Развитие ребенка пособия для воспитателя детского сада
Администратор
Принятие ФГОС дошкольного образования выдвигает новые требования к воспитателям детских учебных заведений. Им приходится находить новые эффективные методы взаимодействия с дошкольниками и применять нетрадиционные подходы в использовании различных наглядных пособий, предметов, игрушек, современных образовательных технологий. Для этого служат разнообразные пособия воспитателям, которые упрощают работу педагога и помогают детям легче и проще усваивать материал.
Недостаточно иметь большое количество качественных пособий, важно еще уметь грамотно ими пользоваться с тем, чтобы воспитанникам было интересно получать информацию, и она успешно усваивалась.
Виды пособий в работе детского дошкольного учреждения
Для того, чтобы воспитатели могли эффективно осуществлять свою миссию по обучению и воспитанию подрастающего поколения, им необходимо получать большое количество грамотной современной информации в полном соответствии с направлениями педагогической науки. Это означает, что в своей деятельности воспитатели ДОУ используют многочисленные пособия, которые можно разделить на следующие условные группы:
- Пособия для подготовки воспитателей. В основном это педагогическая литература, учебники, научные разработки специалистов в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На них педагоги постигают азы своей профессии, получают важнейшие теоретические знания, которые в дальнейшем будут эффективно воплощать в свою практическую деятельность в ДОУ.
- Методические пособия воспитателю. Это официальное издание, которое полностью отвечает образовательной программе и представляет собой краткую, но емкую и важную информацию по конкретной тематике. В нем рассматривается методика воспитания и обучения, то есть этот документ помогает педагогам определить необходимые шаги и их последовательность в работе с детьми для получения оптимального результата. Теоретическая сторона вопроса в методических пособиях рассматривается минимально, только в том объеме, который необходим для полноценного понимания и усвоения темы.
- Наглядное пособие для воспитателей. Это различные изображения предметов, объектов и явлений (плоские или объемные), используемые для обучения с целью формирования у воспитанников правильных понятий и представлений об окружающем мире, выработке конкретных умений и навыков. Наглядные пособия должны соответствовать многочисленным требованиям, среди которых подбор по возрасту воспитанников, соответствие программам и методикам обучения. Они также обязаны вписываться в санитарно-гигиенические нормы, быть безопасными, эстетично выглядящими и полезными для процесса развития детей и формирования в них творческой личности. Наглядные пособия относятся к числу наиболее разнообразных вещей, применяемых в работе детского образовательного учреждения. Их принято делить на следующие группы:
- Натуральные – природные объекты.
- Изобразительные – предметы живописи, скульптуры, графики.
- Технические – видео, аудио, фильмоскопы, грампластинки, телевизоры, проигрыватели, компьютеры и так далее.
В работе педагога и воспитателя большое значение имеет любое пособие. Для собственного развития и самообразования, что потом найдет отражение в практической работе с детьми, применяются учебники и методические пособия. Они формируют у специалиста ДОУ правильное понимание необходимости следования определенной методике и системе обучения, а также нужду в использовании инновационных способах. Все это напрямую связано с современным отношением к педагогике дошкольного воспитания и с отказом от старых форм, часть из которых уже утратила свою актуальность, а другие нуждаются в переработке и дополнении.
Важность грамотного использования пособий
Для непосредственной передачи навыков и умений от воспитателя к воспитаннику огромное значение имеет использование соответствующих наглядных пособий. Именно с их помощью ребенку будет проще всего усваивать сложные понятия, так как в этом случае подключаются различные сенсорные группы: зрение, осязание, слух, иногда даже обоняние. Все это способствует лучшему усвоению, пониманию и запоминанию изучаемого материала.
Немаловажную роль играет и тот факт, что применение таких пособий проходит в легкой игровой форме. Дети не ощущают давления со стороны взрослого, легко впитывают информацию, лучше контактируют со сверстниками и с воспитателем именно в игре. Эти условия обеспечивает наглядное пособие.
Иногда их приходится изготавливать самим педагогам и воспитателям. При этом важно, чтобы готовое изделие отвечало определенной цели работника ДОУ, использовалось с учетом принятой методики воспитания и подходило детям в группе по возрасту.
