Развитие ребенка по месяцам как развивать

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка
Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста. Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц
1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке. Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки. С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.

Физическое развитие
Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).

В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).

Психомоторное развитие
Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.

Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:

кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
плач обусловлен дискомфортом;
распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Второй месяц
Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.

Физическое развитие
Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.

Психомоторное развитие
Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
рефлексы новорождённого постепенно угасают;
у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц
В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка. К трём месяцам малыш избавляется от рефлексов новорождённых, и учится сознательно контролировать своё тело. Ребенок все более интересуется происходящим вокруг него, у него вызывают любопытство новые лица, голоса. Малыш в ответ на общение может потихоньку “ворковать” и гулить.

Физическое развитие
Трехмесячный младенец уверенно опирается на предплечья в положении лежа на животе. Контролирует пальцы рук, разжимает и сжимает их. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.

Психомоторное развитие
В этом возрасте малыш уже может хватать и удерживать игрушки. В гулении присутствуют тянущиеся звуки “б-у”, “ш-и” и т.д. При обращении взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется.

Основные моменты развития ребенка третьего месяца жизни:

умеет поворачиваться со спины на бочок в обе стороны;
легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему;
пытается схватить и удержать погремушку;
тянет в рот предметы и свои пальцы;
исследует руками своё лицо, поднимает и подтягивает к себе ножки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 2,5 см.

Четвертый месяц
В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.

Физическое развитие
Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.

Психомоторное развитие
В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.

Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:

в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
лежа на животе делает первые ползающие движения;
при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 750 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Пятый месяц
В 5 месяцев кроха хорошо видит удаленные предметы. Он может улыбаться стоящей посередине комнаты маме, и заметит вас на расстоянии нескольких метров от кроватки. Пятимесячный малыш с интересом всматривается в работающий экран телевизора. Ребенок уже научился самостоятельно переворачиваться, и пытается ползать на животе.

Физическое развитие
У пятимесячных малышей происходит новый скачок в развитии. Лежа на животе, кроха упирается в поверхность ладонями вытянутых рук. При поддержке подмышками он устойчиво стоит на ножках. Малыш способен взять из рук взрослого игрушку и удерживать её.

Психомоторное развитие
В 5 месяцев грудничок певуче гулит с разнообразной интонацией и громкостью. Улавливает различие ласкового и строгого тона. При прерывании общения, если мама отлучается, он сучит ножками и возмущенно кричит.

Основные моменты развития ребенка пятого месяца жизни:

будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц
Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.

Физическое развитие
В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.

Психомоторное развитие
Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.

Основные моменты развития ребенка шестого месяца жизни:

осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц
В 7 месяцев малыш переживает настоящий скачок в эмоциональном развитии. Начинает проявляться его характер и темперамент. Он не только впитывает в себя информацию, но и прилагает к повседневной жизни полученные знания. Ребенок различает крупные предметы (часы, телевизор, зеркало) и способен показать их. К концу месяца ребенок сможет ненадолго удерживать свой вес на ногах и самостоятельно вставать, держась обеими руками за опору.

Физическое развитие
Семимесячный малыш сидит без поддержки с опорой на ладони рук. С удовольствием бросает игрушки на пол или стучит ими друг об друга. С легкостью поворачивается с живота на спину. Младенцы в этом возрасте – настоящие непоседы.

Психомоторное развитие
Кроха подолгу лепечет, находясь в кроватке. Различает близких и незнакомых людей. На незнакомцев реагирует громким плачем. Может подолгу изучать лицо мамы с помощью рук. Любит разглядывать картинки, листать книжки.

