Развитие ребенка при поступлении в школу
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Логика и мышление
Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.
К первому классу хорошо бы уметь:
- отвечать на вопросы на общее развитие;
- находить различия на двух картинках;
- выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
- находить закономерности;
- решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:
Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.
Чтение и речь
К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.
Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.
В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.
Математика
К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.
Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?
Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.
Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.
Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.
Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!
Источник
До начала нового учебного года остаётся чуть больше месяца. Все ли школьники отправятся в сентябре 2020 года на очные занятия или нет – по-прежнему непонятно. В каждом регионе будут принимать индивидуальное решение. Но родителей будущих первоклассников в первую очередь заботят немного другие вещи – насколько их ребёнок в принципе готов к школе, всё ли он знает и умеет для успешной адаптации в первом классе. Напомним, что должен знать ребёнок к 1 классу, какими основными умениями он должен владеть для перехода из детского сада в начальную школу.
Изображение: Дмитрий Ефремов/ТАСС/futurerussia.gov.ru
Три вида готовности ребёнка к школе
Речь о физической, психологической и предметной готовности. Для того, чтобы отправиться в первый класс обычной школы, ребёнок должен быть готов по всем трём этим группам.
Что входит в понятие физической готовности:
- возраст от 6,5 лет;
- отсутствие противопоказаний к школе по здоровью;
- достаточная развитость мелкой моторики;
- умение контролировать физиологические потребности и обслуживать себя с точки зрения элементарной гигиены.
В понятие психологической готовности входит большое количество разных факторов, вот только некоторые из них:
- достаточная развитость внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
- умение вести себя соответственно обстановке;
- умение общаться с ровесниками и взрослыми, дружить;
- понимание, для чего нужна школа.
Эксперты рекомендуют обратить внимание на массу экпресс-тестов психологической готовности ребёнка к школе, которые легко найти в интернете. Пройдя такие тесты, вы либо убедитесь, что ребёнок полностью готов к школе психологически, либо обратите внимание на какие-то моменты, с которыми нужно поработать в оставшиеся недели.
Что касается предметной готовности, то это не столько обязательный, сколько желательный пункт. Если ребёнок хорошо готов к первому классу физически и психологически, какие-то пробелы в знаниях он быстро наверстает. Но всё-таки желательно, чтобы первоклассник уже 1 сентября умел большую часть из перечисленного:
- умение читать – даже если по слогам;
- умение различать звуки, слоги, слова и предложения;
- навыки счёта и решения элементарных задач;
- желателен хороший общий кругозор, доступный ребёнку этого возраста.
См. также: Что нужно первокласснику в школу — список необходимых покупок в 2020 году
Изображение: zspk.gov.ru
Что ребёнок должен знать и уметь к школе – основные навыки будущего ученика 1 класса
Если говорить о конкретных знаниях и умениях, то к первому классу школы ребёнок должен знать и называть по просьбе взрослого такую информацию о себе и окружающем мире:
- фамилия, имя и отчество себя самого, а также родителей и других взрослых, с которыми он часто взаимодействует (бабушки и дедушки, воспитатели в детском саду);
- дату своего рождения и количество полных лет;
- домашний адрес;
- название своего города и страны, главные примечательные места в городе;
- полный перечень времён года, их количество и последовательность, основные отличия сезонов друг от друга;
- количество, названия и последовательность месяцев, на которые делится календарный год;
- количество, названия и последовательность дней недели;
- на какие части делятся сутки (утро, день, вечер, ночь).
Что касается умений и навыков, которыми ребёнок должен владеть к 1 классу школы, то в их перечень входят:
- выделение существенных признаков предметов, умение классифицировать предметы на основе этих признаков, а также определение лишнего предмета с объяснением своего выбора;
- умение отличать друг от друга геометрические фигуры и знать их названия;
- умение отличать и называть основные цвета;
- владение карандашом – рисование вертикальных и горизонтальных линий, штриховка и закрашивание фигур не выходя за их контуры, копирование образцов;
- свободное ориентирование в пространстве вокруг себя и на листе бумаги (знание верха и низа, правой и левой сторон);
- соотношение количества с числом и цифрой в пределах десяти;
- составление целого из частей (частей должно быть минимум пять или шесть);
- пересказ прослушанного или прочитанного рассказа, ответы на вопросы по его содержанию;
- составление рассказа по картинке, установление последовательности событий по 5-6 сюжетным картинам, умение придумать конец рассказа самостоятельно;
- умение запомнить и назвать до 7-9 слов, картинок, предметов;
- умение выслушать инструкцию, повторить её и выполнить на практике;
- умение выполнять правила игры или задания;
- оценка своих и чужих поступков с точки зрения элементарной морали (обманывает кто-то или говорит правду, нанёс обиду или пожалел);
- владение элементарной вежливостью – обращение к взрослым на “вы”, привычка здороваться и прощаться, благодарить и отвечать на благодарность.
