Развитие ребенка по типу кумира семьи

Развитие ребенка по типу кумира семьи thumbnail

В зависимости от ценностных ориентаций, эмоционального отношения к ребенку и качества времяпровождения с ним внутри семьи специалисты на сегодня различают несколько типов семейного воспитания. Именно оно закладывает основу становления «Я» взрослеющей личности. Иногда внутри одной семьи родители и другие взрослые используют различные методы воспитания ребенка, из-за чего бывает сложно отнести конкретный случай строго к тому или иному типу воспитания.

В современной педагогике существует несколько классификаций типов воспитания детей, большая часть из них делит типы воспитания на гармоничное и дисгармоничные. В первом случае воспитание способствует формированию полноценной личности ребенка. Родители искренне проникаются жизнью, заботами и интересами ребенка без ущерба для себя и близких. Они всячески стараются относиться к нему справедливо, честно и рассудительно. Для ребенка взрослые являются примерами для подражания, он с ними делится, доверяет им, а они отвечают ему взаимностью. В этом случае ребенок вырастает самодостаточной зрелой личностью, умеющей принимать решения, брать на себя ответственность, уверенной в себе, без психологических травм.

Дисгармоничные типы воспитания представляют собой реальную опасность для психического здоровья ребенка, способствуют развитию различных зависимостей, фобий, страхов, неврозов.

Рассмотрим более подробно дисгармоничные типы воспитания. В основу статьи взяты собирательные понятия различных классификаций типов воспитания.

Отвержение

Данный тип воспитания заключается в том, что ребенка в семье не принимают таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями характера. Здесь имеет место постоянная критика и попытки его переделать.

Отличительные характеристики отвержения:

  • завышенная требовательность со стороны взрослых по отношению к ребенку;
  • демонстрация разочарования, если ребенок не соответствует ожиданиям.

Детей всячески игнорируют, не принимают, на их потребности не обращают внимания.

Отвержение может проявляться в двух формах:

  • скрытая – высмеивание и ирония, завуалированные повышенной заботой;
  • явная – при помощи упреков и оскорблений: ты ничего не можешь, уйди.

Этот стиль воспитания, согласно психологическим исследованиям, оказывает наиболее негативное влияние на развитие и становление личности. Более того, возможно развитие психопатий.

Безразличие (гипоопека)

Если ребенок не занимает важного места в жизни родителей, а формированию его личности не уделяется должного внимания, это будет иметь свои последствия для него в дальнейшем. Уровни доверия и ценности семьи у детей такого типа воспитания, как правило, существенно занижены.

Ребенок предоставлен самому себе. Он не склонен делиться своими проблемами и переживаниями, что может обернуться отчужденностью, асоциальностью или разного рода зависимостями во взрослой жизни.

При данном типе воспитания дети часто страдают от психосоматических заболеваний, пытаясь подсознательно привлечь внимание взрослых к себе.

Гиперопека

Для гиперопеки характерен тотальный контроль, недоверие по отношению к ребенку, вследствие чего у ребенка не формируется чувства ответственности, он безволен, все важные решения за него принимают родители. Формирование таких важных черт характера, как инициативность, самостоятельность и чувство долга, отходят на второй план.

В случае «болезненности» ребенка, ребенка-жертвы детей часто лечат от мнимых болезней, подразумевая под этим проявление любви. Дети при таком типе воспитания часто имеют различные неврозы.

Кумир семьи

Кумир семьи – частный случай гиперопеки.

При таком типе воспитания родители стараются мгновенно удовлетворять любые желания и потребности детей. Взрослые чрезмерно восхищаются всеми, даже самыми минимальными достижениями своего ребенка. Он становится кумиром, предметом восхищения семьи, что способствует концентрации высокого уровня эгоизма в его характере. В результате у ребенка появляются неадекватные притязания, которые вовсе не соответствуют его фактическим возможностям. Впоследствии такой ребенок рано или поздно сталкивается с разочарованием от окружающей действительности, что приводит к различного рода зависимостям: обжорству, алкоголизму, наркомании.

Требовательность

К ребенку предъявляются завышенные требования по проявлению следующих моральных качеств:

  • чувство долга или вины;
  • порядочность;
  • справедливость и т.д.

Как правило, эти требования не соответствуют возрасту ребенка. На него возлагают некую мифическую ответственность за благополучие семьи, заботу о родственниках и т.п. В такой ситуации он стремится доминировать и быть лидером. У ребенка появляются неврозы.

Читайте также:  Психическое умственное физическое развитие ребенка

Непоследовательность

Такой тип воспитания зачастую наблюдается в семьях, где присутствуют конкуренция или противоречия между членами семьи. К примеру, когда у мамы и папы разные финансовое и социальное положение, различные взгляды на жизненные ценности, методы воспитания и обучения. Когда ребенок часто наблюдает конфронтацию между важными для него взрослыми, у него развивается неуверенность, тревожность и низкая самооценка.

