Развитие ребенка посредством народного танца
Педагогический проект
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца»
Представила:
Макарова Елена Петровна
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад № 25»
город Кимры Тверской области
В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования и воспитания подрастающего поколения.
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем.
Изучение русского народного танца способствует знакомству детей с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации. Занятия русским народным танцем направлены на физическое развитие детей, равномерно укрепляет тело, развивает силу, ловкость, изящество.
Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры ребёнка, как части его общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.
Проблемы:
- Дети не знают своих корней, истории своей страны;
- не имеют представления о культуре своего народа, о его традициях;
- не знают народных танцевальных движений, не могут импровизировать пляски; не проявляют творчество в играх;
- не знают особенностей русского народного танца, костюма;
- практически не посещают музеи;
- нигде не слышат звучание народных инструментов;
Понимая огромное значение русского народного танца в жизни ребенка, возникла необходимость в разработке данного долгосрочного проекта.
Проект направлен на приобщение дошкольников к русской традиционной культуре, воспитании любви к Родине на основе изучения фольклорного музыкально-хореографического материала, на знакомство с историей и бытом народа, на формирование творческих способностей детей.
Цель достигается через решение следующих задач:
- воспитать у ребёнка моральные качества, такие как любовь, к Родине, чувство коллективизма, чувство товарищества; приобщить детей к искусству танца, к богатству танцевального и музыкального народного творчества;
- способствовать развитию художественного воображения, ассоциативной памяти, творческих способностей;
- способствовать формированию танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала;
- научить детей владеть основными движениями русского народного танца.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- познакомятся с историей страны, в которой они живут, гражданами которой являются;
- узнают об основных традициях родной земли;
- узнают историю русского народного танца;
- познакомятся с жанрами русского народного танца;
- научатся выполнять основные шаги и ходы русского танца;
- будут уметь выполнять простые движения русского народного танца;
- станут проявлять творчество в раскрытии танцевального образа, подчеркивая национальный характер танца.
Условиями для реализации данного проекта является создание необходимой материально-технической базы: наличие танцевального зала с зеркалами, музыкальных инструментов (фортепиано), различных атрибутов для танцев (платочков, цветов, венков и т.д.), сценических костюмов, а также аудио- , видео- и электронных ресурсов.
Участники проекта:
Музыкальный руководитель,
Дети,
Педагоги,
Родители.
Этапы проекта:
I.подготовительный.
- Подбор методической литературы и изучение передовых методик по данной теме.
- Разработка системы работы по приобщению дошкольников к традиционной русской культуре, включая сотворчество педагогов и сотрудничество с родителями. Наметить направления работы.
- Разработать диагностические карты и мониторинг развития детей.
- Разработать модель занятия по р.н. танцу.
- Создать развивающую среду для самостоятельной музыкальной деятельности детей.
- Определить формы работы с детьми, педагогами, родителями.
II. Практический
- Мониторинг развития детей
- Тестирование педагогов
- Анкетирование родителей
- Консультации для педагогов «Подговорки в разучивании русских народных движений», «Сценический костюм и атрибуты к танцам»
- Разработка методических пособий, конспектов
- Поиск фонограмм, фотографий, журналов,
- Подбор литературного материала ( загадок, стихов)
- Организация мастерской по пошиву костюмов «Мастерицы»
- Разработка презентаций, мультимедийных пособий.
- Составление сценария праздника, развлечений.
- Подготовка атрибутов, пошив костюмом, оформление зала.
Формы работы с детьми.
- Беседы с детьми об истории России, традициях, быте русского народа
- Беседы с детьми об истории русского народного танца.
- Знакомство с русскими народным костюмом.
- Слушание русской народной музыки.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов
- Экскурсия в краеведческий музей
- Концерт детей народного отделения ДШИ №2
- НОД «Русская пляска»
- Тематические занятия в «Горнице»- музее народного быта детского сада.
