Развитие ребенка по годам цвета различие
- 22 Апреля, 2019
- Дошколята
- Светлана Фунтова
Когда речь идет о развитии ребенка, большинство родителей становится, мягко говоря, зацикленными. Переживают по поводу того, когда малыш должен начать ходить, говорить, в каком возрасте дети должны знать цвета и формы. Такая характеристика, как цвет, не достаточно обособлена, поэтому ребенку требуется время на ее освоение. Благодаря следующим рекомендациям и представленным играм у любого родителя получится быстро научить чадо различать и называть оттенки.
Когда учить ребенка различать цвета
О том, что предметы имеют свой цвет, дети знают еще с младенчества. Однако они не могут этого поведать до тех пор, пока не научатся разговаривать. Следовательно, хорошо различать и называть цвета малыши способны только тогда, когда достигнут определенного уровня развития.
Педиатры и специалисты детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения как можно раньше, поскольку это способствует активной работе мозга и интенсивному накапливанию информации, которая впоследствии будет лучше усваиваться и применяться. Чтобы правильно подойти к вопросу обучения, родители должны знать, с какого возраста дети различают цвета:
- черный и белый – первые 1-2 месяца;
- желтый и красный – с 3-4 месяцев;
- зеленый и синий – с 4 месяцев;
- освоение пространства и понимание цвета, находящегося далеко, – 5-8 месяцев;
- в 9-12 месяцев ребенок видит все цвета на любом расстоянии, может отдавать предпочтения какому-либо оттенку.
Именно с четырехмесячного возраста малыш может различить яркие и тусклые оттенки, крупные и маленькие предметы. В это время ребенок уже четко ориентируется, есть цвет или нет. Мы разобрали, когда ребенок начинает различать цвета. Но когда же учить, как они называются?
Можно начинать запоминать оттенки детям в возрасте от двух лет, при этом многие малыши еще не разговаривают. Если в этом возрасте ребенок не способен сортировать предметы по форме, размеру и цвету, не стоит беспокоиться. При регулярных занятиях к трем годам малыш сможет называть предметы и давать им простейшее описание по цвету и форме. В пределах нормы, если он путается или ошибается.
По мнению психологов, у дошколят могут проявляться нарушения касаемо цветовосприятия. Поводом для беспокойства является то, что к 7 годам ребенок не научился различать цвета.
Рекомендации по знакомству с цветом
Психологи и воспитатели могут рассказать родителям, в каком возрасте дети должны знать цвета, и помочь с индивидуальными занятиями с конкретным малышом. В некоторых случаях дети не способны правильно различать оттенки до трех или четырех лет. Однако начиная с полутора лет можно пробовать задания на определение цветов.
Изучение цветов можно разделить на несколько этапов. Прежде чем приступать к изучению названий оттенков, нужно убедиться, что малыш может их различать.
В два года детям предлагают простые упражнения сортирования предметов по цвету. Начинают с 2-3 цветов, к примеру черного и белого, при этом важно, чтобы предметы были одинаковыми. То есть малыш должен пытаться разделить кружки 2 цветов, красную и белую фасоль и т. д. Кстати, это упражнение хорошо развивает моторику.
После освоения такой сортировки приступают к более сложным упражнениям. Одним из них является сортировка разноцветных предметов ложкой или пинцетом. Данное занятие подходит детям в возрасте от 3 лет, когда достаточно хорошо развита координация движений.
Этапы обучения цветам
Когда родители уверены, что кроха освоил основные цвета, приступают к изучению их названий. Педагогика по методу Монтессори предлагает обучение по трем этапам. Для этого понадобятся три предмета, отличных по цвету, но схожих по форме и размеру:
- Взрослый показывает предмет и называет цвета каждого из них.
- Затем спрашивает: где синий? Желтый? Красный?
- Взрослый берет предмет и спрашивает, какого он цвета.
Если ребенок отвечает неверно, значит, рано переходить к следующему этапу и нужно освоить предыдущую ступень.
Родители часто спрашивают, в каком возрасте дети должны знать цвета и выполнять этапы без ошибок. Считается, что ребенок в 3-4 года должен знать основные цвета и уметь их отличать и ассоциировать. Например, желтый ассоциируется с солнцем и цыпленком.