Запреты с неожиданными поощрениями и прочие проявления непоследовательности в воспитании формируют в ребенке непонимание, что от него хотят. При этом он часто старается угодить другим вопреки своим желаниям.

Воспитание вне семьи

Это экстремальный тип воспитания, который может включать в себя все вышеупомянутые типы.

Что делать, когда есть проблемы с воспитанием детей?

Когда возникают трудности с воспитанием или поведением детей, стоит идти на прием к семейному или детскому психологу. Причем присутствовать на консультации желательно обоим родителям, ведь каждый является участником процесса, а, значит, его позиция и поведение нуждаются в профессиональном разборе.

Дисгармоничные типы воспитания можно и нужно совершенствовать. Лучше всего это делать в тандеме с психологами и в как можно более раннем возрасте ребенка, ведь после 16 лет в большинстве случаев уже поздно.

Дисгармоничное воспитание ребенка во взрослой жизни может проявиться в виде зависимостей, инфантильности, неврозов, разнообразных комплексов. Поэтому при наличии проблем важно своевременно обращаться к специалистам за помощью.

Если вы хотите решить проблемы с детьми и сделать их воспитание более эффективным – обращайтесь в наш Центр!

Источник

План 
 

Введение 

Воспитание 
ребенка в семье по принципу «кумир
семьи». Его недостатки. 

Заключение 
 
 
 
 

Введение

 
     Ребенок
вызывает общее восхищение домашних,
как бы он ни вел себя. Обращаемся
к нему, главным образом, умильным
тоном. Любая, или почти любая его прихоть
немедленно исполняется взрослыми, а тот
из них, кто этого не делает, вызывает нарекания
остальных. Жизнь семьи как бы целиком
посвящена ребенку. На первый взгляд это
выглядит как вполне понятное чадолюбие.
Люди, сотворившие из ребенка кумира для
себя, станут весьма убедительно доказывать,
что они живут для детей. Иногда это действительно
так, и тем не менее одобрить подобное
отношение к ребенку трудно.

     Ни 
для кого не секрет, что неправильное
воспитание часто приводит к нарушению 
приспособительных возможностей ребенка.
Как уже было описано выше, есть
наследственные особенности психики 
ребенка, т.е. то с чем он родился и внешние
факторы, которые оказывают влияние на
его развитие.

     Одним
из мощнейших факторов, который начинает
действовать с раннего возраста и затрагивать
все сферы его жизнедеятельности ребенка
является воспитание.

     В
этом реферате мы, прежде всего, будем
иметь ввиду воспитание в семье, иными
словами отношения родителей и детей.

     Воспитание
ребенка в семье по принципу «кумир семьи».
Его недостатки.

     Процесс
воспитания в семье, прежде всего
складываетсяиз:

1)      количество
времени, сил, внимания, которое  родители
уделяют ребенку.

2)      степень
удовлетворения потребностей ребенка
(духовных и материальных)   родителями

3)      требования,
предъявляемые  к ребенку  со стороны родителей:

а. обязанности 
ребенка ( учеба, уход за собой, участие
в домашних делах, помощь другим членам
семьи)

б.  запреты

в. санкции 
и наказания 

     Разумное 
сочетание и количество всех этих
элементов составляет основу для 
нормального гармоничного воспитания.
В случае если родители занимают одну
из полярных позиций,  например, наказывают
ребенка очень часто и неадекватно проступкам
или наоборот вообще не применяют санкций,
процесс воспитания нарушается и может
негативно влиять на развитие личности
ребенка.

В педагогической
практике существуют следующие типы негармоничного семейного
воспитания: «Кумир семьи», «Гипоопека»,
«Гиперопека», воспитание по типу «Золушка».
Рассмотрим подробнее воспитание по типу
«кумир семьи».

     Ребенок
находится в центре внимания семьи,
которая стремится к максимальному 
удовлетворению его потребностей. Такой 
ребенок, твердо веря в свою исключительность,
растет капризным, своевольным, эгоистичным,
лишь потребляя и не желая отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах,
«кумир» семьи нередко отстает от них
в элементарных навыках развития: он не
способен сам умыться, одеться и т.д. Такому
ребенку трудно адаптироваться к  требованиям
детского сада. Кроме того, постоянное
несоответствие окружающего мира его
ожиданиям, приносят ему настоящий дискомфорт,
в котором он пребывает большую часть
времени, а значит не чувствует себя счастливым.
С возрастом требования среду все больше
и больше возрастают и соответственно
состояния ребенка и его адаптация больше
страдают.

