Развитие ребенка после рождения биология 8 класс

План открытого урока по биологии 8 класс

Тема: «Развитие зародыша и плода человека»

Эпиграф урока:Прошло с тех пор немало лет,

Когда свершилось чудо.

Ты появился вдруг на свет неведомо откуда,

Бывает в жизни только раз подобное явление

И говорили все тебе:

«Малышка, с днем рождения!»

Цель урока: Ознакомление с этапами развития зародыша в организме матери.

Задачи урока:

Образовательные – дать понятие о жизненных циклах организма в условиях существования вида; выявить преимущества полового развития перед бесполым; изучить стадии развития зародыша.

Развивающие – объяснить сложное развитие зародышей млекопитающих организмов на примере развития организма человека.

Воспитательные – сформировать у обучающихся навыки здорового образа жизни, как главного условия здорового будущего поколения.

Оборудование к уроку:

  1. Учебник Биология. Человек 8 класс. Д. В. Колесов, Р. Д. Маш.

  2. Таблица к уроку «Репродуктивная система человека. Женская половая система», «Репродуктивная система человека. Мужская половая система».

  3. Рельефная таблица «Зародыши позвоночных животных»

  4. Сборная модель человека

  5. Микроскоп. Препарат «Сперматозоиды петуха»

  6. Модель яйца птицы

  7. Компьютер. Презентация «Зарождение жизни», фильм «Милые Матери».

Записи на доске:

  1. Кроссворды

  2. Таблицы «Репродуктивная система»

  3. Рельефная таблица

  4. Термины:

Зигота = ……………. + ……………..

Онтогенез –

Филогенез –

Оплодотворение –

Беременность –

Плацента –

Пупочный канатик –

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Опрос.

На предыдущем уроке мы познакомились с репродуктивной системой человека. Познакомились с женской и мужской системами воспроизводства. Сейчас выполним небольшую самостоятельную работу по этой теме.

Разгадывание кроссворда: 2 человека у доски – мальчик и девочка (на местах обучающимся предоставлены листочки с кроссвордами для девочек и мальчиков). После выполнения проверочной работы (5-7 минут) кроссворды собираются для проверки .

Все вместе проверяем работу на доске.

Переход к изучению новой темы.

На прошлом уроке мы познакомились со строением женской и мужской половыми системами. Узнали о половых клетках. Эти клетки в организме не задерживаются. Но если происходит оплодотворение, образуется зигота.

Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:

  1. Познакомиться со стадиями развития организма;

  2. Изучить биогенетический закон;

  3. Познакомиться с эволюционным развитием человека.

Проблема! Когда зародыш становится плодом?

Презентация!!!

Слайд «Биогенетический закон»

– Записи в тетради (онтогенез, филогенез);

ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и genesis — происхождение, возникновение), индивидуальное развитие организма, включающее последоват. морфологич., физиол. и биохимич. его преобразования от момента зарождения до конца жизни. Термин введён [введен] нем. эволюционистом Э. Геккелем.

ФИЛОГЕНЕЗ, или Филогения (др. греч. φῦλον, phylon — «племя, раса» и др. греч. γενετικός, genetikos – «имеющий отношение к рождению») – историческое развитие организмов.

Филогенез рассматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия – организмы от предка к потомкам – разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут специализироваться относительно общего предка, сливаться в результате гибридизации или исчезать в результате вымирания.

! Работа с учебником рис.127, с.313; рельефной таблицей.

Слайд «Оплодотворение»

– Записи в тетради

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ – слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму. Оплодотворению предшествуют сложные процессы созревания яйцеклетки (оогенез) и сперматозоида (сперматогенез).

! Работа с учебником рис.125, с.310 и рис.126, с.311.

Беременность 280 суток (10 лунных месяцев)

Беременность – физиологический процесс, при котором в матке развивается новый организм, возникший в результате оплодотворения . У человека длится в среднем 280 дней (40 недель, или 10 лунных месяцев).