Игры для обучения
Мы рассмотрели, в каком возрасте дети должны знать цвета. Это 3-4 года. Чтобы малышу было проще освоить знания, педагоги предлагают играть в такие игры:
- Яркие коробки. Суть игры довольно проста: нужно взять две обувные коробки и оклеить цветной бумагой. Малышу предлагают собрать игрушки определенного цвета в соответствующую коробку.
- Пирамидка. Приобретают пирамиду с разноцветными кольцами и собирают вместе с ребенком. Нанизывая каждое кольцо, малыш проговаривает цвет. Эта игра поможет ребенку выучить не только цвета, но и понятия “больше”, “меньше”.
- Конструктор. Ребенку предлагают не обычное строительство, а сортировку блоков по цветам. Можно соорудить желтую дорогу, красные и зеленые дома, коричневые башни.
- Карточки. Данный метод лежит в основе развития для детей младшего возраста, разработан Гленом Доманом. Из цветной бумаги вырезают карточки и наклеивают на картон для плотности. Малышу показывают цвет и четко произносят его название. Преимуществом этой игры является то, что обучение можно начинать с раннего возраста. Позже, когда ребенок освоит речевые навыки, можно налаживать обратную связь и спрашивать названия цветов.
- Мозаика. В магазинах можно найти напольную мозаику, работая с которой ребенок научится определять цвет и разовьет мелкую моторику.
- Чудо-бабочки. Из цветного картона вырезают по четыре бабочки и цветка. Цветы раскладывают на столе, а бабочек дают ребенку. Затем озвучивают задание: «Посади желтую бабочку на желтый цветок, красную – на красный» и так далее. Со временем задачу усложняют, делая цветы и бабочек двухцветными.
- Волшебная радуга. Большой ватман расчерчивают на семь полос. Это будущая радуга. На каждую полосу приклеивают разные детали в виде кусочков ткани, листики, пуговки определенного оттенка.
Игрушки для изучения цвета
Уже в полтора года, когда дети начинают различать цвета, родителям стоит начинать знакомство.
В процессе обучения лучше всего использовать яркие игрушки и пособия. Некоторые из них уже были упомянуты: конструктор, мозаика, пирамида, однако есть и другие, не менее увлекательные игрушки:
- кубики;
- фрукты и овощи из пластика;
- мячи для сухого бассейна;
- цветные пуговицы;
- карандаши и раскраски.
Игра «Цветные дни»
Если вы уже знаете, во сколько лет ребенок должен знать цвета, и хотите начать обучение, предлагаем интересную игру. Она получила широкое распространение среди мам, смысл ее заключается в том, что в течение одного дня либо недели ребенок постоянно знакомится с одним цветом.
С помощью данного метода изучения цветов малыш быстро и без лишнего давления выучит оттенки. К примеру, в «зеленый день» ребенок играет с игрушками этого цвета и надевает одежду в зеленых тонах.
Как еще сконцентрировать внимание ребенка на определенном цвете:
- во время прогулки нужно обращать внимание малыша на предметы соответствующего дню цвета;
- лепить из пластилина фигурки или картинки такого оттенка;
- находить и играть с игрушками выбранного цвета;
- включить в рацион больше продуктов такого цвета;
- играть в цветное лото.
Другие игры для деток 4-5 лет
Мы выяснили, когда ребенок должен знать цвета. Это возраст 3-4 лет. Но закреплять полученные знания нужно и позже. Процесс обучения детей проходит легче и интересней, если превратить его в игру. Представленные игры не только понравятся ребенку, но и позволят выучить цвета:
- “Путаница”. Для игры понадобятся несколько цветных ручек с колпачками либо фломастеры. Задача – подобрать к каждой ручке соответствующий колпачок. Взрослый может намерено перепутать цвета, малыш непременно заметит и исправит ошибку.
- “Лишний”. Ребенку дают несколько предметов одного цвета и один – другого, к примеру 5 желтых кубика и один зеленый. Малыш должен показать лишний кубик и назвать его цвет. Для детей постарше усложняют игру, предоставляя двухцветные предметы.
- “Пара”. Эта игра особенно нравится детям. Ребенку предлагают найти пару предмету соответствующего цвета. К примеру, колеса для машины, крышу для домика. Есть и другая вариация игры: перед ребенком выкладывают неправильно скомпонованные в пары носочки или ботинки, вырезанные из цветной бумаги, и просят исправить ошибки.
