Развитие ребенка после рождения становление личности урок

Развитие ребенка после рождения становление личности урок thumbnail

Тема урока

«Метаморфозы» человеческого тела  

(развитие ребенка после рождения)

Урок проводится в 8 классе в рамках темы «Индивидуальное развитие человека».

Цель урока:проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.

Задачи урока:

образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;

развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;

воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения и методические приемы:рассказ с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, распознавание и определение объектов, анализ смыслового содержания подсказок с целью определения темы урока.

Методы закрепления достижений учащихся:работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, взаимопроверка.

Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,ростомер, учебники, дополнительная литература, рабочие тетради.

На урок приглашены дети в возрасте 3 лет, 6 лет, 13 лет и 16 лет.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Целеполагание (2 мин).
  3. Изучение нового материала (20 мин).
  4. Закрепление (10 мин).
  5. Подведение итогов и домашнее задание (2 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

  1. Целеполагание

Сообщение цели и задач урока, основных его этапов.

  1. Изучение нового материала

Учитель: как и всякий урок, сегодняшний тоже имеет тему, но ее вам нужно будет сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайд 1).

Учащимся предлагается 5 подсказок  (оформляются в виде гиперссылок на соответствующие слайды):

  • Латинская (слайд 2)

Эпиграф урока – слова Вергилия, поэта «золотого века римской литературы, жившего в I веке до нашей эры.  Попробуйте, не зная латинского языка, догадаться, о чем идет здесь речь.

Quantummutatusabillo! – Как он изменился по сравнению с прежним!

Учащиеся должны увидеть слово mutatus, знакомое им по термину мутация, и объяснить, что мутация – изменение.

  • Музыкальная (слайд 3)

В качестве музыкальной подсказки используется фрагмент пьесы М.Мусоргского«Балет невылупившихся птенцов»

Учащиеся могут не знать самого произведения, но его мелодический рисунок и фотография птенца должны помочь им выбрать главное слово – изменение.

  • Поэтическая(слайд 4)

        Четверостишие английского поэта С.Надсона и сопровождающие каждую строку фотографии разных времен года должны помочь детям указать на изменения в природе.

  • Сказочная(слайд 5)

        Фрагмент из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» также должен подсказать слово «изменения».

  • Визуальная (слайд 6)

        Визуальная подсказка – это видеофрагмента из фильма «Микромир», показывающая стадии развития бабочки.

        Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.

        Затем просматривается видеофрагмент из фильма «Тело человека», показывающей изменения, происходящие с человеческим телом в ходе индивидуального развития, формулируется тема урока (слайд 7).        

Учителем приводится этимологическая справка, показывающая значение указанных терминов (слайд 8).

        Вопрос учащимся: какие изменения происходят с организмом человека после рождения, которые видны сразу и наиболее явны?

        Примерный ответ: изменения роста и пропорций.

Практическая работа(слайд 9)

Изменение пропорций тела человека с возрастом

        Цель: выявить изменения пропорций тела человека по мере его роста.

        Оборудование: ростомер.

        Объектами исследования являются приглашенные дети разных возрастов.

Ход работы

1. Измерьте длину тела и длину головы у детей разных возрастов, приглашенных на урок.

2. Занесите полученные результаты в таблицу.

Соотношение длины головы к длине тела человека

для разных возрастов

Возраст

Длина тела

Дт

Длина головы

Дг

Отношение длины головы к длине тела

Дг/Дт

3 года

6 лет

13 лет

16 лет

3. Подсчитайте коэффициент отношения длины головы к длине тела.

4. Сделайте вывод.

Примерный вывод по практической работе: по мере роста тела человека происходит изменение его пропорций, то есть, длина головы уменьшается, а длина тела увеличивается.

Примечание: формулировка вывода сопровождается иллюстрацией, показывающей возрастные изменения пропорций тела (слайд 10).

Учитель: рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегунами на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего «бега» лидер соревнования постоянно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова, затем приоритет переходит к другим органам.

Полуростовой скачок. После его прохождения длина тела достигает половины окончательной длины.

Проводится «филиппинский тест» (определение изменений пропорций человеческого тела с возрастом). Объектами исследований также являются приглашенные на урок дети (слайд 11).

Ростовой скачок – подростковый возраст. К этому времени голова выросла в 2 раза, туловище и руки – в 3, длина ног увеличилась в 5 раз (демонстрируется слайд 12 с относительными пропорциями человеческого тела в разных возрастах).

