Развитие ребенка от рождения в фотографии

Развитие ребенка от рождения в фотографии thumbnail

Из журнала пользователя
Екатерина Шейкина

11 апреля 2012, 09:45

Развитие ребенка до года — Первый месяц

  • У ребенканесколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенокотдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать

cосательные движения; «хватательный»: Если вложить палец в ручку

ребенка, он крепко сожмет его.

Что может ребенок 1 месяц:

  • Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
  • Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
  • Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
  • Реагировует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
  • К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
  • Внезапно вздрагивает,(это называют рефлекс Моро) при громком звуке
  • Кулачки крепко сжаты
  • Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
  • Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя

Развитие ребенка до года — Второй месяц

Что может ребенок 2 месяца:

  • Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
  • Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
  • Издавать звуки (агукать).
  • Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
  • В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно
  • Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
  • Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
  • Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
  • Может успокоиться сосанием
  • Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
  • Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет

Развитие ребенка до года — Третий месяц

Что может ребенок 3 месяца:

  • Смеется вслух;
  • Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
  • Гулит в ответ на звуки
  • Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
  • Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
  • Захватывает игрушкуи тянет ее в рот;
  • На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
  • Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
  • Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
  • Находит источник звука и света
  • Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
  • Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
  • Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
  • Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
  • Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.

Развитие ребенка до года — Четвертый месяц

Что может ребенок 4 месяца:

  • Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
  • Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
  • Произносит первые слоги;
  • Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
  • Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
  • Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
  • Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
  • Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
  • При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
  • В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
  • Громко смеется,
  • Визжит от восторга
  • Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
  • Переворачивается (в одну или обе сторону);
  • Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
  • Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
  • Смеется, когда его щекочут
  • Затихает, когда слышит музыку

Развитие ребенка до года — Пятый месяц

Что может ребенок 5 месяцев:

  • Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо
  • Кувыркается, раскачивается и сгибается
  • Подтягивается на руках, пытаясь сесть
  • Сосет пальцы на ногах
  • Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
  • Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
  • Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
  • С удовольствием рассматривает лица на картинках
  • Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
  • Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
  • Различает знакомых и незнакомых людей
  • Любит играть во время еды
  • Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
  • Осматривается в незнакомой обстановке
  • Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет

Развитие ребенка до года — Шестой месяц

Что может ребенок 6 месяцев:

  • Пытается ползти на животе
  • Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
  • Перекатываясь со спины на бок
  • Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
  • Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
  • Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
  • Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
  • Любит играть едой
  • Перекладывает предметы из одной емкости в другую
  • Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
  • Внимательно вслушивается в речь
  • Откликается на свое имя
  • Издает самые разнообразные звуки
  • У него могут резко меняться настроение и эмоции
  • Долго и тщательно изучает предметы
  • Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
  • Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
  • Может сравнивать два предмета
Читайте также:  Ребенку 1год и 4 месяца развитие вес рост

Развитие ребенка до года — Седьмой месяц

Что может ребенок 7 месяцев:

  • Ребенок становится более подвижным.
  • Совершенствуется умение сидеть.
  • Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
  • Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
  • Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые — ползают задом.
  • Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
  • Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
  • Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
  • Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
  • Гладит свое отражение в зеркале
  • Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
  • Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки «да», «па», «ма», «та», «ба».

Развитие ребенка до года — Восьмой месяц

Что может ребенок 8 месяцев:

  • У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
  • Ребенок ползает
  • Он любит играться сидя, но иногда «заваливается» на бочок
  • Может долго играться с предметами
  • Привязан к родителям, остерегается посторонних
  • Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
  • Осознано говорит «мама» и «папа»
  • Ползает с игрушкой в руке
  • Встает у опоры
  • Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
  • Хлопает в ладоши и машет руками
  • Гладит и целует свое отражение в зеркале
  • Все пробует на вкус
  •  

Развитие ребенка до года — Девятый месяц

Что может ребенок 9 месяцев:

  • Хлопает в ладоши и стучит предметами
  • Поднимает и играет двумя предметами одновременно
  • Может листать толстые страницы картонной книжки
  • Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
  • Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
  • Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
  • Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
  • Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
  • Может разворачиваться, когда ползает
  • Сует пальчики во все дырочки;
  • Может научиться защищать себя и свои игрушки
  • Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
  • Имитирует различные звуки
  • Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
  • Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
  • Выполняет простые просьбы

Развитие ребенка до года — Десятый месяц

Что может ребенок 10 месяцев:

  • Может вставать у опоры
  • Ходит, держась обеими руками
  • Садится из положения стоя
  • Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
  • Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
  • Может унести два мелких предмета в одной руке
  • Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
  • Обожает играть с водой
  • Подражает жестам, выражениям лица, звукам
  • Боится незнакомых мест
  • Любит подражать действиям других
  • Понимает и выполняет некоторые просьбы
  • Открывает ящики и исследует их содержимое
  • Любит помещать предметы друг в друга

