Развитие ребенка пособия для воспитателя
Елена Валентиновна Воронина
«Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей малышей.
«Развиваемся играя»
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
В данном альбоме представлены пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.
Дидактическое пособие «Цветочная поляна»
Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие «Цветочная поляна». Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Цветочная поляна».
Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.
«Подбери серединку к цветку»
«Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую»
«Заверни у цветка красную серединку. Белую»
Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в “сухом бассейне” различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.
Дидактическая игра «Бусы из солёного теста»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
Описание приготовления пособия:
Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли «Экстра»,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике, слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!
Дидактическое пособие «Разложи яички в свои домики»
Цель: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
Дидактическое пособие «Разложи карандаши по стаканчикам».
Цель: формировать умение различать цвета; учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!
Дидактическое пособие “Божья коровка найди свою полянку”
Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.
Описание приготовления пособия:
Божьих коровок делаем из дисков, обклеив их самоклеящейся плёнкой. Цветы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Оставить не обклеенной часть диска, что бы при попадании солнечного луча они бликовали. Пособие привлекает внимание яркостью, интересным содержанием, малыши с удовольствием с ним занимаются.
«Сенсорная тропа для ног»
Это дорожка из кленки, на которой пришиты разные по фактуре материалы. Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
Дидактическое пособие «Мозаика»
Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
В игре с мозаикой участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение, формируется умение различать и правильно называть цвета. А еще, мозаика развивает художественный вкус ребенка, умение детей ориентироваться на плоскости игрового поля, позволяет проявить ему творческую активность.
Описание приготовления пособия:
Вариант №1: Распечатать крупные картинки раскрасок, вырезать по контуру, шаблон разместить на доске для мозаики (для удобства закрепить скотчем).
Вариант №2: Распечатать крупные цветные картинки раскрасок, приклеить их на деревянные дощечки, просверлить отверстия по диаметру мозаики.
Детям раннего возраста трудно самостоятельно создавать образы из мозаики, а с работой по шаблону они прекрасно справляются.
Дидактическое пособие «Волшебные прищепочки»
Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика)
Описание приготовления пособия:
Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на линолеум. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.
Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.
«Сделай дереву веточки»
Использование прищепок одного цвета
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
«Сделай колючки ёжику»
Чередование прищепок по цвету
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук.
«Сделай лучики солнышку»
Проявление творчества
Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Дидактическое пособие «Осенние листочки» и «По грибы»
Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, но разного размера. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные».
Описание приготовления пособия:
Листочки, грибы, корзинки вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Листочки разной формы и величины. Данное пособие можно использовать на музыкальных и физкультурных занятиях.
Дидактическое пособие «Одень куколку»
Цель: Закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать, их свойства и качества;
Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику;
Учить детей в назывании предмета, его цвета; развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах;
Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании.
Описание приготовления пособия:
Связать детали одежды одинаково цвета.
Наши мальчики и девочки с большим удовольствием наряжают куколок.
Дидактическое пособие «Разложи по тарелочкам»
Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук.
Описание приготовления пособия:
Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов. Геометрические формы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами.
Дидактическое пособие ««Прокати шарик через ворота»»
Цель: Научить детей сопоставлять предметы по цвету; познакомить с понятием «круглый»; формировать представление о величине предметов; закрепить умения выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).
Описание приготовления пособия:
Деревянные воротики и шарики 4-х основных цветов.
Дидактическое пособие «Катушечки»
Цель: познакомить детей с нитками; рассказать об их назначении; научить наматывать нитку на шаблон; развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.
Описание приготовления пособия:
Вырезать шаблон катушки из оргстекла, намотать нитки разных цветов.
Дидактическое пособие «Автобус»
Цели: учить различать предметы, круглой и квадратной формы;
ориентироваться на плоскости; учить совмещать формы с предметом, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); развивать мелкую моторику пальцев рук;
учить пониманию слов и словосочетаний: «автобус», «у автобуса колеса, окна»; пополнить словарь ребенка словами: «машина», «едет», «стоит».
Описание приготовления пособия:
Из пластика вырезаем трафареты автобуса, без окон и колёс. Колёса и окна делаем соответствующей формой (круг, квадрат). Пособия обклеиваем самоклеющейся плёнкой соответствующими цветами.
