Развитие ребенка по методике петровой

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»

                КАРТА

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                         ___________________________________ группы № ____

Воспитатели:

2016 год

НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  1.  Соблюдение общепринятых моральных норм и правил поведения.
  1. Готовность к общению.
  2. Умение общаться со взрослыми.
  3. Умение общаться со сверстниками.
  4. Отзывчивость на эмоциональное состояние окружающих.
  5. Тенденция к самостоятельности.
  6. Тенденция к ответственности.
  7. Импульсивность — рефлексивность.
  8. Характер игровой деятельности.
  9. Мотивация к различным видам деятельности (игра, рисование, аппликация, конструирование).
  10. Мотивация трудовая (заполняется с 5 лет).
  1. Познавательное развитие:
  1. Познавательный интерес.
  2. Операции мышления.
  3. Работа с информацией.
  4. Способы овладения новым материалом.
  5. Представления о себе и семье
  6. Представления об обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире.
  7. Представления о природе.
  1. Речевое развитие.
  1. Владение диалогической речью.
  2. Владение связной (монологической) речью.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  1. Эмоциональный отклик на художественные произведения.
  2. Эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства и музыкальные произведения.
  3. Характер творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальная

        деятельность).

  1. Физическое развитие:
  1. Владение основными двигательными навыками.
  2.  Владение основными культурно-гигиеническими навыками.
  3. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни (ЗОЖ).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Фамилия, имя ребенка __________                                                           Возраст

Фамилия, имя ребенка                                                                                Возраст        

5

                             БЛАНК ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Исследуемые качества

Группа

Группа, имеющая различные образовательные потребности ФИО

Ребенок, требующий индивидуального подхода ФИО

1. Социально-коммуникативное развитее

1.1. Соблюдение общепринятых моральных норм и правил поведения

1.2. Готовность к общению

1.3. Умение общаться со взрослыми

1.4. Умение общаться со

       сверстниками

1.5. Отзывчивость на

       эмоциональное состояние    

      окружающих

1.6. Тенденция к самостоятельности

1.7. Тенденция к ответственности

1.8. Импульсивность –

       рефлексивность

1.9. Характер игровой

       деятельности

1.10. Мотивация к различным

         видам деятельности (игра,

         рисование, аппликация,

         конструирование)

1.11. Мотивация трудовая

        (заполняется с 5 лет)

2. Познавательное развитие

2.1. Познавательный интерес

  2.2. Операции мышления

2.3. Работа с информацией

2.4. Способы овладения новым материалом

2.5. Представления о себе и семье

2.6. Представления об

       обществе (ближайшем

       социуме), государстве

       (стране), мире

2.7. Представления о      природе

3. Речевое развитие

3.1. Владение диалогической речью

3.2. Владение связной (монологической) речью

4. Художественно-эстетическое развитие

4.1. Эмоциональный отклик на художественные произведения

4.2. Эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства и музыкальные произведения

4.3. Характер творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальная деятельность)

5. Физическое развитие

5.1. Владение основными двигательными штыками

5.2. Владение основными культурно-гигиеничес- кими навыками

5.3. Соблюдение элемен-

тарных правил здорового

образа жизни (ЗОЖ)

КАК РАБОТАТЬ С КАРТОЙ

Карта развития дошкольников — документ, отражающий результаты педагогической диагностики, позволяющие определить зону актуального и ближайшего развития дошкольников. Результаты диагностики являются основанием для планирования педагогического взаимодействия в группе и составления рабочей программы воспитателя.

Карта включает:

  1. полный перечень направлений педагогической диагностики дошкольников с нумерацией, используемой при составлении профиля;
  2. индивидуальные профили развития каждого ребенка группы;
  3. профиль развития воспитанников группы;
  4. бланк проектирования педагогической деятельности на основе результатов педагогической диагностики.

Индивидуальный профиль развития заполняется воспитателями на каждого воспитанника группа по итогам педагогического наблюдения в начале и конце учебного года. Подробное описание все исследуемых качеств с их количественной и качественной интерпретацией представлено в методическом пособии «Педагогическая диагностика в условиях реализации ФГОС ДО».

