Развитие ребенка по теме грибы

Ирина Журавлёва
Дидактические и подвижные игры «Грибы»

Дидактические и подвижные игры по теме «Грибы»

«Ежик в лесу»

Выбирается водящий – «ежик», он встает в середину площадки. Остальные дети – «грибы», они встают в круг вокруг водящего.Идут по кругу со словами:

Грибничок колючий,

Идет в лесу дремучем.

Раз грибок, два грибок, Вот и целый кузовок!

«Ежик»:

А я по лесу иду, В кузовок грибы беру.

Раз, два, не зевайте, От меня вы убегайте!

«Грибы» разбегаются, а «ежик» старается их поймать.

«По грибы»

Осеннею порою, мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую, в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку, ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг (Перекрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

«Мухомор»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центр круга ставится конус – это мухомор.

Перед нами бор,

А в бору – мухомор.

Мухомор стоит,

На детей глядит.

Мухомор кто соберет,

Тот из круга уйдет.

Дети начинают двигаться вокруг «мухомора», при этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его задели. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга.

Подвижная игра: «Поймай грибок»

Участвуют две команды «грибов» (3 – 4человека) и грибников (3 – 4 пары). На полу шнуром обозначают два круга в центре круга малого диаметра- 2-3м-корзины грибников и внешний круг большого диаметра – лес, где растут грибы. «Грибы» во внешнем круге, «грибники» парами – в центр.

Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап!

Где сучок давно засох Серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб!

Кто нашел его друзья? Это я, я, Я!

После последних слов по сигналу (удар в бубен) «Грибы» разбегаются. «Грибники» ловят «грибы» и отводят их в круг.

Эстафета «Соберём грибы»

Ведущий помогает разделиться детям на 2-е команды. Команды выстраиваются в шеренги, одна команда напротив другой. Последние участники каждой команды находятся рядом с грибной полянкой. Полянки накрыты платком или любой другой тканью. Ведущий снимает платки. Около первых участников стоит по корзине.По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Грибы в корзинки собери последние участники берут по очереди грибы и передают их по цепочке следующему участнику. Когда грибы доходят до первых участников, они кладут их в корзинки. Выигрывает команда, собравшая грибы первой.

Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы»

Ведущий вызывает по желанию детей (делит их на 2-е команды. Можно разделить детей на команду девочек и мальчиков. Перед каждой командой стоит корзина с грибами, в которой среди съедобных грибов находятся не съедобные (ядовитые).По команде: «Раз – два – три! Несъедобные грибы из корзинки убери дети откладывают в сторону несъедобные (ядовитые грибы).

Конкурс «Кто из гномиков быстрее»

Ведущий ставит корзину с грибами рядом с собой, подзывает к себе пары участников, у каждого на голове колпак. Это гномы. Между ними стоит стул.Дети произносят хором:

Жил в лесу весёлый гном,

Он себе построил дом.

Весь из шишек и листвы,

Небывалой красоты.

Гномик, гномик, попляши.

Звучит музыка, оба участника пляшут; в это время ведущий ставит на стул пару грибов из корзинки, даёт задание/.Например:

«Мухомор ты покажи».

Каждый из участников старается как можно быстрее схватить гриб и поднять его вверх. Кто первый это сделает, то и победитель.

Подвижная игра «Озорные грибочки»

Дети и ведущий встают в круг, водящий стоит в середине круга.

Мы весёлые грибочки /дети идут по кругу, взявшись за руки/

Мы растём на пнях и кочках, /останавливаются, поднимаются на носки, приседают/

Любим прятаться, играть /топают ногами/

Ты попробуй нас догнать! /разбегаются/

Водящий догоняет детей.

Игра повторяется снова.

Подвижная игра «Соберём грибы»

На полу по кругу разложены грибы (количество грибов меньше количества детей).Дети идут по кругу со словами:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке, под осинкой.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай!

Как только последние слова произнесены, дети должны быстро взять любой гриб.

Можно использовать музыку. Под музыку дети весело бегут по кругу, когда музыка останавливается, каждый из детей должен взять по грибу. Кому гриба не досталось, выбывает из игры и садится на стул. Последний ребёнок-победитель.

Дидактические игры по теме «Грибы»

Игра «Грибная полянка»

Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы; формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине.

Материал: большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, гриб-лесовик.

Задание.

Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же гриб).

1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.

2. Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзину.

3. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.

Игра «Почему грибы так называются

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.

– Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?

– Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?

Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)

– Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)

– Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)

– Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)

– Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)

– Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?

– Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)

– Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)

Читайте также:  Наследственные факторы влияющие на развитие ребенка

– Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)

Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)

– Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)

Игра «Подбери шляпку к ножке»

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать шляпку гриба к его ножке; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Материал: набор картинок с изображением грибов, разрезанных на 2 части (шляпки и ножки по отдельности).

