Развитие ребенка ознакомление с окружающим

Развитие ребенка ознакомление с окружающим thumbnail

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство – это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.

Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

Возраст

Содержание знаний о мире

3-4

  • Части тела;

  • Одежда, обувь, головные уборы;

  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

  • Овощи и фрукты;

  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

4-5

  • Времена года и их признаки;

  • Эмоции;

  • Животные и их детеныши;

  • Кто, чем питается;

  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

  • Продукты;

  • Посуда;

  • Мебель.

5-7

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;

  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • Музыкальные инструменты;

  • Строительные инструменты;

  • Электроприборы;

  • Профессии;

  • Живая и неживая природа;

  • Космос;

  • Перелетные и зимующие птицы;

  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

  • Страны, города.

При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).
Читайте также:  Варианты индивидуальное развитие ребенка это

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

  • «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.

Выводы

Заключение

На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник

Содержится в разделах:

  • Конспекты занятий, НОД

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 41433.
Все разделы
| Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Новое

Конспект занятия по окружающему миру с детьми раннего возраста «Осень золотая в гости к нам пришла!»
Цель: Формирование познавательного интереса к окружающему миру. Задачи: Образовательные: – учить детей замечать изменения, происходящие осенью; – закреплять знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, происходящих осенью; – учить детей на ощупь отыскивать и…

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Сине-голубое чудо — сказочная гжель»
Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Задачи: 1.Образовательная область: Познавательное развитие. Продолжать знакомить с национальным декоративно прикладным искусством (Гжель. 2.Образовательная область: Речевое развитие. Предлагать для…

Читайте также:  Развитие речи ребенка от 6 лет скачать бесплатно

Занятия по ознакомлению с окружающим миром – Познавательное развитие детей в свободной деятельности через лего-конструирование

Публикация «Познавательное развитие детей в свободной деятельности через…»
Светлана Гаврилова Воспитатель МБДОУ д/с 2 “Василек” Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по окружающему развитию в средней группе «Собираем урожай»
Цель: Расширять знания и представления детей о саде и огороде, фруктах и овощах. Ход: Воспитатель: Встаньте на дорожку и подравняйте ножки, раз-два-три друг другу в деле помоги) Время года отгадай: Собирают урожай, Разноцветный лес, красивый, Мокнут скошенные ивы, Тучи по небу…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Домашние животные» в средней группе Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Домашние животные» в средней группе
Начальная школа – детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала Конспект нод по ознакомлению с окружающим в средней группе “ Домашние животные” Цели:обогащать знания детей о домашних животных, воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным,интерес к…

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Друзья природы» с использованием интеллект-карт
Тема: «Друзья природы» Цель: Расширять знания о лесе и его обитателях. Задачи: Обучающие: Формировать представление детей о природе родного края. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Развивающие: Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и…

Занятия по ознакомлению с окружающим миром – Конспект НОД по экспериментированию «Свойства воды» с детьми 4–5 лет

Статья «Конспект НОД по экспериментированию «Свойства воды» с детьми 4–5…»
Цель: сформировать представления о свойствах воды Задачи по образовательным областям: Развитие речи: -развивать связную речь – активизировать речь детей (жидкость, не имеет формы, не имеет запаха) Познавательное развитие: – развивать любознательность, мышление – формировать…

Конспект занятия «Знакомство с элементом хохломской росписи «рябинка»
Тема: Знакомство с элементом хохломской росписи «рябинка» Цель: Приобщать дошкольников к русскому народному творчеству, знакомя детей с народным художественным промыслом – хохлома. Задачи: Образовательные: -продолжать знакомить детей с народными промыслами; -закреплять умения…

Исследовательская деятельность по изучению свойств воды «Мойдодыр»
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Задачи: воспитательная: Воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным….

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гости к хозяйке луга»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме « В гости к хозяйке луга» Воспитатель: Егорова Е.А Цель: Расширение представлений детей о разнообразии насекомых Задачи: 1.закреплять и расширять знания детей о строении и жизни насекомых; 2.формировать бережное…

Источник

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром

Дети раннего возраста нуждаются в специальной педагогической работе по ознакомлению их с окружающим миром. В процессе этой работы не только расширяется кругозор ребенка, но и мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность. Ребенка учат выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительности, производить элементарный анализ и синтез, устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей действительности.

Главной задачей при подготовке ребенка к обучению в школе является формирование у него обобщенных представлений о взаимосвязях между предметами и явлениями окружающего мира, развитие словесно-логического мышления.

Уже с первых лет жизни ребенка следует учить наблюдать за деятельностью людей, планомерно руководить процессом восприятия окружающей действительности. В зависимости от возраста, умственного развития ребенка и его интересов последовательно отбираются отдельные предметы и явления окружающей действительности, с которыми планомерно и последовательно знакомят малыша.