- Музыкально-ритмические занятия.
- Музыкально-дидактические игры «Что делают дети», «Назови народный костюм»
- Сбор фотографий детьми «Мы –танцоры!»
- Разучивание стихов, инсценировок.
- Рисование «Я танцую», «Народные инструменты», «Наши праздники».
Методические приемы, используемые в работе с детьми.
- Прослушивание музыки и ее анализ.
- Выразительный показ движений взрослым и детьми.
- Использование игр со словом и подговорок для выполнения танцевальных движений.
- Музыкальные и подвижные игры, коммуникативные игры, творческие этюды, упражнения без музыки, игры-импровизации.
- Собеседование с детьми.
- Мультимедийные пособия.
III. Заключительный
- Праздники и развлечения «Праздник русского танца», «Ярмарка», «Масленица», Праздник русской березки», и т.д.
- Фотогазеты, фотовыставки
- Презентация «Русский народный танец»
- Выставка рисунка «Наши танцоры»
- Участие в городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах.
- Концерт силами детей в городском Доме инвалидов и ветеранов»
- Ширмы для родителей «Русский народный танец в сохранении наших традиций!», «Роль хореографии в воспитании ребенка», «Приобщение к народной культуре-воспитание патриота!»
- Диагностика и мониторинг развития детей
Результатом реализации проекта являются:
- расширение кругозора детей, их знаний, умений (дети имеют представления о русской народной культуре, традициях, быте;
- знают народные пословицы, поговорки, загадки;
- эстетическое воспитание детей, повышение их творческой активности;
- выступления на концертах, массовых мероприятиях; праздниках;
- участие в конкурсах;
- желание заниматься в хореографических студиях нашего города.
Педагоги:
Активно участвуют в процессе обучения детей р.н. танцу, активизируя детей, используют элементы народной хореографии, народную музыку в повседневной жизни группы, проявляя творчество и заинтересованность. Активно участвуют в мероприятиях для детей, наряжаясь в народные костюмы.
Родители:
Имеют четкое представление о роли русского народного танца в приобщении детей к народной культуре, о его возможностях во всестороннем развитии ребенка. Принимают посильное участие в мероприятиях детского сада, исполняют роли на праздниках, оказывают помощь в пошиве костюмов. Способствуют занятиям детей в различных студиях и школах искусств нашего города.
Трудности при реализации проекта:
- Наличие и недостаток методической литературы, дидактических пособий, недостаток костюмов и атрибутов к танцам.
- Недостаток опыта работы по данной теме у педагогов со стажем менее 3-х лет. Отсутствие заинтересованности данной темой.
- Недопонимание родителей на раннем этапе актуальности данной темы.
- Недостаточное материальное обеспечение.
- Отсутствие преемственности в работе ДОУ и школы.
Источник
Инна Куликова
Опыт работы «Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника»
МАДОУ «Детский сад № 22-Центр развития ребенка»
Опыт работы по теме:
«Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника»
Подготовила: педагог дополнительного образования
по хореографии
Куликова Инна Александровна
Введение
«Трудно представить себе лучший метод воспитания,
чем тот, который открыт и проверен опытом веков
он может быть выражен в двух положениях:
это гимнастика для тела и музыка для души…»
Платон
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в настоящее время стало чрезвычайно актуально, в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков и молодёжи.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа» – писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в познании фольклора, в русской народной музыке, играх, танцах, поскольку они способны воздействовать на чувства, настроения ребенка, способны преобразовывать его нравственный и духовный мир.
На сегодняшний день естественна значимость русского народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом и заключается значимость русского народного танца в духовной жизни дошкольника.
Актуальность выбранной мной темы очевидна: в сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают забываться, уходить в прошлое традиции и обычаи нашей Родины. Всё реже транслируются передачи, в которых показывают русские народные танцы, традиции, звучат народные песни. В связи с этим очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России и это является существенной проблемой.
