Развитие ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту
Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту
кризис 6-7 лет и его роль в развитии личности
К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития. На первое место выдвигается несоответствие между старым «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту.
Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности.
Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.
Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности.
В окружение ребенка входит новый взрослый – учитель. Воспитатель выполнял материнские функции, обеспечивая все процессы жизнедеятельности воспитанников. Отношения с ним были непосредственные, доверительные и интимные. Учитель в деятельности ребенка занимает иное место. Это, прежде всего, социальное лицо, представитель общества, которому оно доверило давать ребенку знания и оценивать успехи в учебе. Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе.
В связи с переходом в школу меняется и отношение взрослых к ребенку. Ему предоставляется большая, чем дошкольнику, самостоятельность: он должен сам распределять время, следить за выполнением режима дня, не забывать о своих обязанностях. Таким образом, учение является новой, серьезной, общественно значимой деятельностью, олицетворяя собой серьезный, социально важный и, следовательно, более взрослый образ жизни.
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6-7 лет. Согласно его исследованиям, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л.С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях.
По мнению Л.И. Божович, кризис 6-7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание своего социального «Я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.
Л. И. Божович указывала, что у ребенка в возрасте 6–7 лет появляется потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой находится ребенок в данный момент. В основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и неизменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.
Л.С. Выготский изучал стабильные и критические возрасты. Он указывал, что стабильные возрасты состоят из двух этапов. На первом этапе идет накопление изменений, формирование предпосылок нового возраста. На втором этапе уже имеющиеся предпосылки реализуются, т. е. ведут за собой значительные изменения личности. Выготский считал, что у всех критических возрастов есть трехчленное строение, т. е. они состоят из следующих фаз: предкритической, собственно критической, посткритической.
Кризис 6-7 лет можно рассмотреть согласно знанию об этих фазах.
На докритической фазе ребенка уже не устраивает «чистая» игра как ведущий тип деятельности. Ребенок пока не осознает, с чем связана эта неудовлетворенность. Уже есть все предпосылки для того, чтобы от игровой деятельности переходить к учебной. На докритической фазе начинается период модификации игры, приспособления ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра видоизменяется, приближается к имитации деятельности. Существенно изменяются в лучшую сторону отношения между ребенком и окружающими людьми
После модификации игровой деятельности у ребенка проявляется заметный интерес к неигровым формам деятельности, например к конструированию, лепке, рисованию, а затем постепенно ребенок переходит к деятельности, которая положительно оценивается взрослыми людьми.
Критическая фаза характеризуется дискредитацией мотивов игровой деятельности. Они уже практически не интересуют ребенка, у него появляется желание пойти в школу. Ребенок воспринимает себя как взрослого. Его тяготит несоответствие занимаемой социальной позиции и своих устремлений. Для данный фазы характерен психологический дискомфорт и негативные симптомы в поведении. Нередко складывается впечатление, что у ребенка тяжелый характер. Негативные симптомы имеют функцию – привлечь внимание к себе, к своим переживаниям, а также внутренние причины – у ребенка происходит переход на новый возрастной этап. Критическая фаза связана с началом обучения в школе. Ребенок может ощущать, что вполне готов к ней.
Составители:
Ю.С. Авраменко
С.В. Зуева
Источник
Изменения в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
“Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
Когда мы хотим начать новое дело в своей жизни, то всё тщательно продумываем: оцениваем свои знания и возможности, пытаемся предсказать результат. Мы ответственно подходим к своему новому проекту и боимся попасть в беду, подвести своих родных, коллег или знакомых. Я думаю что ни одно серьёзное и ответственное дело не начинается Вами, уважаемые взрослые, только потому, что так делают все. То есть за компанию.
Поступление любимого дитя в школу – это тоже большая ответственность родителей перед собственным ребёнком. Ведь на кон ставится здоровье и развитие ребёнка, его жизнь на ближайшие 11 лет. И в этот момент очень хорошо подойдет правило :”Не навреди”. Вот почему очень важно понять, в каком возрасте легче и комфортней всего будет Вашему ребёнку идти в школу.
