Развитие ребенка по месяцам как спит
Сон грудного ребенка, в зависимости от этапов взросления, имеет различное течение и особенности протекания. При выявлении нарушений следует знать, как наладить сон у младенца. Некоторые нюансы, несмотря на тревожное поведение, являются нормой, зависящей от возрастных рамок по месяцам новорожденного.
Особенности сна у грудных детей в разном возрасте
Средняя продолжительность сна месячного ребенка – 15,5–18 ч сутки. 40% от общего времени приходится на дневное время, а остальные часы – ночные. В этот период режим сна нестабилен. Изменения зависят от бурного роста организма, из-за чего период бодрствования также колеблется.
Сон грудного ребенка нарушается по ряду причин, связанных с взрослением
В конце 4–5-й недели жизни у малыша наблюдаются ухудшения сна: он дольше засыпает и чаще просыпается. Такие изменения не требуют коррекции со стороны врача, так как кризисный период длится недолго – не более 2 недель.
С 6-й недели жизни наступает второй кризисный период, из-за чего ребенок начинает плакать по несколько часов в сутки. Период плача носит систематический характер и возникает в одно и то же время: с 4 вечера и до полуночи.
Рекомендуется укладывать детей в одно и то же время. Это приучает к нормализации режима жизни.
Как можно улучшить состояние сна
Для того чтобы улучшить состояние сна, рекомендуется дольше проводить времени с новорожденным в активный период. Нельзя оставлять плачущего ребенка одного. От плача отвлекают общение и элементарные игры. Возможные патологические причины ухудшения состояния – колики, аллергии, проблемы с желудком, усталость.
Ближе к 3 месяцам состояние нормализуется. В трехмесячном возрасте общее количество суточного сна сокращается до 15 ч. Длительность дневного сна составляет 5–6 ч, а остальное приходится на ночные часы. Постепенно режим жизни нормализуется, и грудной ребенок реже беспокоит мать.
С 3 месяцев начинается новый кризис, вызванный развитием умственных способностей младенца. Ребенок уже лучше различает голоса и цветовую гамму окружающего мира, его сон из-за новых переживаний ухудшается, становится беспокойным, прерывистым.
Начиная с 12-й недели жизни запускается выработка мелатонина – гормона сна, активно синтезируемого шишковидной железой в ночное время. Днем его выработка практически прекращается.
Характеристика сна на 4-м месяце жизни: по длительности ночной сон не превышает 12 ч, а дневной – 4 ч.
Этот период жизни является переломным, так как сон ребенка становится похожим на взрослый. Возникают частые пробуждения и проблемы с засыпанием. Период называется «регрессом 4-х месяцев». В результате ребенок становится плаксивым, кричит и привлекает внимание взрослых, из-за чего в режиме сна возникают нарушения.
Чтобы наладить психическое состояние растущего организма, рекомендуется оказывать родительское внимание и окружать младенца заботой.
В физическом плане происходит улучшение моторики и координации движений. Дети начинают активно переворачиваться на спину или живот. Происходит скачок умственного развития, ребенок вертит в руках игрушки, совершает первые логические действия, начинает отчетливее различать мир и предметы, окружающие его.
Описание режима сна ребенка в 5–6-месячном возрасте
Продолжительность сна детей с пяти месяцев постепенно снижается. Общая длительность не превышает 13,5 ч. При этом на ночной сон уходит 10 ч, а на дневной – не более 3. Налаживается подобие режима и определенный ритм жизни. Умственное развитие усиливается, у младенца появляется наблюдательность.
Дети в таком возрасте начинают отмечать многие действия, внимательно следят за движениями и разговорами взрослых. В этот период отмечаются такие физиологические изменения:
- увеличивается окружность черепа;
- продолжается развитие центральной нервной системы – у детей улучшается координация движений;
- повышается подвижность пальцев, они изучают окружающий мир с неподдельным интересом.
Все эти изменения вызывают стресс, из-за чего младенец становится капризным, требовательным и плаксивым.
Общая длительность сна зависит напрямую от психологического состояния ребенка
Как улучшить его состояние: достаточно уделять много времени развитию интеллекта, для чего существуют разнообразные умственные и физические упражнения для детей. В физическом плане также происходят немаловажные изменения: дети учатся активно ползать, ведь лежать на спине уже неинтересно, но и ходить они еще не могут.