Читайте также:  Отвести ребенка в школу развития

     Зачастую 
восприятие ребенка как кумира семьи 
и смысла жизни для родителей 
сопровождается гиперопекой. Эта гиперопека
вызвана не столько неверием в силы ребенка,
сколько сильными страхами и волнением
родителей за него.              

     Ребенок
растет в тепличных условиях, и 
родители оберегают его от всех возможных 
трудностей как драгоценный цветок.
Внешний мир представляется недоброжелательным
и неподходящим для его индивидуальности.

     В
другом варианте такое восприятие ребенка,
напротив, выливается во вседозволенность.
Любое, даже самое нелицеприятное поведение 
ребенка не воспринимается родителями
всерьез. Ребенка ни за что не наказывают,
любые его прихоти исполняются.
Любые попытки родственников, знакомых
или воспитателей дать понять, что 
такое воспитание ошибочно, встречаются 
недоумением: «Мы любим своего ребенка 
и хотим, чтобы у него было счастливое
детство!»

     Оба
варианта в конечном счете приводят к
искажению представлений ребенка о реальном
мире, в который он рано или поздно выходит
из семьи. 

Эгоцентризм

     Родители 
постоянно открывают в своем 
малыше новые «таланты», любуясь 
ими и демонстрируя нередко сильно
преувеличенные способности знакомым,
родственникам и друзьям. Ребенку 
внушаются мысли о его уникальности,
непохожести на других. Казалось бы,
что в этом плохого? Но здесь нужна 
разумная мера.

     Эгоцентризм,
который уже стал чертой характера 
чрезмерно опекаемого ребенка, не лучший
помощник в выстраивании отношений 
с другими людьми. Он или всех
и всего боится и не может постоять
за себя или, наоборот, чересчур самоуверен,
избалован, не привык считаться с 
другими.

     Столь
важному умению, как сотрудничество,
такие дети обычно не обучены, работать
в команде практически не умеют.
Отношения со сверстниками часто 
не ладятся, в отношениях с педагогами
нередки конфликты. Ребенку постоянно 
недостает любви, признания и 
восхищения окружающих.

     Такой
ребенок не умеет заботиться о 
других. Не потому, что он злой или 
бесчувственный, а потому, что в 
его мировосприятии на первом месте 
стоит его собственное «Я», а 
проблемы других людей он может просто
не замечать. Это последствие такого
типа семейного воспитания аукается
прежде всего, конечно, самим родителям.
Ведь когда-то родители с ребенком поменяются
местами, и им будет нужна забота и помощь.

Несамостоятельность

     Несамостоятельность
надолго остается серьезной проблемой:
ребенок не умеет брать ответственность 
на себя и нести ее.

     Пойдя
в школу, кумиры семьи часто бывают
неприятно удивлены уровнем требований.
И даже при наличии хороших 
интеллектуальных способностей зачастую
отстают по успеваемости от одноклассников
из-за того, что не умеют самостоятельно
организовать свою деятельность.

     Кроме
того, они очень тяжело переносят 
любые неудачи — в учебе, в 
спорте, в отношениях с другими 
людьми. Их амбиции обычно серьезно
превышают их возможности. Разочарования 
оказываются чрезвычайно болезненными.
При этом чаще всего кумира семьи 
характеризует так называемый внешний 
локус контроля: любой успех воспринимается
как свой, а в неудачах обвиняются
окружающие, невезение, случайность 
и т.д.

     Таким
образом, такой тип воспитания приводит
к довольно серьезным проблемам 
у ребенка в будущем. Не каждый
ребенок находит в себе силы принять 
мир и, главное, самого себя таким, какой 
он есть. Потому нередки случаи того
или иного типа бегства — в 
наркотики, виртуальную реальность
или другие зависимости.   

     Воспитание 
по типу “кумир семьи” часто возникает 
по отношению к “поздним детям”,
когда долгожданный ребенок наконец-то
рождается у немолодых родителей 
или одинокой женщины. В таких 
случаях на ребенка готовы молиться.
Все его просьбы и прихоти выполняются,
формируется крайний эгоцентризм, эгоизм,
первыми жертвами которого становятся
сами же родители.

     Существует 
и такой вариант опекаемого чада,
как “кумир семьи”, объект всеобщего 
восхищения и поклонения, единственный
ребенок многочисленной родни. Для 
него привычны вседозволенность, неограниченная
власть над родственниками, которые 
не накажут, и в конечном итоге – презрение 
к ним, а заодно и к учителям,
сверстникам. Кумиры, привыкшие быть
объектом всеобщего восхищения, часто 
демонстративны, для них хороша любая 
эксцентрическая выходка и любой шокирующий
поступок, какими и кажутся им в их юные
годы употребление алкоголя и наркотиков.
Такие подростки, желая “всех перепить”,
могут действительно стать жертвой алкоголя
и наркотизации.

