Развитие ребенка по средствам сказки театральная деятельность

Содержание:

Введение

  1. Сказка в жизни ребёнка
  2.  Понятие «сказочный мир театра»
  3. Театрализованная деятельность с младшими дошкольниками
  1. Основные требования к организации театрализованных игр
  2. Две основные группы театрализованных игр
  3. Игры – драматизации и руководство ими

Вывод

Список используемой литературы

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть?

1. Выражение “сказочный мир детства” – не пустые слова. В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Разве взрослый человек поверит, что курочка может снести яичко не простое, а золотое, или будет мечтать о волшебной палочке, которая решит все его проблемы? Конечно, нет. А вот ребенок убежден, что стоит взмахнуть этой волшебной палочкой, и случится чудо, остается только эту палочку найти, ведь в ее существовании малыш даже не сомневается; просто лежит где-то, и никто не догадывается, что палочка-то волшебная, и проходят мимо своего счастья.

Мы взрослые, говоря о “сказочном мире детства”, ошибочно полагаем, что сказочное детство оттого и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Живи себе да радуйся! Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и зачастую мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти: трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что все закончится очень хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло будет наказано.

Педагоги и психологи подтверждают существование особого психологического мира ребенка. Воплощение такого нестандартного для взрослого человека мышления ребенок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Например, кошка в кукольном театре может быть размером с елку, а заяц будет держать в лапах неправдоподобно огромную морковку. Ребенок не видит в этом ничего неправильного, это соответствует его видению мира.

2.  Итак, сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр. Возьмите на себя любую из этих ролей, и вы тоже станете волшебником! Это в ваших силах! Стоит только взмахнуть волшебным платком, и все вокруг преобразится: оживет сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, все озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.

В созданной нами волшебной стране появятся образы доброго и простодушного Мишки, хитрой Лисы и робкого Зайчика, озорного и веселого Петрушки. И все они обязательно подружатся между собой, ведь в сказке не может быть иначе.

Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка-дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной для них форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Сказочные представления в театре вводят ребенка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребенок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.

3.  В своей работе с детьми уже в младшем дошкольном возрасте знакомим со многими русскими народными сказками. Это знакомство происходит и на страницах книг, и при просмотре мультфильмов, сказок-экранизаций. А также предоставляем детям еще одну возможность познакомиться поближе и искренне полюбить такие близкие и важные для них сказки – через театр.

Маленьким актерам и юным зрителям еще роднее станут “Теремок”, “Козлята и волк”, “Колобок”, “Заюшкина избушка” и многие другие сказки.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

3. 1. Основные требования к организации театрализованных игр:

  1. Содержательность и разнообразие тематики;
  2. Ежедневное включение театрализованные игры во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
  3.  Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  4.  Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;

3. 2. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации.

К режиссерским играм можно отнести:

  1. Настольный (театр игрушек, театр картинок).
  2. Теневой театр
  3. Театр на фланеллеграфе

Ребёнок или взрослый не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

К играм – драматизациям относятся:

  1. Игры – драматизации с пальчиками
  2. Игры – драматизации с куклами бибабо
  3. Импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки)

.

В традиционной педагогике игры – драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Используя в работе чтение художественной литературы, чтение сочетаем с мимикой.  Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. Одновременно создаём зрительные образы, демонстрируя способы их эмоциональной выразительности – с этой целью используем перчаточный театр игрушек.  Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5-6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста показываем детям спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены … на одной или двух руках.

Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. А также с помощью перчаточных кукол разыгрываем различные сценки на злободневные темы, используем их в качестве смешных помощников на занятиях.

Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться. Принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть “букой”. Все, что может испытывать ребенок, может выражать такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Надеваю куклу на руку – и в жизнь входит сказка.

Возможности этих кукол безграничны. В самом маленьком возрасте используем простые спектакли с одним действующим персонажем. Это может быть, например, котенок, с которым что-то происходит и он, от избытка чувств, поет и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется ни один ребенок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать ее хорошим манерам и кормить кашей.

Перчаточным куклам присуще еще одно очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой и воспринимает “говорящую” куклу как живое, одушевленное существо. Известно, что такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем родители и педагоги. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребенка неоспоримо и уникально.

Читая стихотворные тексты, подключаем по возможности детей к игре. Они активно участвуют в диалоге с взрослым, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Сначала ребенок видит маленький спектакль в руках воспитателя, а затем появляется желание взять персонажей в свои руки и заговорить от их имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом.