У полугодовалого ребенка сон удлиняется. Общая продолжительность составляет 16 ч. Такая длина связана с бурными изменениями в организме и переходом с трехразового режима сна на двухразовый. Ночью ребенок спит до 12 ч, а днем – не более 4. Происходят изменения в физическом состоянии – многие дети уже умеют сидеть и даже пытаются встать на ноги.
Игры для развития интеллекта следует строго дозировать, чтобы не возникала избыточная нагрузка на нервную систему.
Умственная активность существенно возрастает, из-за чего основные навыки дети оттачивают неосознанно в период сна, что проявляется в виде частых пробуждений и длительного засыпания.
Следует знать, как продлить сон. Для этого детям показывают элементарные упражнения: укладывание на спину из сидячего положения. Младенец заинтересуется и будет тренироваться. Это отвлечет и поможет потратить энергию. Активные игры – лучший способ избежания стресса.
Этапы развития сна у детей в возрасте 7–12 месяцев
Ребенок спит с семи месяцев около 14 ч. 70% времени занимает ночной сон. В этот период активнее всего наблюдается страх находиться далеко от матери. Он объясняется тем, что дети уже различают отчетливо взрослых и знают, как выглядят родители. Из-за постоянного контакта с матерью возникает сильная привязанность. В результате того, что она не может круглосуточно с ним находиться, возникает плач и требование внимания. По этой причине возможно появление расстройства сна.
Чтобы решить проблему, достаточно нормализовать психологическое состояние. Место для игр желательно разместить в поле зрения матери, чтобы ребенок видел, что она делает. Рекомендуется постоянно с ним разговаривать. Если мать уходит по делам, нужно сказать, что она обязательно вернется в скором времени. Со временем дети привыкают и перестают плакать.
При истерике не следует поддаваться панике и беспокойству. Ведь дети замечают тревожность у взрослых, и плачут в ответ еще больше. Лучший способ ее избежать – успокоить и развеселить. Обязательно используются игры для укрепления доверия, такие как прятки. Во время игры мать исчезает на несколько минут, а ребенок, находящийся в поисках, со временем перестает бояться одиночества.
Детям следует уделять достаточно внимания, но не в постоянном количестве. Иначе возникает риск проявления гиперопеки.
В 8–9 месяцев дети становятся чрезмерно активными. Оптимальная длина сна – 13 ч. Дневной сон длится не более двух часов. Из-за ускоренного физического развития ребенка тяжело уложить спать. Он уже активно ползает и может сидеть без потери равновесия. В этот период часто снятся кошмары из-за активной мозговой деятельности. В случае возникновения признаков невроза можно обратиться к педиатру.
В 10–11 месяцев средняя продолжительность сна занимает 13–15 ч, из которых не менее 11 часов приходится на ночной сон. Родители сталкиваются с еще одним вариантом кризиса «последовательных действий». Дети в этот период осознают логические вещи. Также они учатся ходить. Новые познания вызывают стресс и нагружают деятельность нервной системы. Сон становится прерывистым и сопровождается преждевременным пробуждением. Годовалый ребенок требует пристального внимания из-за повышенной активности.
Чтобы предотвратить ночные пробуждения, рекомендуется за несколько часов до сна не устраивать активные игры. Деятельность должна быть умеренной. Также не стоит перекармливать ребенка перед сном.
В зависимости от возраста младенца, могут возникать проблемы с засыпанием. При обнаружении признаков нервных расстройств рекомендуется обратиться к врачу.
Читайте также: осложнения после ветрянки у детей
Источник
Молодым родителям важно понимать, как должен проходить период отдыха у грудничка. Сон для новорожденного – время, когда организм отдыхает и набирается новых сил, во сне младенцы растут. Как понять, сколько должен спать новорожденный? Стоит ли вводить специальный режим, и какие есть у ребенка фазы сна? Со всеми этими важными вопросами сталкиваются мамы и папы.
