Развитие ребенка по шизоидному типу
Каждый ребенок обладает характерными особенностями личности. Их можно разделять по типу темперамента и способам адаптироваться к миру. Шизоидный склад детского характера — тема, заслуживающая внимания родителей и педагогов. Дети, которые обладают им, с ранних лет отличаются от остальных замкнутостью, уходом в фантазии. Страх быть поглощенным, с одной стороны, и сильная потребность в любви провоцируют в личности конфликт, на котором строится характер ребенка. Узнать лучше о шизоидах, а также о том, как воспитывать их и каких ошибок следует избегать, можно из этой статьи.
Психология детей с шизоидной адаптацией
Чем более активны родители — их личности отличаются экстравертированной направленностью — тем больше странностей они могут разглядеть в своем ребенке. Так, например, он, с младенчества не реагирует на эмоции взрослых людей, не вовлекается в них, а иногда может пугаться, относиться настороженно. Позже, когда малыш подрастает, мать и отец замечают, что, он отличается от других детей, своих сверстников. Такого ребенка отличает замкнутость и привычка уходить в себя, витать в облаках. Иногда, взрослым кажется, что он вообще не испытывает эмоций. Внешне ребенок выглядит равнодушным или задумчивым, все, что привлекает детей в их возрасте, не нравится шизоиду, не вызывает в нем интереса.
Проявление любви к нему со стороны родителей часто натыкается на глухую стену — ребенок, который видит, что, с ним хотят сблизиться, стремится отгородиться, избежать контакта.
Все эти особенности пугают родителей, озадачивают их, заставляют педагогов «бить тревогу», говоря о том, что у ребенка «Не все в порядке с психикой».
Человек со странностями — то, что обычно говорят про шизоидов. Шизофреногенная природа, действительно, может иметь развитие, если родители воспитывают ребенка, давая ему двойные послания, например, говорят о том, что, им можно доверять, однако, когда ребенок делится проблемами — ругают и наказывают. Противоречивое поведение со стороны взрослых, искажение детской реальности, также, могут привести к тому, что ребенок-шизоид будет проблемы с самовосприятием.
Сфера эмоций в жизни ребенка
Чем больше эмоций проявляют люди вокруг него, тем сильнее он может отстраняться — накал чувств не для него, он может пугаться или не понимать их — такова его психология. Родители ошибаются, когда думают, что ребенок ничего не чувствует. Внутренний мир шизоидов достаточно глубок. Они обладают творческими способностями, богатой фантазией и интуицией, однако, все это скрыто от глаз посторонних людей и требует правильного отношения. Дети нуждаются в том, чтобы их научили распознавать свои чувства и эмоции других людей, правильно выражать их. Им, также, нужно прививать навыки, которые будут отвечать за социализацию и взаимодействие.
Отличительные признаки ребенка-шизоида — особый, индивидуальный способ мыслить и выражать эмоции. Так, в подростковом возрасте, они могут быть «бунтарями», которые восстают против общепринятой системы, заявляя о себе через яркую, необычную внешность, кричащую одежду, принадлежность к разным группам и субкультурам. В трудном возрасте, также, у них замечается тяга ко всему запретному, тайному, опасному, тема смерти не пугает их, напротив, они готовы ее исследовать.
Родители замечают, что, их дети мыслят нестандартно — этому способствует творческое начало, которое скрыто в них. У детей могут рождаться необычные, гениальные мысли, которые, на первый взгляд, вызывают критику, непринятие.
Ребенок-шизоид испытывает сильные чувства внутри себя, реагируя на события, которые происходят с ним, однако, он не может выражать их. Поэтому окружающие часто думают, что ему все равно или, что, с ним не все в порядке, так как у него нет привычки «поступать как все».