Развитие ребенка до года — Одинадцатый месяц

Что может ребенок 11 месяцев:

  • Самостоятельно садиться из положения на животе;
  • Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
  • Понимать слово «нельзя».
  • Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
  • Ходить, держась за мебель;
  • Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
  • Короткое время стоять без посторонней помощи;
  • Отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай»;
  • Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
  • «Играть в мячик» (катить вам мяч обратно);
  • Пить из чашки без посторонней помощи;
  • Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
  • Произносить 3 (или больше) слова, кроме «мама» или «папа»;
  • Отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);

Развитие ребенка до года — Двеннадцатый месяц

  • Самостоятельно стоит
  • Самостоятельно ходит
  • Встает из положения сидя на корточках
  • Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток
  • Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
  • Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков
  • Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
  • Начинает капризничать
  • Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
  • Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
  • Начинает проявлять чувство юмора
  • Откусывает, жует твердую пищу;
  • Пользуется ложкой и чашкой
  • Понимает почти все из того, что ему говорят
  • Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
  • Узнает животных на картинках
  • Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
  • Проявляет самостоятельность.

Читайте также: развитие ребенка в 2 недели


Подпишись на канал baby.ru в

Другие статьи на эту тему

Читайте также:  Игрушки для физического развития ребенка 2 лет

Актуальные посты

Источник

Зрение развивается только тогда, когда оно задействовано.

Малыши проводят свои первые недели и месяцы жизни, обучаясь видеть окружающий мир. В этот период развиваются такие умения как фиксация взгляда, содружественные движения обоих глаз, распознавание глубины, развитие зрительно-тактильных реакций, пространственное восприятие. Изначально, чем больше зрительной информации получает ваш малыш, тем активнее развивается его мозг. Поэтому ребенок, окружение которого визуально обогащено, более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции.
Первые и самые главные зрительные объекты, которые оказывают стимулирующее воздействие на развитие зрения малыша с самого рождения – это лица мамы и папы. Поэтому как можно чаще смотрите на своего ребенка, общайтесь с ним, улыбайтесь.
На втором месте – контрастные черно-белые структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать». Глядя на то, как моему Главному Читателю нравилось смотреть на осенние черные ветки деревьев на фоне светлого неба, я всегда жалела, что у нас дома нет панды, зебры, или хотя бы далматинца.

Период от рождения до шести месяцев крайне важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируется глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период, как критический для формирования зрительной системы. Именно первое полугодие жизни ребенка – самое чувствительное к внешней стимуляции время развития зрительной системы, оптимальное для проведения занятий. В результате таких занятий улучшаются зрительные функции: светоощущение, острота зрения, цветоощущение, контрастная чувствительность, поле зрения. Занятия можно проводить на пеленальном столике, в кроватке, на кровати и т.д., но лучше, чтобы источник света находился за головой малыша, т.е. ребенка удобнее уложить головой к окну.

В первые месяцы жизни важно формирование двух зрительных умений: фиксировать и рассматривать предмет, и прослеживать его. Вот ряд упражнений с картинками на фиксирование и прослеживание, которые помогут вашему малышу (Ф – фиксирование, П – прослеживание):

0-1 месяц:
При рождении поле зрения вашего малыша ограничено – 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу, на расстоянии не более 90 см от тела. Его зрение на 10 – 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. К тому же, новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). В первый месяц жизни малыши предпочитают простые геометрические фигуры, клетку, полоску, точки, прямые и ломаные линии кривым и волнистым.
Уже в 10 дней малыш может удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение), а в 20 дней – сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого. К концу месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-30 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.

Ф: Показывайте, а также прикрепите к стенкам кроватки листы бумаги с черно – белыми контрастными рисунками. Меняйте их с нарастанием сложности. Это поможет малышу фокусировать взгляд. Подойдут и черно-белые фотографии мамы и папы.

Полезно смастерить малышу черно-белый мобиль. Подвесить его можно на вешалку, предварительно сделав на ней насечки для ниток, или на скрещенные карандаши. Еще проще купить в магазине готовый вращающийся мобиль и временно поменять подвесные игрушки на черно-белые.

П: На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите малышу картинку. Ребенок заметит ее и зафиксирует на ней взгляд. Медленно переместите картинку вправо, потом влево (горизонтальное прослеживание). В дальнейшем приближайте картинку к малышу и снова удаляйте (20см – 1 метр – вертикальное прослеживание).

1 – 3 месяца:
Малыш может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться, рассматривает детали лица, узоров. Его особенно привлекают изображения кругов, колец, пятна. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Ребенок уже следит за предметом, когда его отводят немного в сторону. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете. К концу третьего месяца жизни переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом на расстоянии 20-80 см. Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.

Ф: Картинки можно развесить на стенах по всему дому – малыш уже может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого), так что его ждут интересные прогулки.