Решить данную проблему возможно, если ввести маленьких детей в прекрасный мир хореографии, познакомить с выразительной лексикой русского танца, народными традициями, приобщая детей к истокам народной культуры. Русский народ на протяжении веков свою культуру и опыт передавал «изустно и действенно» из поколения в поколение.
Сущность представленного мной опыта состоит в гибком сочетании традиционных, современных методик и новых интеграционных технологий.
Новизна обобщенного опыта состоит в организации художественно-эстетической деятельности – через организацию цикла занятий, в которых дошкольники знакомятся с народным костюмом, приобщаются к народной музыке, обогащают свой танцевальный опыт выразительными движениями и лексикой русского народного танца.
Качественно новой ступенью воспитания в детском саду является интеграция разнообразных видов детской деятельности способствующей обогащению духовного опыта, развитию личностных качеств и нравственно-патриотических чувств ребёнка.
В представленном опыте работыставлю перед собой цель: формировать у дошкольников нравственно – патриотические чувства посредством русского народного танца.
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.Поэтому для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа в системе образовательного процесса;
– формировать творческие проявления и танцевальные навыки в исполнении русского народного танца разнообразного по жанру и содержанию;
– развивать танцевально-игровое творчество: формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок;
– поддерживать интерес к культуре России,используя фольклорные жанры: заклички, игровые и хороводные танцы, народные игры.
Таким образом, именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
1. Особенности работы по формированию нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с русским народным танцем
«Движение – это тоже речь,
выражающая сущность ребёнка»
Л. Генералова.
Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих предков – таким видится путь познания национальных культурных ценностей.
Участие детей в системе нравственно-патриотического воспитания в процессе освоения русского народного танца открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Таким образом педагогу предоставляется возможность широко приобщать дошкольников к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на нравственное воспитание, формирование культуры детей. Широкое использование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе освоения народного танца способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников, воспитывает у них интерес к исполнительской деятельности.
Народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-патриотического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит нравственные качества, воспитывает художественный вкус и поддерживает интерес к культуре России.
При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления.
Ребенок имеет право на творчество, на получение дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими его личность. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому моя работа – обеспечить ему высокий уровень освоения образовательного стандарта.
Творчество дошкольника в танце – это своеобразная сфера самовыражения, самоутверждения, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого и как следствие, становится естественным стремление детей танцевать.
2. Русский народный танец — как средство воспитания патриотизма у дошкольников
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
В. Шефнер
Известные деятели искусства все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями и обычаями.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных и танцевальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка, поэтому нельзя не отметить благотворное влияние фольклора на здоровье дошкольников.
Исполнение народных танцев способствует формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют развитию волевых качеств, активизируют память, внимание, снимают страхи, агрессию, замкнутость.
В настоящее время современные городские дети, не знают народные танцы, песни, музыку и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень актуальна, так как дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что с ней непосредственно связано.
Решить данную проблему мне помогает цикл занятий по теме: «Русский народный танец». Для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер я использую три основных метода работы с детьми – наглядный, словесный,практический и каждый из них применяю с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление упражнений (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций). Педагогические методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.
В своей деятельности, на протяжении уже нескольких лет, я использую фольклорный материал как часть занятия, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Структура построения и освоения детьми материала заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через освоение простых музыкально-ритмических движений к более сложным комбинациям русского народного танца и исполнению различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
И как итог, закрепления пройденного материала – являются календарные праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, приобщиться к его обычаям и традициям.
Через организацию праздника осуществляется интеграция различных видов детской деятельности – сочетание музыки, живописи, движений, драматического искусства, фольклора. При проведении праздников дети одеты в национальные костюмы, обязательными элементами которых является русский сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак, сапожки.
Мы стараемся, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь нашего детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Многообразны формы и методы деятельности детей, взаимно дополняя друг друга, они обогащают процесс нравственно-патриотического воспитания, способствуют разнообразию впечатлений, развитию танцевальных способностей, вкуса, творческого потенциала.
