Развитие ребенка пластика дыхание подвижность
Библиографическое описание:
Костюшина, И. В. Пластика движений — важный аспект развития ребенка / И. В. Костюшина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3530/ (дата обращения: 25.02.2021).
В наш век ребенок стал хранителем и пользователем информационных технологий. Он может пользоваться компьютером, планшетом, телефоном, но его эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, умение строить доброжелательные отношения в социуме остаются в стороне его жизни.
Согласно теории Выготского Л. С., наиболее существенная линия в развитии человека представлена становлением его сознания. Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы. Сегодня каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и в настоящем, и в будущем. Подразумевается, что счастливый ребенок-физически здоровый, умственно и эстетически развитый. Не секрет, что в настоящее время умственное развитие ребенка приобретает первоочередную значимость не только для родителей, но и для некоторых педагогов. Однако только позитивное настроение, эмоциональное благополучие могут способствовать развитию творческой инициативы. Успешное самоутверждение в жизни не возможно без способности строить позитивные взаимоотношения с окружающими миром, что включает в себя умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими, выражать их так, чтобы быть понятым окружающими правильно. И именно занятия выразительными движениями, развивающие пластику движения, мимику, пантомимику, с помощью которых люди выражают свои эмоции, помогают ребенку познать и осознать чувства другого и свои собственные, развивают способность сочувствовать, сопереживать, устанавливать контакты. Эти движения представляют собой своеобразный язык общения (невербального общения), способствуют развитию творческих, да и интеллектуальных, так нужных, по мнению взрослых, способностей. Как известно, средства воспитания должны быть соотнесены с одной стороны с необходимостью усвоения определенного содержания, норм, правил; с другой стороны- с возможностями детей, их интересами, потребностью в самореализации. Ученые, психологи утверждают, что на 50 % успешность в социальном становлении личности зависит от коммуникабельных способностей человека, развития его эмоциональной сферы.
Современному педагогу ДОУ необходимо формировать «выразительное движение» как способ пробуждения «души» ребенка, развитие его эмоционально- чувственной сферы, творческих способностей.
Создание системы целенаправленной работы по обучению «выразительным движениям» — задача многогранная. Потребность в двигательной активности у детей дошкольников настолько велика, что физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И хотелось бы, чтобы занятия «выразительными движениями» помогали творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Система целенаправленного обучения языку выразительных движений, способствующих развитию способностей к эмоционально- пластическому самовыражению, перевоплощению в игровой образ позволит раскрыть для ребенка особенности окружающего мира. Форма изображения различных явлений в пластических движениях особая, доступная пониманию ребенка. Он (ребенок) осознано относится к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, и это развивает его самосознание, побуждает к творчеству, развивает умение управлять своими эмоциями. В процессе обучения ребенок осознает свои двигательные действия и сам строит динамический образ движения, который по мнению В. П. Зинченко представляет собой чувственно-предметное действие, наполненное когнитивными, аффективно- смысловыми образованиями. Движение живо не столько своими внешними, предметными формами, сколько внутренними, чувственными. Как известно, чем раньше мы дадим ребенку гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. На основе имеющихся методик работы с детьми (программа Л. А. Венгера «Развитие», дополнительный раздел) более старшего возраста, встала необходимость в организации работы с детьми младшего возраста, апробировать систему детского творчества. Создание благоприятных условий для начального развития образно-пластического творчества является одним из важнейших компонентов развития творческого потенциала личности. Необходимо создание предметно-развивающей среды-уголка «пластики» с названиями- «Игрушки», для малышей; «Волшебная палочка», средний возраст; «Сказка», для старших дошкольников. Для поддержания интереса и дальнейшего развития нужно разработать систему задач на каждый возраст детей, создать героя-«Пластилинчика»; используя разнообразные формы работы организации детей в разных видах деятельности, сформировать устойчивый интерес к пластике
Вот теперь можно и перейти к обучению. Работа ведется по этапам, где у каждого этапа свои задачи и пути их решения: на 1 этапе важно научить детей помимо «операциональной» моторики (т. е. техники выполнения движения) еще и выразительной моторике. Для достижения этих задач используются передача образов разных персонажей (игрушки, животные), их внешние действия, передача внутренних свойств образа, в контрасте (грустный- веселый и т. д.). На следующем этапе ребенок уже сам ищет самостоятельно новые способы образно- пластического взаимодействия, способы детализации, разыгрывания сказочных и придуманных сюжетов. Создаются условия для межличностного общения и сотрудничества. Пополняется уголок новыми костюмами и предметами. Используются методы моделирования деятельности взрослого для развития активности у пассивных и застенчивых детей, прослушивание музыкальных композиций и выбор движения самостоятельно и с использованием схем, координация действий одного персонажа, простая передача сюжета:-только движениями рук; только движениями ног.Затем ставится задача дальнейшего освоения способов реализации образа и развития умения четко воспринимать (понимать) партнера, построение образно-пластической композиции. Условия создаются таким образом, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста мог самостоятельно с импровизацией выполнять поставленные задачи. Для этого используются следующие методы и приемы:
– дальнейшее освоение способов детализации образов;
– развития умения четко воспринимать и понимать партнера;
– освоения новых способов условно-сценического взаимодействия;
– работа воспитателя по указанию детей, презентация костюма или его деталей;
– изготовление карточек –задач, передающий развернутый сюжет пластической композиции;
– использование дневника развития каждого ребенка;
– разработка условных обозначений для передачи их в пластике.