Анализ и сопоставление индивидуальных результатов диагностики являются основанием для заполнения профиля развития воспитанников группы, отражающего:

  1. общие закономерности, характерные для группы в целом на основании совпадения личностных результатов воспитанников;
  2. закономерности (особенности), характерные для отдельной группы детей (возможно существенное расхождение внутри группы как по всем исследуемым качествам, так и по отдельным характеристикам);
  3. особенности развития, характерные для отдельных детей, которые по своим показателям существенно отличаются от группы.

Результаты, представленные на профиле развития воспитанников, являются основанием для проектирования педагогической деятельности в группе. В бланке проектирования педагогической деятельности отражается характеристика зоны ближайшего развития воспитанников, что является основанием для разработки рабочей программы воспитателя.

Результаты повторной диагностики в конце учебного года являются основанием для педагогической рефлексии об эффективности используемых в работе форм, методов, приемов, а также для дальнейшей корректировки способов педагогического взаимодействия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Направления педагогической диагностики        4

Индивидуальные профили развития детей        5

Профиль развития воспитанников группы        18

                                                                                    Бланк проектирования педагогической деятельности на основе

                                                                                    результатов педагогической диагностики                                    19

Как работать с картой        26

Источник

Программа «Малыш» 
Автор В. А. Петрова. 
Цель: развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям. 
Это новая программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (3-й год жизни). Она разработана автором на основе многолетнего опыта практической работы с детьми. 
Программа «Малыш» рассчитана на реальные возможности музыкального развития детей раннего возраста и вариативность задач музыкального репертуара в зависимости от особенностей конкретной группы. 
В программе предусмотрена работа с воспитателями и родителями. В пакет материалов входят: 
1. Программа. 
2. Хрестоматия музыкального репертуара. 
3. Методические рекомендации по всем видам музыкального воспитания, а также к праздничным утренникам и досугам. 
4. Аудиокассета c записью инструментальной музыки для слушания в исполнении симфонического и струнного оркестров. 

Пояснительная записка
Музыкальные способности у ребенка проявляются очень рано. И если правильно заниматься, их становление в раннем детстве происходит очень легко и естественно. Ребенок до 3-х лет очень эмоционально отзывчив при восприятии музыки. И поэтому очень, важно в этот период развивать музыкальность у малышей.
Данная рабочая модифицированная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» разработана на основе программ: « Программа воспитания и обучения в детском саду» (редактор Васильева М.А.) и программа «Малыш» (автор Петрова В.А.). Программа «Малыш» рекомендована «Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» в 1998 году.
Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры.
Чтобы прививать детям интерес и любовь к музыке, важно использовать слушание классической музыки. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному и поэтому уже в раннем возрасте важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыки разных времен и стилей. С этой целью в основу программы «Малыш» легли произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка.
В программу «Малыш» включены рассказы, иллюстрируемые музыкой, которые помогают ребенку эмоционально воспринимать музыку. Разнообразен репертуар музыкальных игр.
Программа «Малыш» полностью обеспечена методическими материалами, куда входят:
– сама программа
– хрестоматия музыкального репертуара с методическими рекомендациями
– аудиокассета с записью классической музыки.
Материал в программе представлен по разделам, соответствующим видам музыкальной деятельности: «Пение»; «Слушание музыки»; «Музыкальное движение», куда входят «музыкально – двигательные упражнения» и «пляски»; «Музыкальная игра», отдельно даны «Детские праздничные утренники», включающие праздничные игры и сценарии кукольных спектаклей.
В разделах программы определены задачи работы, ее показатели и методика. Предложены вопросы, которые помогают организовать работу с учетом особенностей развития малышей.
Цель программы:
– Развитие музыкальных способностей у детей 3-его года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности.
– Приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям.
Задачи:
– Воспитывать интерес к музыке, желание слушать ее и подпевать.
– Выполнять простейшие танцевальные движения.
По программе «Малыш» с детьми 3-его года жизни проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 12- 15 минут; 2 развлечения в месяц и слушание классической музыки в свободной деятельности детей.
Музыкальное развитие детей осуществляется во время непосредственно образовательной деятельностью (НОД) и в повседневной жизни (в режимных моментах и в работе с родителями). Во время НОД используются различные игровые технологии.
НОД строится следующим образом:
– вводная часть.
Музыкально – ритмические упражнения.
Цель: Настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках и танцах.
– основная часть.
Слушание музыки.
Цель: Научить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно- музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.
Подпевание и пение.
Цель: Развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть НОД могут включаться и музыкально- дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально- сенсорных способностей.
– заключительная часть.
Игра или пляска
Цель: Доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.
К концу года дети 1 младшей группы могут:
– Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий – низкий)
– Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
– Двигаться в соответствии с характером музыки.
– Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
– Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен).
Список средств обучения:

  1. Маски, шапочки для сюжетно – ролевых игр и плясок.
  2. Платочки маленькие для танца и платочки на голову.
  3. Атрибуты: ленточки, флажки, султанчики, цветочки.
  4. Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, колокольчики, погремушки, дудочки, свистульки, металлофон.
  5. Игрушки для показа.
  6. Магнитофон.
  7. Аудиокассеты (Слушание классической музыки, программа «Малыш» Петрова В.А.; детские песни, произведения по программе Железновых «Музыка с мамой»), диски с детскими песнями.
  8. Персонажи к кукольному спектаклю.
Читайте также:  Значение народных подвижных игр процессе развития ребенка

Список литературы:

  1. Хрестоматии Петровой В.А. (две части) программа «Малыш».
  2. Программа «Малыш»
  3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Васильева М.А.)
  4. «Развлечения для самых маленьких» (Картушина М.Ю.)
  5. «Развитие ребенка в музыкальной деятельности (Зацепина М.Б.)
  6. «Театрализованные развлечения для самых маленьких» (Картушина М.Ю.)
  7. Журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»
  8. Сборники используемые для музыкального репертуара: «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Бабаджан Т.С.; «Музыка в детском саду» вып.2 (песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет); «Музыкальные игры» Е.Тиличеевой.

Педагогическая диагностика
Для выявления развития музыкальных способностей у детей 3-его года жизни я пользуюсь методикой Уточкиной Е.Ю. «Диагностика развития музыкальных способностей и показатели музыкальной деятельности дошкольников», которая издана по решению редакционно – издательского совета КРИРО и ПК. – Сыктывкар, 2003г.
Пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, представляет собой анализ различных диагностических методик изучения развития музыкальных способностей дошкольников.
Диагностика проходит по разделам: восприятие музыки, пение и подпевание, чувство ритма. В каждом разделе четко описываются задания, оценки и ее критерии, по которым можно выявить уровень развития музыкальных способностей.
В заданиях продумывается материал доступный для детей этого возраста.
Диагностирование проходит на непосредственно образовательной деятельности 2 раза в год: начальная диагностика в октябре – ноябре и итоговая в апреле- мае.
Диагностика включает в себя:
– создание благоприятного микроклимата и рабочей атмосферы на диагностическом занятии (не создавать состояния напряжения, дети не должны знать, что являются объектами наблюдения)
– проявление приветливого отношения к каждому ребенку.
– фиксирование результатов проводить параллельно выполнению заданий (на диагностических занятиях должен присутствовать педагог для ведения протокола).
Результаты диагностических занятий дают возможность музыкальному руководителю:
– Определить динамику развития детей в освоении данной программы.
– Наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по определенным видам музыкальной деятельности.
– Проанализировать эффективность своей педагогической деятельности.
Почасовое распределение нагрузки по программе «Малыш» (Петрова В.А.)

Источник

Дети — это инопланетяне. Взрослым приходится учиться понимать их язык, узнавать потребности и показывать, как жить в нашем мире. На основе книги семейного психолога Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка»рассказываем, почему малыши не делают ничего назло и как справляться с первыми конфликтами.

Не бойтесь криков младенца — это механизм выживания. Кстати, улыбка тоже

Самое важное, что нужно понять в поведении новорождённого — он живёт инстинктами. Без участия взрослого младенец обречён на гибель. Он не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Появившись на свет, он знает только два правила выживания.

