Развитие ребенка по геометрическим фигурам
В данной теме мы рассмотрим правила изучения геометрических фигур для детей.
Одна из самых важных задач для любой мамы – это ознакомить своего малыша с внешней средой. Знания о формах предметов дают малышу представление об окружающем мире. Изучение основ геометрии с ранних лет необходимо для развития логики, ориентирования в пространстве и математического мышления. А это, в свою очередь, позволит ребенку в дальнейшем легче изучать точные науки. Но учить геометрические фигуры с малышами нужно правильно, о чем сегодня мы с вами и поговорим.
Как учить геометрические фигуры с детьми: азы, базовые правила, игры
Уже начиная с первого года жизни кроху можно знакомить с различными формами и фигурами. Это не значит, что ребенка нужно сразу загружать геометрией, но постепенно показывать на примере окружающих предметов разные фигуры не помешает. Чтобы было легче, сначала нужно изучить только одну геометрическую фигуру, а когда ребенок ее запомнит, то приступать к следующей форме.
Важно: Уже в возрасте 2-3 лет малыши способны запомнить около 6 простых геометрических фигур. А начинать знакомить малыша с различными формами можно уже с раннего возраста в непринужденной разговорной форме. Но не стоит паниковать, если ваш малыш в этом возрасте не владеет основными объектами. Ведь не только цикличность занятий, но индивидуальность малыша играет роль в этом вопросе.
Начинайте с простых основ
Примитивные знания о геометрии позволят малышу:
- развивать свое пространственное мышление и аналитические способности;
- расширять свой кругозор и словарный запас;
- разрабатывать свои творческие способности, что может пригодиться в будущем. Например, если ребенок решит стать художником или архитектором. Да даже просто в школе ему будет легче улавливать информацию;
- проводя примеры сходства геометрических фигур с предметами, которые окружают ребенка, происходит тренировка ассоциативного мышления. И малыш учится проводить аналогию;
- многие игрушки основаны на умении различать геометрические фигуры, что, в свою очередь, влияет на общее развитие малыша;
- если малыш хорошо освоит базовые знания в раннем возрасте, то более сложные фигуры ему будет гораздо проще изучать в дальнейшем.
Такие игры невероятно полезны малышам
С чего начать изучение геометрических фигур?
- Естественно, ребенок в возрасте 1-2 года вряд ли сможет понять, чем отличается трапеция от квадрата и прямоугольника. Поэтому стоит начать с самых простых азов. Лучше всего в первую очередь ознакомить малыша с кругом, треугольником и квадратом. Только после того, как малыш научится самостоятельно их отличать, тогда уже приступайте к знакомству с более сложными формами.
- Один из самых простых и доступных способов выучить с малышом геометрические фигуры, который не требует специальных приспособлений – это показывать формы на примере бытовых предметов. Например, тарелка – круглая, то есть это круг. А вот книга – прямоугольная, кубик – квадратный, значит, они отражают соответствующие фигуры, и продолжаете в таком же духе. Со временем расширяете свои границы и затрагиваете не только мебель в доме, но и предметы на улице или детской площадке.
- Для деток до 1,5 лет такие разговоры с мамой – это отличный источник изучения окружающего мира. Поэтому даже если вам кажется, будто малыш не обращает на это внимания и не запоминает, не прекращайте периодически повторять. Любая информация при повторении обязательно запомнится малышу, даже если сразу он не сможет ее повторить.
Важно: В такой непринужденной форме малыш сможет постепенно запомнить обычные фигуры. Но не стоит слишком давить на малыша, т.к. можно отбить желание обращать на это внимание.
Каждый окружающий нас предмет имеет определенную форму
Учим геометрические фигуры с ребенком в 1-2 года
Когда малыш становится старше, он начинает увлекаться различными играми, рассматривать с интересом книги, рисовать и т.д. И в процессе таких занятий также можно ненавязчиво обучать ребенка различным геометрическим формам. Рассмотрим самые главные тренировки для изучения геометрических фигур.
- Рисование занимает первую ступень. Для этого понадобятся карандаши (фломастеры, краски, мелки и т.д.) и альбом. В то время, когда малыш старательно рисует свои «каляки-маляки», мама может взять карандаш другого цвета и рядышком нарисовать любую геометрическую фигуру, назвав ее.
- Эту фигуру можно не закрашивать, а предложите малышу заштриховать ее или заполнить аппликацией вместе с вами. Так будет не только интересней, но и позволит развить у крохи творческие способности.