Сон в первые дни жизни занимает почти целый день
Продолжительность сна младенцев
Дети рождаются слабыми, поэтому первые недели их жизни уходят на то, чтобы накопить силы, требующиеся для развития. Находясь в утробе матери, ребёнок привыкал к водной среде. При рождении он оказывается в другом пространстве, с другим атмосферным давлением, к которому приходится привыкать заново. Взрослым людям окружающий мир кажется простым: воздухом легко дышать, давление атмосферного столба остается незамеченным. Новорожденным для того, чтобы дышать и делать простые движения, приходится прилагать много усилий. Поэтому первые дни жизни малыш больше спит, набирается сил и привыкает к миру. В первый месяц длительность отдыха намного больше периода бодрствования: спят малыши около 20 часов, в остальное время питаются. В дальнейшем младенец спит все меньше, будет появляться больше сил для изучения окружающего мира.
Продолжительность сна по месяцам до года
Сон грудничка первое время зависит от того, сколько времени прошло от его рождения. Далее продолжительность сна у новорожденных по месяцам меняется:
- Сон новорожденного первые 2 недели жизни занимает почти целые сутки (20-22 часа). Спит он в это время перерывами, поскольку кроха пока не понимает, когда наступает день и ночь. Днем грудной малыш спит подряд 2-3 часа, ночью немного дольше. Он периодически просыпается, чтобы подкрепиться. Если не будет получать молоко каждые 3-4 часа, ему не будет хватать сил, поэтому частые пробуждения – норма.
- В течение следующих нескольких недель продолжительность отдыха медленно снижается до 16-18 часов в сутки. Малыш привык к обстановке и может обойтись в ночное время без кормления около 6 часов. Днем после кормления он не станет сразу засыпать. Теперь будет изучать окружающий мир, только после этого утомляться.
- Сон у грудничков по месяцам начинает меняться с третьего. К концу этого срока малышу достаточно высыпать в сутки 15-16 суммарных часов.
- В период до полугода наступает переход на ночной отдых, но ему все еще нужны перерывы на отдых в дневное время. В общей сложности на отдых также будет уходить около 15 часов, из которых 8-10 – в ночной период, остальные разбивается на короткие сны у грудничка днем по 1-1,5 часа.
- В течение следующих 3 месяцев (с 6 до 9) общее время отдыха сокращается до 12 часов в сутки. Большую часть времени кроха отдыхает по ночам. Днем требуется отдых в дообеденное время и во второй половине дня по 1-1,5 часа.
- С 9 месяцев и до года детям достаточно 10-11 часов на отдых, в которые входят два коротких перерыва на отдых днем. Родители стараются наладить режим дня крохи и не нарушать его.
Режим до года меняется каждые 2-3 месяца
Как организовать сон ребенка
Сколько будут спать дети, зависит и от родителей. Сон у новорожденных по ночам можно сделать продолжительнее, вводя со 2-3 месяца приблизительный режим. Постепенно груднички привыкают к распорядку и быстрее переходят на ночное время отдыха. Для введения режима родители делают следующее:
- Стараются соблюдать ежедневно одно и то же время, когда укладывают малыша на дневной отдых.
- Период бодрствования перед сном немного удлиняют, чтобы утомить кроху.
- Чтобы ночью грудничок спал крепко, его купают, кормят, общаются с ним, иногда гуляют. Все эти действия важны для грудничков для сна.
Внимание! Затягивать с периодом бодрствования не стоит, в противном случае грудничок будет капризничать и труднее засыпать.
Начиная с полугода, дети лучше схватывают распорядок дня – это идеальное время для введения более четкого режима. Многие родители в этот период стараются приучить малыша к процедурам:
- По утрам мама умывает его.
- По вечерам купает в ванночке.
- Все процедуры сопровождаются повторяющимися словами, песнями, чтобы срабатывала реакция на знакомые действия.
Ребенка начинают приучать к режиму с полугода
Сон ребенка в 1й год
Сон по месяцам у новорожденного родители могут отслеживать по краткой таблице.
Интервалы сна до года
Возраст | В целом | Ночью |
---|---|---|
2 недели от рождения | Около 20 часов с пробуждением каждые 3-4 часа | |
2 | Около 18 | До 5 |
3С | Около 16 | До 6 |
С 3 месяцев до полугода | Около 17 | До 7 |
С полугода до 9 месяцев | 12 | До 9 |
С 9 месяцев до года | 11 | До 10 |
Ночное время
Первое время кроха будет спать почти круглые сутки. Периоды на ночной и дневной отдых не разделяются. С 3х месяцев, когда у грудничков налаживается ночной сон, интервалы между кормлениями также увеличиваются. Ночью малыш может обходиться без кормления дольше. Постепенно дети начинают спать непрерывно по ночам, к году продолжительность ночного отдыха в общей сложности уменьшается до 10 часов.