Начинать знакомить ребенка с предметами и явлениями окружающей действительности следует в естественной для него домашней обстановке. Прежде всего, ребенка следует познакомить со всеми предметами обихода и их назначением. При этом ребенка следует активно привлекать к взаимодействию с взрослым, объясняя характер и цель каждого совместного действия.

Одновременно как можно раньше следует развивать представления об окружающем мире с помощью специальных прогулок.

Всегда можно создать определенный эмоциональный настрой для восприятия окружающей действительности. Маленькому ребенку надо называть и объяснять назначение предметов, к которым он проявляет наибольший интерес. Для мальчиков обычно это машины. Взрослый объясняет какие бывают машины: грузовые — возят груз, легковые, автобусы, троллейбусы — возят людей, пожарные — тушат пожар и т.п. Придя домой, взрослый обыгрывает ту или иную ситуацию, которая привлекла внимание ребенка на прогулке, закрепляет пассивный и активный словарь, готовит ребенка к усвоению обобщающих понятий.

Читайте также:  Нормальное развитие ребенка в первый месяц

Ребенка учат наблюдать за поведением животных, птиц, явлениями природы. Ребенок видит природу в разное время года, взрослый направляет его внимание на выделение существенных признаков каждого сезонного периода. Таким образом, представления ребенка об окружающем мире должны формироваться, прежде всего, на основе ярких чувственных впечатлений. Они закрепляются путем систематической работы с картинками, при обучении рисованию, раскрашиванию. Под руководством взрослого с помощью картинок у ребенка развивается более детальное представление о предметах и явлениях окружающей действительности. С помощью специальных занятий также расширяется и закрепляется словарь ребенка.

У многих детей раннего возраста наблюдается недостаточность активного внимания, памяти. Вместе с тем, образные, яркие впечатления, которые ребенок получает на прогулке или в процессе эмоциональной игры с взрослым лото (в ходе игры, оба «игрока» совместно рисуют отдельные предметы, изображенные на лото), активизируют эти процессы и способствуют лучшему усвоению знаний и представлений об окружающей действительности.

При ознакомлении ребенка с окружающим миром необходим творческий эмоциональный подход. Важное значение имеет воспитание у ребенка образного видения окружающего миpa. Процессы мышления в раннем и дошкольном возрасте протекают и формируются на основе живых, образных представлений при непосредственном участии речи. Очень важно, чтобы ребенок, наблюдая окружающий мир, учился устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки предметов. Поэтому обучая ребенка наблюдать окружающую действительность, его учат находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира.

Вся работа по ознакомлению ребенка с окружающим миром должна проводиться поэтапно по определенным темам.

Например:

1. Моя семья.

2. Предметы обихода и их назначение.

Развивая у ребенка представления о предметах обихода и  их назначении, у него формируют начальные обобщающие понятия: Игрушки. Посуда. Одежда. Продукты. Транспорт и т.п.

3. Знакомство со свойствами предметов.

Цвет: умение подбирать к образцу предметы и картинки такого же цвета, вначале без его названия, потом с названием. Уметь выбирать предмет по названию цвета; уметь называть основные цвета — красный, синий, белый, черный, желтый и др.

Уметь группировать предметы по цвету: Покажи все красное. Положи в синюю коробочку все синее и т.п.

4. Форма и величина предметов:

Учить находить по образцу предметы одинаковые по форме фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, овал и др. Учить подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, по форме и величине.

Умение находить геометрические фигуры по их названию.

Умение сопоставлять предметы с геометрическими фигурами.

Умение группировать предметы по форме.

5. Животные

(Домашние животные — собака, кошка, корова, коза, лошадь). Общие и отличительные свойства домашних животных. Общие и конкретные сведения о каждом из животных.

Домашние животные и их детеныши.

6. Животные.

(Дикие). Общие представления: хищные и нехищные. Общие сведения.

7.  Сравнение животных по групповой принадлежности

 Домашние — дикие (Волк и собака, Лошадь и олень и т.п.).

8.  Птицы

 (домашние и дикие, перелетные и неперелетные).

9. Насекомые.

 Польза или вред насекомых для людей и растений.

10.  Рыбы

(названия, общие представления).

11. Времена года, их отличительные признаки.

12. Месяцы и дни недели.

13. Растения

 (цветы, деревья, кустарники).

14. Времена года и их отличительные признаки.

15. Люди и их профессии.

На основании этих и других знаний об окружающей действительности развиваются умственные операции: умение обобщать и дифференцировать предметы по существенным признакам: например, выделять лишнюю картинку в сериях: чашка, ложка, тарелка, мишка; лошадь, корова, собака, волк; в серии слов (слова читаются ребенку), например: январь, март, май, осень и т.п.

Развивается у ребенка и познавательный интерес к окружающему: операции сравнения, обобщения, умение последовательно рассказывать о своих впечатлениях, передавать свои впечатления в предметно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликациях).

При подготовке к школе на основе имеющихся знаний и представлений об окружающем формируется словесно-логическое мышление.

Источник