Развитие ребенка от рождения до смерти
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Проблема периодизации[править | править код]
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации[править | править код]
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Периодизации[править | править код]
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского[править | править код]
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1—3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3—7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7—13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13—17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[править | править код]
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство
- Младенчество (0—1 год)
- Ранний возраст (1—3 года)
- Детство
- Дошкольный возраст (3—7 лет)
- Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
- Отрочество
- Подростковый возраст (11/12—15 лет)
- Ранняя юность (от 15 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1—3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
- Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
- Юность (13—19 лет)
- Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Взрослость, зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:
- Новорождённые — от 1 до 10 дней
- Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- Раннее детство — от 1 до 2 лет
- Первый период детства — от 3 до 7 лет
- Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
- Средний возраст
- первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
- Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
- Старческий возраст — от 76 до 90 лет
- Долгожители — старше 90 лет
Биологический возраст[править | править код]
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:
Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство (пред-дошкольный период): 1—3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
- Подростковый период:
- девочки: 10 — 17—18 лет
- мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период
- юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины: 21—35 лет
- женщины: 20—35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины: 35—60 лет
- женщины: 35—55 лет
- Пожилой возраст: 55/60—75 лет
- Старческий возраст: 75—90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
См. также[править | править код]
- Возраст
- Психология развития
- Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
- Нормативные кризисы развития
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
- Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;
Ссылки[править | править код]
- Проблема возраста и возрастной периодизации
Источник
ДОСОЦИАЛЬНАЯ СТАДИЯ
1. От рождения до 1 года – грудной возраст. РАДОСТЬ, ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ.
Формировать чувство безопасности, доверия к жизни. Ребенок должен получать только любовь, ласку и радостные эмоции. Больше ничего в этом возрасте не надо. Плюс питание и уход. Главную роль играет мать.
Главное для ребенка в этот период обеспечить хороший уход, питание, любовь. Именно в это время у него формируется чувство безопасности окружающего мира. Мать играет главную роль. Восторги должны длиться не день-два, а несколько месяцев или даже весь первый возраст. Другой энергетический источник – правильно выбранное имя.
От рождения до 10 дней – период новорожденности. Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни — ребенок отдален от матери физически, но связан с ней физиологически, находится в состоянии негармоничности, у новорожденных отсутствуют поведение, ориентировка.
Ребёнок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. Психоаналитики считают, что это появление на свет – это первая травма, которую переживает ребёнок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.
Кризис первого года. К году ребенок становится независимым от матери, разрушается ситуация «Мы», постепенно наступает психологическое отделение от матери.
Так как ребёнок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые же вынуждены убирать или закрывать опасные для ребёнка предметы (бьющиеся и острые вещи, электроприборы, электрические розетки). Следовательно, не все желания ребёнка выполнимы, так как некоторые его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Даже если и раньше ребёнок был знаком со словом «нельзя», в этот период запрет приобретает особую актуальность.
Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.
Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
– крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
– гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
– лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.
2. От 1 года до 3 лет – ВОЛЯ
у ребенка формируется воля, самостоятельность. Именно в этом возрасте у ребенка формируется основа будущего характера. Развитие речи.
- У детей от года до трех лет преобладает наглядно-действенное мышление.
- Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления. Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой «помощи» маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее. И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной «развивающей» игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи. В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких «поделок» и любых других результатов.
- В этом возрасте каждую мысль ребенка можно увидеть в действии. Вот, к примеру, гуляете Вы с малышом на детской площадке. Другой ребенок (не Ваш) катит впереди себя каталку, которая очень приглянулась Вашему чаду. Вы – на секунду зазевались, Ваш ребенок – хвать каталку и катает как ни в чем не бывало. Знакомая ситуация?:) Как правило, потом взрослые всеми правдами и неправдами пытаются восстановить справедливость. Вы станете объяснять своему крохе, что должны делать приличные мальчики и девочки, чтобы добыть нужную игрушку. Вот тут-то мы с Вами и обучаем ребенка наглядно-образному мышлению, которое наиболее ярко начинает выступать с трех лет жизни ребенка.
- Преддошкольный этап развития речи начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.
Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.
С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).
К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.
3. От 3 до 7 лет – первый период детства. ИГРА И РЕЧЬ.
От 3 до 5 лет у ребенка развивается наглядно-образное мышление. Развитие игровой деятельности. Развитие фантазии. Возраст лингвистической гениальности. Как можно больше впечатлений должен получить ребенок. К 7 годам ребенок первоначально овладевает языком.
Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное.
Примерно в 1 год 10 месяцев — 2 года можно начинать формирование у ребенка- действий с предметами-заместителями, т. е. учить его использовать в игре вместо одной вещи другую. Начинать вводить предметы-заместители в детскую деятельность лучше всего на фоне уже известной ребенку игры с сюжетными игрушками (кормление куклы, укладывание ее спать и т. п.). Вносит в совместную игру с ребенком такой предмет сам взрослый.
