
    используют простое деление на
    • слепых «blind» и
    • слабовидящих «low vision» (лиц с ослабленным зрением).

 Определение степени нарушения зрительной функции (остроты)

  • Степень нарушения зрительной функции определяется
    по уровню снижения остроты зрения —
    способности глаза видеть две светящиеся точки
    при минимальном расстоянии между ними
    .
  • За нормальную остроту зрения равную единице — 1,0,
    принимается способность человека различать буквы или знаки
    10-ой строки
    специальной таблицы на расстоянии 5 м.
  • Разница в способности различать знаки
    между последующей и предыдущей строками
    означает разницу в остроте зрения на 0,1
    .
    Соответственно человек способный различить наиболее
    крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения — 0,1,
    четвертой — 0,4 и т.п.
  • Для определения остроты зрения ниже 0,1
    используется пересчет пальцев
    .
    Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии:
    • 5 м соответствует остроте зрения в 0,09;
    • 2 м — 0,04;
    • 0,5 м — 0,01;
    • 30 см — 0,005.
  • Способность к различению света от тьмы
    соответствует остроте зрения на уровне светоощущения.

    Неспособность к различению света от тьмы означает,
    что острота зрения равна 0.

 Группы детей, выделяемые в педагогическом процессе

Таким образом,

  • в зависимости от степени снижения
    остроты зрения на лучше видящем глазу,
  • при использовании очков, и
  • соответственно от возможности
    использования зрительного анализатора

    в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:
  • Слепые
    • это дети с полным отсутствием зрительных ощущений,
    • либо имеющие остаточное зрение
      (максимальная острота зрения — 0,04
      на лучше видящем глазу с применением
      обычных средств коррекции — очков),
    • либо сохранившие способность к светоощущению;
      • Абсолютно (тотально) слепые
        • дети с полным отсутствием
          зрительных ощущений
          ;
      • Частично (парциально) слепые
        • дети, имеющие светоощущения,
        • форменное зрение
          (способность к выделению фигуры из фона)
          с остротой зрения 0,005 – 0,04;
  • Слабовидящие
    • дети с остротой зрения 0,05 – 0,2.
      Главное отличие данной группы детей от слепых:
      при выраженном снижении остроты восприятия
      зрительный анализатор остается
      основным источником восприятия информации
      об окружающем мире и может использоваться
      в качестве ведущего в учебном процессе
      ,
      включая чтение и письмо.

 Категории детей в зависимости от времени наступления дефекта

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют 2 категории детей:

  • Слепорожденные
    • это дети с врожденной тотальной слепотой
    • или ослепшие в возрасте до 3-ех лет.
      • Они не имеют зрительных представлений,
        и весь процесс псих-кого развития осуществляется
        в условиях полного выпадения зрительной системы;
  • Ослепшие
    • это дети, утратившие зрение
      в дошкольном возрасте и позже
      .
  • Глубина и характер поражений зрительного анализатора
    • сказываются на развитии всей сенсорной системы,
    • определяют ведущий путь познания окружающего мира,
      точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

1 Миопия — близорукость.
2 Анофтальм — отсутствие глаза, редкая аномалия зрения.
3 Микрофтальм — врожденная аномалия развития глаза,
   характеризующаяся уменьшением всех размеров глаза.
4 Катаракта — заболевание глаз,
   характеризующееся помутнением хрусталика.
5 Теоретические вопросы тифлопсихологии:
   Учебное пособие. — Л., 1973. — С. 49

Источник