Развитие ребенка после шести месяцев

Развитие ребенка после шести месяцев thumbnail

Развитие ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

Ребенок сидит в 6 месяцев

Физическое развитие

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Ползание ребенка в 6 месяцев с мамой

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.

Ребенок 6 месяцев тянет игрушку в рот

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.

Ребенок 6 месяцев играет в кубики

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Уход

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.

Не забывайте о безопасности ребенка шести месяцев. Малыш может перевернуться в любой момент, поэтому оставлять его на возвышении без присмотра недопустимо. Начавший ползать ребенок способен добраться до моющих средств, розеток и других опасных вещей.

Ознакомиться с техникой общеукрепляющего массажа вы можете, посмотрев видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Режим дня

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм, выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.

Грудное вскармливание в 6 месяцев

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Обычный день

Дни с шестимесячными малышами проходят интересно и занимательно. И хотя режим у каждого из полугодовалых карапузов индивидуален и зависит от биологических ритмов младенца, мы предлагаем примерный вариант режима дня для 6-месячного ребенка:

Не забывайте, что малышу в первую очередь необходима любовь и поддержка родителей.

Ребенок 6 месяцев с папой

Частые проблемы

  1. Дискомфорт от прорезающихся зубов. У малышей набухают и чешутся десны, что мешает крохе и делает поведение младенца капризным. У некоторых карапузов появление зубов сопровождается повышением температуры, жидким стулом и другими отрицательными симптомами.
  2. Частые просыпания ночью. Более крепкому ночному сну будет способствовать купание перед укладыванием на ночь и кормление после него. Также проследите, чтобы между третьим дневным сном и засыпанием на ночь прошло минимум 4 часа.
  3. Травмы. Полугодовалый малыш очень активен, поэтому родителям важно предотвратить любые риски получения травм, которых в этом возрасте хватает. Кроха может перевернуться на кровати и упасть с нее, не удержаться за мебель, когда встал, ползти и уткнуться в острый край мебели или ручки комода. Также важно не забывать о риске прищемить пальцы, открывая ящики шкафов, попробовать на вкус моющие средства, залезть в мусорное ведро, подавиться мелкими деталями игрушки.

Проведите с малышом занятия по методике «Маленький Леонардо», показанные в видео Тепляковой Ольги – эксперта по интеллектуальному развитию.

Источник

Развитие ребенка после 6 месяцев

Первое время после рождения малыша маму преследует ощущение, что день тянется долго, а ребенок растет очень медленно. Может быть, это с непривычки, а может дело все в том, что ребенок постоянно спит и мало бодрствует. Но как только останется позади первое полугодие, ваши внутренние часы начнут отсчитывать дни, недели и месяцы все быстрее и быстрее. Развитие ребенка после 6 месяцев идет стремительно – малыш спит уже все меньше, а играть ему хочется все больше.

На корм­ление теперь тоже будет уходить гораздо больше време­ни, ведь одного молока малышу уже недостаточно. Сначала мама будет долго колдовать у плиты, чтобы приготовить для своего любимца что-нибудь этакое, а потом еще столько же времени будет пытаться уговорить его съесть этот кулинарный шедевр. Придется освоить мастерство импровизации, чтобы играючи в самолетики и «ку-ку» незаметно скормить ему всю порцию. Три-четыре таких кормления, и не заметите, как промчался день.

Без сомнения, дети любят покапризничать, но мудрые пе­диатры постоянно напоминают мнительным мамам, что силой ребенка «пичкать» едой не нужно. Не хочет – значит, не голоден, а как проголодается – съест все, и еще добавки попросит. И не забывай­те: ребенку нужно привыкнуть к новой пище. На это уходит при­мерно неделя. Поэтому вводите новое блюдо постепенно, начи­ная с одной-двух ложек.

Как только ребенок начинает ползать, дни пролетают еще бы­стрее. Когда малыш поймет, что теперь он не зависит от мамы, что он может сам решать, куда ему ползти и что трогать, вы увидите совсем другого ребен­ка. Самостоятельного и деятель­ного. Он будет сам открывать для себя окружающий мир. И не только мир, но и шкафчики, ящики, коробочки и баночки. Он потрогает, подергает и попро­бует на вкус все, до чего только сможет дотянуться.