– Подберите шляпку к ножке гриба. Какой гриб у тебя получился? (Подосиновик.)

Игра «Съедобный – не съедобный»

Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь.

Педагог называет грибы, а дети отвечают,можно их есть или нет:

опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т. д.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Подберезовик, мухомор, боровик, подосиновик.

Мухомор, поганка, сыроежка, ложный опенок.

Игра «Один – много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

(Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков и т. д.)

Игра «Посчитай – один, два, пять» (с мячом)

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один мухомор – два мухомора – пять мухоморов.

Игра «Сложи картинку»

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

У каждого ребенка картинка с изображением гриба, разрезанная на 4 части.

– Какой гриб у тебя получился? (Подберезовик.)

Дидактическая игра: «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

– Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Дидактическая игра «Узнай деревце»

Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает.

Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)

Листочки, какого дерева, напоминают гусиную лапку? (Клена)

Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)

С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)

Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

Дидактическая игра «Сравни»

Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, используя для этого сравнительные обороты.

Например:

Листья у калины осенью как. (Золото, солнышко)

Калиновые ягодки блестящие, как. (Бусы, драгоценные камни)

Калина хороша, как. (Красивая девушка, красавица, царевна)

Дидактическая игра «Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Ход игры:

Дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное.Например: это лист с берёзы – берёзовый лист.

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Подвижные игры

Подвижная игра «Листопад»

Задачи: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения, развивать память, внимание, закреплять знания о приметах осени.

Ход игры: дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх, имитируя листопад.

***

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

***

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелел

И по ветру полетели.

***

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Подвижная игра «Осенний букет»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг, и игра начинается заново.

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три – лист скорей бери!» Каждый берёт листок.Воспитатель говорит: «Найдите себе пару – листочек такого же цвета».

Источник

Екатерина Лилитко
Конспект занятия «Грибы»

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов, тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

1. Логопед раздает детям по одной картинке с изображением осени.

– Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.

II. Основная часть. 2.Чтение стихотворения:

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», —гудит:

«у-у-у…»

3. Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

— Какое сейчас время года?

– Какой месяц?

– Какой сегодня день?

– Какая погода?

– Сколько много грибов в лесу, давайте их соберем.

Дети собирают грибы (по очереди снимают грибы с ковролина)

4. Рассказ логопеда о грибах.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

Далее логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке с изображением гриба и рассказывает о нем.

Читайте также:  Когда начинать заниматься с ребенком развитием

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд…

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

5. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

6. Упражнение «Что за гриб

– Как называется этот гриб?

– Где он растет?

– Под каким деревом?

– Срежем откуда?

– Положим куда?

7. Игра с мячом «Большой – маленький»

В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор – маленький мухоморчик

белый гриб – беленький грибок сыроежка – сыроежечка

подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка

подосиновик – подосиновичек

8. Игра «Сколько грибов собрали

– В лесу много…

– Мы собрали много …? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т. д.)

– В корзинку не положили?

9. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

10. Упражнение «Четвертый лишний»

Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

11. Работа в тетрадях (раскрашивание грибов)

12. «Доскажи словечко»

Возле леса на опушке, Вдоль лесных дорожек

Украшая темный бор, Много белых ножек.

Вырос пестрый, как петрушка, В шляпках разноцветных,

Ядовитый… Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Посмотрите-ка,ребятки: Это…

Тут лисички, там – опятки.

Ну, а это на полянке,

Ядовитые…

III. Окончание занятия

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей

Источник

Елена Топоркова
Конспект занятия «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с грибами»

Обучающие задачи

1. Закрепить и обобщить знания детей о грибах, рассказать о том, к какой группе живых организмов они относятся.

2. Учить отличать ядовитые грибы от неядовитых.

3. Познакомить с особенностями внешнего вида разных грибов, обратить внимание на строение нижней части шляпки грибов – трубчатых (боровик, подберёзовик, подосиновик, маслёнок) и пластинчатых (сыроежка, груздь, волнушка, опёнок).

4. Познакомить со способами размножения грибов.

5. Познакомить с грибами, которые встречаются в Тамбовской области.

Развивающие задачи

1. Обобщить представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы.

2. Закрепить исследовательские навыки.

3. Формировать познавательный интерес.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать вдумчивое, доброжелательное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа

Рассматривание энциклопедий о грибах. Игра в лото «Грибы» Чтение рассказов В. Зотова «Царство грибов», книги А. Плешакова, А. Румянцева «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» («Кому нужен мухомор?») Оформление фотовыставки «Грибы»

Словарь: ядовитые и неядовитые грибы, грибница, споры, плесень, дрожжи.