Результат диагностики развития пластики движения, как части развития творчества, самостоятельности, умения общаться между собой и социализации детей показал на каждом этапе свою положительную динамику. Сначала это рост «операциональной моторики», т. е. техники выполнения движения, затем повышение уровня овладения выразительной моторикой и к концу дошкольного детства-это возможность проявить пластическое взаимодействие Система, апробированная на практике, показала свою эффективность. Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Красота движения и ребенка, и взрослого, как считали древние греки, Жак Далькроз, Айседорра Дункан и многие другие, прежде всего в естественности, непринужденности, выразительности и одухотворенности. А все эти качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического. А. Я. Герд писал: «Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательнее и находчивее, глубже вникает во все, а поэтому и работает основательнее; из всего извлекает большую пользу; находит живой интерес и принимает живое участие там, где другой останется совершенно равнодушным»
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Эти идеи важны для воспитания и в современном очень не простом и жестоком мире, и, наверное, естественно стремление педагога к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность формулы Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей- к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте»…
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, воспитание души, выразительная моторика, дальнейшее развитие ребенка, красивая жизнь, пластическое взаимодействие, развитие умения, чувственный опыт, эмоциональное благополучие.
Похожие статьи
Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Л. Выготский.
Эмоционально–чувственный компонент в изобразительном…
Эмоционально–чувственная сторона творчества чрезвычайно важна в развитии воображения и образного мышления детей.
Важным в вопросе развития эмоциональной сферы ребенка, утверждал А. В. Запорожец, является включение его в совместную с другими…
Особенности развития эмоциональной сферы ребенка…
Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человеком, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми…
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…
Радикальные преобразования, происходящие в современной России, требуют обновления, новых подходов образования, следовательно, обновления новых методов, приёмов, способов в системе дошкольных образовательных учреждениях.
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников…
Второй аспект (опосредованно-эмоциональное развитие) — это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом.
Психогимнастика как средство развития и формирования…
Психогимнастика как средство развития эмоционального состояния у детей. Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и…
Экологическое воспитание — средство развития…
Экологическое воспитание — средство развития эмоционально-волевой сферы детей
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения
В дальнейшем, из игры вырастают такие творческие и продуктивные виды деятельности как…
Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках
Рассматривая возможность формирования у детей эмоционального выразительного образа
Как отмечается психологами и физиологами, «воспитание эмоций у ребенка следует начинать
Эмоционально–чувственная сторона творчества чрезвычайно важна в развитии…
Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…
О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.
Источник
Что такое речевое дыхание
Речевое дыхание это важная часть речи. Оно участвует в создании голосового звучания. В речевом дыхании вдох намного короче выдоха по сравнению с обычным. При правильном речевом дыхании речь произносится с нормальной громкостью, проговариванием всех звуков и выразительно.
Что если речевое дыхание сформировано плохо?
Неправильное речевое дыхание, это когда вдох большой, а выдох маленький, или когда окружающие замечают забор воздуха.
У ребенка наблюдается:
– проглатывание окончания слова;
-договаривание длинной фразы шепотом;
-ребенок делает вдох в середине слова;
-ускоренный темп речи;
-несоблюдение логических пауз.
Причины
Главными причинами являются слабо развитый дыхательный аппарат, а вследствие этого нерациональный расход выдыхаемого воздуха.
Это может быть из-за:
– физического состояния;
-хронических заболеваний дыхательных путей;
-малоподвижный образ жизни.
Как правильно дышать
При выполнении упражнений стараться дышать необходимо через нос, диафрагменным дыханием.
Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.
Чтобы объяснить ребенку, как правильно дышать, предложите ему сделать несколько упражнений.
1. Упражнения для положения лежа “По волнам”
Ребенок ложится на спину, на живот ему кладём игрушку (лучше всего мягкую). При вдохе носом живот “надувается”, игрушка поднимается. Выдох ртом, живот “сдувается”, игрушка опускается. Пусть малыш представит, что игрушка плавает по волнам.