После просмотра презентации попытаться ответить на проблемный вопрос:

Когда зародыш становится плодом? (Выслушать варианты ответов детей)

Зародыш (синоним эмбрион) — организм, развивающийся внутри яйцевых оболочек или в теле матери. Под зародышевым, или эмбриональным, развитием у человека понимается ранний период развития организма (до 8 недель), в течение которого из оплодотворенной яйцеклетки образуется тело, обладающее основными морфологическими признаками человека. После 8 недель развивающийся организм человека называют плодом

Оказывается, если следовать биогенетическому закону, то наша жизнь начала развиваться за 9 месяцев до нашего рождения. У каждого из нас в каждой клеточке нашего тела 46 хромосом (кроме половых клеток, там 23)

23 хромосомы (яйцеклетка Мамы) + 23 хромосомы (сперматозоид Папы)

Я (46 хромосом)

Папа дает генетический материал 50% , мама так же + вынашивание ребенка и его рождение.

– Послать по классу модель разборной женщины.

Минута релаксации

Закройте все глаза и сделайте круговые движения глазными яблоками и послать добрые мысли своим мамам, пожелать им здоровья, счастья, спокойствия. Дыхание ровное, глубокое.

Немного расслабимся, отдохнем, вспомним своих мам и просмотрим небольшой фильм.

Спасибо за просмотр!

Сейчас мы с вами запишем домашнее задание, обобщим и повторим новые термины, полученные на уроке.

Домашнее задание:

  1. §61.

  2. Посмотреть в интернете: «Факторы, влияющие на развитие зародыша и плода»

  3. СПИД, гепатит, венерические заболевания – сообщения, доклады.

Закрепление полученных знаний (работа с терминами на доске)

Оценки за урок:

  1. У доски кроссворд;

  2. Активно участвующие;

  3. За кроссворды на следующем уроке.

Спасибо за урок!

Раздаточный материал к уроку

ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и genesis — происхождение, возникновение), индивидуальное развитие организма, включающее последоват. морфологич., физиол. и биохимич. его преобразования от момента зарождения до конца жизни. Термин введён [введен] нем. эволюционистом Э. Геккелем.

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — «племя, раса» и др.-греч. γενετικός, genetikos — «имеющий отношение к рождению») — историческое развитие организмов.

Филогенез рассматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия — организмы от предка к потомкам — разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут специализироваться относительно общего предка, сливаться в результате гибридизации или исчезать в результате вымирания.

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ – слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму. Оплодотворению предшествуют сложные процессы созревания яйцеклетки (оогенез) и сперматозоида (сперматогенез).

Беременность – физиологический процесс, при котором в матке развивается новый организм, возникший в результате оплодотворения . У человека длится в среднем 280 дней (40 недель, или 10 лунных месяцев).

Зародыш (синоним эмбрион) — организм, развивающийся внутри яйцевых оболочек или в теле матери. Под зародышевым, или эмбриональным, развитием у человека понимается ранний период развития организма (до 8 недель), в течение которого из оплодотворенной яйцеклетки образуется тело, обладающее основными морфологическими признаками человека. После 8 недель развивающийся организм человека называют плодом.

Источник

Тема урока

«Метаморфозы» человеческого тела  

(развитие ребенка после рождения)

Урок проводится в 8 классе в рамках темы «Индивидуальное развитие человека».

Цель урока:проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.

Задачи урока:

образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;

развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;

воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения и методические приемы:рассказ с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, распознавание и определение объектов, анализ смыслового содержания подсказок с целью определения темы урока.

Методы закрепления достижений учащихся:работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, взаимопроверка.

Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,ростомер, учебники, дополнительная литература, рабочие тетради.

На урок приглашены дети в возрасте 3 лет, 6 лет, 13 лет и 16 лет.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Целеполагание (2 мин).
  3. Изучение нового материала (20 мин).
  4. Закрепление (10 мин).
  5. Подведение итогов и домашнее задание (2 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

  1. Целеполагание

Сообщение цели и задач урока, основных его этапов.

