Развитие ребенка при работе с бумагой
Максакова Ю.Л.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают воспитанников. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
В процессе работы с этим материалам воспитанники познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и работа с бумагой, поскольку она направлена на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Работа с бумагой является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими навыками: обрыванием, сминанием, скатыванием, скручиванием и складыванием бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Так как известно, что развитию речи способствует развитие мелкой моторики, я решила, что именно этому направлению в работе с детьми нужно уделять больше времени и внимания. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.
Ребенку интересно все, что можно потрогать, не боясь испортить или создать что-то собственными силами. Простор для такой приятной работы может дать любой подручный материал, найденный в закромах вашего дома. Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Источник
Работа с бумагой,
как средство развития мелкой моторики рук
у детей с общим недоразвитием речи.
Проблемы здоровья детей, создание равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, определены в качестве важных и актуальных направлений развития образовательной системы РФ. В рамках федерального государственного стандарта дошкольного образования создается предметно-пространственная развивающая среда для всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Мои воспитанники относятся к категории детей с общим недоразвитием речи. Они страдают моторной неловкость, неустойчивой координацией движений, не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Им требуется длительная коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук. Движения бывают несогласованными, дети не в состоянии действовать двумя руками сразу, что ведет к несформированности ручных умений. У них часто не выделяется ведущая рука.
Одним из средств по преодолению недостатков развития является конструктивная деятельность с бумагой способом «Оригами», которая дает и лечебный и развивающий эффект. Занятия создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции. А бумага является замечательным доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ней.
Кроме развивающих и обучающих задач эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой. Дети становятся более открытыми, добрыми, отзывчивыми, учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Сопровождение работы спокойной музыкой создает эмоциональный настрой и снижает утомляемость.
Занимаясь с бумагой, дети развивают память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарный запас, и самое главное – руки ребенка становятся более ловкими, согласованными. Однако это происходит не само по себе, а при многократном и систематическом повторении.
Большую роль в усвоении программных задач оказывают родители. В семьях воспитанников у детей имеется материал для занятий ручным трудом. Родители заинтересовались «Оригами», с удовольствием занимаются ею с детьми, устраивают конкурсы, выставки, принимают участие в оформлении группы.
В процессе своей работы я еще больше утвердилась в понимании того, что ручной труд, работа с бумагой оказывает большое значение для развития ребенка в целом: формирования трудовых умений и навыков, развития мелкой моторики, всех психических процессов – внимания, мышления, воображения, восприятия. Создание поделок из бумаги дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с общим недоразвитием речи. И пусть поделки не всегда совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение. А самое главное, у детей появилась уверенность в своих силах, они верят в успех, им нравится заниматься и играть с бумагой.
Кроме того, процесс поделок способом «Оригами» – увлекательное занятие для детей, оно служит познанию мира, развитию творческого воображения, конструктивного мышления, художественного вкуса (дети самостоятельно раскрашивают поделки). Это приносит им чувство радости, восторга.
Прежде чем приступить к изготовлению поделок я знакомлю детей со свойствами и видами бумаги.
Поддерживать интерес к занятию помогают:
– Игры на знакомство с бумагой и ее свойствами: «Угадай-ка на ощупь», «Тонет – не тонет», «Веселые полоски», «Что шуршит?»;
– Игры-упражнения на знакомство с основными приемами работы с бумагой (складывается, рвется, мнется, сгибается, склеивается, режется ножницами);
– Опыты, закрепляющие знания детей о бумаге (бумага мнется, рвется, режется, намокает, впитывает масло, издает звук, летает, горит).
Успех обучения возможен лишь при условии создания предметно-пространственной развивающей среды. Поэтому в группе оборудован центр экспериментирования: дети после работы с воспитателем, по его заданию самостоятельно убеждаются в том, о чем говорил воспитатель, делают выводы, зарисовки в альбомах. В группе имеется центр ручного труда, где много цветной бумаги разной по фактуре, геометрические фигуры, обводки, дидактические игры «Угадай-ка!, Что не так?», «Чего не хватает?», таблицы, модели, схемы.
В основу планирования работы с бумагой (конструирование из бумаги) положены лексические темы, учтены принципы доступности, индивидуальности, систематичности, прочности знаний (многократное повторение и закрепление).
Тематика поделок:
– домашние животные (котик, щенок, поросенок, лошадь, овечка, теленок);
– птицы (снегирь, воробей, ворона, ласточка, ворон);
– рыбы (золотая рыбка);
– домашние птицы (курица, петух, гусь);
– игрушки (пирамидка);
– зима (снеговик, снегурочка, снежинка);
– дикие животные (волк, слоненок, тигренок, бельчонок, лисенок, обезьяна, еж, белка);
– транспорт (автомобиль, самолет, кораблик, машина);
– грибы (белый гриб, лисичка, мухомор);
– мебель (диван, стол, кровать).
Работа с бумагой «Оригами» включается как в тематику, в содержании НОД, так и в совместную деятельность воспитателя с детьми, в свободное от занятий время. В ходе работы большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми из-за затруднений детей.