Качаю рыбку (или название другой игрушки) на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет она по мне.
2. Упражнение выполняется из положения сидя “Большие бегемотики”
Ребенок садится на стул, руки кладет на живот. На вдохе живот “надувается”, на “выдохе” опускается.
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается,
То животик опускается.
Диафрагменное дыхание
Правила и советы
-упражнения по 3-5 минут (в зависимости от возраста), так как могут вызвать головокружение;
-помещение, где проводятся игры должно быть хорошо проветриваемым, а лучше вообще на свежем воздухе;
-упражнения и игры нужно проводить до приема пищи или через 2 часа после;
-контролируйте правильность дыхание, от этого зависит результат;
-занятия должны проходить регулярно;
-игры и упражнения должны соответствовать возрасту.
Игры и упражнения
Большинство игр проходят незаметно как бы между делом, непринужденно и увлекательно.
1. “Задуй свечу”
Пусть ребенок представит, что у него в руках свеча. Сделает глубокий вдох и задует свечу. А затем представит, что в руке не одна, а три свечи, и задует их по очереди, выдыхая воздух порциями.
2. “Свисток”
Дуем в свисток или дудочку. Но главное правильно — диафрагменным дыханием.
3.”Надуваем шарик”
Так же во время упражнения следим за правильным дыханием.
4.”Катаем карандаш”
Вдыхаем носом и выдыхаем через рот. Пробуем воздухом прокатить карандаш по столу.
5.”Вьюга”
Дуем на бумажки (порванные на мелкие кусочки), вату, пушинки и д.т. Представляем, что ветер поднимает снег.
6.”Кораблики”
Наливаем таз с водой (можно играть в ванне, в бассейне и т.д.) делаем из бумаги кораблик (можно использовать любые легкие предметы). И устраиваем соревнования, дуем на кораблик, тем самым ускоряя его ход.
7. “Воздушный футбол”
Мячиком может служить кусочек скомканной ваты или салфетки. Лучше всего играть в крышке коробке. Стараемся попасть в ворота соперника, дуя на мячик с помощью коктейльных трубочек.
Много идей развивающих игр с коктейльными трубочками можно найти здесь.
8. “Звукоподражание”
Предложите малышу изобразить различные звуки. Например: как воет волк – «ууу-ууу»; капает дождь – «кап-кап-кап» и т. д.
А лучше, чтобы звукоподражание сопровождалось движениями. Например, дровосек – стать прямо,ноги на ширине плеч, на вдохе руки соединить у замок и поднять вверх, представляя в них топор. На выдохе опускаемся вниз “рубим дерево”, так примерно 5 повторений; изображаем водителя и произносим звук «р-р-р-р» (имитируем звук двигателя), и т.д.
9. “Бульки”
Понадобятся 2 пластиковых стаканчика и коктейльная трубочка. Один стакан наливаем почти полностью и дуем в него слабо. В другой стакан наливаем воды совсем чуть-чуть и дуем в него сильно. Главное, чтобы вода не пролилась из обоих стаканов.
10. “Мыльные пузыри”
Пробуем надувать мыльные пузыри из различных рамок.
11. “Цветной дождик”
Закрепляем на нитку разноцветные ленточки. Подвешиваем горизонтально на расстоянии примерно 10см от ребенка. Предлагаем подуть на них, затем усложняем задания, предлагаем подуть на одну из ленточек.
Похожая игра “Снежинки”, на нитку подвязываются снежинки, дети должны дуть на них.
Главное следить, что бы воздух выходил весь, а не порционно.
Игра “Тучка”, аналогичная играм “Цветной дождик” и “Снежинки”
12. “Учим короткие стихотворения”
Самый лучший вариант, это стихотворения А.Барто. Задача взрослого следить за правильностью вдохов и выдохов.
13. “Скороговорки”
Произношение скороговорок помогают ребенку рационально использовать воздух на выдохе.
14. Пение
Пусть ребенок попевает различные слоги с различным тембром, высотой, интонацией. Это будет не только полезно, но и очень весело.
15. “Дед или бабка”
Во время прогулки дуем на одуванчики. Поиграйте в игру “Дед или бабка”, если одуванчик остается пустой – это дед, если остается хотя бы одна пушинка – это бабка.
15. Также для развития речевого дыхания подойдут различные игрушки. Например: бумажные султанчики, вертушки, свистульки, духовые музыкальные инструменты и т.д.
Игр для развития речевого дыхание множество, достаточно только немного фантазии. Самое главное – следить за правильностью вдоха и выдоха.
Постановка правильного речевого дыхания, впоследствии поможет избежать проблем с речью.