  1. Изучение нового материала

Учитель: как и всякий урок, сегодняшний тоже имеет тему, но ее вам нужно будет сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайд 1).

Учащимся предлагается 5 подсказок  (оформляются в виде гиперссылок на соответствующие слайды):

  • Латинская (слайд 2)

Эпиграф урока – слова Вергилия, поэта «золотого века римской литературы, жившего в I веке до нашей эры.  Попробуйте, не зная латинского языка, догадаться, о чем идет здесь речь.

Quantummutatusabillo! – Как он изменился по сравнению с прежним!

Учащиеся должны увидеть слово mutatus, знакомое им по термину мутация, и объяснить, что мутация – изменение.

  • Музыкальная (слайд 3)

В качестве музыкальной подсказки используется фрагмент пьесы М.Мусоргского«Балет невылупившихся птенцов»

Учащиеся могут не знать самого произведения, но его мелодический рисунок и фотография птенца должны помочь им выбрать главное слово – изменение.

  • Поэтическая(слайд 4)

        Четверостишие английского поэта С.Надсона и сопровождающие каждую строку фотографии разных времен года должны помочь детям указать на изменения в природе.

  • Сказочная(слайд 5)

        Фрагмент из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» также должен подсказать слово «изменения».

  • Визуальная (слайд 6)

        Визуальная подсказка – это видеофрагмента из фильма «Микромир», показывающая стадии развития бабочки.

        Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.

        Затем просматривается видеофрагмент из фильма «Тело человека», показывающей изменения, происходящие с человеческим телом в ходе индивидуального развития, формулируется тема урока (слайд 7).        

Учителем приводится этимологическая справка, показывающая значение указанных терминов (слайд 8).

        Вопрос учащимся: какие изменения происходят с организмом человека после рождения, которые видны сразу и наиболее явны?

        Примерный ответ: изменения роста и пропорций.

Практическая работа(слайд 9)

Изменение пропорций тела человека с возрастом

        Цель: выявить изменения пропорций тела человека по мере его роста.

        Оборудование: ростомер.

        Объектами исследования являются приглашенные дети разных возрастов.

Ход работы

1. Измерьте длину тела и длину головы у детей разных возрастов, приглашенных на урок.

2. Занесите полученные результаты в таблицу.

Соотношение длины головы к длине тела человека

для разных возрастов

Возраст

Длина тела

Дт

Длина головы

Дг

Отношение длины головы к длине тела

Дг/Дт

3 года

6 лет

13 лет

16 лет

3. Подсчитайте коэффициент отношения длины головы к длине тела.

4. Сделайте вывод.

Примерный вывод по практической работе: по мере роста тела человека происходит изменение его пропорций, то есть, длина головы уменьшается, а длина тела увеличивается.

Примечание: формулировка вывода сопровождается иллюстрацией, показывающей возрастные изменения пропорций тела (слайд 10).

Учитель: рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегунами на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего «бега» лидер соревнования постоянно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова, затем приоритет переходит к другим органам.

Полуростовой скачок. После его прохождения длина тела достигает половины окончательной длины.

Проводится «филиппинский тест» (определение изменений пропорций человеческого тела с возрастом). Объектами исследований также являются приглашенные на урок дети (слайд 11).

Ростовой скачок – подростковый возраст. К этому времени голова выросла в 2 раза, туловище и руки – в 3, длина ног увеличилась в 5 раз (демонстрируется слайд 12 с относительными пропорциями человеческого тела в разных возрастах).

С возрастом изменяются не только размер и пропорции тела человека, но и их внешний облик. Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Тело человека» и возрастными изменениями, происходящими с носом и ушами.

Учитель называет этапы постэмбрионального развития человека (слайд 13).