С возрастом изменяются не только размер и пропорции тела человека, но и их внешний облик. Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Тело человека» и возрастными изменениями, происходящими с носом и ушами.

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка задания

Учитель называет этапы постэмбрионального развития человека (слайд 13).

Рассказ о каждом этапе заранее подготовлен учащимися и сопровождается демонстрацией фотографий из семейного архива. Учитель обращает внимание на необходимость внимательного прослушивания рассказов одноклассников, так как на следующем этапе урока эти знания понадобятся им для заполнения таблицы.

  1. Закрепление

Учащиеся заполняют таблицу (слайд 16), где указываются характеристики всех этапов индивидуального развития человека, используя полученные знания и дополнительную литературу, лежащую на столах.

После заполнения проводится взаимопроверка таблицы.

Вопрос учащимся: каковы причины происходящих изменений?

Учащиеся должны назвать: генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги (слайд 17).

  1. Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель подводит итоги урока вместе с учащимися, выставляются оценки, дается домашнее задание.

Учитель:

Урок рождается непросто.

Порой с наивного вопроса,

Порой со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то.

Когда сомнений нету боле

Он вырывается на волю.

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

Итог обыденной работы,

восторг волшебного полета –

все это дивное явленье.

Урок, рожденный вдохновеньем!

Демонстрируется финальный слайд с видеофрагментом из фильма «Тело человека», демонстрирующий разные этапы жизни человека.

Источник

Тема: Развитие ребенка после рождения. Становление личности

Цель: раскрыть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, познакомить с периодами формирования организма до 18 лет; дать понятие о психологических особенностях человека (темперамент и характер), выделить биологические и социальные факторы, влияющие на формирование личности.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний (работа с карточками)

  3. Изучение нового материала

При изучении материала обучающиеся пользуются раздаточным материалом с общей таблицей развития ребенка, схемами

Слайд 1 – Ребенок родился, и началось его формирование как Личности. Как это происходит с точки зрения биологии и социологии человека? Об этом мы и будем говорить

Слайд 2 – С момента рождения человека начинается постэмбриональный период развития, который является не менее важным для дальнейшей жизнедеятельности, чем эмбриональный.

В нем выделяют периоды:

– прогрессивного развития, связанного с ростом и половым созреванием;

– половой зрелости, или взрослого состояния, во время которого возможно самовоспроизведение;

– регрессивного развития, связанного со старением организма.

У человека периоды ускоренного роста чередуются с его замедлением. Самый активный и быстрый рост происходит в первый год жизни (вес тела увеличивается почти в 3 раза) и в период полового созревания (подростковый период).

Слайд 3 – В постнатальный онтогенезе человека выделяют следующие периоды:

1. Неонатальный или период новорожденности. 1 — 10 дни.

2. Грудной возраст. 10 дней — 1 год.

3. Раннее детство. 1 — 3 года.

4. Первое детство. 4 — 7 лет.

5. Второе детство. 8 — 12 лет для мальчиков, 8 — 11 лет девочек.

6. Подростковый возраст. 13 — 16 лет для мальчиков, 12 — 15 лет девочек.

7. Юношеский возраст. 17 — 21 год для юношей, 16 — 20 лет девушек.

8. Зрелый возраст:

I период: 22 — 35 лет мужчины, 21 — 35 лет женщины.

II период: 36 — 60 лет мужчины, 36 — 55 лет женщины.

9. Пожилой возраст. Мужчины 61 — 74 года, женщины 56 — 74 года.

10. Старческий возраст. 75 — 90 лет.

12. Период долгожительства. Свыше 90 лет.

Слайды 4-5 – Рассмотрим основные изменения в развитии ребенка в вышеуказанные периоды жизни. Неонатальный или период новорожденности и грудной возраст длятся от 1 дня до 1 года.

1 месяц. Новорожденный сосет грудь, активно двигает ручками и ножками, подносит сжатые кулачки ко рту, реагирует вздрагиванием на резкий шум. Малыш впервые улыбается, фиксирует взгляд на ярком объекте и следит за движущимися предметами.

Малыш активно растет, речь малыша становится более членораздельной, учится произносить

11 месяцев. Многие дети делают свои первые шаги. Прогрессирует моторное развитие малыша. Ребенку становится понятен обобщающий характер слов.