Успешность применения пособий во время занятий обеспечивается соблюдением следующих условий:
- Высокое качество, дающее возможность хорошо рассмотреть объект и привлекающие внимание краски.
- Выделение главного, что особенно важно при демонстрации различных иллюстраций, а также грамотное продумывание и формулирование пояснений с учетом возраста, которые должны быть понятны воспитанникам.
- Привлечение детей к изучению пособия и определению заложенной в нем информации своими силами.
При этом при такой работе необходимо учитывать и следующие факты:
- Слишком большое количество пособий только навредит, так как дети в силу своего возраста не отличаются усидчивостью и не смогут усвоить чрезмерные объемы сведений.
- Пособия должны использоваться в определенном порядке, чтобы не возникало дробления вводных и путаницы, которая не позволит детям разобраться в происходящем.
- Техническое оборудование, приспособления и пособия перед началом занятий необходимо проверить и убедиться в их работоспособности.
- Индивидуальные пособия должны соответствовать возрасту воспитанников, потому что пособие для средней группы будет непонятно для малышей, а простейшие «картинки» не найдут отклика у старших детей.
- Окружающая среда должна быть подготовлена для работы с пособиями, обеспечено достаточное пространство, хорошая слышимость и видимость, четкость изображения и звука, и так далее.
С учетом всего вышесказанного становится понятно, что любые пособия играют огромную роль в деятельности воспитателя детского сада и в работе всего ДОУ в целом. Учебные и методические пособия подбираются педагогом с учетом своих потребностей и направления, выбранного для обучения воспитанников. Также такие пособия предлагаются старшим воспитателем детского сада. Они помогают сделать процесс обучения и воспитания более слаженным и современным.
Наглядные пособия были, есть и остаются одним из важных инструментов воспитания и обучения ребенка. С их помощью можно развивать различные навыки, формировать новые умения и закладывать основы более глубоких и объемных знаний. Цель педагогического коллектива ДОУ – выбрать в массе предлагаемых пособий именно те, которые лучше всего подходят конкретной группе детей и максимально точно соответствуют выбранной методике обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении.
Источник
Елена Валентиновна Воронина
«Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей малышей.
«Развиваемся играя»
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
В данном альбоме представлены пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.
Дидактическое пособие «Цветочная поляна»
Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие «Цветочная поляна». Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Цветочная поляна».
Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.
«Подбери серединку к цветку»
«Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую»
«Заверни у цветка красную серединку. Белую»
Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в “сухом бассейне” различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.
Дидактическая игра «Бусы из солёного теста»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
Описание приготовления пособия:
Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли «Экстра»,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике, слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!
Дидактическое пособие «Разложи яички в свои домики»
Цель: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
Дидактическое пособие «Разложи карандаши по стаканчикам».
Цель: формировать умение различать цвета; учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!
Дидактическое пособие “Божья коровка найди свою полянку”
Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.
Описание приготовления пособия:
Божьих коровок делаем из дисков, обклеив их самоклеящейся плёнкой. Цветы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Оставить не обклеенной часть диска, что бы при попадании солнечного луча они бликовали. Пособие привлекает внимание яркостью, интересным содержанием, малыши с удовольствием с ним занимаются.
«Сенсорная тропа для ног»
Это дорожка из кленки, на которой пришиты разные по фактуре материалы. Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
Дидактическое пособие «Мозаика»
Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
В игре с мозаикой участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение, формируется умение различать и правильно называть цвета. А еще, мозаика развивает художественный вкус ребенка, умение детей ориентироваться на плоскости игрового поля, позволяет проявить ему творческую активность.
Описание приготовления пособия:
Вариант №1: Распечатать крупные картинки раскрасок, вырезать по контуру, шаблон разместить на доске для мозаики (для удобства закрепить скотчем).
Вариант №2: Распечатать крупные цветные картинки раскрасок, приклеить их на деревянные дощечки, просверлить отверстия по диаметру мозаики.
Детям раннего возраста трудно самостоятельно создавать образы из мозаики, а с работой по шаблону они прекрасно справляются.
Дидактическое пособие «Волшебные прищепочки»
Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика)
Описание приготовления пособия:
Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на линолеум. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.
Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.
«Сделай дереву веточки»
Использование прищепок одного цвета
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
«Сделай колючки ёжику»
Чередование прищепок по цвету
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук.
«Сделай лучики солнышку»
Проявление творчества
Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Дидактическое пособие «Осенние листочки» и «По грибы»
Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, но разного размера. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные».
Описание приготовления пособия:
Листочки, грибы, корзинки вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Листочки разной формы и величины. Данное пособие можно использовать на музыкальных и физкультурных занятиях.
Дидактическое пособие «Одень куколку»
Цель: Закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать, их свойства и качества;
Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику;
Учить детей в назывании предмета, его цвета; развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах;
Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании.
Описание приготовления пособия:
Связать детали одежды одинаково цвета.
Наши мальчики и девочки с большим удовольствием наряжают куколок.
Дидактическое пособие «Разложи по тарелочкам»
Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук.
Описание приготовления пособия:
Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов. Геометрические формы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами.
Дидактическое пособие ««Прокати шарик через ворота»»
Цель: Научить детей сопоставлять предметы по цвету; познакомить с понятием «круглый»; формировать представление о величине предметов; закрепить умения выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).
Описание приготовления пособия:
Деревянные воротики и шарики 4-х основных цветов.
Дидактическое пособие «Катушечки»
Цель: познакомить детей с нитками; рассказать об их назначении; научить наматывать нитку на шаблон; развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.
Описание приготовления пособия:
Вырезать шаблон катушки из оргстекла, намотать нитки разных цветов.
Дидактическое пособие «Автобус»
Цели: учить различать предметы, круглой и квадратной формы;
ориентироваться на плоскости; учить совмещать формы с предметом, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); развивать мелкую моторику пальцев рук;
учить пониманию слов и словосочетаний: «автобус», «у автобуса колеса, окна»; пополнить словарь ребенка словами: «машина», «едет», «стоит».
Описание приготовления пособия:
Из пластика вырезаем трафареты автобуса, без окон и колёс. Колёса и окна делаем соответствующей формой (круг, квадрат). Пособия обклеиваем самоклеющейся плёнкой соответствующими цветами.
Источник
Авторы: Н. А. Модель, Колдина Дарья Николаевна, Т. Е. Харченко, О. Л. Кабачек, Б. С. Волков, С. А. Калиниченко, Е. А. Алябьева, Л. А. Наумова, Павлова Л. Н., Щеткин Анатолий Васильевич, В. Н. Дегтева, Ульева Елена Александровна
Н. А. Модель
Самостоятельность – одно из важнейших качеств лидера. Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить свою индивидуальность. Формирование самостоятельности и инициативности расширяет…
Подробнее
Г. В. Александрова
Данное пособие посвящено экологическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу «В стране здоровья», методические разработки по ее реализации, диагностику…
Подробнее
Колдина Дарья Николаевна
В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 4–5 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют развитию эмоциональной…
Подробнее
Е. Ю. Кихтева
Пособие поможет познакомить детей 1—3 лет с миром художественных образов в процессе увлекательных игровых занятий. Предлагаемый материал можно использовать как отдельный игровой обучающий курс или…
Подробнее
Колдина Дарья Николаевна
В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 2–3 лет по рисованию и лепке. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельности,…
Подробнее
Т. Е. Харченко
Пособие содержит упражнения утренней гимнастики игрового характера для детей 3–5 лет.
Книга адресована воспитателям, инструкторам по физической культуре, заместителям заведующих по…
Подробнее
Л. С. Журавлева
В данное пособие включены конспекты занятий по экологии и ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста, а также дополнительные материалы: стихи, пословицы, загадки.
Книга…
Подробнее
О. Л. Кабачек
Цель пособия – развитие способности детей налаживать общение с окружающими людьми. В ходе «диалогов о культуре» происходит развитие коммуникативных способностей детей.
