Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н thumbnail

Любовь Николаевна Павлова

Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей

От автора

В последние десятилетия в научном мире возрос интерес к генезису интеллектуального развития ребенка, что обусловлено усилением научно-технического прогресса общества, повышением требований к умственному воспитанию детей.

Возраст от рождения до трех лет, по мнению специалистов, является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями, что подтверждает предположение об огромной значимости этого периода детства.

Отношение к ребенку как к высшей социальной ценности предъявляет высокие требования к современной педагогике. Данные науки говорят о больших потенциальных возможностях ребенка раннего возраста, что дает основание для апробации и реализации прогрессивных методик его интеллектуального и эмоционального развития.

Данная книга посвящена умственному воспитанию маленького ребенка. В ней раскрываются программные требования, условия и содержание воспитательно-образовательной работы, освещаются методы и приемы интеллектуального развития малышей.

Взрослым – родителям и воспитателям – следует знать, что познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому в книге описываются развивающие игры и игрушки, которые специально разработаны для ознакомления детей со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством, положением предметов в пространстве и пр.

Вниманию воспитателей и родителей предлагается система занятий, в которой программный материал усложняется с учетом дидактических целей и возраста детей. Возрастная периодизация, кроме того, имеет деление: на первом году жизни – по микропериодам (в месяцах), на втором году – поквартально, на третьем – по полугодиям, что обусловлено психофизиологическими особенностями роста и развития ребенка.

В книге есть приложение, в котором представлен дидактический материал, необходимый для работы с детьми раннего возраста в условиях общественного и семейного воспитания. В таблицах показана система планирования этого раздела работы в группе детского сада.

Материал книги будет полезен преподавателям и студентам педагогических вузов, изучающим ранний онтогенез, воспитателям и психологам, логопедам, ставящим перед собой задачу развивать интеллект детей с первых месяцев их жизни. Родители малышей также откроют для себя много нового, познакомятся с играми, которые можно организовать в домашних условиях.

Педагогические условия умственного воспитания детей раннего возраста

Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведет он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое: например, на любимую куклу надели другое платье или повязали новый бант. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение нового персонажа, подолгу рассматривает его, прежде чем протягивает к нему руку. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности. Он собирает информацию о ней доступными для него средствами. Как правило, ребенок не проявляет особой робости при виде незнакомого предмета: взяв его в руки, действует решительно – стучит им, переворачивает его, ударяет ладонью по поверхности, тянет в рот.

Когда у малютки еще недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, жестом указывая на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых: начинает понимать ситуацию через эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека. Во взгляде малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.

Основополагающую роль в познании окружающей среды играют действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета (игрушки). Первые действия можно назвать пробующими, малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если он вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование проходит успешно и у ребенка не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям – уже познавательного характера.

Реакция отстранения от нового предмета чаще возникает у детей после года. Они реагируют так в основном на сюжетные игрушки (образы животных, сказочные персонажи, имеющие эмоционально-выразительный вид оскаленная пасть волка, выпученные глаза совы и т. п.).

Выявляя свойства предмета или игрушки в процессе самостоятельного поиска информации, дети применяют определенную тактику, стремясь полнее «изучить» познаваемый предмет в процессе действия.

Постепенно в ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка появляются элементы целенаправленности, устойчивости и избирательности реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира. При этом предпочтение одних предметов другим (например, появление любимой игрушки) связано не столько с их новизной, сколько с возможностью разнообразно действовать с ними. Новизна объекта способна стимулировать активность лишь на начальном этапе возникновения ориентировочно-исследовательской деятельности. Далее малыша увлекают игрушки, обладающие богатыми игровыми возможностями, так как для него важное значение приобретают проблемность действия с ними, решение конкретных игровых задач. Если игрушка не обладает необходимыми качествами и ребенок не может «открыть» для себя ее особенности и возможности использования, он не играет с ней. Поэтому знакомые игрушки дети часто предпочитают новым.

Таким образом, развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации о предмете и его свойствах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.

Способность оценить происходящее на основе личного опыта, найти общее и особенное в создавшейся ситуации указывает на качественно новый этап в умственном развитии ребенка, на формирование элементов анализа и синтеза в познании наблюдаемых явлений.

На втором и особенно на третьем году жизни совершенствуется познавательная деятельность малыша: развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы активной ориентировочной деятельности (ожидание, поиск, оправдавшееся предположение, целенаправленное достижение результатов), которая достигает своего наивысшего подъема к трем годам. У детей этого возраста в большинстве случаев наблюдаются целенаправленный поиск информации, стремление ее использовать; относительно высокая избирательность реагирования; элементы планирования и прогнозирования; умение быстро разбираться в ситуации и оценивать отдельные моменты, настойчиво искать результативные решения.