Основные моменты развития ребенка седьмого месяца жизни:

тянется за предметом или к маме обеими руками;
садится с помощью взрослого и сидит без поддержки;
пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц
Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

Физическое развитие
Восьмимесячный ребенок испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

Психомоторное развитие
Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

держась за опору, ходит приставными шагами;
легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Девятый месяц
В 9 месяцев малыш чувствует уверенность, стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

Физическое развитие
Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

Психомоторное развитие
Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц
Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. В 10 месяцев ребенок может по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

Физическое развитие
Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

Психомоторное развитие
Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

может стоять несколько мгновений без опоры;
делает 2-3 шага вперед без поддержки;
ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
показывает части тела на себе и на взрослом.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц
Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

Физическое развитие
В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

Психомоторное развитие
Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
может показать пальцем на желаемый предмет;
новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)
Ребенок к году уже окреп как маленькая личность. Здесь подробно описано, что умеет ребенок в один год. Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и быт

Источник

Вас наконец выписали из роддома и вы с маленьким кулёчком (или маленькими кулёчками) обустраиваетесь дома.

Первое время, конечно, тяжёло. Нужно привыкнуть к новому статусу.

Но вот вы освоились, разобрались с базовыми моментами, вроде: кормления, переодевания, укладывания, купания, прогулок.

Теперь, можно добавить полезные занятия и игры во времяпровождение крохи.

В чём польза? Как можно играть и заниматься с месячным малышом?

Занятия , игровые моменты – это качественное внимание с вашей стороны, что ещё сильнее укрепит связь с маленьким человечком. А ещё развитие крупной и мелкой моторики, вестибулярного аппарата, речи, слухового восприятия, сенсорное развитие.

Да, даже с месячным малышом можно и нужно заниматься. И это совсем не сложно и займёт не много времени.

от 0 до 3 месяцев

Этот период считается «4 триместром»

Поэтому, самое важное – это максимальный контакт с мамой. Вы, как бы, «донашиваете» малыша.

Как занимаемся?

1. Как только зажила пупочная ранка, перед каждым кормлением выкладываем на животик.

Далеко не всем детям это нравится. Но делать нужно обязательно. Начните с малого и постепенно увеличивайте время.

2.Интересно и полезно, практиковать ползание.

Это не опечатка. С момента выкладывания на живот, можно стимулировать ползание, за счёт врождённых рефлексов. Но имейте в виду, что они постепенно угасают. Если не стимулировать рефлекторное ползание, малыш будет учиться позже по-другому.

3.Малышей до 3 месяцев, часто беспокоит животик.

Гладьте животик по часовой стрелке и говорите с крохой или рассказывайте короткие стишки. Обязательно с живой мимикой и интонацией.

4.Массаж ладошек и пальчиков.

В норме, до 3 месяцев, у детей физиологический гипертонус (повышенный тонус) рук, ручки сжаты в кулачки.

Чтобы нормализовать тонус, аккуратно разжимайте ладошки малыша и разглаживайте, словно веер. Аккуратно помассируйте каждый пальчик. Можно и нужно сопровождать это песнями и стихами.

5.Возьмите на заметку приём для привлечения внимания крохи к своему лицу, им пользуются логопеды.

Наденьте крупные яркие серьги или накрасьте губы красной помадой.

И так же разговаривайте с малышом, стройте рожицы, гримасничайте, улыбайтесь.

6.Занятия на фитболе.

Совсем крохам будут полезны лёгкие покачивания, вибрация на мячике. Это укрепляет вестибулярный аппарат.

По мере роста малыша, возможных упражнений станет больше.

В интернете можно найти множество видеоуроков.

7.Ближе к трём месяцам уже можно начать играть во, всем известное, Ку-ку.

Закрывайте своё лицо ладонями, открываете и радостно и эмоционально произносите: Ку-ку!

И ловите ответную улыбку крохи.

8.Ближе к 2-3 месяцам попробуйте привязать к руке или ноге малыша яркий воздушный шар, наполненный гелием.

Кроха будет активно шевелить ручками-ножками и следить за шариками.

9.К двум месяцам, вкладывайте в ручку малыша небольшую лёгкую погремушку. Покажите, как с ней взаимодействовать.

Используя звучащую игрушку, погремушку, – пошумите слева, справа от малыша. Пусть он поворачивает голову в сторону звука.

Постепенно увеличивайте расстояние.