Карточки Домана
Один из самых простых и эффективных способов научить ребенка отличать цвета – это использовать карточки Домана. Молодым родителям не нужно будет тратить много усилий и времени на обучающий процесс, результат будет заметен в кратчайшие сроки. Тем не менее время от времени его нужно закреплять.
Что делать, если малыш путается?
Зачастую, несмотря на все усилия родителей развить у ребенка цветовосприятие, все заканчивается впустую. Кроха продолжает путать цвета или вовсе забывает их названия. Тогда родители обращаются к специалистам с вопросом, в каком возрасте ребенок различает цвета и как решить проблему.
Причины, почему это случается у детей, могут быть самые разные. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
- Каждый ребенок развивается по-разному. Один малыш в полтора года складывает предложения, другой в два с половиной года молчит. Нельзя сравнивать всех детей, каждый индивидуален.
- Позднее обучение. Чем раньше начать процесс обучения с малышом, тем быстрее он осилит базовую информацию.
- Дальтонизм – это довольно редкое заболевание, которое свойственно только мальчикам. Если ни один из родителей не страдает этой болезнью, маловероятно, что она проявится у ребенка.
Одни дети легко запоминают цвета, другие – форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, проведенное вместе.
Источник
Способность видеть окружающие предметы является врожденной. Однако с первых самых месяцев жизни человек, ввиду особенностей развития зрительной системы, не может четко распознавать окружающую среду. Из-за недостаточно сформированных зрительных центров он видит все размыто, словно в тумане.
Завершающие этапы развития зрения ребенка и формирования глаз происходят лишь в семилетнем возрасте. Несмотря на это, уже с первых минут жизни малыш адаптируется ко всему новому в пространстве. Так, можно наблюдать, что дети реагируют на свет (например, при ярком освещении они щурятся).
Органы зрения постепенно развиваются с первых месяцев жизни. Крупные предметы ребенок начинает различать спустя 30 дней с момента рождения. Явная способность к отслеживанию перемещения объектов (например, детских погремушек) у детей младенческого возраста наблюдается спустя 3-4 месяца. Когда ребенку исполняется полгода, он вполне осознанно уже может наблюдать за менее габаритными предметами.
Какие цвета ребенок начинает видеть первыми?
Зрение у грудничка формируется за счет развития светочувствительных рецепторов, расположенных в сетчатке. Благодаря их возможности преобразовывать световые волны в импульсы, картинка проецируется в головном мозге. Передача данных происходит посредством зрительного нерва. Примерно спустя три месяца от рождения этот процесс начинает активизироваться, видеть ребенок дальше будет все лучше. За восприятие цветов отличают рецепторы сетчатки, в которых содержатся такие пигменты, как хлоролаб, эритролаб и родопсин.
Считается, что первым в своей жизни малыш сможет различить красный цвет.
Научно это объясняется тем, что именно он обладает наибольшей спектральной волной (это значение колеблется в пределах 620-760 нанометров). Поэтому родителям советуют в первые месяцы после рождения грудничка покупать ему игрушки красного цвета. Желтый — второй цвет, который сумеет распознать малыш. Рекомендуется, чтобы в первые 6 месяцев жизни ребенок контактировал с вещами этих двух оттенков. Чтобы этапы зрительного развития происходили правильно, малышу достаточно 4-5 игрушек разного размера и формы. В таком случае он сможет сосредоточиться, начнет постепенно изучать текстуру. Не следует предлагать малышу сразу большое количество предметов разных оттенков. Разнообразить ассортимент можно спустя месяц, когда ребенок через осязание и зрительный контакт поймет, что все окружающие его предметы имеют разную форму и цвет.
К 6-месячному возрасту ребенок окончательно сможет различать теплые тона. Затем его зрение начнет расширяться — постепенно малыш увидит цветовую гамму зеленого спектра. Синие цвета и оттенки грудничок сможет воспринимать примерно к 8-9 месяцам. Таким образом, до года маленькие дети могут безошибочно определять четыре основных цвета — красный и желтый, зеленый и синий. В годовалом возрасте малыш сможет уже указывать на те предметы, которые ему называют (например, синий шар или красный квадрат). По мере того как грудничок будет преодолевать речевого развития этапы, он сможет понимать и другие оттенки (фиолетовый, малиновый, розовый и пр.).