Поступление ребёнка в школу совпадает с началом нового возрастного периода в жизни ребёнка – периода младшего школьного возраста. Перешагивая на новую ступень своей жизни, каждый человек обязательно переживает определённый кризисный этап. Все научные исследования и методические прогрраммы в области современной педагогики строятся на основе положений великого психолога Л.С. Выготского и его последователей Л.И.Божович и Д.Б.Эльконина. Но мы не будем сегодня подробно разбирать все жизненные этапы, а поговорим только о изменениях в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту и о кризисе 7 лет. Каждый новый этап в развитии похож на новый виток спирали. Новые знания, умения и навыки базируются на основе старых знаний умений и навыков. Вот и начнём с базы, а именно со старшего дошкольного периода (5-7 лет, 5-8 лет).
В это время ребёнок воспринимает мир через эмоции и чувства. Это может выражаться в быстрой смене настроения. Дети непосредственны в общении, не умеют лукавить и врать. Часто говоря, то что думают или слышат от взрослых, копируют в игре и в общении поведение родителей, знакомых, литературных героев и т.д. Все жизненные навыки ребёнок вбирает через сюжетно – ролевую игру. Это основная деятельность дошкольника. Она необходима ребёнку, как еда, сон, воздух. Только если в дошкольном возрасте ребёнок достаточно наиграется, он сможет вовремя перейти к новой учебной деятельности.Это естественный процесс, заложенный самой природой. Именно в этом возрасте очень хорошо развивается память. Все знания усваиваются дошкольником с опорой на конкретные ситуации. Нужно также отметить, что ребёнок дошкольного возраста имеет ещё неадекватно завышенную самооценку. Он не умеет критически оценивать своё поведение, переживать за свои плохие поступки.
И вот вы всё чаще и чаще начинаете замечать, что ваш ребёнок как-то изменился. Причём изменения произошли не только во внешности, но и в поведении. Старайтесь внимательно наблюдать за ребёнком и фиксировать для себя эти перемены:
За короткий период ребёнок очень сильно и быстро вырастает.
Молочные зубы начинают постепенно заменяться постоянными.
Падает работоспособность.
У маленького человека начинает появляется свой внутренний мир: ребёнок уже не всегда делиться с вами всеми своими переживаниями, открытиями, появляются первые неумелые попытки утаить что-то от родителей, слукавить.
Прежде послушный и спокойный ребёнок вдруг становить манерным, вертлявым. В общественных местах и среди незнакомых людей (в транспорте, в магазине, в музее и т.д.) он начинает паясничать или капризничать. В этот момент, вам кажется, что он делает это специально, пытается вас разозлить.
В этот период можно заметить, что ребёнок начинает чаще обычного спорить с вами, старается делать все наоборот. И все чаще и чаще вы говорите: “Он стал неуправляемым. Я не могу справиться с ним”. Между вами появляется некая натянутость в отношениях.
Если постепенно вы стали замечать у ребёнка появление тех или иных перемен, описанных выше, то вы должны понять, что ваш ребёнок вступил в новый переходный период своего развития. Психологи называют его “кризисом потери непосредственности” или “кризисом 7 лет”. Сразу хочу отметить, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту может начаться и раньше семи лет, и позже. Всё зависит от условий жизни и развития ребёнка в более ранние периоды.
Сразу спешу вас успокоить. Такое не совсем адекватное поведение закончится через год, полтора. Ваш ребёнок взрослеет, поэтому взрослый тоже должен взрослеть вместе с ним. Начинайте вести с ребёнком не как с дошкольником, а как с человеком, который хочет стать школьником. В повседневной жизни давайте ребёнку больше самостоятельности, но ограниченной. Это значит, что вы разрешаете уже больше, но ещё не все. Демократия не должна обернуться анархией. Объясните ребёнку смысл пословицы: “Любишь кататься, люби и саночки возить”. Договоритесь о том, что увеличение количества прав, увеличивает и количество обязанностей и уровень ответственности ребёнка за свои поступки.
С другой стороны, сейчас, как никогда, вашему ребёнку нужна поддержка и понимание взрослого. Старайтесь меньше применять авторитарные способы наказания :”Встань в угол”, “Нет, и всё. Я так решила. ” ,”Ты должен делать так, как я сказала”… Знакомые формы общения, не правда ли? Попробуйте обсудить с ребёнком дома его плохое поведение в магазине. Пусть он выслушает, ваши доводы. Дайте ему возможность оправдать своё поведение. Задайте ему вопрос: “А как ты считаешь, ты хорошо вел себя в магазине? Почему ты так думаешь?”А как надо было себя вести?” “Попробуй нарисовать свои правила поведения.” Новая модель поведения родителей поможет легче пережить ребёнку кризис, стать более спокойным, почувствовать защищённось.