Источник
Администратор
Принятие ФГОС дошкольного образования выдвигает новые требования к воспитателям детских учебных заведений. Им приходится находить новые эффективные методы взаимодействия с дошкольниками и применять нетрадиционные подходы в использовании различных наглядных пособий, предметов, игрушек, современных образовательных технологий. Для этого служат разнообразные пособия воспитателям, которые упрощают работу педагога и помогают детям легче и проще усваивать материал.
Недостаточно иметь большое количество качественных пособий, важно еще уметь грамотно ими пользоваться с тем, чтобы воспитанникам было интересно получать информацию, и она успешно усваивалась.
Виды пособий в работе детского дошкольного учреждения
Для того, чтобы воспитатели могли эффективно осуществлять свою миссию по обучению и воспитанию подрастающего поколения, им необходимо получать большое количество грамотной современной информации в полном соответствии с направлениями педагогической науки. Это означает, что в своей деятельности воспитатели ДОУ используют многочисленные пособия, которые можно разделить на следующие условные группы:
- Пособия для подготовки воспитателей. В основном это педагогическая литература, учебники, научные разработки специалистов в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На них педагоги постигают азы своей профессии, получают важнейшие теоретические знания, которые в дальнейшем будут эффективно воплощать в свою практическую деятельность в ДОУ.
- Методические пособия воспитателю. Это официальное издание, которое полностью отвечает образовательной программе и представляет собой краткую, но емкую и важную информацию по конкретной тематике. В нем рассматривается методика воспитания и обучения, то есть этот документ помогает педагогам определить необходимые шаги и их последовательность в работе с детьми для получения оптимального результата. Теоретическая сторона вопроса в методических пособиях рассматривается минимально, только в том объеме, который необходим для полноценного понимания и усвоения темы.
- Наглядное пособие для воспитателей. Это различные изображения предметов, объектов и явлений (плоские или объемные), используемые для обучения с целью формирования у воспитанников правильных понятий и представлений об окружающем мире, выработке конкретных умений и навыков. Наглядные пособия должны соответствовать многочисленным требованиям, среди которых подбор по возрасту воспитанников, соответствие программам и методикам обучения. Они также обязаны вписываться в санитарно-гигиенические нормы, быть безопасными, эстетично выглядящими и полезными для процесса развития детей и формирования в них творческой личности. Наглядные пособия относятся к числу наиболее разнообразных вещей, применяемых в работе детского образовательного учреждения. Их принято делить на следующие группы:
- Натуральные – природные объекты.
- Изобразительные – предметы живописи, скульптуры, графики.
- Технические – видео, аудио, фильмоскопы, грампластинки, телевизоры, проигрыватели, компьютеры и так далее.
В работе педагога и воспитателя большое значение имеет любое пособие. Для собственного развития и самообразования, что потом найдет отражение в практической работе с детьми, применяются учебники и методические пособия. Они формируют у специалиста ДОУ правильное понимание необходимости следования определенной методике и системе обучения, а также нужду в использовании инновационных способах. Все это напрямую связано с современным отношением к педагогике дошкольного воспитания и с отказом от старых форм, часть из которых уже утратила свою актуальность, а другие нуждаются в переработке и дополнении.
Важность грамотного использования пособий
Для непосредственной передачи навыков и умений от воспитателя к воспитаннику огромное значение имеет использование соответствующих наглядных пособий. Именно с их помощью ребенку будет проще всего усваивать сложные понятия, так как в этом случае подключаются различные сенсорные группы: зрение, осязание, слух, иногда даже обоняние. Все это способствует лучшему усвоению, пониманию и запоминанию изучаемого материала.
Немаловажную роль играет и тот факт, что применение таких пособий проходит в легкой игровой форме. Дети не ощущают давления со стороны взрослого, легко впитывают информацию, лучше контактируют со сверстниками и с воспитателем именно в игре. Эти условия обеспечивает наглядное пособие.
Иногда их приходится изготавливать самим педагогам и воспитателям. При этом важно, чтобы готовое изделие отвечало определенной цели работника ДОУ, использовалось с учетом принятой методики воспитания и подходило детям в группе по возрасту.
Успешность применения пособий во время занятий обеспечивается соблюдением следующих условий:
- Высокое качество, дающее возможность хорошо рассмотреть объект и привлекающие внимание краски.
- Выделение главного, что особенно важно при демонстрации различных иллюстраций, а также грамотное продумывание и формулирование пояснений с учетом возраста, которые должны быть понятны воспитанникам.
- Привлечение детей к изучению пособия и определению заложенной в нем информации своими силами.