И это нормально в плане развития ребенка после 6 месяцев. Малыш должен не только исследовать каждый предмет, но и понять, что это такое. Он должен знать, что с этим предметом можно сделать, чем он может быть интересен. Он наблюдает, как эти предметы используют взрослые, какие при этом испытывают чув­ства, и начинает им подражать.

Физиологами отмечено, что к семи-девяти месяцам вес мозга ребенка увеличивается вдвое. Это значит, что каждый прожи­тый день приносит крохе массу новой и полезной информации. Вспомните, каким он был в ме­сяц, и вы поймете, какой колос­сальный скачек в развитии сде­лал ваш малыш. На восьмом месяце у ребен­ка проявляется привязанность к близкому взрослому, чаще всего к маме, ведь именно она прово­дит с ним больше всего време­ни. Он готов проводить рядом с ней каждую секунду своей жиз­ни. Если раньше вы могли без проблем оставить его на няню или бабушку и отправиться по своим делам, то теперь подго­товьтесь к истерикам и слезным расставаниям у двери.

Не жалейте эмоций

Малыши вообще очень эмо­ционально чувствительны, а в этот период они еще и начинают реагировать на оценки в свой адрес. Это раньше кроха не по­нимал, что вы его ругаете – те­перь по фразам и по тону, кото­рым они сказаны, он поймет, что мама им недовольна. И в ответ вы увидите на его лице целую гамму переживаний. А похва­лите – и он расцветет. Поэто­му чаще улыбайтесь и хвалите своего карапуза. А если есть за что отругать, помните, что перед вами маленькая развивающаяся личность. Не спешите кинуть обидное «Ты плохой!» или еще что похлеще, если он напако­стил. Так вы оцениваете лич­ность, а не поступок, который он совершил. Поэтому фраза «Так делать нельзя, это плохо!» будет психологически более верной. Важно даже каким тоном вы это скажете. И не забудьте объяснить, почему так делать нельзя и как делать правильно.

Как только кроха поползет, ему придется объяснить не­которые правила поведения. Что трогать можно, что нельзя, и почему. Сразу же установите четкие границы дозволенного. Например, если вы сказали, что трогать плиту или мусорное ве­дро ни в коем случае нельзя, не поленитесь каждый раз, когда малыш будет на них посягать, напоминать об этом. Этот про­цесс очень важен в воспитании вашего крохи! Но, воспитывая, не забывайте относиться к ре­бенку с уважением, любовью и терпением!

Помните, что, по мнению дедушки Фрейда, все психоло­гические комплексы идут из детства. Кстати, первые полтора года жизни он окрестил ораль­ной стадией развития ребенка, потому что главный орган чувств малыша в эти месяцы жизни – это рот. Ребенок не только может питаться, но и способен познавать окру­жающий мир, испытывая множество приятных ощущений. В тече­ние этой стадии формируются определенные черты личности человека. И как именно они проявятся в будущем, зависит от того, благополучно ли протекала эта стадия развития.

Хуже всего, если в этот пери­од мама излишне строга, игнори­рует потребности, или наоборот, окружает чрезмерной опекой, стараясь предугадать любое желание. В этот период ребенку еще не под силу самостоятельно отделить себя от мамы, поэтому такие модели поведения накладывают на него свой отпечаток. В результате у ребенка может сформировать­ся чувство зависимости, неуве­ренности в себе. Впоследствии он будет требовать от окружающих «материнского» отношения, ис­пытывать острую потребность в поддержке и одобрении.