Могут ли цвета влиять на детей?
Ученые полагают, что ребенок реагирует на окружающие его цвета по-разному. Например, есть оттенки, которые успокаивают, а также те, которые, наоборот, раздражают.
К спокойным цветам относятся: синий, голубой и их производные (фиолетовый, сиреневый). Считается, что такие тона способны успокоить грудничка, создать в детской умиротворенную атмосферу, способствующую крепкому и спокойному сну.
Схожими свойствами обладает зеленый цвет. Однако, несмотря на положительные характеристики этого оттенка, не рекомендовано окружать грудничка большим количеством зеленых объектов и предметов: умеренное их число принесет пользу, а избыток — может вогнать в тоску.
Красный цвет способствует концентрации внимания. Поэтому ребенок хорошо реагирует на игрушки и вещи такого типа. Однако использовать красный при оформлении интерьера детской комнаты не рекомендуется, поскольку это может спровоцировать у ребенка раздражительность. Для этого лучше выбрать пастельный желтый или оранжевый цвет.
Как улучшить цветовое восприятие ребенка?
Педагоги и врачи советуют как можно чаще общаться с маленьким ребенком, проговаривать вслух и объяснять все происходящее вокруг, при этом называя основные цвета.
Желательно придавать общению игровую форму, максимально заинтересовывать малыша, но не давать ему переутомляться. При правильном, ответственном и умеренном подходе родителей к вопросу развития ребенок начинает быстро учиться не только различать цвета, но и лучше понимать мир. Если родители замечают, что, несмотря на регулярные занятия с ребенком, он продолжительное время не может распознавать цвета и их оттенки, это должно стать поводом для обращения к врачу.
Как наладить зрительный контакт с грудничком?
Привлечь внимание малыша помогут следующие рекомендации:
- Замечено, что в вертикальном положении (даже в первые дни жизни) новорожденный лучше фокусирует взгляд. Соответствующее расположение поможет родителям войти в контакт с ребенком, привлечь внимание малыша.
- При контакте с ребенком важно соблюдать расстояние (оно не должно быть меньше 20 сантиметров). Показывать предметы следует медленно, не стоит спешить — ребенок должен успеть сосредоточиться.
- Вешать игрушки в кроватке у грудничка в первые месяцы жизни следует не перед его лицом, а немного сбоку, левее или же за ножками.
Считается, что в младенческом возрасте дети больше изучают мужские черты лица, поскольку они крупнее и отчетливее женских. Поэтому малыши с большой охотой смотрят на своих пап. При этом важно взрослым следить за речью — она не должна быть чересчур громкой и пугающей. Привлечь внимание малютки поможет живая мимика и улыбка.
На сайте Очков.Нет представлен большой ассортимент средств контактной коррекции. У нас Вы сможете выгодно заказать продукцию от мировых брендов, а именно Acuvue, OKVision и пр.
Источник
Вот и остался позади первый год жизни малыша. Вы наверняка старались запомнить его таким. Малыш уже сделал первые шаги, у него прорезались зубки и, наконец-то, ночи перестали быть такими бессонными. Но на этом его развитие не заканчивается. Впереди вас ждет увлекательное путешествие под названием «родители». Теперь только от вас зависит, каким вырастет ваше чадо. К этому вопросу необходимо подходить во всеоружии. Вы новичок в этом деле? Тогда это небольшое погружение в мир ребенка специально для вас!
1 год: «Покоритель высот»
- На этом этапе своего развития малыш всячески пытается забраться на любую возвышенность. С помощью стула ребенок с легкостью покоряет, к примеру, стол. Для него это настоящий «Эверест».
- Все-таки уверено ходить ребенок начинает ближе к двум годам. Пока что он опирается на всевозможные предметы. Это придает малышу уверенности. Стоит ему на время отвлечься и стоять удается без поддержки. Это так называемые страхи, о которых он вскоре позабудет.
- Игры стали совсем иными. Малыша больше не привлекает звук погремушек. Теперь он всеми способами пытается разобрать на части игрушку, но если ему это не удастся, то она будет брошена на пол с разочарованием.