П:

В этом возрасте усложните траекторию движения предметов для прослеживания. К горизонтальным и вертикальным перемещениям картинки по прямой линии добавьте прослеживание по двум диагоналям, по дуге, по кругу, вслед за волнообразным движением картинки. Теперь можно прослеживать картинки не только лежа на спине, но и вертикально на руках у мамы или папы, и лежа на животе (когда малыш уверенно держит голову). Прослеживание предметов по кругу можно тренировать при помощи мобиля, сняв с него все объекты, кроме одного.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка младший школьный

3 – 4 месяца:
Малышу начинают нравиться более сложные рисунки, на место прямых и ломаных линий приходят кривые линии и формы.
Кроме того, он помнит увиденное, наблюдает за движущимся предметом, переводит взгляд и поворачивает в его сторону голову. В этот период происходит становление цветовосприятия, потому что в сетчатке начинают усиленно работать колбочки.

Ф: Можно вводить цвет (попробовать стоит с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше). Сначала малыш способен воспринимать красный и желтый цвета, чуть позже – зеленый и синий. Дальше вы можете показывать любые цвета в произвольном порядке и комбинациях.

Для фиксирования цвета покажите малышу поочередно с интервалом в 30 секунд две картинки с цветочком, отличающиеся только цветом (форма и размер у них одинаковые). Проделайте то же для фиксирования формы с изображениями бабочки и елки (цвет объектов одинаковый).

П:
1. Возьмите одну из картинок и плотный лист белой бумаги такого же размера. Покажите малышу картинку на расстоянии 30-50 см. Убедитесь в том, что он ее зафиксировал, а затем закройте белым листом половинку картинки. Секунд через 30 опять покажите всю картинку целиком.
2. Проделайте то же самое, но на этот раз прячьте за белым листом не половинку, а всю картинку сразу.
3. Возьмите две картинки и белый лист бумаги, сложив их поочередно, как колоду карт: картинка, белый лист, еще одна картинка. Покажите ребенку первую картинку, и, после того, как он ее зафиксирует, уберите в конец «колоды». Появится белый лист. Через 20-30 секунд покажите вторую картинку. Малыш удивится.

4-6 месяцев:
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах, образы, полученные от правого и левого глаза начинают объединяться в один – у малыша развивается бинокулярное зрение и зрительное восприятие глубины. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. В этом возрасте малыши очень любят рассматривать объекты народных промыслов – жостовские подносы, хохлому, гжель, орнаменты и ковровые узоры. Оказывается, что помимо получения эстетического наслаждения, их созерцание является отличной тренировкой для зрительной системы ребенка – в них есть ритм, симметрия и асимметрия, четкость и выверенность композиции.

Ф: Одновременно покажите ребенку две картинки. Малыш будет переводить взгляд с одного рисунка на другой. Покажите ребенку картинку, отраженную в зеркале.

П: Вам понадобится картинка и плотный лист белой бумаги шириной около 40 см. Покажите картинку малышу на расстоянии 50-60 см. Пусть ребенок зафиксирует ее. Затем медленно переместите ее в горизонтальном направлении в поле зрения ребенка. После 2-3 показов возьмите второй рукой белый лист, и держите его перед глазами ребенка таким образом, чтобы картинка на пути своего движения исчезала за ним, а потом появлялась с другой стороны.
Если у ребенка уже сформировалось понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект, во первых, не перестает существовать, и, во вторых, продолжает двигаться, то вы сможете увидеть, как малыш переведет взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.

Можно нарисовать черно-белые рисунки самостоятельно, а можно распечатать себе такие же, как у нас.

Чтобы получить печатные материалы, можно подписаться на e-mail рассылку здесь: https://taberko.livejournal.com/209981.html (черно-белые картинки и готовые развертки для самодельных мобилей, цветные картинки, хохлома, гжель, орнаменты и ковровые узоры).

Остается сказать, что в занятиях важны умеренность и хорошее настроение мамы и малыша. Проводите игры, когда ребенок доволен, спокоен и не очень устал, например, после кормления. Не увлекайтесь только зрительно-ориентировочными реакциями. Для целостного развития важно стимулирование и взаимодействие всех органов восприятия ребенка: слуха, осязания, обоняния, вкуса. А еще помните, что самое главное для развития зрительной системы – не количество и разнообразие картинок, а мамино улыбающееся лицо.

Список использованной литературы:
1. Сирс У., Сирс.М. Ваш малыш от рождения до двух лет. – М. : Эксмо, 2010. – 912 с.
2. Иванова Л. В. Я — мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. – 448 с.
3. Брюэр С. Суперребенок. До рождения и после. – М. : Попурри, 2003. – 256 с.
4. Результаты психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, прив. Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.

Моя статья по теме: Первые картинки для развития малыша. Растем в родных стенах (начиная с 6 месяцев)

Источник