Источник
Хорн, Г.: Шесть этапов развития ребенка в зеркале символдрамы. (Выступление на Международном симпозиуме по проблемам психотерапии и профилактики психических нарушений у подростков, г. Калуга, октябрь 1997 г.) / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. В: Символ и Драма. Сборник статей. – Харьков: Регион-информ, 2000, № 1 (1), с. 18-32
ЭТАП ПЕРВЫЙ – ФАЗА ШИЗОИДНОСТИ
Психика ребенка развивается ритмически. Стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению. С ростом физических свобод, обусловленных развитием ребенка, увеличиваются возможности направлять вовне психическую активность.
Как это ни звучит парадоксально, но во время внутриутробного развития человек субъективно переживает максимальное единение с окружающим миром. Весь мир кажется ему продолжением его самого.
После рождения новорожденный получает больше физических свобод по сравнению с внутриутробным периодом жизни. Это дает возможность и определенные предпосылки для возникновения нормальной и закономерной шизоидности – расщепления и разъединения. Младенец переживает множество противоречивых ощущений, то есть он ощущает тепло, холод, твердость, слышит различные звуки. Все это в значительной степени отличается от тех ощущений, с которыми он был знаком во внутриутробном периоде. Необходимость дифференциации широкой гаммы новых чувств усиливает разъединительные тенденции в психике ребенка, что обычно приводит к шизоидному расщеплению.
Многие ученые считают, что в эмбриологическом развитии у человека отделение ребенка от матери происходит слишком рано, хотя это и обусловлено биологически (рост головного мозга и трудность прохождения по родовым путям; способность к прямохождению). После рождения ребенок находится вне матери, далеко от нее, но именно дистанцирование и отстраненность характерны для шизоидности.
Существует определенная связь между шизоидностью и травмой рождения. Ребенок, выталкиваемый из лона матери, испытывает сильнейший страх, который в последующие годы жизни переживается как экзистенциальный. Рождение, приход ребенка в мир переживаются как смерть для внутриутробной жизни. Угроза существованию ребенка актуальна в случае попытки абортов (или, говоря строго, даже в случае острого желания не иметь ребенка). Угроза существованию ребенка становится актуальной в случае мертворождения или смерти матери во время родов. Поэтому можно говорить об определенной связи переживания процесса рождения и характерного для шизоидности страха смерти. При угрозе жизни взрослого человека (изнасилование, нападение) эти страхи реактивируются.
Шизоидная структура личности особенно характерна для лиц, которые недополучили в первые месяцы жизни эмоционального тепла во взаимоотношениях с матерью, и которым недоставало контакта «глаза в глаза», «кожа к коже». Блокировка тактильного и эмоционального контакта приводит к тому, что ребенку нужно подолгу находиться одному в кроватке и играть с неживыми предметами (погремушками, куклами), которые справедливо рассматриваются как заменители матери. Но, с другой стороны, благодаря детским переживаниям, связанным с дистанцированностью от матери и общением с неживыми предметами, у человека в дальнейшем развивается возможность для интеллектуального развития как своеобразная компенсация.
Взрослые здоровые люди с сильной долей шизоидного радикала в структуре личности – это, как правило, люди творческие, потому что ранняя дистанцированность, закрепленная в первые месяцы жизни, позволяет им создавать, творить, быть работоспособными. Можно даже сказать, что наличие шизоидного радикала в структуре личности – обязательное условие для инженерного искусства и развития научно-технического прогресса, так как люди такого склада привыкли эмоционально абстрагироваться от объекта и манипулировать с абстрактными формулами и отношениями. Для шизоидов обычно характерен интеллектуальный подход к жизни. Они любят уединение, в котором можно спокойно конструировать свои идеи. Диапазон приложения их интеллекта огромен. Они могут в равной степени быть заинтересованы как в создании атомной бомбы, так и предметов домашнего обихода. Часто у них наблюдается особый взгляд: печальный или отчужденный, отсутствующий, критикующий-проверяющий. В особых случаях в этом взгляде можно увидеть фанатичность, охваченность какой-либо идеей)
Для людей шизоидного склада с тенденцией к отстраненности, дистанцированности, расщеплению «эмоционального» от «интеллектуального» характерна способность к произвольному реагированию. Современный человек в отличие от своих далеких животных предков может произвольно выбирать способ действия, а не действовать инстинктивно. Благодаря интеллекту человек может развиваться как в продуктивную сторону, так и доходить до извращений.