Первое: сам по себе он не жилец. Если найдётся взрослый, который будет заботиться и защищать — он будет жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Второе: если взрослого рядом не оказалось, не стоит сразу сдаваться. Нужно его позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Читайте также:  Методики на эмоциональное развитие ребенка

Но в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — он в первый раз улыбается. Казалось бы, что в этом значимого? Но оказывается, это очень важно. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

В большинстве культур новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним и не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь. 

Иногда первые два-три месяца жизни младенца называют четвёртым триместром беременности. Задача взрослых — помочь ему плавно и без стресса перейти из материнской утробы во внешний мир.

Его нужно доносить в прямом смысле слова. Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И там ему надо побыть ещё немного. Однако на некоторое время в методах воспитания поселилось твёрдое убеждение, что новорождённых нельзя брать на руки слишком часто.

«Не знаю, описаны ли в художественной литературе страдания молодой матери, которая стоит за дверью детской и слушает разрывающий сердце крик своего новорождённого. Но не подходит, потому что «нельзя приучать к рукам», потому что «он маленький манипулятор». Старшие учили, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным, и вообще крик развивает лёгкие. Но потом родителям приходится расхлёбывать последствия такой практики».

Чувство вины и несостоятельности укореняются в душе родителей и оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. Так рождаются фразы «сам разберись, не маленький» и «не драматизируй, это пустяк».

А ребёнка накрывает отчаяние, когда он заснёт в изнеможении, так и не докричавшись до взрослого. Раз накроет, два, а потом отчаяние останется с ним навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно, и он обречён.

Малыши, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. Эти несчастные ненасытно требуют внимания взрослых, капризничают, выматывают своим недовольством и прилипчивостью. 

На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Также с потребностью ребёнка в донашивании. Если малыш не получит то, что необходимо, у него возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило номер два: борись. В ход идут крики, капризы. И даже получая внимание родителей, он уже не может насытиться.

Не заставляйте малыша идти на руки к чужим людям

Ребёнку исполнился год, и вдруг родители с удивлением замечают, что он начал стесняться других. И даже тётя, к которой он раньше охотно шёл на руки, теперь воспринимается как страшная незнакомка. Нет, он не стал капризным, просто перешёл в следующую фазу роста.

Раньше для передвижения ребёнку нужны были взрослые. Теперь он пошёл сам. И может следовать за взрослыми. Как знать, куда может увести его незнакомый человек? Ведь это не мама и папа, к которым уже сформирован кредит доверия. 

К первому году жизни у малыша созревают в мозге те участки, которые отвечают за хранение целостных зрительных образов. Он уже узнаёт маму и папу, отличает их от остальных людей даже на расстоянии в несколько десятков метров. И ребёнок начинает создавать круг «своих» взрослых. В окружении которых он чувствует себя в безопасности. А остальные — это чужие. Следовать за ними не стоит и позволять себя трогать — тоже.

Если пятимесячного ребёнка вытащить из коляски, в большинстве случаев он не будет против. Но годовалый будет орать, выкручиваться и вертеть головой в поисках «своего» взрослого. 

Но иногда, желая услужить окружающим, родители начинают ломать эту установку. Требуют от ребёнка перестать капризничать, ругают или высмеивают за то, что он дичится других, вынуждают быть вежливым. Для ребёнка это неестественно и мучительно.

Ему было бы лучше, если бы родитель позволил спрятаться лицом на груди, успокоить его, дать ребёнку привыкнуть к чужому. Обычно, если новый человек ведет себя правильно, уже через 15-20 минут малыш улыбнётся в ответ, и дело пойдет на лад. Главное помнить, что ребёнок делает то, что ему велит программа, цель которой — обеспечить его выживание, а не доставить удовольствие общительной соседке.

Покажите, что ребёнок может на вас рассчитывать

После года малыш начинает исследовать мир. Он слезает с рук, и следующие пару лет проводит рядом с родителем — «у маминой юбки». Несмотря на обретённую свободу передвижения, всё та же программа сохранения диктует ребёнку не уходить далеко от своего взрослого. У него запускается поведение следования. Им обладают все млекопитающие и большинство птиц: детёныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Это залог выживания. Устойчивое поведение следования у человеческих детей формируется только годам к трём, а не отстать от родителя в толпе ребёнок сможет только к шести.