- Плакат на стене. На листах формата А4 нарисуйте различные фигуры и украсьте ими детскую комнату. Это позволит не только оживить интерьер, но и привлечет внимание малыша. Периодически спрашивайте у ребенка, привлекая его внимание к фигурам: «А где квадрат?», «А покажи мне круг» и т.д.
Сделайте с ребенком плакат в его комнату на основе фигур и цветов
- Геометрическое лото. На листе бумаги нарисуйте 3-4 фигуры в двух экземплярах, один из которых вырежьте. Можно использовать готовые фигурки из сортера. Напомним, что это игра сортировочного характера по различным критериям.
- Предложите ребенку выложить на геометрическое поле вырезанные фигурки, чтобы они соответствовали нарисованным формам. Первое время стоит рисовать фигуры однотонным, неярким цветом, т.к. разные краски могут отвлекать внимание малыша. А при спокойных оттенках он будет ориентироваться только на форму.
- Игра сортер, безусловно, очень развивает освоение геометрических фигур. Можно даже сказать, что это один из самых простых способов изучить геометрические фигуры с малышом. При выборе игрушки необходимо ориентироваться на возраст малыша, и выбирать более простые фигуры, а не различные сердечки и полумесяцы.
- В случае если у вас уже сеть сортер с большим выбором форм, то на первое время стоит отобрать более легкие фигуры и играть только с ними, чтобы лишний раз не путать малыша и не отвлекать его внимание. Подобные занятия позволяют малышу не только укрепить знания из геометрии, но и отлично развивают мелкую моторику рук.
Чаще раскладывайте и сортируйте фигуры по цветам и формам
- Игрушка-вкладыш — это логическая игра, в которой нужно вкладывать различные фигуры в соответствующие вырезы. Она может быть приобретена в магазине по различным вариантам, а можно ее и смастерить собственными руками.
- Клеим разные материалы и учимся с ними работать. Сам процесс работы с клеем очень интересен для деток, а в процессе можно изучать различные фигуры. Сначала можно раскладывать фигурки в хаотичном порядке, при этом проговаривая их называния, а уже ближе к 2 годам ребенку легче будет выстраивать различные аппликации.
Важно: Даже если малыш на ваш взгляд освоил основные геометрические фигуры, не стоит прекращать повторять с ним изученный материал. Развивающие игры можно постепенно усложнять: добавлять фигуры, цвета, размеры и т.д. А параллельно нужно проговаривать формы окружающих предметов, например, просить малыша принести круглое зеркало, прямоугольную книгу или юбку с квадратными карманами и т.п.
Повторяйте пройденный материал
Изучаем геометрические фигуры с ребенком в 2-3 года
Когда малыш подрастает, он начинает уже лучше запоминать и может повторить изученный материал. Поэтому и игры должны быть более сложными. В таком возрасте детки уже знают цвета и умеют ориентироваться в размерах, поэтому для изучения геометрических фигур подходят следующие занятия.
Важно: Как только малыш начинает ориентироваться и различать фигуры, можно усложнять занятия. Но не забывайте – что элементарные и простые, на первый взгляд, вещи для ребенка могут оказаться сложными и неизвестными. Поэтому, ни в коем случае, не стоит давить на кроху, если он не так быстро запоминает новый материал, как бы вам этого хотелось.
- Рисование с трафаретами. Поначалу можно просто предложить ребенку закрасить трафарет, а уже после просто обводить. Причем трафареты фигур могут быть как с внутренней стороны, так и с внешней гранью.
- Игры с иллюстрациями. Для этого можно использовать книги с изображениями обычных предметов. Можно предложить малышу отыскать на картинке предметы, которые по форме напоминают ту или иную геометрическую фигуру. Например, дать задание ребенку найти на картинке все треугольные или квадратные предметы.
Подобные конструкторы отлично помогают в обучении
- Найди лишнее. Можно взять, например, несколько картинок с квадратными предметами, и одну – с треугольным изображением. Малыш должен выбрать, какая картинка отличается от других вариантов. Для усложнения уровня можно узнать, почему он выбрал именно данное изображение.
- Разложи правильно. Для начала можно взять 2 фигуры по 3-4 картинки, далее предложите ребенку разложить их в две стопки по соответствующим фигурам. Не стоит усложнять сразу задачу малышу, а постепенно увеличивайте количество картинок.
- Из обычного картона можно нарезать различных цветов и размеров геометрические фигуры, а после — предложить малышу отсортировать их. Например, большие синие треугольники – в одну кучу, а маленькие красные кружочки – в другую сторону. Такое занятие укрепит знания цветов и позволит ребенку лучше ориентироваться в размерах.