С чем же связаны такие перемены в поведении ребёнка, и какие новые черты младшего школьного возраста должны образоваться?
Итак, вернёмся к игре дошкольника. Именно сюжетно- ролевые игры в семью, больницу, школу, гонки, сражения и т.п., подражание поведению литературных героев является фундаментом для развития новой формы познания и общения – воображения. Используя вообрадение, ребёнок начинает не только задавать вопросы, но и находить на них ответы, используя рассуждения. Доктор психологических наук Л.Ф.Обухова так описывает свои даблюдения “маленьких философов”:
Марина К. (7 лет). “Откуда солнце на небе?” — “Его, наверное,
сделали”. “Кто?” — “Я думаю, что его сделали космонавты или летчики”. “А
луна откуда?” — “Ее тоже сделали, только космонавты”. “Почему только
космонавты?” — “Потому что они могут долететь до луны. Луна выше солнца” “А
звезды откуда?” — “Их тоже сделали космонавты из железа блестящего. Потом
они его почистили”…
Гоша С (6 лет 5 месяцев) “Откуда звезды на небе?” — “Из золотых бумаг
Их туда космонавты бросили”. .
Андрей О (6 лет 9 месяцев) “Откуда приходят сны?” — “Это уже трудный
вопрос В i олове появляется какоето существо, и там тебе показывает сны, как
бы мультфильмы, и они всю ночь снятся”…
Но что сразу бросается в глаза? Ребёнок пытается рассуждать и найти ответ на вопрос старым и привычным для него способом (используя игру). Но старый способ не даёт желаемого результата.
Иными словами, желания увеличиваются, а умения остаются пока на том же уровне.
Чтобы удовлетворить свои желания, ребёнок начинает искать новые способы получить знания. К вопросу “почему?” добавляется вопрос “как узнать?”. Но не всё получается с первого раза, не сразу удаётся найти новый способ познания. В душе ребёнка возникает тревога, страх и неопределённость. Это и есть первая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения ребёнка.
Ну что же. Мы поговорили о первой причине изменений в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Это противоречие между потребностью и умениями. Отправной точкой этих изменений является появление у старшего дошкольника воображения. Ребёнок фантазирует, рассуждает и:
учится переходить от конкретных ситуаций к объединению
их в общие правила ;
учится выделять существенное;
ребёнок учится смотреть на себя со стороны;
учится планировать свои действия.
Все эти навыки у дошкольника особенно эффективно помогают сформировать настольные игры с правилами и командные соревнования, например, “Весёлые старты”, “Весёлые конкурсы”и т.п. Именно в таких формах общения ребёнок начинает сравнивать свои возможности и знания, своё поведение с поведением и навыками взрослых и других детей. Играйте с ребёнком, играйте! Происходят ситуации, когда ребёнок проигрывает и не получает поощрений. Он уже не всегда лучший. Приведу один пример из собственной практики.
Когда в очередной раз я взяла первоклашек, то поняла, что сплотить детей в один коллектив будет сложнее, чем в прошлые потоки. Слишком много было ребят психологически неготовых к школьному обучению. И адаптационный период, и внеклассные мероприятия, и уроки шли очень нелегко. “Делаю то, что хочу!”, – было основным правилом многих учеников. Мы учились работать в парах, в четвёрках, в группах. Ребята с трудом привыкали слушать не только себя, но и других. Многие очень болезненно переживали свою несостоятельность в разных областях школьных отношений: отказывались работать коллективно, бросали тетрадки на пол, устраивали истерики, обижались, если хотя бы один раз они не были в чём-то первыми. Беседовала с родителями. Результат стал появляться постепенно. И ко второму классу почти все детишки стали более адекватно относиться к коллективной работе, к оценкам (не к отметкам – их нет в первом классе) учителей и воспитателей. Но некоторые смогли изменить свою самооценку только к середине второго класса. У кого-то до сих пор есть остаточные проблемы. Тренинги, конкурсы, групповые творческие дела, постоянные упражнения по самооценке возможностей потихоньку меняют отношения ребят в классе. Да и родители стали меняться.
Имея завышенную пока самооценку дошкольника, ребёнок начинает осознавать, что он не самый замечательный и не самый умный.