 Следует указать на то, что именно перчаточный театр наиболее доступен детям. Ребенку младшего дошкольного возраста гораздо проще управлять куклой на своей руке, нежели войти в образ героя, надев на себя костюм. Перчатки при малейшем движении пальцев тут же превращается в настоящую куклу, начинает двигаться и жить в руках ребенка. В результате систематических тренировок ребенок осваивает технику вождения, как перчаточных кукол, так и героев пальчикового театра. Таким образом, использование перчаточных кукол при ознакомлении младших дошкольников со сказкой позволяет в значительной степени повысит интерес к разным видам театра и художественным произведениям, развить мелкую моторику ребенка, его артистические способности, выразительность речи и умение импровизировать, подготовить к дальнейшей театральной деятельности дошкольников. Знания и умения, полученные детьми в результате проведенной работы, позволяет в дальнейшем свободно играть любую роль в театральных постановках.

Сложнее всего детям даются движения сразу нескольких пальцев рук, так как мелкая моторика малышей еще не совершенна. С этой целью ежедневно используем специальные пальчиковые упражнения. Речь детей становится более внятной и выразительной. Малыши учатся управлять тембром голоса, его высотой.

 В младшей группе прообразом тетрализованных игр являются игры с ролью. З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек, или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

  Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О. С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям.

   Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

3. 3. В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно – ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр – драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр – драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Три медведя” и др. В играх – драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр – драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр – драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру – драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре – драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре – драматизации одновременно могут участвовать несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками. Дети в восторге от того, как воспитатель вводит персонажей, как говорит, действует за них. И предлагает им поиграть так же. Для упражнений используем высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке “Рукавичка” надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложняем упражнение – в домик по очереди попросятся несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же – за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Позволяем это сделать всем.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

 Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку.

Список литературы

  1. Акулова О.А.  «Театрализованные игры»
  2. Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»
  3. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников»
  4. Щеткин А.В     «Театральная деятельность в детском саду»
  5. Изучение статей в журнале «Дошкольное воспитание»

Источник

Елена Горячевская
Доклад «Сказки, как источник развития театрализованных игр у дошкольников»

В.  а.  сухомлинский:
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей и педагогов дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не развить способность чувствовать, думать, сопереживать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.

В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме. Именно дошкольный период, по признанию специалистов всего мира является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, возрастом первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, согласно которым ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др. ; ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Оказывает положительное влияние на развитие умственных способностей, интеллекта, логики, мышления и памяти каждого ребёнка. Ребёнок познаёт окружающий мир, формирует свои представления о “добре” и “зле”; на примерах сказочных героев узнаёт, “что такое хорошо, и что такое плохо”. В процессе игры у ребёнка развивается речь, расширяется словарный запас. Театрализованная деятельность в детском саду направлена на целостное развитие личности ребенка, его раскрепощение, раскрывает его творческие индивидуальные способности. А также способствует самовыражению дошкольника.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л. B. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С Фурмина и др.). Театрализованныеигры можно разделить на две основные группы: режиссёрские и драматизации.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал Л. С. Выготский, отмечая, что «с деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств». Богатейшую пищу детской фантазии дает русская народная сказка.

Сказка — это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы.

Итак, сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих способов соединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка поможет нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости.

Любая сказкаориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности,выполняя следующие функции:

1. социализация,

2. креативность,

3. развивающе-терапевтическая,

4. культурно-этническая.

Доктор педагогических наук Роза Иосифовна Жуковская считала, что художественная литература – один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать для детей книги.

Владимир Прокопьевич Аникин указывал, что «сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка. Ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали.

Для чего ребенку нужна сказка? Для того, чтобы создавать структуру своего интеллекта,устанавливать разного рода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ему для того, чтобы создавать себе представление о пространстве и о времени. Сказка полезна и как средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок,в которых показывается:

1. Как дружба помогает победить зло («Зимовье»)

2. Как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»)

3. Что зло наказуемо («Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка»)

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь»предостерегает : в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется.

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии…

Трудно отрицать роль сказок в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Способы привлечения театральной деятельности:

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки.

2. Чтение и совместный анализ сказок.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

Основная цель театрализованной деятельности: развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр, пробуждение воображения ребенка, создание условий для изобретательности и творчества.

Источник