Внесение предмета-заместителя позволяет сделать действие более обобщенным, условным, переориентировать ребенка с подробных операций (точного изображения действий) на смысл действия, т. е. на сюжетную сторону игры. Это одно преимущество предметов-заместителей. Второе заключается в том, что внесение их позволит ребенку в дальнейшем, по мере развития игры, усложнения сюжетного содержания, обрести свободу в реализации своих замыслов, независимость от сюжетных игрушек (не всегда есть игрушечная лошадь, к примеру, а палочка — вот, садись и скачи). Включение предметов-заместителей способствует умственному воспитанию малыша — развитию у него образного мышления.
Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать игрушку или предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» — например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку необходимо было взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.
В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке «оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления. В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени. Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством! В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период «обучать» ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.
К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим.
4. От 7 до 12 лет – второй период детства. ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА – ОСНОВА ЕГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ в будущем.
Игра постепенно заменяется учебой. Формируется воля, совесть, ответственность. Ребенок должен быть максимально загружен разными видами деятельности. На этом этапе важна роль отца – защитника от внешнего мира. Интересы ребенка в это время – основа выбора профессии в будущем.
Именно сейчас закладываются его будущие отношения с родителями, его успешность в выбранной области и даже будущая профессия! Внимание мальчика сосредотачивается на развитии интересов и навыков, на контактах со сверстниками своего пола.
Интересы, которые появляются у мальчика в этот период, очень устойчивы, в большинстве случаев они сохраняются на всю жизнь и часто определяют выбор профессии, они его собственные, они закономерно порождены его характером, его личностными особенностями.
Многочисленные многолетние исследования показывают, что 62–63% мальчиков выбирают профессию, о которой подробно говорили с родителями в возрасте 11–13 лет;
В этом возрасте он делает какие-то поделки (модели машин, к примеру), какие-то рисунки, что-то собирает, коллекционирует. Через пару лет, в подростковом возрасте, он обо всем этом чаще всего забудет. Но задача родителей — все это полностью сохранить, чтобы мальчик смог на все это посмотреть, ко всему этому вернуться.
В этот период родители должны стремиться «ввести» подростка в какую-либо положительную группу сверстников (спортивную секцию, художественную студию), а со своей стороны — познакомиться с друзьями и приятелями сына. Тем родителям, кто не воспользовался периодом препубертата для формирования доверительных отношений с сыном, в дальнейшем, когда придет подростковый возраст (пубертат), придется трудно.
5. От 12 до 17 лет – подростковый возраст.
Младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).
Возраст мечты. Поиск смысла жизни. ПЛАНИРОВАНИЕ СВОЕЙ ЖИЗНИ. ФОРМИРОВАНИЕ СВОЕГО ОБРАЗА. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Максимализм, переоценка ценностей, Родители должны помочь сформироваться ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКЕ подростка,
так как в формировании образа собственного Я подросток опирается в первую очередь на то, какие оценки подросток получает от тех, с кем он общается. Особенность психологии подросткового возраста – достаточно сильная зависимость от мнения определенной группы значимых лиц.
Отмечено, что для мальчиков подростков больше характерно опираться на мнение сверстников, тогда как девочки подростки тяготеют к установленному в их собственной семье привычному укладу жизни. Однако авторитет родителей и в том, и в другом случае становится существенно ниже, и на первый план выходит общение со сверстниками. Если для подростка допустимо схитрить перед взрослым, например, придумать какую-то причину для ухода с урока, то соврать своим друзьям считается недопустимым поведением подросткового возраста.
Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период.
Родителям надо в это время дать ребенку почитать соответствующую психологическую литературу.
В подростковом возрасте важно заниматься спортом.
6. От 17 до 24 лет – юношеский возраст. Учеба в институте. Возраст любви.
Могут совмещать учебу и работу. Могут заняться политикой, “бунтарский” возраст.
7. От 24 до 31 года – возраст ПОИСКА работы, будущей жены.
В настоящее время многие в поисках работы ездят по зарубежью, заодно, там и остаются.
Приобретение разного опыта.
СОЦИАЛЬНАЯ СТАДИЯ
8. От 31 до 42 лет – ПЕРИОД БЕЗОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ. ВЕРШИНА ЖИЗНИ.
Женитьба, семья, дети.
Карьера, открытие своего дела.
Все основные планы жизни решить в этот период.
ПОСТСОЦИАЛЬНАЯ СТАДИЯ
9. От 42 до 55 лет – ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ДЕЛА.
Все великие дела совершаются именно в этом возрасте.
Завоевание общества. Реализация себя в семье и на работе.
Достижение материального достатка.
Самоанализ. Надо начинать жить для себя.
10. От 55 лет до 70 лет – ВОЗРАСТ ДИРЕКТОРОВ. ПИК творческой активности.
Реализация себя в других сферах.
В этом возрасте человек знает ответы на все вопросы на основании всего своего жизненного опыта. Человек стал ЛИЧНОСТЬЮ.
Пишет мемуары, занимается генеалогией своего рода. Подводит итог своей жизни.
10. От 70 до 85 лет – СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
НАДСОЦИАЛЬНАЯ СТАДИЯ
11. От 85 лет – работа души
Использовала работы Георгия Кваши, Л.С. Выготского, Бернара Вебера и других
Источник