Это вторая причина психологического дискомфорта и непонятного поведения ребёнка. Постепенно самооценка маленького гения начинает снижаться. Ребёнок уже может чётко оценивать, что он делает хорошо, а что ещё не очень. Конечно, дети, которые ежеминутно слышали хвалебные оды в свой адрес, будут переживать это разочарование сложнее. И “кнута”, и “пряника” должно быть в меру. Так в поведение ребёнка появляется новая форма.
Ребёнок начинает по-разному оценивать своё поведение, свои знания и умения:
“Это я делаю хорошо, а это не очень. Это я умею, а это нет”.
Изменив своё отношение к игре, ребёнок начинает понимать, что игровые правила не всегда действуют в обычных жизненных отношениях в семье, с друзьями, со взрослыми. Их нельзя менять по собственному желанию. В жизни нужно знать и уметь пользоваться правилами общества. Именно эти правила могут теперь помочь получить новые знания, а значит быть значимым не только для себя, но и для других (родителей, воспитателей, учителей, сверстников).
Так у ребёнка появляется самый важный признак возрастных изменений – произвольность. Это умение управлять собственными психическими функциями (памятью, вниманием, восприятием, теоретическим мышлением), желаниями; критически оценивать себя.
Психологами доказано, что если воображение может сформироваться и к 6 годам, то произвольность формируется только к семи годам, а у некоторых детей и позже.
Ну а теперь добавим в записную книжку основное.
Источник
Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Подготовила Ершова Динара Ураловна.
Воспитатель МАДОУ526
Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основана на различиях в поведении детей в учебных ситуациях, в отношениях с учителем, восприимчивости разных детей к содержанию учебных занятий. Дети, для которых школьная действительность выступает в роли учебной ситуации, наиболее готовы к школе. Среди них можно выделить два типа: пред учебный и учебный.
1 . Пред учебный тип.
Для детей пред учебного типа учебная ситуация выступает в неразрывной связи своих элементов. Эти дети готовы решать посильные учебные задания, но лишь в присутствии – учителя. Эти дети одинаково внимательно относятся ко всем указаниям учителя, будь то содержательное задание или, скажем, просьба вымыть доску. Все происходящее в школе для них одинаково значимо.
Возможно два пути развития
Благоприятный
Уход в содержательную сторону
Т.е. учиться, что бы получать знания(учебный тип).
Неблагоприятный
– фиксацию на формальных, несодержательных моментах обучения(красивое оформление),
А) Псевдо учебный тип
(отказ от содержательной стороны)
Б) коммуникативный
Превращение сотрудничества в общение
Коррекция
Что бы избежать неблагоприятного пути развития, педагогу необходимо отслеживать свою помощь, подчеркивая значимость самостоятельного выполнения задания.
Большую роль в дальнейшем развитии детей этого типа играет оценка.
Такие дети не различают оценку за выполненное задание и оценку самого себя, поэтому оценка должна быть преимущественно положительной: если ребёнок сделал какую ни будь работу (даже не качественную) необходимо найти за что можно похвалить.
Нельзя оставлять без внимания достижения ребёнка , даже самые маленькие(личный рекорд). Если работа не выполнена, можно этого не заметить , т.к. если его не заметили , а других детей хвалят, ребёнок начинает ориентироваться, а за что хвалят других.
При этом если ставится отметка нужно давать чёткий критерий . Необходимо особо обращать внимание на постановку задач, на соответствие критериям, которые положены в основу. Необходимо также обратить внимание ребёнка на собственную оценку своей работы , что позволит ему увидеть соответствие выполнения своей работы тем требованиям, которые предъявляются.
Нельзя просить оценить работу в целом, а ставить перед ребёнком частные задачи (например. Найти самую красивую букву, ровную строчку, и т.д. поговорите о том что надо исправить , что бы она стала лучше).
Самым неприемлемым типом урока является урок по типу передачи готовых знаний, т.к. этим загоняет ребёнка в жёсткие рамки, которые даёт учитель. В связи с этим рекомендуется включать этих детей в групповое и коллективное взаимодействие – работа в группе. В команде, парами. Например, в первые дни обучения – это могут быть уроки знакомств, где можно познакомиться дру с другом.
Необходимо развивать у детей умения задавать вопросы.(по содержанию задачи). Когда ребёнок задаёт вопрос, избегайте прямых ответов, лучше попросить его объяснить, что же он все- таки понял. Вопросы по содержанию необходимо поощрять, никогда не говорите: «Не задавай глупых вопросов!»