Слайд 6 – Раннее детство (1-3 года)

1 год. Малыш чаще всего уже умеет самостоятельно ходить, говорит от шести до десяти простых слов. Ребенок знает имена людей из близкого окружения. Кроме того, кроха ближе к году уже умеет самостоятельно пить из чашки и пробует сам умываться и одеваться.

2 года. Речь малыша уже состоит из простых предложений. Заканчивается прорезывание молочных зубов

3 года – кризисный возраст. В этом возрасте начинает проявляться личность ребенка. Порою такие изменения сопровождаются криками, истериками и даже агрессией. Малыш активно требует самостоятельности.

Читайте также:  Эстетическое воспитание во всестороннем развитии личности ребенка

Слайды 7-8 – Первое детство (4 — 7 лет).

4 года. Ребенок стремится к совместным играм, может сохранять равновесие. Интенсивно расширяется словарный запас и строятся более сложные речевые конструкции.

5 лет. Важнейшей деятельностью для ребенка становится учебная – начинается подготовка к школе. Малыш строит длинные предложения и умеет пересказывать тексты, считает до десяти, рассказывает наизусть небольшие стихотворения.

6 лет. Обычно идет активная подготовка к школе. Ребенок знает счет, рисует геометрические фигуры, сравнивает размеры предметов, понимает математические знаки.

7 лет. Окончательно происходит созревание лобных отделов полушарий мозга, гармонизируются процессы возбуждения и торможения. Поэтому этот возраст, с точки зрения физиологии, наиболее приемлем для начала учебной деятельности детей.

В то же время, семь лет – это очередной кризис, который переживает ребенок. Он учится новым социальным ролям, хочет принимать решения самостоятельно и начинает копировать взрослых. Протекает первая фаза формирования мышления

Слайд 9 – Второе детство (8 — 12 лет для мальчиков, 8 — 11 лет для девочек).

Ребенок получает опыт доверительного общения и взаимодействия вне семьи.

Активно развивается интеллектуально, учится оценивать собственное состояние и рассказать о своих эмоциях.

Ребенок достаточно автономен, но все еще нуждается в поддержке взрослых.

Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки (см. схемы 1-2).

Слайд 10 – Подростковый возраст (13 — 16 лет для мальчиков, 12 — 15 лет для девочек).

В двенадцать лет наибольшее значение для «начинающего» подростка играет социальная жизнь. Он учится уважать потребности и права окружающих людей, демонстрирует стремление отстоять свою независимость.

Подросток крайне озабочен своим внешним видом и оценкой окружающих, у него возникают первые нежные чувства к противоположному полу, он начинает задавать серьезные вопросы самоопределения.

Ближе к шестнадцати годам у ребенка заканчивается половое созревание.

Половое созревание – период, когда организм становится способным к половому размножению.

Дети начинают формировать группы по интересам, большое влияние оказывают сверстники, а также лидеры популярных музыкальных групп и другие известные личности.

В подростковом возрасте в основном завершается созревание висцеральных систем и протекает 3-я фаза организации мышления.

Слайд 11 – Юношеский возраст. 17 — 21 год для юношей, 16 — 20 лет девушек. Период юношества является переломным, когда происходит завершение формирования личности и анатомо-физиологического созревания.

Основа – профессиональное самоопределение, самовоспитание, самообразование.

Возраст неприемственности, крайностей (юношеская одержимость).

Слайд 12 – Зрелый возраст:

I период: 22 — 35 лет мужчины, 21 — 35 лет женщины.

II период: 36 — 60 лет мужчины, 36 — 55 лет женщины.

Период зрелости или стабильности является наиболее продуктивным в социальном плане и организованности физиологических функций.

Пожилой возраст: мужчины 61 — 74 года, женщины 56 — 74 года. Начинаются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза.

Слайд 13 – Старческий возраст (75 — 90 лет). Период долгожительства – свыше 90 лет. Изменение длины и массы тела, его старение. Активизируются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза.

Геронтология – наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей.

Слайд 14 – Итак, людей планеты объединяет то, что в течение всей жизни организм любого человека изменяется физиологически и анатомически. Но еще Гиппократ (IV в. до нашей эры) на основе наблюдений за поведением людей разделил всех по темпераменту на четыре типа: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

Типы темперамента определяются комбинацией трёх параметров нервной системы: силой, уравновешенностью (балансом) и подвижностью.