- Объемное мышление поможет изучить самый обычный конструктор или кубики. К тому же постройки бывают совершенно разных форм и цветов, что, в свою очередь, отлично развивает фантазию у детей.
- Найди сокровище. Такая игра подходит для деток возрастом от 2-2,5 лет. Для нее понадобится миска с любой крупой, в которой спрячьте различные геометрические фигурки. Когда малыш будет их находить, обязательно должен давать название найденному предмету. Такая игра не оставит равнодушным ни одного ребенка.
Не останавливайтесь на достигнутом
Кроме вышеперечисленных способов изучения геометрических фигур существует множество других методов и игр.
Важно: Чтобы малыш с легкостью запоминал новый материал его нужно заинтересовать, подключить фантазию. Поэтому не стоит ограничиваться только обычным рисованием. Для изучения любой фигуры очень важен тактильный контакт – лепка из пластилина или теста, вырезание, работа с клеем. Кроме этого, рисовать, изучая фигуры и прочие предметы, можно мелком на асфальте, палочкой на песке. А также не забывайте выкладывать в песочнице геометрические формы из желудей или камешков.
Геометрические фигуры для детей: карточки, раскраски
ФормыПовторяемРаскрась-каПроведите ассоциацииНайти фигуруРазукрась нужным цветом
Способов изучения геометрических фигур с малышом очень много. Главное – не забывайте хвалить малыша за его труды, старания и достижения. Это будет придавать ребенку дополнительный стимул расширять свои знания.
Видео: Как учить геометрические фигуры с детьми?
Источник
Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. В этой статье мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.
В каком возрасте можно начинать изучать геометрические фигуры?
Многих родителей посещает вопрос, нужно ли маленьким детям знакомиться с геометрическими фигурами. Специалисты считают, что занятия в игровой непринужденной форме оптимально начинать с 1,5 лет. До этого возраста уместно проговаривать ребенку названия форм предметов, с которыми малыш встречается в реальной жизни (например, «тарелка круглая», «стол квадратный»).
Знакомя ребенка с геометрическими фигурами, ориентируйтесь на его реакцию. Если малыш начал проявлять к ним интерес в раннем возрасте (играя с сортером или рассматривая картинки), поощряйте его любопытство.
В 2 года малыш должен уметь различать:
- Круг;
- Квадрат;
- Треугольник.
К 3 года к ним можно добавить:
- Овал;
- Ромб;
- Прямоугольник.
В более старшем возрасте ребенок может запомнить такие фигуры, как трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда, полукруг. Также дети, посещающие Монтессори-центр «Созвездие», с интересом знакомятся с геометрическими телами.
Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?
Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.
Для знакомства с формами можно использовать объемные фигуры. Это могут быть делали конструктора, сортера, шнуровки, рамок-вкладышей. Так как в раннем возрасте наиболее развит наглядно-действенный тип мышления, то различные действия с фигурами помогут лучше их запомнить.
Как дети разного возраста воспринимают геометрические фигуры
Операции, которые ребенок может производить с геометрическими фигурами, и то, как он воспринимает формы, зависят от возраста малыша. В соответствии с возрастными особенностями, можно выделить следующие этапы обучения:
- На втором году жизни малыш способен зрительно распознавать знакомые ему фигуры и сортировать предметы по форме.
- В 2 года ребенок может найти нужную фигуру среди ряда других геометрических фигур.
- К 3 годам малыши могут называть фигуры.
- В 4 года ребенок способен соотносить объемную фигуры с плоским изображением.
- В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) можно начинать изучение геометрических тел (шар, куб, пирамида). Также в этом возрасте ребенок может анализировать сложные картинки, состоящие из множества фигур.
В независимости от возраста малыша старайтесь обращать его внимание на формы окружающих предметов и сопоставлять их с известными геометрическими фигурами. Это можно делать дома и на прогулке.
Игры для изучения геометрических фигур
Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:
- Сортировка. Игры с сортером можно начинать уже с 1 года. Предложите малышу найти для фигуры ее окошко. Так ребенок будет не только запоминать геометрические фигуры, то и развивать мелкую моторику, мышление и пространственные представления, ведь чтобы деталь попала в отверстие, нужно повернуть ее под правильным углом. Сортировать можно и любые другие предметы, например, элементы конструктора, блоки Дьенеша или счетный материал.
- Рамки вкладыши. По сути, это пособие аналогично сортеру. Для каждой геометрической фигуры необходимо найти ее место.