Материалы и оборудование: схемы растений и грибов, схема жизненного цикла гриба (на карточках, карточки с изображениями ядовитых и неядовитых грибов, изображения зверей, запасающих на зиму грибы; муляжи грибов, манка, коллекция засушенных грибов; дрожжи, плесень (заранее выращенная на овощах, лупы; ёмкость с тёплой водой, палочки для размешивания (на каждого ребёнка); Презентация «Грибы» Тамбовской области.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед обращает внимание детей на то, что сейчас осень – именно в это время в лесах растёт много разных грибов.

2.Основная часть: (2 Слайд)

Логопед задаёт детям вопросы.

– Кто из вас собирал вместе с папой и мамой грибы?

– В это время была сухая или дождливая погода?

Отмечает, что грибы чаще всего собирают летом и ранней осенью, когда идут дожди; объясняет выражение «грибной дождь»

Много есть в лесу загадок,

Много тайн здесь и чудес.

Всё исследовать нам надо.

Всё, что приготовил лес…

3. Беседа о грибах.

– Что вы знаете о грибах?

– Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

– Какой гриб вам кажется самый главный в лесу?

Дети разгадывают загадки о грибах, рассматривают муляжи.

Плотный, крепкий, статный

В шляпке бурой и нарядной,

Это – гордость всех лесов,

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных

Собирай, не мешкай,

Это – … (сыроежки)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (подосиновик)

Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под берёзою растут.

Как их зовут? (подберёзовики)

Ходим в рыженьких беретах,

Осень в лес приносим летом –

Очень дружные сестрички,

Называемся… (лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый как Петрушка,

Ядовитый … (мухомор)

– К живой или неживой природе относятся грибы? Почему? (логопед демонстрирует схемы растений и грибов) (3 слайд)

– К какому миру живой природы можно отнести грибы: к миру растений или к миру животных?

– Какие части растений вам известны?

– Есть ли такие части у грибов?

– Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? А миру животных?

– Так что же такое грибы?

4. Рассказ-сказка о грибах.

Грибы – это особый, чудесный мир природы.

– Какое же это чудо? – спросите вы. Учёные утверждают, что грибы – особые живые существа: и не животные, и не растения, вот и получается, что грибы – особое лесное чудо. Ещё моя бабушка рассказывала мне такую историю. Было это в одном лесу. Принялись деревья и травы ругать грибы: «Ишь разрослись, житья от вас нет!» Обиделись грибы, да и ушли из этого леса. (4 слайд) А вот только ушли, в лесу беспорядки и начались.Раньше-то как было: опавшие листья, хвоя, ветки – всё быстро сгнивало, смешиваясь с землёй, и земля от этого становилась жирной, рыхлой, питательной. И деревья хорошо росли, и трава зеленела. А как ушли грибы, непроходимым стал лес. Осенью плотно лежат на земле опавшие листья, ветки, хвоя. Древесным корням душно стало без воздуха, и трава перестала расти – заболел лес. Тогда все поняли, что зря они грибы ругали. Без грибов пропадут они пропадом. Стали звать грибы обратно в лес: вернитесь назад, пропадаем без вас. Вернулись грибыи тут же за дело принялись: все опавшие листья, ветки, хвою оплели грибными нитями – грибницей (показывает, (5 слайд) перемололи, перемешали с землёй. Земля-то стала рыхлой и жирной. Воздух и солнечные лучи смогли проникнуть к корням. (6 слайд) Зазеленела трава, появились цветы. Лес-то выздоровел и ожил. Никто теперь не ругает грибы, все знают, что они не зря растут в лесу. Грибы делают для леса работу.

Читайте также:  Как определить правильное развитие ребенка

5.Подвижная игра: «Сыроежкины ловишки»

Логопед предлагает детям «сходить в лес за грибами». Проводится подвижная игра «Сыроежкины ловишки»

Двое детей – «грибники», остальные «грибы». По сигналу «грибники» «собирают грибы» (ловят детей). Пойманые «грибы» отправляются «в корзинку». Логопед спрашивает детей, которые собирали грибы, как они это далали – срезали, выкручивали из земли или просто вырывали?. Подчёркивает, что настоящие грибники – те, кто часто собирает грибы,- всегда соблюдают правила: они умеют собирать грибы так, чтобы не навредить природе. Знают ли дети такие правила?. Почему их нужно соблюдать?.