Источник
Жизнь малыша начинается с первого вздоха и первого крика. Дыхательный аппарат играет огромную роль в жизни человека. И это не только физиологическая функция, органы дыхания участвуют также в формировании речи, влияют на правильное произношение, чёткость, громкость и силу звука.
Проблемы развития физиологического дыхания
У детей с речевыми проблемами часто можно наблюдать специфические особенности развития физиологического дыхания: вдох неглубокий, поверхностный; выдох короткий, прерывистый с постепенным ускорением; струя воздуха слабая, при говорении проходит сквозь щёки, в результате чего появляются «хлюпающие» звуки. Часто процесс говорения осуществляется и на вдохе, и на выдохе; кроме того, встречается задержка дыхания.
Чтобы избежать этих проблем, развитию у ребёнка физиологического дыхания необходимо уделять пристальное внимание с ранних лет. Используя различные игры, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребёнка расходовать воздух экономно. Постепенно у него будет развиваться способность направлять воздушную струю куда следует.
При проведении любых дыхательных игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью физиологического дыхания, за правильным ротовым выдохом. При этом необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не надо сжимать губы и надувать щёки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха воздуха через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка физиологического дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют.
Поэтому такие игры надо ограничивать по времени.
Игры для развития плавного ротового выдоха
В настоящее время магазины предлагают нам множество игрушек для развития плавного ротового выдоха: это разного рода свистульки; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свиристели рожки, губные гармошки; вертушки разных видов и размеров; мыльные пузыри; трубочки с корзинкой и шариком. Однако можно и самим из подручного материала сделать интересные тренажёры и придумать с ними развлекательные игры, способствующие развитию сильного плавного ротового вдоха и активизации губных мышц.
Снежинки
Для этого необходимо вырезать снежинки – сначала, чтобы малышу было легче, можно их вырезать из салфеток, затем, по мере совершенствования навыка, можно использовать бумагу. «Снежинки» необходимо подвесить на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на «снежинки». Чья «снежинка» улетит дальше?
Ветерок
Полоски цветной бумаги длиной 15 – 20 сантиметров прикрепляем к деревянной палочке или обвязываем небольшой верёвочкой. Можно использовать папиросную бумагу или ёлочное украшение «дождик». Получится волшебное дерево. Глубокий вдох и на выдохе дуем на бумажные полоски – ветерок зашевелил листочки на дереве!
А ветерок может подуть и на осенние листья, собранные с ребёнком в парке и поставленные дома в вазу. Предложите ребёнку подуть на эти листья. Какое шуршание издают при этом листья!
Листопад
Теперь разложим эти же листочки на столе. Если играем зимой, листочки можно вырезать из тонкой двусторонней цветной бумаги. Представим, что подул ветер, и листья падают с дерева. Глубокий вдох, дуем на листья, сдуваем их со стола.
Одуванчик
Очень простая игра: нужно только выйти на улицу, найти одуванчик и подуть на него. «Смотри, как летят пушинки, как маленькие парашютики!» Можно предложить игру «Дед или баба?». Дуем на одуванчик только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок – это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались – это волосы на голове –получилась баба.
Уточки
Резиновая уточка с утятами (набор для купания) или другие лёгкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде, помещаются в таз с водой. Ребёнку предлагается дуть на утку, догоняющую утят или на утят, спешащих к маме-утке. В этом случае струя воздуха должна быть не только сильной, но и направленной.
Футбол
Используем лёгкий пластмассовый шарик или делаем шарик из куска ваты. На разных концах стола ставим «ворота»: или два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, или часть упаковки от «киндерсюрприза» (второй вариант сложнее). Чертим на столе линию и кладём шарик на середину стола (на линии). Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола, да ещё попал в ворота. Второй игрок должен стараться, чтоб шарик не попал на его часть стола.
Буря в стакане
В стакан наливаем воду, опускаем туда коктейльную трубочку и дуем в неё – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. По «буре» в воде легко увидеть силу и длительность выдоха. Проводя эту игру, надо быть готовым к некоторым трудностям:
- дети, привыкшие пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, и могут начать пить воду. В этом случае сначала предложите ребенку подуть через трубочку на кусочек ваты на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
- ребёнок может кусать или грызть мягкую трубочку. В этом случае можно использовать корпус шариковой или гелевой ручки – прозрачную трубочку из твёрдой пластмассы.
- держа трубочку в губах, ребёнок может выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами.
Конфетти
Игра аналогична предыдущей. Пластиковую бутылку надо наполнить конфетти. Ребёнку предлагается подуть через трубочку в бутылку так, чтобы конфетти фейерверком разлетались по всей бутылке.
Источник