Книга адресована педагогам…
Подробнее
В издание включена программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом», представленная на I Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений…
Подробнее
Н. В. Микляева
В пособии представлена авторская программа «Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада», посвященная воспитанию у дошкольников ценностных ориентиров в процессе взаимодействия семьи и…
Подробнее
Б. С. Волков
Пособие написано на основе требований ФГОС ДО. Приводится большое количество учебных ситуаций и заданий с ориентировочными ответами, необходимых для осмысливания развития ребенка от трех лет до…
Подробнее
Б. С. Волков
Книга побуждает размышлять, осмысливать психологические и физические особенности процесса воспитания и написана в связи с потребностью внести вклад в дело воспитания мальчика как будущего мужчины,…
Подробнее
Н. А. Модель
Самостоятельность – одно из важнейших качеств лидера. Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить свою индивидуальность. Формирование самостоятельности и инициативности расширяет…
Подробнее
С. А. Калиниченко
В предлагаемом пособии даны рекомендации по организации исследовательской деятельности старших дошкольников с использованием метода экспериментирования, описываются опыты, направленные на изучение…
Подробнее
Е. А. Алябьева
В первой книге представлен многообразный дидактический познавательный материал для детей 5–7 лет о профессиях повара, строителя, ветеринара, работников швейной промышленности, фотографа.
Содержание…
Подробнее
Е. А. Алябьева
Во второй книге представлен многообразный познавательный материал для детей 5–7 лет о профессиях военнослужащего, пожарного, спасателя, артиста, художника, учителя и др.
Содержание представленного…
Подробнее
Н. А. Модель
Самостоятельность – одно из важнейших качеств лидера. Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить индивидуальность. Формирование самостоятельности и инициативности расширяет…
Подробнее
В методическом пособии систематизированы игры из разных источников и представлены авторские варианты игр-забав, которые воспитатель может использовать на участке детского сада, особенно в летний…
Подробнее
Е. А. Алябьева
В пособии, являющемся логическим продолжением книги Е.А. Алябьевой «Игры-забавы на участке детского сада» (М., 2015), представлены авторские игры-путешествия для детей 5–7 лет по различным темам. Они…
Подробнее
Б. С. Волков
Пособие написано на основе требований ФГОС ДО. В пособии приведено большое количество ситуаций и заданий с ориентировочными ответами, необходимых для осмысливания психологии и развития ребенка от…
Подробнее
В книге представлена система воспитательной работы «Маленькие россияне», разработанная педагогическим коллективом детского сада № 2 поселка Рамонь Воронежской области – дипломантом I степени 1-ого…
Подробнее
Л. А. Наумова
В пособие включены сценарии праздников и досугов для детей среднего и старшего дошкольного возраста (3 – 7 лет).
Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных…
Подробнее
Павлова Л. Н.
В книге представлена система развивающих занятий по ознакомлению детей от рождения до трех лет со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством, положением предметов в…
Подробнее
Колдина Дарья Николаевна
В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3–4 лет по аппликации из цветной бумаги и природного материала. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости,…
Подробнее
Тихомирова Ольга ЮрьевнаЛебедева Галина Александровна
В пособии представлена изобразительная методика «Пластилиновая картина». Занятия способствуют развитию у детей творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса; развивают…
Подробнее
Колдина Дарья Николаевна
В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют развитию эмоциональной…
Подробнее
Колдина Дарья Николаевна
В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 5–6 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют воспитанию чувства…
Подробнее
Щеткин Анатолий Васильевич
Автор данного пособия предлагает свою оригинальную методику проведения занятий с дошкольниками 4–5 лет в театральной студии, раскрывает содержание и особенности организации театральной деятельности в…
Подробнее
Щеткин Анатолий Васильевич
В пособии предлагается оригинальная методика проведения занятий с детьми 5–6 лет в театральной студии, раскрывается содержание и особенности организации театральной деятельности в дошкольном…
Подробнее
Колдина Дарья Николаевна
В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий по рисованию с детьми 4–5 лет Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию…
Подробнее
Колдина Дарья Николаевна
В данном пособии представлены конспекты занятий с детьми 6–7 лет по рисованию. В процессе занятий ребенок приобретает новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности: учится вписывать…
Подробнее
Колдина Дарья Николаевна
В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий по рисованию с детьми 5–6 лет. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию…
Подробнее
Э. Г. Пилюгина
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования…
Подробнее
По