- Геометрическое лото. Для игры понадобится поле с изображением геометрических фигур и раздаточные карточки с каждой фигурой в отдельности. Маленькие карточки ребенок может доставать из сундучка или мешочка, а затем искать их место на игровом поле. Эта игра также отлично тренирует внимание малыша.
- Геометрическая аппликация. Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте из них картинку (например, из треугольников можно сделать елочку, из квадрата и треугольника – домик).
- Рисование (в том числе, при помощи трафаретов).
- Лепка.
- Выкладывание фигур из счетных палочек.
- Геометрическая мозаика.
- Шнуровки с геометрическими фигурами.
- Игры с карточками.
- «Угадай на ощупь».
- Активные игры. На асфальте мелом нарисуйте геометрические фигуры. Попросите малыша представить, что фигуры – это домики, в которые надо забежать по сигналу. Далее Вы называете геометрическую фигуру, а ребенок бежит к ней.
Кроме того, для изучения геометрических фигур можно использовать развивающие мультфильмы. Вот один из них:
Выводы
Обучение основам геометрии в дошкольном возрасте является важной частью формирования у ребенка математических и сенсорных представлений. Знакомство с фигурами должно происходить постепенно (сначала простые фигуры – круг, квадрат, треугольник). Чтобы малышу было интересно, занимайтесь изучением геометрических фигур в игровой форме. Вашими помощниками в этом могут стать такие развивающие пособия, как рамки-вкладыши, мозаики, лото, сортеры, наборы геометрических фигур и тел, трафареты. Изучать геометрические фигуры можно и на улице: просто проговаривайте с ребенком, что вы видите вокруг и на какие фигуры похожи эти предметы. Тогда малыш обязательно научится различать геометрические фигуры и запомнит их названия.
Заключение
Для всестороннего и гармоничного развития каждого малыша в детском центре «Созвездие» специально создана Монтессори-среда. В процессе свободной работы в ней дети не только знакомятся с основами геометрии, но и развивают свои познавательные процессы, мелкую моторику, учатся писать, читать, считать. Кроме этого Монтессори-среда дает ребенку возможность в полной мере проявить самостоятельность и ответственность. Будем рады видеть Вас и Вашего малыша у нас в центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник
анна билык
Методика формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предметов
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
А. Маркушевич
Одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе является формирование у них элементарных математических представлений, навыков и умений. Умение правильно определять величину, форму, пространственное положение предметов – одна из составляющих частей фундамента математического развития дошкольника. Освоение детьми основного образовательного содержания курса «Геометрические фигуры и тела» осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольника вида деятельности – в игре. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.
Методика формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет в группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера.
Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название. На занятиях детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой.
На первом занятии первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий.
Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.
В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т. п.).
На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры:
У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.
Чтобы уточнить представления детей о том, что геометрические фигуры бывают разного размера, им показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные геометрические фигуры. К каждой из них дети подбирают аналогичную фигуру, как большего, так и меньшего размера. Сравнив величину фигур (визуально или приемом наложения, дети устанавливают, что фигуры одинаковы по форме, но различны по размеру. В следующем упражнении дети раскладывают по три фигуры разного размера в возрастающем или убывающем порядке.
На следующем занятии дети получают уже неодинаковые наборы фигур. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фигуры и сколько их. При этом целесообразно упражнять детей и в сравнении количества фигур: «Каких фигур у тебя больше, а каких меньше? Поровну ли у вас квадратов и треугольников?» и т. п. В зависимости от того, как скомплектованы геометрические фигуры в индивидуальных конвертах, между их количеством может быть установлено равенство или неравенство.
Выполняя это задание, ребенок сравнивает количество фигур, устанавливая между ними взаимно однозначное соответствие.Приемы при этом могут быть разные: фигуры в каждой группе располагаются рядами, точно одна под другой, или располагаются парами, или накладываются друг на друга. Так или иначе, устанавливается соответствие между элементами фигур двух групп и на этой основе определяется их равенство или неравенство.
С новыми геометрическими фигурами детейзнакомят путем сравнения с уже известными:
прямоугольник с квадратом,
шар с кругом, а затем с кубом,
куб с квадратом, а затем с шаром,
цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом.
Как уже отмечалось, основной задачей обучения детей 5-6 лет является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Детям даются известные им фигуры, и предлагают руками обследовать границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем эти фигуры отличаются друг от друга и что в них одинаковое. Они устанавливают, что у квадрата и прямоугольника есть «уголки», а у круга и овала их нет. Воспитатель, обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает на прямоугольнике и квадрате углы, вершины, стороны фигуры. Вершина – это та точка, в которой соединяются стороны фигуры. Стороны и вершины образуют границу фигуры, а граница вместе с ее внутренней областью – саму фигуру.