Рассказ о каждом этапе заранее подготовлен учащимися и сопровождается демонстрацией фотографий из семейного архива. Учитель обращает внимание на необходимость внимательного прослушивания рассказов одноклассников, так как на следующем этапе урока эти знания понадобятся им для заполнения таблицы.

  1. Закрепление

Учащиеся заполняют таблицу (слайд 16), где указываются характеристики всех этапов индивидуального развития человека, используя полученные знания и дополнительную литературу, лежащую на столах.

После заполнения проводится взаимопроверка таблицы.

Вопрос учащимся: каковы причины происходящих изменений?

Учащиеся должны назвать: генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги (слайд 17).

  1. Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель подводит итоги урока вместе с учащимися, выставляются оценки, дается домашнее задание.

Учитель:

Урок рождается непросто.

Порой с наивного вопроса,

Порой со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то.

Когда сомнений нету боле

Он вырывается на волю.

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

Итог обыденной работы,

восторг волшебного полета –

все это дивное явленье.

Урок, рожденный вдохновеньем!

Демонстрируется финальный слайд с видеофрагментом из фильма «Тело человека», демонстрирующий разные этапы жизни человека.

Источник

Глава 13. Размножение и развитие человека

ВСПОМНИТЕ

От чего зависят особенности развития детёнышей млекопитающих животных после их рождения?

Для установления особенностей развития ребёнка после рождения выделяют несколько возрастных периодов. Наиболее целесообразным считается такое деление развития ребёнка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды: новорождённость (первые 2—3 недели жизни); грудной (до года); ясельный (от 1 года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); школьный, включающий младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет) и старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Новорождённость

Грудной период

Грудной период. Новорождённым ребёнок считается первые 10—30 дней своей жизни, а затем его называют грудным, подчёркивая этим его зависимость от питания грудным молоком матери (рис. 77). Грудной возраст условно продолжается до года. За это время увеличивается рост и масса тела, объём мозга, в частности мозжечка. Ребёнок овладевает всё более сложными движениями. К трём месяцам он должен держать голову, а к шести — ползать и самостоятельно садиться. Обычно к годовалому возрасту ребёнок овладевает навыками ходьбы. Одновременно он начинает говорить.

Ясельный период. В раннем детстве (1—3 года) скорость роста ребёнка несколько замедляется, но зато активно формируется мышление и речь. К концу этого периода словарный запас может составлять 500—600 слов. Ребёнок стремится во всём подражать находящимся рядом с ним взрослым, он активно исследует окружающий мир. Он становится способным совершать тонкие движения, овладевает довольно сложными двигательными программами. Если период раннего детства протекает в плохих условиях (ребёнком мало занимаются, не обращают на него внимания), то это обязательно приводит к нарушениям его физического и психического развития.

Дошкольный период. Этот период условно продолжается от 3 до 6 лет. В это время дети быстро развиваются, общаясь во время игр со своими сверстниками (рис. 78). Активно развивается мозг, совершенствуется абстрактное мышление и внутренняя речь. Многие дети овладевают чтением и зачатками письма.

Дошкольный период

Школьный период (рис. 79). Этот возрастной период (7—18 лет) характеризуется очень большими изменениями, ребёнок превращается во взрослого человека. В частности, в период 11—15 лет происходит половое созревание, причём в настоящее время наблюдается значительное ускорение и физического, и полового развития — так называемая акселерация. В среднем человек стал на 10—12 см выше, чем его предки 100 лет тому назад. Да и грудная клетка заметно увеличила свой объём. Доспехи средневекового рыцаря, которые носили сильные и хорошо тренированные взрослые мужчины, с трудом могут надеть 14—15-летние современные школьники. Причины акселерации поняты не до конца, но считается, что люди стали получать больше полноценных пищевых белков, витаминов.