Но на прогулке малыш отвлёкся на интересную травинку или бабочку и всё-таки отстал. Это может быть всего несколько метров. Но у ребёнка уже активируется древняя программа выживания. Она смотрит на ситуацию так: драться этот маленький человек не может, хитро спрятаться тоже. Вся надежда на возвращение родителя. От себя детёныш может только оставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на поиски. Это значит, оставаться на месте и кричать. Попытки позвать малыша, чтобы он догнал родителя, не работают. Он продолжает плакать и кричать до тех пор, пока взрослый сам не вернётся за ним.

Другая часть этой программы — следовать за взрослым не только в прямом смысле, но и в переносном. Ребёнок подражает поведению родителя. Так он усваивает самые значительные умения: ходить, говорить, взаимодействовать с предметами. Поэтому важно, чтобы к тому моменту, как ребёнок слез с рук, он знал, где «его» взрослые, а где чужие, и выполнял указания только от своих. 

Готовность малыша слушаться определяется не нотациями, не наказаниями и поощрениями, а качеством привязанности.

Чем она сильнее, тем естественнее для ребёнка слушать родителей. Это работает и в более взрослом возрасте. Поэтому, если родители хотят, чтобы их дети не попали под дурное влияние, нужно, чтобы привязанность с ними была крепкой. Чтобы дети знали, что могут рассчитывать на родителей.

Читайте также:  Развитие ребенка в отечественной психологии

Научитесь правильно спорить с ребёнком

Одно время в интернете гуляли фотографии плачущих детей с подписями в стиле: я не разрешил ему лизать пол, и он сильно из-за этого расстроился. Этот день наступает в жизни каждого родителя. Обычно к трём годам милый и сладкий крошка превращается в монстра, закатывая скандал по любому поводу.

Совсем недавно, если ребёнок чего-то хотел, но родитель не собирался это давать, его легко было унести, уговорить, отвлечь. Но теперь все эти номера не проходят. Он может протестовать полчаса и час и ни на какие уговоры не реагирует. Это наступил кризис негативизма. По любому поводу и без: нет, нет, нет. Даже если вы видите, что на самом деле он хочет спать или пить.

Да, родителям несладко, но для ребёнка этот период жизни вообще кошмарен. Вся его жизнь до этого строилась на том, что родители приходят на зов и удовлетворяют его потребности. Он поверил им. Колесо заботы исправно крутилось. А теперь ребёнок с удивлением обнаруживает, что он и родители иногда хотят разного, и пугается.

Самый простой способ отключить негативизм и вернуть поведение следования — «позвать злого дядю, который тебя унесёт». Не в прямом смысле, разумеется. Но ребенок всерьёз верит словам родителя. Либо пригрозить оставить его одного. А для ребёнка, как мы помним, остаться одному равносильно смертному приговору. Ещё бы он не испугался. Наконец, можно ударить ребёнка. Боль и угроза повторного удара пугают его, он инстинктивно ищет защиты у родителя и включает следование, выполняя его требование. 

Эти способы действительно работают, иначе ими бы не пользовались. Но малыш в данном случае ничему не учится. Просто родитель агрессивным способом запускает реакцию следования. А если напугать его ещё сильнее, включится более ранняя программа: оставайся на месте и кричи. С каждым новым криком ребёнок будет всё глубже проваливаться в стресс. С каждым ударом и окриком от образа родителей как источника защиты и заботы отваливается небольшой кусочек. У привязанности большой запас прочности, за один раз ничего не случится. И за пять. И за десять. А за сколько случится — никто не знает.

Но это не значит, что всё, что остается родителям — смириться и слушать истерики трёхлетки. 

Первое, что нужно помнить: в этом возрасте ребёнок ничего не делает назло. Потому что на самом деле делать назло очень сложно. Для этого нужно, как минимум, представлять, как жертва воспринимает те или иные действия. 

То есть взглянуть на ситуацию со стороны другого человека и продумать стратегию. Мозг ребёнка будет на это способен только к шести-семи годам.