Дневное время для отдыха
Дневной отдых формируется у грудничков с 3-х месяцев, когда в этот период они больше отдыхают ночью. До полугода дети спят небольшими интервалами трижды в день. С 6-9 месяцев требуется дневной отдых дважды за день. Постепенно к году родители могут вводить 1 перерыв на отдых.
Фазы сна у грудничков
Сон взрослого человека содержит около 6 фаз. Когда детям еще нет года, у них различают только две фазы:
- Глубокий. Дети в этот период расслаблены, отдых организма происходит именно сейчас.
- Поверхностный. Малыш продолжает отдыхать, но это сопровождается телодвижениями: может приоткрывать рот, открывать глаза, менять выражение лица. В этот период детей легко разбудить, они сами часто просыпаются от собственного прикосновения руки или вздрагивания.
После года у детей становится больше фаз
Воздействие фаз
Большую часть детского сновидения занимает глубокая фаза (60%), остальное – поверхностная. За весь период отдыха эти фазы поочередно сменяют друг друга каждые 20-30 минут. У детей до полугода цикл смены фаз составляет около 50-60 минут: 30/40 минут глубокий сон и 20 минут – поверхностный. До года этот цикл увеличивается до 70 минут.
После года у детей постепенно будут добавляться другие фазы. Чтобы не нарушать их, родители соблюдают тишину и переходят на приглушенное освещение (задергивают шторы, включают ночник).
Если малыш путает день с ночью
Для здорового развития грудничок спит положенное количество часов в ночное и дневное время, но бывает, что он будто бы путает время суток. Причины, почему это происходит, могут быть разными:
- Сложности с ночным сном бывают, когда у ребенка плохой и беспокойный дневной сон – часто просыпается. Он не успевает отдохнуть, перевозбуждается и беспокойнее спит по ночам.
- Крепкий детский отдых возможен в комфортных условиях. Если у малыша мокрые пеленки, слишком жаркая одежда, сухой воздух в помещении – все это может повлиять на беспокойство. От этого сдвигаются ночные часы отдыха.
- Недостаток свежего воздуха может помешать уснуть. Перед сном стараются проветривать помещение.
- Прогулка на улице своевременно утомляет грудничка и помогает крепче заснуть. В зимнее время мороз способствует глубокому сну, в летний период дети быстрее утомляются от жары.
- Причина беспокойств может крыться в болях в животе.
Чтобы малыш крепко спал ночью, мама предусматривает возможный дискомфорт
Как наладить сон
Чтобы дети развивались соответственно своему возрасту, им нужен отдых. Проблемы с засыпанием и крепким сном родители могут предусмотреть заранее.
Часто дети привыкают спать с мамой и без ее присутствия ощущают страх. Отдых в детской кроватке будет спокойнее. Здесь малыш комфортно себя чувствует. Чтобы организовать спокойный отдых, мама старается перед сном удовлетворить все потребности малыша.
Когда малыша укладывают спать, родители остаются рядом и разговаривают с ним. Он спокойнее засыпает, когда чувствует близость родителей. Родители могут уйти, когда убедятся, что малыш крепко спит, оставить дверь открытой. В случае, если он начинает кричать и плакать, реагируют сразу.
Начиная с рождения и до года, период сна у детей плавно меняется каждые пару месяцев. Родители ориентируются на приведенную выше норму по времени, но это не обязательное количество часов, у всех оно может отличаться. Постепенное введение режима позволяет переводить ребенка сперва на ночной отдых, затем выравнивает ежедневный режим.
Видео
Источник
Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.
Первый год жизни: календарь развития ребенка
Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста. Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Первый месяц
1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке. Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки. С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.
Физическое развитие
Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).
В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).
Психомоторное развитие
Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.
Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:
кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
плач обусловлен дискомфортом;
распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Второй месяц
Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.
Физическое развитие
Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.
Психомоторное развитие
Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.
Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:
реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
рефлексы новорождённого постепенно угасают;
у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.
Третий месяц
В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка. К трём месяцам малыш избавляется от рефлексов новорождённых, и учится сознательно контролировать своё тело. Ребенок все более интересуется происходящим вокруг него, у него вызывают любопытство новые лица, голоса. Малыш в ответ на общение может потихоньку “ворковать” и гулить.
Физическое развитие
Трехмесячный младенец уверенно опирается на предплечья в положении лежа на животе. Контролирует пальцы рук, разжимает и сжимает их. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.
Психомоторное развитие
В этом возрасте малыш уже может хватать и удерживать игрушки. В гулении присутствуют тянущиеся звуки “б-у”, “ш-и” и т.д. При обращении взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется.
Основные моменты развития ребенка третьего месяца жизни:
умеет поворачиваться со спины на бочок в обе стороны;
легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему;
пытается схватить и удержать погремушку;
тянет в рот предметы и свои пальцы;
исследует руками своё лицо, поднимает и подтягивает к себе ножки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 2,5 см.
Четвертый месяц
В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.
Физическое развитие
Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.
Психомоторное развитие
В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.
Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:
в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
лежа на животе делает первые ползающие движения;
при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 750 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Пятый месяц
В 5 месяцев кроха хорошо видит удаленные предметы. Он может улыбаться стоящей посередине комнаты маме, и заметит вас на расстоянии нескольких метров от кроватки. Пятимесячный малыш с интересом всматривается в работающий экран телевизора. Ребенок уже научился самостоятельно переворачиваться, и пытается ползать на животе.
Физическое развитие
У пятимесячных малышей происходит новый скачок в развитии. Лежа на животе, кроха упирается в поверхность ладонями вытянутых рук. При поддержке подмышками он устойчиво стоит на ножках. Малыш способен взять из рук взрослого игрушку и удерживать её.
Психомоторное развитие
В 5 месяцев грудничок певуче гулит с разнообразной интонацией и громкостью. Улавливает различие ласкового и строгого тона. При прерывании общения, если мама отлучается, он сучит ножками и возмущенно кричит.
Основные моменты развития ребенка пятого месяца жизни:
будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Шестой месяц
Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.
Физическое развитие
В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.
Психомоторное развитие
Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.
Основные моменты развития ребенка шестого месяца жизни:
осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Седьмой месяц
В 7 месяцев малыш переживает настоящий скачок в эмоциональном развитии. Начинает проявляться его характер и темперамент. Он не только впитывает в себя информацию, но и прилагает к повседневной жизни полученные знания. Ребенок различает крупные предметы (часы, телевизор, зеркало) и способен показать их. К концу месяца ребенок сможет ненадолго удерживать свой вес на ногах и самостоятельно вставать, держась обеими руками за опору.
Физическое развитие
Семимесячный малыш сидит без поддержки с опорой на ладони рук. С удовольствием бросает игрушки на пол или стучит ими друг об друга. С легкостью поворачивается с живота на спину. Младенцы в этом возрасте – настоящие непоседы.
Психомоторное развитие
Кроха подолгу лепечет, находясь в кроватке. Различает близких и незнакомых людей. На незнакомцев реагирует громким плачем. Может подолгу изучать лицо мамы с помощью рук. Любит разглядывать картинки, листать книжки.
Основные моменты развития ребенка седьмого месяца жизни:
тянется за предметом или к маме обеими руками;
садится с помощью взрослого и сидит без поддержки;
пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Восьмой месяц
Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.
Физическое развитие
Восьмимесячный ребенок испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.
Психомоторное развитие
Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.
Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:
держась за опору, ходит приставными шагами;
легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Девятый месяц
В 9 месяцев малыш чувствует уверенность, стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.
Физическое развитие
Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.
Психомоторное развитие
Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.
Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:
садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Десятый месяц
Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. В 10 месяцев ребенок может по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.
Физическое развитие
Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.
Психомоторное развитие
Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)
Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:
может стоять несколько мгновений без опоры;
делает 2-3 шага вперед без поддержки;
ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
показывает части тела на себе и на взрослом.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Одиннадцатый месяц
Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.
Физическое развитие
В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.
Психомоторное развитие
Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.
Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:
активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
может показать пальцем на желаемый предмет;
новые шаги в обще?