Переход от инстинктивного поведения к интеллектуальному регулированию своих действий не бывает одномоментным. Для современного общества характерна большая свобода, чем для более ранних общественных форм. В развитии человечества огромную роль играли традиции. Так, многие столетия существовала культура вступления в брак, ведения войны, обрабатывания земли. Эти традиции передавались из поколения в поколение. Уйти от традиционного стереотипа было нельзя, так как он давал ощущение защищенности. Ему приписывались мистические свойства. Нарушение ритуала рассматривалось как потеря стабильности.
Современное общество предоставляет больше свобод, но не всегда дает ощущение защищенности и надежности. Свобода дается дорого – она часто сопровождается страхом одиночества, незащищенности. Страхи усиливаются в том числе и из-за потери традиций. Ритуалы общения с ребенком – надежный инструмент для преодоления этих страхов.
В структуре личности людей, склонных к аутизму (погружение в мир внутренних переживаний), большую долю составляет шизоидность.Чтобы выжить, шизоиду надо находиться «сверху». Позиция «сверху» символизирует успешность и силу. У шизоидных личностей есть склонность повсюду добиваться максимальных достижений и успеха. Шизоиды строят огромные башни, которые часто заваливаются, но они их снова строят, подобно мифу о Сизифе. В общественной жизни они развивают такие идеологии, при помощи которых хотят господствовать над другими людьми подобно тому, как когда-то они хотели господствовать над матерью. Более того, по механизму сверхкомпенсации фрустрированной потребности властвовать над сверхконтролирующей матерью возникает потребность быть властелином мира. Некоторым шизоидам это удается, тогда они становятся тиранами человечества. Когда шизоиды достигают руководящих должностей, они практически не испытывают сострадания, они могут руководить и принимать решения на безличном уровне, не принимая во внимание «человеческий» фактор. С большой долей уверенности можно сказать, что сможет ли шизоид достичь в своей карьере руководящей должности, зависит от того, как проходило его развитие на анальной и латентной стадиях. На анальной стадии он должен был научиться добиваться своего, проникать, пробиваться. На латентной стадии шизоид должен был получить необходимые знания, то есть различать «правильное» и «неправильное».
Чем тяжелее шизоидные нарушения, тем сложнее человеку любить самого себя. Такие люди обычно не испытывают гнет страдания, у них нет внутренней потребности выговориться, рассказывая другому человеку о своих проблемах. Замкнутый в себе шизоид воспринимает мир отчужденно.
Шизоидность имеет не только негативные проявления. Есть и так называемая “здоровая шизоидность”. Решая экзистенциальные вопросы жизни и смерти, мы неизбежно сталкиваемся с проблемами шизоидности. Можно предположить, что ассоциативная память бессознательно возвращает нас к моменту нашего появления на свет, то есть экзистенциальное знание существует в глубинах нашей психики. При этом позитивная сторона шизоидности – способность сознательного расщепления внутри себя, что позволяет посмотреть на себя как бы со стороны.
Различают первичную и вторичную шизоидность. Первичную шизоидность обуславливают эмоциональные фрустрации первых месяцев жизни. Например, если ребенка окружают комфортные условия, но в какой-то момент мать его покидает. И если эта разлука продлится не более нескольких часов, то после возвращения матери комфорт в ее отношениях с ребенком восстанавливается. Если же мать возвращается лишь через много дней, то это станет сильным фрустрационным опытом для ребенка. Ребенок замыкается, ведет себя отстраненно. Можно сказать, что в этом проявляется первичная шизоидность.
Вторичная шизоидность наступает после психической тяжелой травмы в более позднем возрасте. В этом состоянии развитие ребенка находится под угрозой. Происходит скачкообразная регрессия на уровень первичной шизоидности. У взрослого человека в экстремальных ситуациях (изнасилование, похищение и пр.) реактивируется экзистенциальный страх за жизнь, который ребенок уже переживал при рождении.