Это – основной список знаний и умений, которыми должен владеть первоклассник. На него и нужно ориентироваться, чтобы понять, насколько ребёнок готов к школе.
См. также: Какие предметы проходят в 1 классе в школах России в 2020-2021 учебном году
Оригинал статьи на нашем сайте: https://krutomama.ru/education/chto-rebyonok-dolzhen-znat-i-umet-k-1-klassu-shkoly/
Источник
Еще в конце прошлого века мало кто из родителей задумывался о дошкольном развитии детей, доверяя эту заботу образовательным учреждениям. Но сегодня мы должны хорошо представлять, что должен уметь ребенок к школе, и не можем позволить себе терять драгоценное время. Будущего первоклассника необходимо снабдить определенным багажом знаний и умений, а также обеспечить ему нужный психологический настрой.
Уровень физического развития
Перед зачислением в 1 класс дети обязательно проходят собеседование с психологом, но им не требуется сдавать никаких нормативов по физкультуре. А ведь успешная адаптация ребенка к новым условиям во многом зависит от его физической подготовки и состояния здоровья. Новый коллектив, смена режима, повышенная ответственность, необходимость концентрироваться и выдерживать длительные занятия — все это вызывает неизбежный стресс у первоклассника, даже отлично подготовленного.
Безболезненно выдержать такую встряску и быстро включиться в интенсивную школьную жизнь организму помогают его внутренние ресурсы, обусловленные генами и укрепленные в дошкольный период.
Основой физического развития ребенка, помимо занятий в детском саду, должны стать:
- прогулки и подвижные игры на свежем воздухе несколько раз в неделю;
- закаливающие процедуры;
- посещение ребенком спортивных или танцевальных секций.
Регулярное выполнение хотя бы двух из этих пунктов круглый год обеспечит дошкольнику достаточную физическую нагрузку для полноценного развития организма и поддержания в тонусе иммунитета. Лето, особенно предшествующее поступлению в 1 класс, желательно посвятить активным видам деятельности на свежем воздухе — спорту, походам, играм, посильной помощи старшим в садово-огородных работах. Укрепить таким образом здоровье ребенка намного важнее, чем тренировать навыки чтения или счета.
Компьютерные игры и игры в мобильном телефоне могут быть вредны как сами по себе, так и потому, что ребенок заменяет ими другие занятия — в том числе физическую активность и прогулки. Ограничивая время, которое ребенок проводит с гаджетами, ориентируйтесь на длительность его пребывания на свежем воздухе: она не должна быть меньше.
Когнитивные навыки
Нормально развивающийся, любознательный, посещающий ДОУ или занимающийся дома ребенок к 6–7 годам обычно накапливает достаточно знаний и опыта, чтобы легко начать осваивать школьную программу. И все же родителям следует убедиться, что малыш обладает достаточным интеллектуальным багажом.
Одно из главных требований, предъявляющихся к первокласснику, – чистая, правильная речь. Дефекты в произношении отдельных звуков не являются причиной отказа при поступлении в школу, но они могут существенно затруднить для ребенка процесс обучения и социализации. Особенно это касается детей, которые не посещали детский сад. Поэтому перед школой желательно поработать над дикцией, а при необходимости и позаниматься с логопедом.
Перед выпуском из ДОУ готовность детей к учебе в первом классе определяет психолог. Он задает на собеседовании вопросы, которые предполагают наличие у ребенка следующих знаний о себе и окружающем мире:
- Ф. И. О., адрес проживания, имена членов семьи;
- дни недели;
- сезоны и месяцы года, месяц рождения;
- направления — лево, право, вверх, вниз, вперед, назад;
- названия растений, овощей и фруктов, животных, цветов радуги, частей тела.
Помимо проверки общих знаний, специалист может предложить задание на проверку мышления и речи, например:
- объединить несколько предметов под одним понятием (стул, стол, кресло — мебель);
- определить лишний предмет из нескольких предложенных;
- расположить картинки в логическом порядке, составить по ним связный рассказ из нескольких предложений.
Часто во время беседы ребенку задают вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» Ответ важен не столько психологу, сколько самому будущему первокласснику. От этого зависит то, с каким настроем он пойдет учиться, чего будет ждать от школьной жизни. Задача родителей и воспитателей ДОУ — внушить ребенку позитивное отношение к ней, пробудить тягу к учебе. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, интересные школьные истории, рассказанные родителями и старшими детьми, книги и мультфильмы о школе.