6.Логопед формулирует правило: (7 слайд) «При сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать». «Из каких частей состоят грибы? «Дети отвечают, показывают шляпки и ножки разных грибов)Даже загадка такая есть: «Без головы, а в шляпе, одна нога и та без башмака» Шляпка на ножке – это не весь гриб, это только та его часть, которая находится над землёй, которую мы видим. Тоненькие белые нити грибницы, на которых вырастают грибы, находятся в земле. Эти нити похожи на тонкое кружево (показывает модель гриба с грибницей). (8 слайд) По этим нитям из земли к грибам поступают вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю, тонкие белые ниточки рвутся, грибница разрушается, и на следующий год в этом месте грибы уже не вырастают. Кроме того, без «одеяла» из листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь, она может прожить сотни лет. Посмотрите на шляпку снизу. (9 слайд) У одних грибов снизу трубочки, словно губка (рассматривают) – как у подосиновика. А у других – пластинки, словно гармошка (рассматривают) – как у сыроежки, вешенки. На этих трубочках и пластинках находятся споры – семена грибов, похожие на крупиночки (для показа можно использовать манку). Они разносятся дождём и ветром на новые места и прорастают тоненькой ниточкой – грибницей. Грибница растёт, потом на ней появляются грибы, под шляпками которых снова образуются споры, и всё повторяется (демонстрация схемы жизненного цикла гриба) (10 слайд) Если вам в лесу попадётся вялый червивый гриб-старичёк, не спешите пинать его нагой – это же кладовая будущих грибов. Наденьте шляпку гриба на ветку дерева, и когда споры в нижней части гриба высохнут, ветер разнесёт их по всему лесу. Тогда на следующий год грибов будет ещё больше». Какие ядовитые грибы вы знаете?

8.Логопед формулирует следующее правило: (11 слайд) «Опасные, ядовитые грибы не нужно собирать или сбивать, их просто не нужно трогать», объясняет. «Ядовитые грибы не годятся в пищу людям (опасны, но их с удовольствим съедят лоси.

Логопед просит детей вспомнить, какие звери запасают на зиму грибы, показывает изображение (например, белки или барсука).(12 слайд)Продолжает рассказ: «Едят грибы (в том числе и несьедобные для людей) (13 слайд) сороки, лоси, олени, некоторые мыши, слизни и другие животные. Для человека мухомор – очень опасный гриб. Он красивый, но лучше им любоваться издалека, можно сфотографировать.Про мухомор говорят: «Полюбуйся, погляди да стороной обойди» А вот белки, сороки, слизни могут есть мухоморы. Для лося мухомор – лекарство. А ещё в грибах откладывают свои лечинки некоторые насекомые. Не трогать ядовитые грибы нужно и потому, что многие грибы «дружат» с деревьями. Например, все грибники знают, что маслята чаще всего растут в сосновом или еловом лесу, белые грибы – в сосновом, подосиновки – под осинами, подберёзовики – под берёзами. Грибынеспроста селятся возле разных деревьев: они «дружат» с деревьями, помогают им расти. Мухомор, например «помогает» соснам, елям, берёзам. А деревья помогают грибам получать пищу. Если в лесу не будет грибов, многие деревья будут хуже расти»

Затем логопед задаёт детям вопросы:

– Что случится, если в лесу исчезнут грибы?

– Нужны ли грибы ещё кому-нибудь кроме людей?

– Для чего нужны ядовитые грибы?

9.Педагогические ситуации:

– Вы увидели ядовитые грибы, что будете делать: растопчите, сорвёте или пройдёте мимо?

– Если вы увидели незнакомые грибы, пройдёте мимо или положите их в корзинку?

Логопед спрашивает детей, которые собирали грибы,как они это делали: срезали, выкручивали из земли или просто вырывали?

10. Исследования.

А) На Земле встречаются разные грибы, и не все они имеют привычную для нас шляпку и ножку. Есть такие маленькие, что без микроскопа или лупы их трудно увидеть. (15 слайд) Плесень на варенье или хлебе – это тоже грибы. Из некоторых видов плесневелых грибов получают лекарства, спасающие людей от смерти.

Проводится рассматривание плесени.

Б) Без грибов невозможно было бы получить кефир или испечь пирог. Дрожжи, которые мама кладёт в тесто, чтобы оно поднялось, – это тоже грибы, только микроскопические. Попадают дрожжи во влажную среду и оживают.

Проводится рассматривание и исследование сухих дрожжей. Затем дети насыпают дрожжи в ёмкость с тёплой водой (каждый в свою, размешивают и ставят на время в тёплое место.

11. Презентация «Грибы Тамбовской области» (16 – 22 слайды)

(Логопед демонстрирует детям грибы, растущие в Тамбовской области, в том числе те, которые занесены в Красную книгу).

12 Рассматривание подошедших дрожжей: дрожжевые грибы в сырой и тёплой среде «оживают»

13. Итог занятия.

Литература: О. И. Лагутенко «Зелёная книга. Занимательное природоведение»; М. Монтессори «Чудеса преображения. В лесу и на дворе»; А. А. Плешаков, А. А. Румянцев «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»; Н. А. Рыжова «Почва –живая земля: Блок занятий «Почва» и «Занятия. Природа» («Грибы бывают разными» часть 1, с. 22)

Источник