Исследования младенческого возраста показали, что первичная шизоидность преодолевается в ходе нормального развития, если перестают действовать те причины, которые ее вызвали. При вторичной шизоидности показано проведение длительной психотерапии, но, к сожалению, даже и в этом случае достаточно трудно достичь положительного результата.
Связаны ли между собой психосоматические заболевания и шизоидность? Своими корнями психосоматические нарушения часто уходят в самые ранние этапы детства. Примером может служить бронхиальная астма, этимология которой до сих пор не ясна. Существует гипотеза, согласно которой причина бронхиальной астмы – гиперопекающая, сверхвнимательная мать, делающая ребенка объектом своих желаний. Проблемы своего ребенка она принимает настолько близко, что как бы «не оставляет воздуха» своему ребенку, не оставляет ему пространство для самостоятельной жизни. Агрессивные чувства такой матери до такой степени заблокированы, что ее любовь к ребенку становится удушающей. Дыхание рассматривается как первый и наиболее жизненно важный «орган», ответственный за выживание человека. Таким образом закладывается предпосылка для последующего развития бронхиальной астмы.
Дифференциацию между психосоматическими заболеваниями и шизоидностью можно провести по критерию произвольности. В симптомах шизоидных проявлений большая доля в выборе формы страдания произвольна (крик до судорог; битье головой о стену; навязчивая идея похудеть; саморазрушение, которое может проявляться в нанесении татуировок, ношении колец в теле; суицидальные наклонности; аутизм и т. д.). При психосоматических заболеваниях активность принадлежит родителям, т. е. ребенок с психосоматическими симптомами, прежде всего, вызывает эмоциональные переживания у самой матери и активную реакцию для оказания помощи. И в случае шизоидности, и в случае психосоматического заболевания нарушена коммуникация матери и ребенка, но шизоидность вызывается отстраненностью матери, а психосоматические нарушения обусловлены, чаще всего, настойчивым желанием матери помочь ребенку.
В ходе психотерапии по методу символдрамы шизоидные установки у пациентов могут проявляться в следующих пятнадцати основных формах:
1. Способность к представлению образов у шизоидов в разной степени затруднена или даже может вообще практически отсутствовать.
2. Предложение лечь на кушетку для представления образов рассматривается шизоидами как угроза, т.к. недополучившие материнскую заботу шизоиды воспринимают такое предложение как попытку близости, которой они боятся. Известно, что шизоиды боятся как физической, так и эмоциональной близости. Тело во время представления образов напряжено, проявляется беспокойство.
3. Шизоидам трудно закрыть глаза для представления образов, а психотерапевту трудно «вести» их по образу. Движение по образу может быть хаотичным. Ребенок-шизоид часто сам автономно движется в образе, он «смотрит» на образы как бы со стороны, извне.
4. Человек с шизоидной структурой личности «видит» себя в образе отстраненно, эмоционально не вовлекаясь или воспринимает себя парящим, расплывшимся.
5. Часто бывает скачкообразная смена образов.
6. У пациентов-шизоидов возникает много самопроизвольных и труднопреодолимых страхов. Шизоид может переживать возбужденное состояние, вызванное страхами, как ответную реакцию на неуправляемые приступы тревоги.
7. В образах шизоидов доминирует появление органов дистантного восприятия, таких как глаза, уши (или шизоид представляет лица, «рожи»), т. к. шизоид получал мало информации через контакт «кожа к коже», и информация преимущественно ранее поступала с помощью зрения и слуха.
8. Для рисунков шизоидов также характерны большие глаза и уши. Часто присутствует расщепление на черное и белое, что свидетельствует об экзистенциальной проблематике страха смерти.
9. Образы шизоидов часто абстрактны, формы нечеткие.
10. У пациентов-шизоидов могут быть растекающиеся образы без границ с нечеткими формами.
11. Иногда вместо представления образов перед внутренним взором пациента-шизоида возникает пустота либо все черное.
12. В образах шизоидов часто появляются признаки смерти, например, скелеты. Переживаются экстремальные состояния, близкие к смерти (например, падение в пропасть).
