Развитие ребенка посредством народных промыслов

Развитие ребенка посредством народных промыслов thumbnail

Знакомство детей с народными промыслами.

Подготовила воспитатель Шитикова А.Р.

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я познакомлю детей  с самыми  яркими  и известными  из них.

1. Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

2. Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

3. Хохлома

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

4. Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

              6. Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

7. Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

9. Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

                                                                                                                 Развитие ребенка посредством народных промыслов

                   10. Палехская миниатюра

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

11. Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

12. Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически  к любому образу.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

15. Тульский пряник

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Развитие ребенка посредством народных промыслов

Источник

Тимофеева Ольга Александровна
Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами»

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей стандарта является развитие личности ребенка, его творческих способностей.

Сегодня современное общество нуждается в нестандартных, деятельных разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди, умеющие ставить цель и выбирать средства её достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

“Быть всегда творческим – значит быть всесильным. ” – говорил Марк Фише.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, фантазии, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

В связи с необходимостью реализации требований ФГОС ДО, социального заказа на творческую личность, в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание проблеме раскрытия творческого потенциала дошкольника – как одной из составляющих личностной сферы. Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Также актуальной проблемой на сегодняшний день в рамках политической ситуации в мире является и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Считаю, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства, только тогда это станет неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. И воспитание детей в плане духовно- нравственного развития стремлюсь параллельно осуществлять с развитием творческих способностей у дошкольников. Как, спросите Вы? Через знакомство с народными промыслами России – отвечу я.

Что я для этого делаю?

Формирую у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.

Моя цель – донести до сознания моих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого постоянно обращаюсь к истокам русской народной культуры: фольклору, творчеству русских мастеров-умельцев.

Народно- декоративное прикладное искусство – одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей дошкольного возраста. Оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие детей, на формирование патриотических чувств. В нём обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.

И моя задача – наряду с развитием творческих способностей, показать детям всё разнообразие и красоту народного искусства.

Над данной проблемой я работаю на протяжении 3 лет.

Начала я с организации развивающей среды. В нашей группе совместно с родителями создан мини музей народно-прикладного искусства. В нём можно увидеть изделия гжельских, городецких, хохломских мастеров, дымковскую игрушку, матрёшек.

Тщательно изучая материал по данной теме, я разработала проект «Русские узоры».Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Изготовила практический материал,разработала дидактические игры: «Найди силуэту пару», «Художественные часы», «Дорисуй узор», «Найди пару», лото «Русские сувениры». Они направлены на расширение и закрепление знаний о народных промыслах.

Разработала алгоритмы с элементами народных росписей; создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, разноцветные мелки, краски (гуашь, акварель, уголь, пастель, природные материалы, бросовой материал и другое, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из картона). По каждому виду росписи мною созданы подборки образцов – иллюстрированные альбомы «Народно-прикладное искусство», раскраски и задания «Дорисуй узор», «Оформи картину в стиле гжель» и т. д.

В 2016 году организовала кружковую деятельность «Русские мастера».

Подготовила картотеки хороводных и подвижных народных игр.

Произвела подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.

Составила фонотеку с аудиозаписями русских народных песен, закличек.

Веду работу с родителями. Организовываю совместные мероприятия, занятия с детьми по данному направлению, провожу консультации, систематически обновляю материал по народному искусству в родительских уголках группы.

Организовываю выставки «Мы – народные умельцы».

В процессе своей работы по данному направлению, я учу детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей: точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий.

В процессе обучения для активизации детей, осмысленного усвоения задач я использую следующие методы и приёмы:

– создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народного искусства, что повышает интерес к занятию;

– связь рассматривания с последующими занятиями по художественной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке, лепке;

– сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива;

– использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;

– упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых и сложных элементов после рассматривания;

– показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;

– использование фланелеграфа для обучения расположению узора, поиска вариантов построения;

– называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования («завиток вверх, теперь вниз»);

– взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) в решении задач по декоративной деятельности ;

– использование художественного слова в создании образа в рисовании, лепке, аппликации;

– сочетание музыки и изобразительной деятельности : создание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания;

– показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных мастеров (что помогает в процессе обучения выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров);

– применение ИКТ (использование ноутбука и музыкального центра)

Опыт работы показывает, что знакомство детей с изделиями народных промыслов приобщает их к родной культуре, является средством формирования у них патриотических и эстетических чувств. Помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, в процессе рисования дети получают море положительных эмоций.

Источник

Светлана Нестерова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами и ремеслами

«О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов».

Маханёва М. Д.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом,так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В МАДОУ №17 города Карпинска в 2015 году был создан мини-музей декоративно-прикладного искусства. На базе музея стали проводиться НОД по ознакомлению с народными промыслами и ремёслами, которые постепенно вошли в систему образования детей.

Необходимость мини-музея существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т. д. Поэтому была поставлена цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Реализация плана работы мини-музея происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.Новизной и отличительной особенностью является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением.Цель мини-музея: формирование и развитие основ художественной культуры и гражданско-патриотических чувств ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи мини-музея:

• Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

• Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

• На основе освоения художественного опыта народныхмастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

• Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;

• Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Педагогами ДОУ была разработана структура музейной экспозиции и сменяемость ее предметов:

1.Роспись по дереву: – хохлома (солонка, конфетница, сахарница, ложки); – городец (панно, разделочные доски); – росписи Северной Двины и Мезени (ступка).

2.Керамика: – гжель (скульптура (лебеди, конь, корова)

3. Русская глиняная игрушка – дымковская (индюки, барышни, барышни с коромыслами)

4. Русская деревянная игрушка – полхов-майданские игрушки (матрешки, Ваньки-встаньки, свистульки)

5. Русские художественные лаки – жостово (подносы разнообразной формы и размера).

6. Павловопосадские платки.

7. Художественные изделия из бересты (туески, шкатулки, лапти).

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Применяются в мини-музее различные приёмы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.

Образовательный процесс делится на два этапа-подготовительный и практический.Задачи первого этапа: знакомить детей с образцами народных художественных промыслов, развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла, воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства, формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

Задачи второго этапа: самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народнойпластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании,использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой, самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть, самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей, использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

С целью социально – личностного развития воспитанников был составлен план работы с социальными партнерами (библиотека им. А. С. Попова, городской музей, школа искусств, МАОУ СОШ № 6).

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Источник