В три года ребёнок умеет массу вещей. И у него начинается, так сказать, головокружение от успеха. Ему кажется, что он способен абсолютно на всё. У ребёнка ещё не развита критичность, всей сложности ситуации он не видит и всех обстоятельств учесть не может. А родители в силу возраста видят ситуацию шире, понимают последствия, и не могут разрешать ребёнку делать всё, что он хочет. Если его наказывать за любую попытку протеста или наоборот — никогда с ним не спорить, ребёнок не сможет освоить разнообразие стратегий реакции на стресс. Ему останется только один из двух вариантов: капитуляция или позиция «упрямого барана».

Во время кризиса негативизма с ребёнком нужно спорить. Только делать это не с помощью крика, а выстраивать грамотную дискуссию. Во время кризиса негативизма ребёнок учится конфликтовать и отстаивать своё мнение. Лучшее, что могут сделать родители — стать его спарринг-партнёром. Сначала у малыша будет шок и протест от того, что не все хотят того же, что и он. Но со временем он научится жить в мире, в котором его воля порой ограничена волей других людей.

Больше утешайте, а не воспитывайте

Если у ребёнка не получилось собрать пирамидку, конструктор рассыпался, он ударился или испугался, малыш идёт к родителю. Прижимается, залезает на руки, то есть фактически возвращается на стадию донашивания. Психологи называют это «психологическая утроба» — успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.

Объятия — это универсальное решение трудных проблем. Способность одного человека быть для другого «психологической утробой», дать ему утешение и успокоение, называют способностью к контейнированию. В этом есть потребность даже у взрослых. Конечно, в отличие от малышей, взрослые не прибегают к контейнированию по каждой мелочи. Упустить свой автобус неприятно, но никто не побежит из-за этого искать успокаивающие объятия. Однако если стресс серьёзный, без контейнирования обойтись будет сложно.

Дети более уязвимы. Их нервная система незрела, а способность совладать со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому, если ребёнок чего-то хочет или ему что-то не нравится, ситуация захватывает его целиком, не оставляя места сомнениям. Если у него есть взрослый, который всегда готов принять в свои объятия, контейнирование становится волшебной палочкой возрождения.

Но бывает, что родитель проявляет равнодушие или начинает стыдить ребёнка. Ругать. Угрожать. Например, малыш увидел лающую собаку и испугался. А вместо успокаивающих объятий родитель начинает стыдить его, говорит, что собака не страшная. Или сам пугается и убегает. Или идёт ругаться с хозяином собаки, оставляя рёбенка одного.

Испытывая сильный стресс, рёбенок вынужден рассчитывать только на себя. Его не взяли на руки, разрешения ситуации не наступило. Значит, он должен сам держать себя в руках. Выразить чувство невозможно, поэтому его нужно подавить и заблокировать. Заморозить внутри психики тот момент, с которым малыш не смог справиться, а помощи не получил.

Так происходит «запечатывание» травматического опыта. Стресс остается в психике, как заноза.

Если ребёнка продолжают воспитывать вместо того, чтобы утешать, или бросают без помощи, с освоением мира возникают проблемы.

Ребёнок не понимает, как рваться вперёд, не бояться новых испытаний, если из стресса не будет выхода, и никто не придёт на помощь.

Малышу приходится стать контейнером для самого себя. Для взрослых это нормально, мы так поступаем в большинстве случаев. Но рёбенок не готов, у него нет ресурса, чтобы заботиться о себе. И он отращивает «защитный панцырь» — учится терпеть боль и не воспринимать её. Все живые существа делают это: если опасность превышает возможность справиться с ней, разумнее всего притвориться мёртвым. Конечно, это удобно. Ребёнок не плачет, не жалуется. Но рано или поздно «панцырь» даст трещину, из которой вырвутся протуберанцы неконтролируемой ярости. 

Чтобы ребёнок умел справляться с жизнью, его нужно утешать, обнимать, принимать его чувства. Помогать проживать стресс, выходить из него, а не глотать. Пусть плачет, боится и протестует. И пусть учится с помощью родителей принимать несовершенства мира. 

Купить книгу

__________

Понравилось? ???? Тогда подписывайтесь на наш канал, где мы рассказываем про всё, что важно для женщин.

Источник