 Нередко в семье
ребёнок выполняет роль, предопределяемую для него взрослыми.
Как бы ребёнок не вёл себя, он вызывает
общее восхищение домашних, которые обращаются
к нему почти всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть,
немедленно выполняется взрослыми, а тот
из них, кто этого не делает,  вызывает нарекание
остальных. Жизнь семьи как
бы целиком посвящена этому ребёнку. На
первый взгляд, это выглядит как вполне
понятное чадолюбие. Родители, сотворившие
для себя кумира, часто убедительно доказывают,
что живут только для него. Иногда это
действительно так. И, тем не менее, одобрить
 подобное отношение к ребёнку трудно.
В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным,
а главное, эгоцентричным, поскольку с
малолетства привык ставить свою персону
в центр мироздания. Не всегда столь беспредельная
любовь к ребёнку так бескорыстна, как
кажется. Не исключено, например, что превращение
его в «кумира семьи» является отображением
соперничества взрослых. Каждый из взрослых- мама,
папа, бабушка и т.д., путём
демонстрации исключительной привязанности
к ребёнку порой пытаются утвердить своё
главенство в семье.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в начальной школе по фгос

      Возможно и
другое объяснение: «кумир семьи», сам
того не зная, выполняет функцию цементирующего
фактора, поддерживающего семейный очаг.
Истинного взаимопонимания, эмоциональной
поддержки друг друга в семье нет, но все
заинтересованы в сохранении видимости
благополучия, и общее восхищение ребёнком
превращается в символ семейного «единства».

      Иногда ребёнок выполняет
другую роль «мамино (папино,
бабушкино и т.д.) сокровище. Она похожа
на роль «кумира семьи», но в данном случае
ребёнок является не всеобщим, а чьим-
то личным кумиром. За навязыванием ребёнку
подобной роли может таиться немало сложных
психологических причин. Вот
одна из них, довольно распространённая.
Мама, не удовлетворённая своим супружеством,
пытается «излить» на ребёнка всю присущую
её натуре страстность, нежность, жертвенность
(то же самое подчас происходит и с папой).
Ребёнок при этом становится в нелёгкое
положение. Он прекрасно чувствует особое
отношение к нему кого-то одного из взрослых,
но страдает из-за отсутствия
такого же отношения со стороны
других. Ребёнку приходится «разрываться»
между взрослыми, отчётливо сознавая,
что с одним надо вести себя не так, как
с другим.

      Роль чьего-то любимца, навязанная
ребёнку, очень часто свидетельствует
о соперничестве между взрослыми. В этом
случае мама образует с ребёнком (чаще
с сыном) «коалицию» против папы и при
этом недальновидно радуется, когда ребёнок
отзывается о нём пренебрежительно или
его не слушается. Встречается сходный
союз папы с дочерью против мамы. Всё это,
мягко говоря, проявление педагогической
неграмотности и безответственности родителей.

      Нередко взрослые задают ребёнку
вопрос: «Кого ты больше любишь?» Удовлетворяя,
таким образом, своё тщеславие, они при
этом травмируют ребёнка, воспитывают
у него лицемерие и изворотливость.

      За приписыванием ребёнку роли чьего-то
«сокровища» иногда скрывается и мучительная изолированность кого-либо из старших. Так, бабушка, которую
собственные дети не балуют вниманием,
ищет и находит утешение во внуке (или
внучке), компенсируя этой взаимной привязанностью
недостаток эмоционального тепла по отношению
к ней в семье.

      В некоторых семьях ребёнок выполняет роль «паиньки».
Обычно всех радует воспитанный, послушный,
примерный ребёнок: с ним и хлопот меньше
и больше оснований для родительской гордости.
От ребёнка ждут  в первую очередь, соблюдения
приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением. За
это старшими он и вознаграждается. Какова
внутренняя жизнь ребёнка, до этого, в
сущности, никому в семье нет и дела. Нет так уж редки и случаи,
когда ребёнок, образцовый дома, к искреннему
недоумению своей семьи неожиданно совершает
противоправные поступки (кражи, избиения,
оскорбления, непослушания).

      Часто, навязывая роль «паиньки» и обязывая его поддерживать семейный
престиж, родители тешат своё самолюбие.
При этом у ребёнка формируются завышенные
притязания к самому себе и страх несоответствия
своих достижений этим притязаниям. Если
вначале каждый  «промах» в поведении ребёнка
ставится ему на вид, то впоследствии он
сам ставит себе в вину любую, даже малейшую
неудачу в жизни. В детстве ребёнок этим,
можно сказать, подводит всю семью; став
взрослым, он усматривает в
неподтверждении
своих ожиданий собственную неполноценность,
несостоятельность. Таким образом, когда
ребёнок «слишком хорош», это отнюдь не
всегда свидетельствует о правильном
воспитании.

Источник