К концу первой половины второго года жизни уже совершенствуются устойчивость и целенаправленность поисковой деятельности малыша. Это свидетельствует о развивающейся у него способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуаций. Именно в этом возрасте становятся более отчетливо выраженными специфические исследовательские действия руки, совершенствуется речевое общение со взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей, они задают вопросы: «Кто там?», «Что там?» и др. Малыши начинают более уверенно действовать в незнакомой для них ситуации.

Теперь их начинает интересовать не только внешняя, видимая сторона предметов и явлений. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе они усваивают объективные связи и зависимости, что обнаруживается прежде всего в стремлении наладить контакт со взрослыми. В процессе общения с ними ребенок перенимает их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой – учится видению мира. Поэтому родители и педагоги ответственны за то, насколько гармонично развивается ребенок. Для этого они должны создавать соответствующие условия: организовать окружающую среду, показывать пример отношения к предметам и явлениям, руководить поведением, чувствами, эмоциями ребенка, проявлениями его самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания с учетом возрастных особенностей.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Занятие 6

Цель. Аналогична цели занятия 5.

Материал. Вылепленные взрослым из снега кролик, зайчик или Снеговик (высота 40—45 см); ведро на голову последнего (10—12 см в диаметре), ленточки, сухие веточки, уголечки (пуговички для глаз), морковка (красный колпачок от фломастера) для носа и т. п.

Ход занятия. Снеговика ставят в высокую металлическую тарелку или эмалированную миску (для устойчивости и сохранения температуры). Взрослый обыгрывает приход Снеговика. Дети рассматривают его. Взрослый предлагает подарить Снеговику «шляпу» (игрушечное ведерко), украсить ее цветными ленточками, подарить метелочку из веток.

Примечание. Если есть дидактический столик на вращающейся основе, следует его использовать: он дает возможность обозревать фигурку со всех сторон; кроме того, возникает впечатление, что Снеговик «танцует».

Во второй части занятия дети предлагают угостить Снеговика льдинками, снежными «пирожками» (заготовленными заранее).

В третьей части занятия дети украшают Снеговика цветными льдинками, ледяными «бусами» (выполнены заранее, хранятся в морозилке холодильника). Взрослый предлагает спеть для Снеговика какую-нибудь зимнюю песенку.

В четвертой части занятия обращает внимание на то, что Снеговик начинает подтаивать: «Ему в доме жарко». Цветные льдинки, подтаивая, «расписывают» наряд Снеговика, что делает всю композицию еще более красочной. Далее Снеговик приглашает детей на прогулку. Перед уходом он угощает их морковками. «Они не ледяные, а настоящие, потому что малышам нельзя есть снег и сосульки», – поясняет гость.

Занятие продолжается на участке.

Можно использовать следующие четверостишия, относящиеся к зимнему времени года.

 
Снеговик
Два блестящих уголька —
Глазки у Снеговика,
Яркий нос, в руках – метла,
Веселится детвора!
Л. Павлова
 

 
Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто
 

 
Снежный кролик
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас,
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы
Не тяни —
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
О. Высотская
 

 
Загадки
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Зайчик)
 
 
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
 
 
Зимой спит —
Летом ульи ворошит. (Медведь)
 

Занятие 7

Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут (экспериментирование).

Материал. Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), пластмассовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.

Ход занятия. Взрослый предлагает детям сесть вокруг стола, на котором стоят блюдо с водой, а также ведерко с игрушками. Дети рассматривают их. Каждый достает одну из них. Взрослый спрашивает каждого ребенка, что он выбрал, как называется этот предмет.

Затем по предложению взрослого дети по очереди опускают предметы на воду, взрослый комментирует происходящее.

В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые – они тонут. Взрослый предлагает детям подуть на воду по очереди, чтобы каждый из них смог направить плавающие игрушки к кому-либо из товарищей.

В конце занятия взрослый предлагает «испытать» бумажные лодочки: в присутствии детей складывает из бумаги (оригами) 1–2 лодочки, опускает их на воду, предлагает поиграть с лодочками в бассейне.

Занятие 8

Цель. Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машинка уедет дальше»).

Материал. Цветные машинки (по количеству детей). Доска (скат) шириной 80–100 см, укрепленная с одного края на высоту 40—50 см (зимой в группе, летом на участке детского сада).