Половое созревание. Половые железы закладываются ещё в эмбриональном периоде, но мальчики и девочки рождаются с ещё незрелыми семенниками и яичниками, то есть их железы ещё не могут выполнять свои функции по продолжению рода человеческого. Половое созревание начинается у различных людей в разное время. Начало созревания зависит от того, к какому народу принадлежит ребёнок, от условий жизни и многих других факторов. В наше время половое созревание у девочек начинается в 11—13 лет, у мальчиков чуть позже — в 12—13 лет (рис. 80). Половое созревание может значительно задержаться, например из-за неправильного питания или длительного инфекционного заболевания. В период полового созревания и мальчики, и девочки очень быстро растут и прибавляют в весе. Например, рост может увеличиваться на 20 см в год! Увеличивается размер внутренних органов, возрастает давление крови. Всё это требует больших затрат энергии. Кроме того, нужен кальций для растущих костей, железо для гемоглобина крови и т. д. Иногда кости рук и ног удлиняются так быстро, что мышцы не успевают расти за ними, растягиваются и могут возникнуть болезненные, но не опасные судороги.

Половое созревание

Половое созревание определяется деятельностью нейроэндокринной системы и является очень сложным и многосторонним процессом. В результате этого процесса гормоны мальчиков обеспечивают рост полового члена, утолщается кожа мошонки, а в яичках начинается выработка сперматозоидов. Появляются непроизвольные выделения спермы — поллюции — первый признак полового созревания юношей.

Параллельно изменениям в половой системе происходит формирование вторичных половых признаков. Увеличивается гортань, и голос делается ниже. Начинается рост волос на лице, груди, лобке, подмышечных впадинах. Оволосение у мальчиков происходит по мужскому типу. Кожа делается более жирной, и на ней могут появиться угри, так как протоки сальных желёз забиваются кожным салом. Меняется форма тела: плечи делаются шире, мышцы мощнее, ноги длиннее. Формируется брюшной тип дыхания: вдох происходит в основном за счёт сокращения мышц диафрагмы живота.

У девочек в период полового созревания наряду с развитием мышечной системы равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, то есть вдох происходит в основном за счёт сокращения межрёберных мышц. Кроме того, в этот период быстро развиваются молочные железы и происходит становление менструального цикла. Яичники производят зрелые яйцеклетки, способные к оплодотворению, а также гормоны, необходимые для нормальной деятельности женской половой системы. Голос практически не меняется, оволосение происходит по женскому типу. В результате полового созревания яичники и семенники начинают устойчиво вырабатывать половые клетки.

Моя лаборатория

Подростковый период — важнейшая составляющая школьного периода жизни человека (от 11 до 15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период через внутренние конфликты с самим собой и с окружающими людьми подросток проходит великий путь в своём развитии. В это время проявляется неустойчивость характера и противоречивость эмоциональных состояний — выраженный психологический дискомфорт, тревога, страхи, ощущение одиночества и т. п.

Он начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй, что часто выражается в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Характерной чертой поведения подростков является стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны взрослых. По крайней мере так это чаще всего воспринимается родителями. На самом деле подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать наравне с ним, что, конечно, трудно осуществить при определённой экономической и социальной зависимости.

Легко увидеть сходство в поведении подростка и трёхлетнего малыша: всё те же упрямство, негативизм, строптивость, своеволие. Тогда он не хотел ходить за руку со взрослым, желая утвердить право на самостоятельность, сейчас для него важно признание своего достойного положения в обществе и самостоятельности.

Новые понятия

Новорождённость. Грудной, ясельный, дошкольный, школьный периоды. Половое созреванье

Ответьте на вопросы

1. Какие этапы развития проходит человек после роодения?
2. Каковы особенности развития детей в грудном возрасте?
3. Что может привести к нарушениям в развитии ребёнка в ранний детский период?
4. Каково значение игры в развитии детей?
5. Что такое акселерация?

Выполните задание

Охарактеризуйте особенности развития детей и подростков в школьный период.

ПОДУМАЙТЕ!

От чего может зависеть длительноть периода полового созревания? Какие негативные явления связанные с поведением подростка, могут сопровождать этот процесс?

Источник