При этом при такой работе необходимо учитывать и следующие факты:
- Слишком большое количество пособий только навредит, так как дети в силу своего возраста не отличаются усидчивостью и не смогут усвоить чрезмерные объемы сведений.
- Пособия должны использоваться в определенном порядке, чтобы не возникало дробления вводных и путаницы, которая не позволит детям разобраться в происходящем.
- Техническое оборудование, приспособления и пособия перед началом занятий необходимо проверить и убедиться в их работоспособности.
- Индивидуальные пособия должны соответствовать возрасту воспитанников, потому что пособие для средней группы будет непонятно для малышей, а простейшие «картинки» не найдут отклика у старших детей.
- Окружающая среда должна быть подготовлена для работы с пособиями, обеспечено достаточное пространство, хорошая слышимость и видимость, четкость изображения и звука, и так далее.
С учетом всего вышесказанного становится понятно, что любые пособия играют огромную роль в деятельности воспитателя детского сада и в работе всего ДОУ в целом. Учебные и методические пособия подбираются педагогом с учетом своих потребностей и направления, выбранного для обучения воспитанников. Также такие пособия предлагаются старшим воспитателем детского сада. Они помогают сделать процесс обучения и воспитания более слаженным и современным.
Наглядные пособия были, есть и остаются одним из важных инструментов воспитания и обучения ребенка. С их помощью можно развивать различные навыки, формировать новые умения и закладывать основы более глубоких и объемных знаний. Цель педагогического коллектива ДОУ – выбрать в массе предлагаемых пособий именно те, которые лучше всего подходят конкретной группе детей и максимально точно соответствуют выбранной методике обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении.
Источник
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Имена Признаков»
Основные задачи:
Упражнять детей понимать и повторять за педагогом Имена признаков Объекта и их Значение.
Упражнять детей выделять некоторые Имена признаков и их значения у Объекта.
Упражнять в сравнении объектов по Именам признаков и их Значениям.
Побуждать детей формулировать вопросы с указанием Имени признака и давать ответы описательного характера по определенному Объекту.
Создавать условия для использования Имен признаков и их Значений в обсуждениях.
Рекомендации по работе с пособием:
Необходимо начинать знакомить, детей содним признаком. Предварительно рассмотреть с ребенком каждую карту с признаком (схемой), назвать его, обсудить, какие значения могут быть у этого признака.
Данное пособие рассчитано на детей от 3-7 лет.
Дидактическое пособие
«Природный и рукотворный мир»
Цель:
Развить умения детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления
Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую – природного. Необходимо подготовить набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мира (не менее 100).
Содержание игры:
Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой – это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга).
Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:
«Все в мире перепуталось»;
«Раз, два, три, ко мне беги» (у кого картинки с изображением предметов рукотворного мира, бегут к ведущему).
соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет волшебнику – путанику»
Пособие
«Ознакомление дошкольников
со временем и его свойствами»
(младший, средний и старший возраст)
1
2
3
Цель:
Познакомить детей (разного возраста) с временами года, частями суток, днями недели, настоящим, прошедшим и будущим временем.
Рекомендации по работе с пособием:
Необходимо начинать знакомить детей со второй половины года в средней группе. Предварительно рассмотреть с ребенком каждую картинку схемы, назвать ее, обсудить, какие значения могут быть у этой картинки.
Данное пособие рассчитано на детей от 3-7 лет.
Пособие по нравственному воспитанию
«Правила нашей группы»
Цель: формирование культуры поведения у дошкольников. Развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества.
Рекомендации по работе с пособием: рассматривать поступки и правила поведения воспитанников в различных повседневных ситуациях, анализировать их, размещать их схематические изображения в соответствующие кармашки.
Данное пособие рассчитано на детей от 5-7 лет.
Математическое пособие
по ориентировке в пространстве
«Строчки и столбики»
(на магнитах)
1
Цель:
Учить отличать пространственные направления, уметь вычленить различные стороны : правую, левую, верхнюю, нижнюю. Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.
Данное пособие рассчитано на детей от 6-7 лет.
Математическое пособие
«Веселый счет»
2
Цель: счет до двадцати, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти и с переходом через десяток, предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого и второго десятка; знакомство и действия со знаками; решение примеров.
Данное пособие рассчитано на детей от 4-7 лет.
Пособие по патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина»
Цель: привитие любви к Отечеству, гордости за его культуру.
Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
– к семье, городу, округу, стране;
– к природе родного края;
– к культурному наследию своего народа.
Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Данное пособие рассчитано на детей от 4-7 лет.
Пособие
по формированию у дошкольников анализу ситуаций
(причинно – следственные связи)
Цель пособия: создавать педагогические условия для использования механизмов дихотомии, метода морфологического анализа при обучении детей анализу ситуаций.
Задачи:
– продолжать обучение детей определению ситуаций по специфическим характеристикам объектов, самостоятельному сравнению двух и более объектов по признакам;
-производить оценочные действия;
-находить общее и отличительное в ситуациях, сравнивать их, и на этой основе составлять абстрактные модели;
– формировать понятие о том, что за причиной всегда идет следствие (установление причинно – следственных связей).
– продолжать учить составлять предложения с использованием сложно – подчиненных союзов.
Анализ ситуаций
Из предложенных карточек выбрать пары, найти из них причину и следствие по алгоритму, используя помощники (мостики «поэтому» и «потому что»)
Алгоритм анализа ситуаций:
Выбираем объект
Находим причину и следствие
Ставим мостик, с использованием «помощников»
Составляем предложение
Пример:
Наступила осень, поэтому птицы улетели на юг.
Причина – наступила осень
Следствие – птицы улетели на юг.
(использован помощник – мостик «поэтому»)
Работа с морфотаблицей
По вертикали – название(портрет) птицы;
По горизонтали – кормовая база:
1-листья, семена
2-зерно
3-ягоды
4-шишки, хвоя
5-рыба
6-водоросли
7-насекомые
8-грызуны
9-земноводные
10-яйца птиц
11-пищевые отходы
Последняя колонка – анализ: перелетная или зимующая птица.
Пример:
Стерх (белый журавль)
Питание состоит из: ягод, водорослей, насекомых, грызунов, земноводных, рыбы, яиц птиц. Причина – Кормовая база зимой отсутствует; Следствие – улетает на юг.
Данное пособие рассчитано на детей от 5-7 лет
Пособие
по обучению детей алгоритму составления и решения задач.
Цель: развитие системного мышления по отношению к объекту, формирования умственных операций:
– анализа (мысленного разложения целого на части или выделения из целого его сторон, действий, отношений),
– синтеза (мысленного объединения частей, свойств, действий в единое целое)
– закрепление работы с признаками.
Алгоритм составления задачи Вычитание Сложение
У – условие
? – вопрос
Р – решение
О – ответ
Алгоритм составления Условия:
Место объекта – Действие объекта – Количество объекта – Знак(математический)
Пример:
УСЛОВИЕ: На столе (место) лежало (действие) 5карандашей (количество), 4 карандаша упало.
ВОПРОС: Сколько карандашей осталось лежать на столе?
РЕШЕНИЕ: 5 – 4 =1
ОТВЕТ: На столе осталось лежать 1 карандаш.
Данное пособие рассчитано на детей от 5-7 лет
Пособие
по обучению детей классификационным умениям
Цель:
Создавать условия для развития способностей : анализировать, классифицировать, комбинировать, обучать детей классификационным умениям, (классификация – распределение объектов по группам), где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.
Описание:
О настоящей классификации можно говорить только тогда, когда понимаются отношения между группой и подгруппой. Главным механизмом формирования умения строить классификационные структуры являются мыслительные операции дихотомии, при которых ребенок самостоятельно группирует какие-либо предметы по определенному признаку, устанавливает родо – видовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.
Например: Игра «Лифт»
Детям предлагается любая карточка (например птица)
Птица класс – пернатых относится к живой природе природный мир Россия планета Земля Вселенная
Данное пособие рассчитано на детей от 6-7 лет.
Пособие по обучению детей
Обучение детей созданию образных характеристик объектов
Цель: обучение детей созданию образных характеристик объектов с помощью технологические цепочки мыслительных действий, позволяющих научить детей составлению сравнений, а так же усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта.
Описание:
О1(карточка- подсказка)
картинка признака
Значение признака
Слово помощник
(КАК, КАК-БУДТО, СЛОВНО, ПОХОЖ)
О2(карточка-маячок)
Пример: новогодние шарики ПО ЦВЕТУ разноцветные, как салют.
Еловая ветка ПО ПОВЕРХНОСТИ колючая, словно ежик
Морковка ПО ФОРМЕ треугольная как-будто крыша домика и т.д.
Источник