Приемы по формированию содержательного отношения к учебной деятельности:
10 отгадывание слова.
Учитель загадывает предмет, а дети задают вопросы, пытаясь отгадать. Отвечать надо только «да» или «нет»
Так формируется первичный анализ.
2) Учитель при объяснении «забывает» сообщить существенные детали задания.
3) Учитель в дискуссии занимает заведомо неправильную позицию, предлагает очень ярко неправильное решение проблемы.
Не бойтесь отказаться от стереотипа тихого урока.
Учебный тип.
Дети учебного типа вполне готовы к школе. Их развитие определяется учебной деятельностью. Главным регулятором их поведения является содержание задачи, им и определяется отношение с учителем. Ребенок учебного типа может одинаково успешно анализировать содержание учебной задачи как в присутствии взрослого, так и самостоятельно.
Мотивация этих детей преимущественно учебная или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Такие дети легко справляются с заданием, не требует, что бы им повторяли несколько раз. Они менее чувствительны к отметке и оценке себя, им нравится сам процесс учения, решение задач. Часто создаётся впечатление, что они опережают сверстников в интеллектуальном развитии.
Трудности
Могут игнорировать внешнюю сторону учебной деятельности. (например, не поднимают руку и т.д.)
Будучи хорошо готовыми к школе в интелектуальном плане могут быть не готовы в эмоционально – социальном. Это проявляется в том, что они быстро схватывают материал, быстро справляются с заданием (поэтому у них остаётся свободное время) и начинают мешать другим.
Основная задача учителя – дать такое индивидуальное задание, что бы ребёнок увлёкся и не мешал другим, тогда не будет проблем с его поведением.
Если учитель проявляет сдержанность, терпение, то ученик принимает его требования: если нет, то такие дети становятся нарушителями дисциплины.
Нельзя также жаловаться на поведение ребёнка родителям, т.к. между ними (в случае недовольства ребёнком родителями) нарушается эмоциональный контакт, что может привести к неврозам.
Самое главное:
Не подчёркивать чрезмерные интеллектуальные успехи
Не акцентировать внимание на нарушениях дисциплины.
Игровой тип
Поведение может быть различным: может активно включаться в работу, а может выпадать из урока (ходить по классу), неспособен долго подчиняться общим требованиям: школьная ситуация представляется игровой, поэтому он, как бы переходит с одной игры на другую. Эти дети, как правило не готовы к обучению. Для них характерна непоследовательность, импульсивность, неумение следовать школьным нормам. Отсутствие произвольности.
Благоприятный вариант Неблагоприятный вариант
Пред учебный тип псевдо учебный тип
Детей такого типа лучше отдавать в школу с 8 лет. Попытки справиться с ним путём строгости неэффективны, сложно заставить ребёнка следовать школьным правилам, т.к. он всё воспринимает как игру.
Коррекция
Постарайтесь поддержать у ребёнка интерес к происходящему: групповая, коллективная работа, работа в парах.
Дисциплина
Включать ребёнка в содержание, обучение с помощью дидактических игр. Если ребёнок выпал из обучения не акцентируйте на этом внимание. Обязательно похвалить за тот минимум, который он сделал. «Ты мне эту работу подари, а сам сделай ещё одну», смысл работы видят если это кому либо надо. С этими детьми лучше заниматься индивидуально: их надо учить задавать вопросы, формулировать свои мысли. Форма дидактическая игра
«посмотри надо делать так» и объяснить, и показать ещё раз.
Если вы не сможете определить тип такого ребёнка, то вероятно дублирование первого класса, постоянный успех, который в дальнейшем приведёт к формированию патологии характера.
Могут сформироваться компенсаторные механизмы: негативизм демонстративность.
От вас требуется терпение. Тогда переходит в псевдо учебный, а он в учебный.
Псевдо учебный тип
Неблагоприятный вариант принятие школьной действительности. Низкий уровень самостоятельности, интеллектуальная пассивность, и в присутствии учителя работают хуже, чем без учителя.
Эти дети подключаются к решению фронтальных(коллективных) задач.
Болезненно относятся к негативной оценке.
Удобной для учителя, т. К. с особым старание выполняют любые формальные требования.
Если вы заметили у ребёнка старательность вместе с интелектуальной пассивностью и робость необходимо бить тревогу!