Работая с дошкольниками над музыкально – ритмическими движениями я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, использую разнообразие подвижных народных игр, игр-хороводов.Использую предметы быта в танцах: платки, ложки, матрешки, ввожу различные музыкальные инструменты (ложки, треугольники, трещотки, бубны, колокольчики). Они вызывают у ребенка большой интерес.
Приобщаю родителей к изготовлению костюмов, бутафории, реквизита к праздникам и развлечениям, в которых они принимают активное участие. В уголках для родителей размещаются материалы рекомендательного характера по организации и проведению народных праздников в семейном кругу.
Одной из эффективных форм моей работы с детьми – является метод проектов. Использование в работетехнологии проектной деятельности помогает мне организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Используя новые интеграционные технологии, совместно с музыкальным руководителем Москаленко И. П. разработали и реализовали творческий долгосрочный проект «Русские чудо – инструменты». Он нацелен на создание условий для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения музыкальных инструментов, развитие танцевально-игрового творчества и воспитание нравственно-патриотических чувств.
Основополагающим принципом развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей и детских видов деятельности. Прослушивание музыкального материала, разучивание элементов танца и исполнение самого танца является средством обогащения образовательного процесса в таких образовательных областях,как: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», “Речевое развитие”, «Художественно – эстетическое развитие».
Адекватность интегративного подхода в дошкольном образовании способствует формированию нравственно-патриотического, гендерного воспитания, социального, личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития. Благоприятно влияет на формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
Во время реализации проекта мы использовали ряд современных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, игровые, здоровьесберегающие, исследовательские.
Участники проекта получили не только новые знания, но и продемонстрировали танцевальные умения в исполнении русского танца на краевом конкурсе «Маленькая страна».
Заключение
Результаты, полученные в ходе мониторинга, свидетельствуют о динамике развития достаточно высокого уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дети стали более доброжелательные, отзывчивые, научились уважать друг друга, взаимодействовать в коллективе.
В процессе освоения народного танца, дети достигли хороших результатов,по таким показателям как:
– восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных;
– восприятие ориентировки в пространстве;
– выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца;
– наличие развитого чувства ансамбля;
– самостоятельность исполнения упражнений и танцевальных композиций;
– творческая импровизация в передачи игрового образа.
Таким образом, ребёнок дошкольного возраста живет больше чувствами,чем разумом: явления общественной жизни, традиции, праздники, танцы и предметы быта, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития нравственных и патриотических чувств ребенка.
Народный танец есть душа народа,
И создаёт его сама природа.
На свете существует много танцев,
Но русский танец ближе нам всего
Он прославляет лишь свою страну,
Любимую Россию, лишь её одну!
Список использованной литературы
1. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца.Заметки хореографа:Уч. пособие. – СПб.: Планета музыки, 2012.- 125с.
2. Бачинская Н. Русскиехороводы и хороводные песни:Уч. пособие. -М.: Музгиз,1998.-100с.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии:Уч. пособие. – М.: Искусство, 1964.-224с.
4. Терещенко А. И. Быт русского народа:Уч. пособие. – СПб.: Дрофа 1998.-300с.
5. Устинова Т. А. Русский народный танец:Уч. пособие. – М.: Искусство, 1996.-593с.
6. Климов А. А. Основы русского народного танца:Уч. пособие. – М.:Искусство,2008.-270с.
7. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Уч. пособие. – М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.-453с.
8. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей – в книге.Художественное творчество и ребенок:Уч. пособие. – М.:Знание, 200.-568с.
9. Уральская В. И.Рождение танца:Уч. пособие. – М.:Просвешение, Советская Россия, 2001.-242с.
10. Сухомлинский В. А.Сердце отдаю детям:Уч. пособие. – Киев, Радянська школа, 2006.-321с.
Источник