Сила нервной системы — это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя;

Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим (например, от возбуждения к торможению) в критических ситуациях;

Подвижность — это скорость образования новых условных связей.

Слайд 15 – Холерический тип: сильный, неуравновешенный; характеризуется сильным раздражительным и слабым тормозным процессом, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.

Флегматический тип: сильный, уравновешенный, инертный; с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.

Меланхолический тип: слабый; характеризуется слабостью и возбуждения, и торможения; плохо приспосабливается к условиям окружающей среды.

Сангвинический тип: сильный, уравновешенный, подвижный; имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка на троещине

Необходимо иметь в виду, что отмеченные выше типы высшей нервной деятельности представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде практически не встречаются. Однако, как считают ученые, темперамент один из факторов, влияющих на развитие организма человека.

Слайд 16 – Определите, каков тип темперамента у вас? Можно ли изменить темперамент?

/Ответы обучающихся/ Темперамент относят к врожденному признаку личности.

Слайды 17-18Характер – совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение.

Зная характер человека, можно в какой-то степени предвидеть его поступки. Характер вырабатывается в процессе жизни путем усиления одних и ослабления других врожденных свойств. По отношению к другим людям и окружающей обстановке выделяют экстравертов (открыты, нацелены на общение) и интровертов (замкнуты, погружены в себя).

Слайды 19-20 – Работа с картинками. Определите, кто из них экстраверты, а кто интроверты? К какой группе вы отнесли бы себя? (Ответы обучающихся)

Слайд 21 – Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Что такое личность?

Давайте рассмотрим несколько понятий.

Личность (от латинского – персона, особа) – это человеческий индивид. как субъект отношений и сознательной деятельности в обществе.

Индивид – это один из людей, наделенный типичными признаками: разумом, волей, потребностями, интересами.

Индивидуальность – одна из сторон личности.

Индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают

Слайды 22-23 – Что влияет на формирование личности человека?

Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. (С. И. Ожегов)

Факторы, влияющие на формирование личности:

  1. Биологический фактор – наследственности. По наследству от родителей к детям передаются: анатомо-физиологическая структура физические, физиологические особенности нервной системы.

  2. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей (общечеловеческие, индивидуальные, специальные).

  3. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности (талант гениальность).

  4. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.

  5. Общение – это одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

  6. Воспитание – это целенаправленный и сознательно контролируемый процесс социализации, коллективная деятельность Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 24 – Итак, структура психических свойств личности: направленность, темперамент, характер, способности.

Задание: Добавьте к этому перечню те индивидуальные свойства человека, способного быть ЛИЧНОСТЬЮ. Обоснуйте свой выбор.

  1. Подведение итога

Слайд 25 – Домашнее задание: §63 прочитать. Ответьте на вопрос: Какие этапы проходит человек, входя в какую-либо общность людей?

Таблица «Постнатальный онтогенез человека»

Периоды

Возраст

Характеристика

Новорожденный

1-10 дней

Вскармливание ребенка молозивом

Грудной

возраст

10 дн. – 1 год

Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса – в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.

Раннее детство

1-3 года

В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.

Первое детство

4-7 лет

В 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство

М.: 8-12 лет

Д.: 8-11 лет

Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.

Подростковый возраст

М.: 13-16 лет

Д.: 12-15 лет

Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста – пубертатный скачок.

Юношеский возраст

М.: 17-21 год

Д.: 16-20 лет

Завершается процесс роста и формирование организма.

Зрелый возраст

I период

М.: 22-35 лет

Д.: 21-35 лет

Форма и строение тел остаются практически неизменными (постоянными).

Типы телосложения:

  • астенический (слабое развитие жира, преобладание длины тела, стройность, легкость)

  • нормостенический (усредненные параметры)

  • гиперстенический (преобладание поперечных размеров, упитанность, не высокий рост)

II период

М.: 35-60 лет

Д.: 35-55 лет

Пожилой

возраст

М.: 61-74 года

Д.: 56-74 года

Масса и длина тела уменьшаются за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды.

Старческий

возраст

75-90 лет

Изменение длины и массы тела, его старение.

Долгожители

90 лет и более

Геронтология – наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей.

Схема 1. Половое созревание мальчиков

Схема 2. Половое созревание девочек

Источник