При организации занятий с детьми можно выделить такие условия:
– поделка должна быть интересной, применяемой в жизни ребенка (в игре);
– обязательная положительная оценка работы;
– игрушка, сделанная руками ребенка – его собственность;
– разделение радости от сделанной работы с родителями (выставка).
В качестве развития интереса к изготовлению поделок использую следующие методы и приемы:
– организация наблюдений за работой воспитателя и детей;
– совместное творчество ребенка и взрослого, ребенка с ребенком;
– многократное повторение новых слов в сочетании со знакомыми;
– показ – поэтапное выполнение действий и их проговаривание;
– делай то, что делаю я;
– образец;
– словесная инструкция.
Все это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать работу менее утомительной и продуктивной.
– –
Источник
Татьяна Костюнина
Проект «Работа с бумагой как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Проект «Работа с бумагой как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Актуальность:
Необходимость создания данного проекта бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и работа с бумагой, поскольку она направлена на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Работа с бумагой является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детейформировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.
Реализуя образовательную программу, я пришла к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать интерес к работе с бумагой, используя возможности ДОУ и ближайшего социума.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот,если ребенок успешно овладевают техническими навыками: обрыванием, сминанием, скатыванием, скручиванием и складыванием бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Так как известно, что развитию речи способствует развитие мелкой моторики, я решила, что именно этому направлению в работе с детьми нужно уделять больше времени и внимания.
Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами. В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
умение слушать воспитателя
принимать умственную задачу и находить способ ее решения
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
развитие самоконтроля и самооценки
осознание собственных познавательных процессов.
Цель проекта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием техники оригами.
Для реализации данной цели в своей работепредусматриваю решение следующих задач:
1. Анализ имеющегося опыта педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
2. Создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием техники оригами.
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей в работе с бумагой.
4. Обучение детей базовым формам оригами.
5. Закрепление знаний детей о растительном и животном мире.
6. Выявление эффективности форм, методов развития творческих способностей на основе анализа проделанной работы.
Методы и приёмы обучения:
1) наглядные (показ педагога, пример, помощь);
2) словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование сказок, скороговорок, пословиц и поговорок);
3) практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки);
4) диагностические;
5) информационные.
Необходимые условия:
1) место в группе для работы с бумагой;
2) материал для работы (цветная бумага, ножницы, клей);
3) схемы, пооперационные карты;
4) рамки для коллективных панно;
5) возможность демонстрации детских работ;
6) литература, иллюстрации.
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Принцип индивидуального подхода.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Время реализации проекта – долгосрочный, июнь2011 г. – июнь 2013 г.
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое: методические пособия
Кадры: воспитатели, специалисты
Информационное: дидактический материал, демонстрационный материал, литература
периодическая печать, интернет
Финансовые: средства родителей
В процессе выполнения проектавозникли следующие проблемы:
– сбор коллекции бумаги
– финансовая сторона
– подборка специальной литературы
Финансовое обеспечение проекта: личные средства и средства родителей.
Новизна: Работа с бумагой в технике оригами положительно влияет на развитие творческих способностей дошкольников.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный
Мероприятия: Анкетирование родителей. Проведение мониторинга. Организация и обработка результатов исследования. Подборка дидактических, информационных и
методических пособий, а также разных видов бумаги.
2 этап – организационный
Мероприятия: Консультации по потребностям родителей. Экспериментирование с бумагой.
3 этап – практический
Мероприятия: Организация и проведение НОД и режимных моментов с детьми по плану.
4 этап – итоговый
Мероприятия: Проведение итоговой диагностики. Организация творческих выставок детских работ. Круглый стол с родителями.
Временные риски: недостаточное количество денежных средств, низкая активность родителей на начальном этапе проекта, недостаточное развитие мелкой моторики рук на начальном этапе проекта.
Промежуточные результаты в процессе реализации проекта:
В процессе реализации достигла таких результатов:
– создана развивающая среда – коллекция бумаги для самостоятельной деятельности, пооперационные карты, библиотека книг, стихов, рассказов о природе
– методические разработки – планы, карты, тематическое планирование, конспекты НОД
– диагностика: выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Участие педагога: взаимопросмотры,районное методическое объединение: мастер-класс и обобщение опыта, районная площадка по экологическому воспитанию – НОД, мастер-классы для родителей, воспитателей.
Проект находится на этапе реализации,и перспективы я вижу в следующем:
1. Увеличение конструктивных, познавательных и творческих способностей.
2. Развитие мелкой моторики рук, таким образом, подготовится рука к письму.
3. Умение анализировать поделку.
4. Разовьется поисковая свои работы.
5. Формирование положительного отношения к труду.
6. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы и информационных ресурсов
7. Способствование более активному включению родителей в совместную творческую деятельность;
Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной. Так как занятия оригами благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям. Я предполагаю продолжить работу в этом направлении со следующей группой детей. Планирую использование различных техник, таких как квиллинг и модульное оригами.
Источник