10.Многим детям уже с месячного возраста становятся интересны висящие над ними игрушки.

Используйте растяжку для кроватки или специальный тренажёр, развивающий коврик или дугу с игрушками. Игрушки обязательно на расстоянии вытянутой руки малыша, чтобы он видел и хотел дотянуться, ухватить.

Но помните:

Для ребёнка до года важнее всего физическое развитие. Поэтому, развивающие коврики, коконы, и всё, что ограничивает подвижность малыша, рекомендуется использовать до 3-4 месяцев.

от 3 до 6 месяцев

В этот период некоторые дети овладевают сразу несколькими навыками: переворот, ползание, сидение. Но это редкость, и ни в коем случае не нужно стремиться скорее вертикализировать малыша: не сажайте его в подушки, не ставьте в ходунки.

Важно на этом этапе, чтобы ребёнок мог переворачиваться и длительно лежать на животе.

Рекомендуется, с целью снижения риска падения и для дальнейшего развития, – с 4 месяцев начать вести «половую жизнь». Всё время, когда малыш не спит, не ест и не гуляет, желательно проводить на полу (конечно не на холодном, сейчас есть всевозможные коврики, а мои дети обитали на обычном ковре).

Мы не сразу поняли, как ползать, сын пытался, как мог

Что делаем?

1.Если вы занимались рефлекторным ползанием, то продолжайте. Но добавьте стимул: положите перед крохой игрушку или любую, безопасную вещь, которую очень захочется ухватить (малышу, разумеется).

2.Сенсорное развитие.

Познакомьте малыша с разными текстурами, поверхностями и не забывайте проговаривать, что это, и какими свойствами обладает.

Для этого хорошо иметь игрушки из разных материалов или слингобусы.

Сейчас очень популярны натуральные, деревянные игрушки. И это здорово.

Особенно, ручной работы. Мастера используют ароматный можжевельник, покрытое маслом или необработанное дерево (оно отличается визуально и наощупь, и это то, что нам нужно).

Трогаете предмет ручкой малыша, и говорите:

Это деревянный (…). Дерево шероховатое, понюхай как пахнет.

Вы нарочито и смешно показываете, как нюхаете.

Всё, что вы проговариваете обязательно должно сопровождаться чёткой артикуляцией, мимикой и эмоциями.

3.Для раскрытия ладошек, очень полезно барабанить ручками по фитболу.

Положите малыша животом на мяч. Возьмите его ручки в районе локтей и ритмично постучите ладошками по фитболу.

4.Игра в «Ладушки» ( пока вы сами хлопаете и выполняете движения ручками малыша.

«Сорока» – это игровой вариант пальчиковой гимнастики. Вы сами загибаете пальцы малыша, приговаривая стишок.

5.Включите любимую музыку, но желательно не очень быструю.

Прижмите малыша к своему плечу, придерживайте головку, и покружитесь с ним под музыку. Делайте это неспешно, чередуйте стороны. Вальсируйте с крохой.

6.Если вы не занимались ползанием с рождения, не беда.

В 4 месяца вы с малышом бодрствуете на полу. И чтобы у ребёнка была мотивация для переворотов, ползания, – кладите игрушки на расстоянии вытянутой ручки малыша.

В этом плане очень хороши небольшие неваляшки. Очень привлекает внимание детей.

Так же можно положить малыша на живот и дать ему отталкиваться ножками от ваших рук.

7.Стройте рожицы. Наклонитесь к малышу поближе и погримасничайте. Можете показывать язык.

Детей это очень веселит, и со временем они пытаются повторять движения.

Каждый родитель лучше знает и чувствует своего малыша. Что нравится, что заставляет улыбаться.

Детям до года важнее всего физическое развитие, потому что «маленькому кабачку» необходимо освоить очень много навыков.

А для становления речи нужно как можно больше живого эмоционального общения. Повторяйте звуки, слоги, которые говорит малыш. Это побуждает его продолжать в том же духе.

В следующий раз, расскажу чем заняться с ребёнком после 6 месяцев.

Источник