Причина – в типе семейного воспитания; дома от ребёнка требуют неукоснительного послушания, подчинения, скрупулёзного выполнения требований взрослых, подавляют инициативу. Этот тип детей-от авторитарного стиля воспитания и авторитарного стиля обучения в школе. Посоветуйте родителям: почаще читать ребёнку книги, обсуждать прочитанное, поощрять рассказы ребёнка о школе, развивать самостоятельность, умение задавать вопросы.
Учителю: не следует хвалить ребёнка за выполнение формальных требований, хвалить за хорошо выполненную содержательную сторону.
Самая трудная коррекция.
Коммуникативный тип
Ученик пытается превратить содержание общения с учителем в простое общение, в бессодержательную коммуникацию. Эти дети пытаются завладеть вниманием учителя, обратить на себя внимание, склонны к демонстративному поведению. Мало общаются с одноклассниками приносят игрушки и показывают их учителям, любят жаловаться. Не хотят работать самостоятельно, трудно включаются в коллективную работу привлекают внимание учителя различными уловками.
Работают только в присутствии взрослого, если тот ушёл, прекращают. Этот тип от семейного воспитания – детям не хватает внимания, любви, общени, поэтому они компенсируются в школе, т.е. требуют внимания от учителя. Эти дети не умеют играть со сверстниками, поэтому им надо развивать, обогащать ролевую игру.
Коррекция
Посоветуйте родителям водить ребёнка в детские коллективы(театральный кружок),что бы было удовлетворенно его стремление к демонстративности.
Учитель должен оказывать внимание ребёнку, но разговор надо переводить на учебную тему.
Такой ребёнок может быть одиноким, найдите ему пару, от вас требуется терпение т.к. такие дети бывают навязчивы. Окрик тоже не сработает т.к. это тоже внимание да ещё и негативное
Коммуникативный тип возникает у детей, склонных к демонстративности, страдающих дефицитом внимания. Их поведение направлено на привлечение внимания взрослого, при этом ребенок готов говорить о чем угодно, лишь бы продлить ситуацию общения. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.
В случае учебной деятельности демонстративность может приобретать негативное значение. Например, если первоклассник учится не блестяще и не вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять повышенную потребность во внимании другими способами. Его поведение приобретает негативную социальную окраску: театрально, аффективно нарушаются принятые в школе правила поведения, может проявляться агрессивность. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на чисто учебные требования учителя.
Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
Коррекция
Коррекция коммуникативного типа затруднена. В условиях школы необходимо воздерживаться от порицания. Любое наказание рассматривается ребенком как проявление внимания к себе. Единственный способ уменьшить трудность ситуации – не замечать вызывающего поведения ребенка, всячески поощряя его за любую содержательную работу.
Дошкольный тип
Дети дошкольного типа совершенно не готовы к обучению в условиях школы – обычная ориентация обучения ими не принимается. Однако такие дети могут вполне успешно обучаться в игровой форме. Характерным диагностическим признаком этих детей является их отношение к собственным ошибкам. Сами своих ошибок они не замечают, а если на них указать – не соглашаются исправлять, говоря что так даже лучше. Дети дошкольного типа осложняют проведение урока: могут встать, пойти по классу, залезть под парту и т.д. Таким детям рекомендуется индивидуальная игровая форма обучения. Если созданы щадящие условия, то ко 2-му классу ребенок вполне сможет включиться в учебную ситуацию.
Задача выявления возможных психологических причин задержек в развитии детей предполагает решение трех взаимосвязанных вопросов.
Первый из них касается методов, позволяющих ориентироваться в массе детей и выявлять тех из них, кто отстает в учении по причине особенностей психического развития, не связанных со способностями.
Далее необходимо разработать средства, с помощью которых можно было бы уточнить истоки их неуспеваемости, отнести отстающего ребенка к одной из следующих групп: педагогически запущенных детей; имеющих хорошие, но недостаточно развитые задатки; отстающих по причине неспособности усваивать школьную программу; не имеющих необходимых задатков и не успевающих из-за врожденных или приобретенных в результате болезни анатомо-физиологических дефектов.
Наконец, надо отыскать научно обоснованные методы, позволяющие предсказать дальнейшее развитие ребенка, отнесенного к одной из этих групп.
Все это требует глубокой и разносторонней психодиагностики ребенка.
* * *
Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование. Данная задача должна решаться работниками школьной психологической службы.
Источник