- В этом возрасте малыш остро нуждается в смене впечатлений. Он пока не может долго зацикливаться на одном, поэтому быстро утомляется. Но благодаря сну, ребенок отлично восполняет свой запас энергии.
- Пока кроха еще не научился выговаривать слова и предложения. Он отлично их понимает и при необходимости воспроизводит жестами и мимикой.
- Характерной чертой годовалого ребенка является ярко выраженная самостоятельность. Он не учитывает ваше мнение и сам решает куда пойти и какую игрушку выбрать.
- Не смотря на всю эту волю в характере, ребенок все равно остается «малышом». Ему также необходима родительская опека и забота. Даже в момент разгрома игрушек, кроха должен чувствовать вас рядом.
Как можно раньше приучайте детей к общению со сверстниками. Это поможет адаптироваться в социальном мире. Малыши будут общаться «на своем языке», обмениваться опытом и делиться любимыми игрушками.
2 год: «Художник»
- Ваш малыш совсем окреп, он без труда может слезть с дивана, ходить без опоры и не держаться за вашу руку. Теперь он умеет еще и бегать.
- У ребенка развиваются творческие способности. Чертить на бумаге, да еще и за столом – дело утомительное. Ведь можно взять фломастеры и разукрасить бережно наклеенные обои.
В этом случае, вы можете найти на просторах интернета простой способ изготовления «мольберта» для детей. Малышу он обязательно придется по душе.
- В два года мальчишки отлично ладят с мячом. Они могут его пнуть и даже закатить в ворота или попасть в корзину. А девочки обычно предпочитают более спокойное занятие. Они переодевают куклу, играют с тематическими наборами.
- На вопрос «как тебя зовут» в этом возрасте малыши могут дать внятный ответ. Они хорошо знают своё имя. С вашей помощью ребенок на пальчиках покажет сколько ему лет.
- В своем развитии малыш почти не уступает взрослому ребенку. Он сам снимает обувь на липучках. Помогает маме с уборкой, пробует чистить зубки и может одеться без помощи.
- Теперь необходимо внимательнее за ним следить. Малыш легко открывает двери, даже сложные ручки ему не помеха.
- Обратите внимание на то, как малыш различает цвета. В этом возрасте он знает от четырех до восьми наименований. По просьбе ребенок покажет нужный цвет и сможет выговорить его название.
3 год: «Выдумщик»
- Период взросления не стоит на месте. Вашего малыша уже сложно назвать карапузом. Он поменялся внешне и физически. Теперь ребенок больше напоминает «взрослого», нежели кроху. На смену пухлым щечкам приходят явно выраженные скулы. Очертания лица более выразительные. Тело начинает формироваться и больше не напоминает «овал».
С этого года детей обычно отдают в детский сад. Там ребенок адаптируется к жизни «вне дома». Формируется его личность, и он учится защищать себя сам. Нет, это не школа выживания, а наоборот поприще для развития.
- В трёхлетнем возрасте дети отлично справляются с ездой на велосипеде. Также ребенок может встать на лыжи, играть в футбол и заниматься в танцевальных секциях. Конечно, это не будет на уровне профессиональной подготовки, но базовые знания ему очень пригодятся в будущем. К тому же, у вас будет много времени, чтобы понять, к чему склонен ребенок. Ведь главное — это не забывать о его уникальности.
- Настало время, когда нужно как можно больше времени уделять развитию ребенка. Это могут быть и познавательные книжки, где вы с ребенком в картинках изучаете животных или учитесь считать. К чтению тоже есть задатки. Но к этому делу необходимо приложить максимум усилий. Обычно в три года детей не так привлекают буквы, как яркие картинки.
- Первые стихотворения и разучивания песен даются ребенку легко. Его память уже долгосрочная и появилась усидчивость.
- С каждым днем вы будете все больше удивляться тому, как излагает свои мысли ребенок. Он интересуется всем тем, что видит. Задает много вопросов и ждет на них разумные ответы.
- Теперь ребенок может сам рассказать вам какую-либо историю. Причем в своем представлении и со своей правдой. Здесь он учится обманывать.
Следите за тем, чтобы малыш не «перегибал палку» в своих творческих начинаниях. Если он с малых лет привыкнет много выдумывать, то в школьное время могут возникнуть сложности. Научите его отличать «сказки» от «историй» и «рассказов».