13. На рисунках шизоидов часто бывает изображена только одна часть тела, т. к. шизоиды обычно могут концентрироваться только на чем-то одном.
14. В образах шизоидов часто появляются сексуальные и садомазохистские темы (часто фрагментированно направленные только на какую-то одну часть тела, например, на ногу или руку).
15. Рисуя, шизоиды часто избегают использования цвета, т.к. он символизирует эмоциональность.
Шизоидность никогда не встречается в чистом виде. Ее проявления сочетаются с проявлением других радикалов личности.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
С 4 до 6 месяцев жизни.
Шизоидная фаза (др. греч.) – раскалывание, фаза разделения, отделения.
После рождения ребёнок находится вне матери, именно дистанцирование и отстранённость характерны для шизоидности. На этой стадии мать характеризуется как «хорошая» или «плохая». Мама для ребёнка – это его мир. Иначе говоря, это фаза характеризует его отношение к миру, мир «хороший» или «плохой».
Ребёнок, выталкиваемый из лона матери, испытывает сильнейший страх. Приход ребёнка в мир переживается как смерть для внутриутробной жизни.
Шизоидная структура личности характерна для лиц, которые недополучили в первые месяцы жизни эмоционального тепла во взаимоотношениях с матерью, не было контакта «глаза в глаза», «кожа к коже».
Нехватка мамы – ведёт развитие ребёнка к интеллектуализации. Депривация тактильного и эмоционального контакта вынуждает ребёнка искать замену материнского объекта, т.е. играть с неживыми предметами (погремушки, куклы). Таким образом, в дальнейшем ребёнок получает своего рода определённую компенсацию – интеллектуальное развитие.
На этой стадии ребёнок учится мамой управлять. Мама делает так, как этого хочет ребёнок.
Взрослые здоровые люди с сильной долей шизоидного радикала в структуре личности – это творческие люди, т.к. ранняя дистанцированность от матери, позволяла им создавать, творить, становиться работоспособными.
Они любят уединение, в котором могут создавать свои идеи. Учёные и инженеры. Программисты и конструктора. Создатели атомных бомб и технических новинок.
В общественной жизни они развивают такие идеологии, при помощи которых хотят господствовать над другими людьми, как когда-то хотели господствовать над матерью. Когда они достигают руководящих областей, они практически не испытывают сострадания, руководить и принимать решения они могут на безличном уровне, не принимая во внимание человеческий фактор.
Наличие интеллекта может развивать человека как творчески, так и доводить до извращений.
Крайнее проявление шизоидности – деспотичные личности: Сталин, Гитлер. Чем тяжелее шизоидные нарушения, тем сложнее человеку любить самого себя (а стало быть и окружающих).
Различают первичную и вторичную шизоидность. Если ребёнок развивается в комфортных условиях и мать его покидает на несколько часов, то после возвращения мамы комфорт в отношениях восстанавливается. Если же мама, в силу каких-либо обстоятельств возвращается через несколько дней, ребёнок замыкается, ведёт себя отстранённо.
Первичная шизоидность компенсируется, если мама ведёт себя эмпатийно.
Вторичная шизоидность наступает после тяжёлой психической травмы в более позднем возрасте.
Первичная ш. преодолевается в ходе нормального развития. При вторичной показано проведение длительной психотерапии.
Рисунки шизоида блеклые, элементы подписаны, разделены.
Причинно-следственная связь между прохождением шизоидной фазы развития и психосоматическими заболеваниями.
Психосоматические заболевание:
– астма (гиперопека родителей или наоборот);
– аутоагрессия (тату, пирсинг);
– булимия;
– анорексия.
В психотерапии: регресс на ранние стадии развития психики.
Шизоидность никогда не встречается в чистом виде. Ее проявления сочетаются с проявлением других радикалов личности.
Литература:
- З.Фрейд;
- А.Фрейд;
- М.Кляйн;
- Г.Хорн;
- Я.Л.Обухов;
- Лекции: Н.Ю.Александрова, И.Г.Коробова;
- Википедия.
Источник