Ход занятия. Взрослый раздает детям машинки. Они рассматривают их, называют. «А чья машинка уедет дальше?» – спрашивает взрослый, побуждая тем самым детей к экспериментированию.

Во второй части занятия дети распределяются по 2–3 и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машинки «под горку», сообщив им начальную скорость.

Взрослый отмечает, чья машинка уехала дальше, и поясняет: «Сережа, по всей вероятности, сильнее толкнул машину и колесики быстрее завертелись – машина уехала далеко-далеко».

Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка.

Затем каждый малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше. Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит детей делать первые умозаключения: например, красные машинки ездят быстрее, чем желтые или зеленые.

Варианты. На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т. п.

Занятие 9

Цель. Используя ситуацию экспериментирования, познакомить со свойством магнита (притягивает металлические предметы); организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»

Материал. Магнитные «удочки» (3–4 штуки) (палочки длиной 30—40 см, в сечении 5–6 см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30—35 см; на конце нитки крепится магнит).

Примечание. Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек – два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами.

Разноцветные рыбки из картона (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту).

Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями (озеро).

Ход занятия. Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: «Это озеро, в нем живут разноцветные рыбки. Мы попробуем их поймать с помощью удочек». Демонстрирует удочки, отмечает, что на каждой вместо крючка имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться» к нему); показывает игровое действие. Далее дети самостоятельно ловят рыбок. Взрослый отмечает, у кого какая рыбка (цвет, величина).

Если многим детям одновременно хочется действовать с удочками, взрослый устанавливает очередность.

Приложение

Таблица 1. Система дидактических игрушек для занятий с детьми раннего возраста.

Развитие ребенка павлова л н

Таблица 2. Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами в системе занятий (примерная «сетка») с детьми второго года жизни.

Развитие ребенка павлова л н

* Эти занятия чередуются, т. е. проводятся один раз в две недели.

Таблица 3. Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами в системе занятий (примерная «сетка») с детьми третьего года жизни.

Развитие ребенка павлова л н

Таблица 4. Примерное планирование занятий с дидактическими игрушками детей второго года жизни.[2]2

  Таблицы 4 – 5 разработаны Л. Н. Павловой.

[Закрыть]

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Примечание. Задания, помеченные звездочкой, предлагаются на занятиях, другие представляют их модификацию и проводятся в часы самостоятельной деятельности с целью закрепления и обобщения.

Таблица 5. Примерное планирование занятий с дидактическими игрушками детей третьего года жизни. 

Развитие ребенка павлова л н

Развитие ребенка павлова л н

Список литературы

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1985.

Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.

Павлова К.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., 1987.

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое и наглядное пособия. – М., 2002.

Павлова Л.Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Раннее детство: познавательное развитие. – М., 2002.

Печора К. Л., Пантюхина Г. М., Голубева Л. Г. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1987.

Фонарев А. М. Ребенок и среда. – М., 1974.

Приложения

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 1. Вверху – предметы для совершенствования зрительных ориентировочных реакций у детей до 2 мес; внизу – предметы-вкладыши для развития хватательных движений.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 2. Игрушки-подвески для самостоятельного захватывания предметов детьми 2 мес.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 3. Подвесные устройства I, II и III типа для развития у детей действий с предметами.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 4. Игрушки-подвески.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 5. Погремушки: вверху – геометрические, внизу – сюжетные.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 6. Игрушки для развития двигательной активности детей 5 мес. – 1 г. 6 мес.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 7. Игрушки для формирования предметной деятельности.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 8. Набор объемных геометрических фигур-вкладышей.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 9. Набор полых конусов и образцы дидактических заданий.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 10. Набор полых цилиндров и кубов и образцы заданий с использованием геометрических фигур.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 11. Варианты дидактических заданий с матрешками.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 12. Варианты нанизывания колец на разные виды основы.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 13. Составление пирамидок из колец, шаров, кубов, цилиндров (для детей 1 – 2 лет)

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 14. Составление пирамидок из разных геометрических тел (для детей 2 – 3 лет)

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 15. Игрушки-забавы: карусель, «волшебная» хлопушка.

Развитие ребенка павлова л н

Рис. 16. Дидактические столики для детей 1 – 2 лет

Источник

 
 

Павлова Л.Н.