Развиваемся за компанию

Обратите внимание, что малышу после 6 месяцев мало быть просто рядом с мамой, мало ее ласко­вых слов и объятий. Он обяза­тельно будет трогать и изучать все до чего сможет дотянуться: нос, глаза, язык, серьги, пуго­вицы, бусы. Ему интересно на­блюдать, как взрослый играет с игрушкой, как меняется мимика на его лице. Это означает, что эмоциональный контакт пере­ходит на более высокий уровень – «сотрудничество». Теперь ре­бенок развивается в связке со взрослым, стараясь подражать ему. Для этого подходят игры в ладушки, прятки и «ку-ку».

Очень много дают малышу простые бытовые ситуации. Пошли ли вы умываться, ку­шать, в магазин, или занялись уборкой, рассказывайте крохе обо всех своих намерениях, действиях, называйте предме­ты, которые берете. «Сейчас бу­дем умываться. Давай включим воду. А где наша щетка? Почи­стим ею наши маленькие зубки. Теперь зубки чистые». И обяза­тельно хвалите малыша за конкретные действия: за то, что он покушал, собрал пирамидку. Так малыш получает уроки ориентирования на эмоциональное поведение мамы и ее отношение к той или иной ситуации.

Для развития речи с ребен­ком нужно постоянно разгова­ривать. Он должен слышать речь, причем четкую и разборчивую. Очень полезно подражать лепету ребенка. Он произносит звук, вы его повторяете. При этом он видит, как двигаются ваши губы и язык, и слышит этот звук в правильном исполнении. Если между вами завяжется пере­кличка, попробуйте произнести новый для крохи звук. И он по­пытается его повторить. Стремление к подражанию используйте во всем. Выло­жите шарики из коробки, по­катайте их, соберите обратно. Или соберите пирамидку, а потом разберите. Это на наш взгляд эти действия примитив­ны, а для него это первые са­мостоятельные манипуляции с предметами.

Сенсомоторное развитие ребенка после 6 месяцев

6-7 мес

– ползает;

– лежа на спине, играется с ножками, пробует их на вкус;

– пьет из чашки в маминых руках;

– ходит, держась при это за обе руки мамы.

7-8 мес.

– может вставать и ходить, держась за опору;

– подползая к мебели, пытается встать, опираясь на нее;

– смело и быстро садится и может поме­нять положение сидя, т.е. пересесть с одного места на другое, поменять позу;

– появляется навык «пинцетного за­хвата» – ребенок может взять мелкий предмет большим и указатель­ным пальцами.

8-9 мес.

– переходит от одного предмета к другому, используя приставной шаг, слегка держась руками за опору;

– уверенно подтягивается на руках, взбирается на кресла и диваны;

– способен открывать и закры­вать крышки, помещать один предмет в другой;

– умеет держать в руке бутылочку, подно­сить ее ко рту, обсасывать.

Эмоциональное развитие

6-7 мес.

– умеет проявлять нежные чувства, обнимает и целует лицо взрослого, который ему симпатичен;

– быстро успокаивается, если ударился.

7-8 мес.

– начинает опасаться чужих;

– эмоционально отзывается на настроение взрослых;

– начинает проявлять интерес к другим детям, наблюдать за их поведением.

8-9 мес.

– борется за внимание взрослого к себе разными доступными способами: может намеренно хныкать, выбрасывать игрушки, демонстрировать свои навыки и умения;

– способен обижаться, если взрослые до­пускают резкий тон.

Умственное развитие

6-7 мес.

– показывает знакомые ему предметы по просьбе взрослого;

– любит долго лепетать – несколько раз произносит одни и те же слоги;

– интересуется своим телом.

– трогает себя за нос, ушки, воло­сы, гладит по животику.

7-8 мес.

– в ходе развития ребенка после 6 месяцев начинают появляться слова-жесты: малыш умеет махать рукой «пока», хлопать ладошкой по руке взрослого -«привет»;

– много бодрствует, подолгу играет с игрушками: любит рас­сматривать, постукивать игруш­кой об игрушку;

– умеет лепетать шепотом.

8-9 мес.

– малыш отождествляет себя со своим именем и может оборачиваться на зов;

– с предметами может обращаться по-разному в зависимости от их принадлежности: может катать мячик, вынимать один предмет из другого, сжи­мать и разжимать резиновые игрушки.

Источник