Многие дети в 6 или даже в 7 лет начинают волноваться перед комиссией, теряются, отвечают сбивчиво или вообще стесняются говорить. Поэтому рядом с ребенком должна находиться мама или кто-то из близких, чтобы поддержать и подбодрить его. Преодолеть волнение помогут домашние репетиции и позитивный настрой.
Не переживайте, если сын или дочь ответили не на все вопросы психолога. Вне зависимости от того, как ребенок покажет себя на собеседовании, в первый класс его все равно примут.
Практические знания
Никто не обязывает родителей научить ребенка читать и считать до школы. Но по статистике более половины первоклассников уже умеют все это делать, и многие школьные программы принимают этот факт во внимание, ориентируясь на большинство. С практической точки зрения это оправдано: разумнее подтянуть нескольких ребят до общего уровня и идти дальше, чем подолгу останавливаться на знакомых темах.
Специализированные школы (лицеи, гимназии) могут предъявлять особые требования к будущим первоклассникам по тем или иным предметам. Лучший выход в этом случае — посещать подготовительные курсы именно в том учебном заведении, в котором предполагается начать полноценное школьное обучение.
Счет
Проверяя знания выпускника ДОУ, психолог обычно просит его посчитать от 1 до 10 и обратно. Ребенок также должен быть готов:
- посчитать от заданной цифры, например от 5, в прямом или обратном порядке;
- сравнить два числа в пределах 10 (больше/меньше);
- назвать «соседей» заданного числа.
Этих умений достаточно, чтобы начать учиться арифметическим действиям в первом классе. С другой стороны, если ребенок выполняет такие задания быстро и не задумываясь, родителям не стоит препятствовать дальнейшему развитию математических навыков, даже если школьное обучение еще не началось. Многие дети к первому классу уже будут уметь производить сложение и вычитание в пределах 10 или даже 20, считать десятками до 100 и больше.
Убедитесь, что ребенок хорошо знает основные геометрические фигуры — круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Чтение
По мнению психологов именно скорость чтения является важнейшим фактором, оказывающим влияние на успеваемость. Плохо читающий ученик тратит много времени, чтобы понять задание, вместо того, чтобы начинать думать, как его выполнить. Перед школой ребенок должен владеть хотя бы минимальными познаниями в области грамматики родного языка:
- уметь различать гласные и согласные буквы;
- определять на слух твердые и мягкие звуки;
- называть местонахождение заданной буквы — в начале, середине или конце слова;
- находить слова, начинающиеся на предложенную букву;
- иметь понятие о слогах, уметь их читать.
Технику чтения у первоклассников проверяют уже в первом полугодии, а в следующий раз — весной, в апреле или мае, чтобы выявить динамику показателей. При этом учитывается не только количество слов, прочитанных за минуту, но и понимание смысла текста, интонационная выразительность. Чем лучше малыш будет читать до школы, тем легче ему будет даваться обучение по всем предметам.
Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать — это может вызвать у него стойкую неприязнь к книгам. Нужна грамотная мотивация, основанная на индивидуальных особенностях и интересах дошкольника.
Письмо
Способность быстро и правильно писать напрямую связана с уровнем развития мелкой моторики. Если пишущие принадлежности не будут слушаться детской руки, ежедневные занятия в прописях превратятся для ребенка в сплошную муку. Домашнее задание в первом классе носит рекомендательный характер, но без усиленных тренировок научиться хорошо писать невозможно.
Чтобы осилить программу по этому предмету в полном объеме, дошкольнику необходимо уметь:
- правильно держать пишущие принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
- заштриховывать крупные и мелкие фигуры, не выходя за контуры;
- ровно обводить детали рисунка;
- аккуратно закрашивать небольшие очерченные пространства, не оставляя пробелов;
- повторять по образцу несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
- писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.
В подготовительной группе детского сада воспитатели дают будущим выпускникам подобные задания. Если с ними у ребенка не возникает проблем — значит, и в школе с письмом все будет в порядке. А если получается не все, то родителям следует уделять больше внимания развитию мелкой моторики малыша.
Если ребенок не любит рисовать, занимайтесь с ним объемной или плоскостной лепкой, вырезанием и аппликацией. Вызвать интерес к раскрашиванию помогут групповые занятия (подействует испытанный эффект присоединения к большинству).
Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями
Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.
Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.
Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:
- уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут);
- признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места;
- уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк;
- самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами;
- уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.
Если у ребенка возникли проблемы с поведением в школе, внимательно прислушайтесь к рекомендациям классного руководителя и постарайтесь их выполнить. В крайнем случае обратитесь к психологу, чтобы ситуация не усугублялась.
Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения.
Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.
Источник