4 год: «Учёный»
- В четырехлетнем возрасте ребенок уже способен к тому, чтобы уметь считать до десяти, отличать право от лево, понимать геометрические фигуры. На этом этапе его развития необходимо много заниматься. Это могут быть не утомительные занятия, а уроки в форме игры. Так ребенок будет больше увлечен процессом.
- Логическое мышление только сейчас приобретает форму. Малыш должен научиться комбинировать, например, назвать одним словом кошку, собаку и корову. Его сосредоточенность на одном деле не должна быть меньше пяти минут. Ребенок в этом возрасте может ответить на множество простых вопросов: для чего нужна ручка на двери, почему мы пьем из кружки и тд.
Поиграйте с ним в ассоциации. Вы называете слово — вода, а он отвечает – стакан.
- В лексиконе ребенка уже более тысячи слов. Он формирует длинные предложения. Обучите его названиям профессий и их обозначениям. Обязательно проверьте, знает ли он свой возраст, имя и место проживания.
- Ваш ребенок совсем взрослый и может пересказывать сказки. Его речь понятна не только вам, но и окружающим.
Если в речи ребенка есть недочеты, плохо выговариваются определенные слоги или буквы, то не оставляйте это без внимания, а обязательно посетите логопеда. Так вы сформируете его речь еще до развития проблемной стадии.
5 год: «Мыслитель»
Пятилетний ребенок способен воспринимать большой поток информации, у него очень развита активность к познанию. Но не стоит слишком его перегружать. Это может сказаться на желании учиться чему-то новому. Пусть информация поступает частично, тогда она лучше усвоится и зафиксируется в его памяти.
Не заставляйте ребенка учиться, он пока еще не совсем готов к активной учебе. Это период, когда ваше чадо стоит между детским и школьным возрастом. Его желание к наукам и получению информации должно возникнуть само в подсознании. Он должен понимать, что это его собственный выбор.
- В этом возрасте ребенок способен рисовать геометрические фигуры, собирать несложные пазлы без посторонней помощи и различать цвета с оттенками. Некоторые дети в пять лет умеют читать по слогам.
- Логика довольно своеобразна. Ребенок полагается на свой небольшой жизненный опыт. Со временем его мнение кардинально изменится, а пока дайте полёт его фантазиям.
- Старайтесь читать с ребенком больше энциклопедий, познавательной литературы. Пусть это будет мир животных или начальные сведения о географии.
- Словарный запас ребенка настолько разнообразен, что он не путается в выражениях. Его концентрация внимания уже составляет более 15 минут. Очень важно больше общаться с ребенком. Вы должны задавать ему вопросы, получая на них правильные ответы и наоборот.
6 год: «Дошкольник»
Этот год для ребенка психологи считают переломным. В вашей заботе и внимании он нуждается больше, нежели раньше.
- В шесть лет у ребенка меняется психическое восприятие окружающей его действительности. Он уже на пороге школьного возраста, но пока не имеет навыка организованности.
- У него развивается музыкальный слух. Ребенок чувствует ритм и может напеть любимую композицию.
- В этом возрасте очень важно начать подготовку к школе, чтобы в дальнейшем ему было легче воспринимать большой объем информации.
Самое продуктивное занятие с ребенком — это наглядное обучение. Картинки и яркие слайды позволят наиболее эффективно запомнить необходимые факты. Ребенок в этом возрасте визуализирует, и ему важно видеть все своими глазами.
- В шесть лет дети уже не играют с простыми машинками или куклами. Их действия сопровождаются ролевым смыслом. Они придумывают целую историю развития событий, а затем реализуют ее со своими сверстниками.
- Ребенок уже хорошо умеет слушать, его выносливость повысилась и теперь он может ходить на большие расстояния, не хныкая и не жалуясь на усталость.
- Его словарный запас достиг 5 тысяч слов. С ним можно разговаривать долго и на различные темы.
- Теперь ваше чадо полностью готово для вступления в ряды школьников.
Ваш ребенок совсем уже взрослый. Он прошел большой путь от младенца до сформировавшейся личности со своим мировоззрением. За это время менялся его рост и вес. Ниже представлены средние показатели, на которые вы можете ориентироваться.
Источник