 
Познание окружающего мира детьми третьего года жизни: Методическое пособие Познание окружающего мира детьми третьего года жизни: Методическое пособие
Автор: Павлова Л.Н. Жанр: Методическая литература, программы, каталоги Издательство: Сфера Год: 2013 Страниц: 144 Дата загрузки: 22 сентября 2018

   Пособие посвящено познавательному развитию детей третьего года жизни. Предназначено для воспитателей групп раннего возраста и разработано в соответствии с ФГТ и Программой «Истоки». Раскрывает вопросы познавательно-речевого развития в рамках образовательной области «Познание»: в наблюдениях социальной жизни, за природой, а также в ознакомлении с окружающим в играх-занятиях; предметной деятельности и сенсорном воспитании; познавательно-исследовательской активности с элементами экспериментирования и др. В пособии используются принципы интеграции и комплексно-тематического подхода к построению образовательной работы с детьми. Показаны программные задачи познавательного развития от простого к сложному, дано их распределение по неделям и месяцам; связь образовательного материала с сезонными изменениями в природе и жизни людей; широко представлены фольклор и художественная литература, обогащающие восприятие окружающего. В приложении приведены интегральные показатели познавательного развития ребенка 3 лет. Предназначено воспитателям, заведующим, психологам, логопедам групп раннего возраста ДОУ, а также преподавателям и студентам. Представляет интерес для вариативных дошкольных образовательных подразделений ДОУ (ЦИПР — центр игровой поддержки ребенка; ГКП — группа кратковременного пребывания, КП — консультативные пункты, ЦППР — центр психолого-педагогической помощи родителям и др.).

 
Практическая энциклопедия раннего развития: От года до трех Практическая энциклопедия раннего развития: От года до трех
Автор: Павлова Л.Н. Жанр: Семейное воспитание и образование Издательство: Росмэн Год: 2007 Страниц: 160 Дата загрузки: 26 марта 2010

   Ваш малыш вступил в период раннего детства. Это возраст от года до трех лет — трудный период для родителей. Как научиться общению с малышом на новом уровне, разумно и тактично управлять его поведением, заложить основы будущих способностей, сформировать полезные навыки и привычки? На страницах книги ответы на эти и другие вопросы, а также показатели развития — возможность подвести итоги, насколько успешно развивается ребенок. Ребенок растет, меняются воспитательные средства и задачи, поэтому для каждого возраста представлены развивающие игры-занятия.

 
Практическая энциклопедия раннего развития: От рождения до года Практическая энциклопедия раннего развития: От рождения до года
Автор: Павлова Л.Н. Жанр: Семейное воспитание и образование Издательство: Росмэн Год: 2008 Страниц: 112 Дата загрузки: 05 июня 2010

   В семье появился малыш. Помочь вам услышать и понять своего ребенка, создать условия для его нормального развития призвана эта книга. Она расскажет о воспитании ребенка от рождения до года. На ее страницах вы найдете стройную систему требований и задач по ведущим линиям развития.

 
Раннее детство: Развитие речи и мышления. 1-3 года. Наглядно-дидактическое пособие Раннее детство: Развитие речи и мышления. 1-3 года. Наглядно-дидактическое пособие
Автор: Павлова Л.Н. Жанр: Плакаты, наглядные пособия, карты Издательство: Мозаика-Синтез Год: 2007 Страниц: 45 Дата загрузки: 20 сентября 2012

   Занятия с картинками необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга, и картинки играют стратегически важную роль в развитии высших психических функций. В данном пособии Вы найдете 108 предметных картинок типа лото на темы: одежда, посуда, игрушки, предметы труда и быта, транспорт, животные и птицы и др.; 15 сюжетных картин: профессии, времена года, животные и их детеныши, а также краткие методические рекомендации по работе с пособием. Отпечатано на картоне.

 
Полная энциклопедия: Развитие ребенка от рождения до 3 лет Полная энциклопедия: Развитие ребенка от рождения до 3 лет
Автор: Павлова Л.Н. Жанр: Дети 1-3 лет Издательство: Росмэн Год: 2009 Страниц: 272 Дата загрузки: 28 июля 2010

   В семье появился малыш. Помочь вам услышать и понять своего ребенка, создать условия для его нормального развития призвана эта книга. Ее первый раздел посвящен воспитанию младенца от рождения до года. Здесь вы найдете стройную систему требований и задач по ведущим линиям развития, а в конце каждого месяца подведете итоги — насколько успешно развивается малыш и чему он научился за этот период. Возраст от года до 3 лет — период раннего детства — трудный период для родителей. Как научиться общению с малышом на новом уровне, разумно и тактично управлять его поведением, заложить основы будущих способностей, сформировать полезные навыки и привычки? На страницах книги ответы на эти и другие вопросы. Ребенок растет, меняются воспитательные средства и задачи, поэтому для каждого возрастного периода представлены развивающие игры-занятия.

 
 

Источник