На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу – стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры.
Угол (плоский) – геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами, выходящими из одной точки (вершины).
Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом обвести ее границу, стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур. Сравнивая квадрат с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга – окружность.
Программой воспитания и обучения в ДОУ предусматривается познакомить старших дошкольников с четырехугольниками. Для этого детям показывают множество фигур с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе.
Предложения детей «четырехсторонние», «четырехугольные» нужно одобрить и уточнить, что эти фигуры называются четырехугольниками. Такой путь знакомства детей с четырехугольником способствует формированию обобщения.Можно использовать следующие варианты упражнений на группировку четырехугольников:
отобрать все красные четырехугольники, назвать фигуры данной группы;
отобрать четырехугольники с равными сторонами, назвать их;
отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет;
слева от карточки положить все четырехугольники, а справа не четырехугольники; назвать их форму, цвет, величину.
Полезно применять и такой прием: детям раздаются карточки с контурным изображением фигур разного размера, и формулируется задание подобрать соответствующие фигуры по форме и размеру и наложить их на контурное изображение. Равными фигурами будут те, у которых все точки совпадут по контуру.
Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами проходит в два этапа.
На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов.
Таким образом, удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Для игр и упражнений подбираются предметы с четко выраженной основной формой без каких-либо деталей (блюдце, обруч, тарелка – круглые; платок, лист бумаги, коробка – квадратные и т. п.). На последующих занятиях могут быть использованы картинки, изображающие предметы определенной формы. Занятия следует проводить в формедидактических игр или игровых упражнений: «Подбери по форме», «На что похоже?», «Найди предмет такой же формы», «Магазин» и т. п. Далее выбирают предметы указанной формы (из 4-5 штук, группируют их и обобщают по единому признаку формы (все круглые, все квадратные и т. д.)
На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка и т. д.). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предмет из частей. Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками, мозаикой лучше проводить вне занятия.
Следующая задача – научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников – прямоугольник. Затем из двух-трех квадратов, сгибая их разными способами, получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).
Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составляться изображения предметов.
Одна из задач старшей группы – познакомить детей с многоугольником,его признаками: вершины, стороны, углы. Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.
Детям показывают модель круга и новую фигуру – пятиугольник. Предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Фигура справа отличается от круга тем, что имеет углы, много углов. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу. Этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником. Для уточнения знаний о многоугольнике могут быть даны задания по зарисовке фигур на бумаге в клетку. Затем можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у квадрата и получится восьмиугольник. Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.
Согласно программе в старшей группе следует продолжать формировать у детей преобразованию фигур.
Эта работа способствует:
-познанию фигур и их признаков
развивает конструктивное и геометрическое мышление.
Приемы этой работы многообразны:
одни из них направлены на знакомство с новыми фигурами при их делении на части,
другие – на создание новых фигур при их объединении.
Детям предлагаютсложить квадрат пополам двумя способами: совмещая противолежащие стороны или противолежащие углы – и сказать, какие фигуры получились после сгибаний (два прямоугольника или два треугольника).
Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда прямоугольник разделили на части, и сколько теперь всего фигур (один прямоугольник, а в нем три треугольника). Особый интерес для детей представляют занимательные упражнения на преобразование фигур.
Таким образом, для развития у ребенка представлений формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия,как: наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме.
Использование задач-головоломок в развитии у детей дошкольного возраста представлений о форме предмета и геометрических фигурах
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например,в вопросе: “Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?” – необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.
Для детей 5-7 лет задачи-головоломки можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.
Самые простые задачи первой группы дети без труда смогут решать, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек. В начальный период обучения детей 5 лет решению простых задач на смекалку они самостоятельно, в основном практически действуя с палочками, ищут путь решения. Для развития у детей умения планировать ход мысли следует предлагать им высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения.
Возможно несколько видов решения задач первой группы. Усвоив способ пристроения фигур при условии общности сторон, дети очень легко и быстро дают 2-3 варианта решения. Каждая фигура при этом отличается от прежней пространственным положением. Одновременно ребята осваивают способ построения заданных фигур путем деления полученной геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат – на 2 треугольника, прямоугольник – на 3 квадрата).
Предлагая детям 5-7 лет более сложные задачи на перестроение фигур, следует начинать с тех, в которых для изменения фигуры надо убрать определенное коли?