Развитие ребенка от рождения до школы в таблице

Развитие ребенка от рождения до школы в таблице thumbnail

От рожденья до школы.

Количество и счет

Величина

Форма

Ориентировка в пространсве

Ориентировка во времени

2 младшая группа раннего возраста

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один – много).

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.)

Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).

Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один инесколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.

Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов»

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий , одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине.

Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро ~ вечер.

Средняя группа ( от 4 до 5 лет)

Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих—меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» пли: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало гоже 2, Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2).

Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предмете в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длинне. ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, лире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по :.шне, ширине, высоте, толщине.

Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).

Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрата, треугольнике, а также шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей спрямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Читайте также:  Мамайчук психологическая помощь ребенку с психической задержкой развития

Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, аберезка растет далеко).

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 ш основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Развивать умение считать предметы на ошупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать ~елое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, – часть меньше целого.

Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте )опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д.

Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: « Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения междуотдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

Читайте также:  Развитие ребенка цвета для малышей

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20.

Познакомить с числами второго десятка.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Познакомить с составом чисел от 0 до 10.

Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10рублей (различение, набор и размен монет).

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. **1

Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу

Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отде-ьных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

Источник

Таблица развития ребенка фото

Развитие ребенка от рождения до школы в таблице
Таблица развития ребёнка от рождения до школы

Здравствуйте, друзья и читатели моего блога! С появлением в семье младенца любящие родители наблюдают за ним. И если, по мнению мамы и папы, что-то в развитии ребёнка не соответствует его возрасту, у некоторых родителей начинается паника. Таблица развития ребенка, которую я публикую в данной статье, поможет вам понять, правильно ли развивается ваше чадо и, соответственно, поможет скорректировать занятия с ним.

Если в семье прибавление…

Итак, у вас появился карапуз. Поздравляем вас! Это самое лучшее событие, которое может произойти в семье! Но с рождением детей появляются и заботы. Ведь для того, чтобы ребёнок развивался гармонично, нужно вовремя проводить диагностику, дабы не прозевать задержку в развитии, раскрыть какие-то способности или заметить особенности развития. Нужно постоянно наблюдать за малышом и заниматься с ним. То есть, подходить к этому очень ответственно.

С рождения до года

В первый год жизни ваша кроха будет расти и развиваться очень активно. Поэтому именно этот период жизни мы рассмотрим наиболее подробно. Психическое, эмоциональное, интеллектуальное и умственное развитие детей первого года жизни можно оценить по следующим показателям.

возрастные особенности и способности детей фото

ВозрастУмения
0 месяцев
 
Когда не спит, активно двигает ручками и ножками.

При громких звуках вздрагивает и моргает.

Если что-то не нравится, громко плачет.

1 месяц

ребенок зевает фото

Приподнимает голову и пытается её удерживать.

Следит глазами за двигающимися красочными предметами.

Поворачивается при резких звуках.

На речь взрослого улыбается.

Гулит.

2 месяца

 

Может довольно долго держать голову.

Реагирует на речь взрослых.

На уровне рефлекса хватает предметы.

Следит за тем, что происходит вокруг.

Начинает агукать.

3 месяца

ребено в 3 месяца хорошо держит голову картинка

 

Хорошо держит голову.

Может длительное время рассматривать предметы.

Пытается издавать различные звуки.

Когда его приподнимают, старается опираться ногами.

Начинает приподниматься на предплечья.

Пытается повернуться со спины на бок и наоборот.

На речь взрослого реагирует звуками и эмоциями.

При недовольстве громко плачет.

Любит сосать свои кулачки или пальчики.

4 месяца

 

Очень хорошо держит голову, когда лежит на животе.

Лёжа на животе, поднимается, опираясь на ладони.

При кормлении старается держать руками бутылочку или грудь.

Когда с малышом играют, он может смеяться и улыбаться.

Периодически и подолгу гулит.

Пытается достать предметы, находящиеся рядом.

Старается перевернуться на животик со спины.

5 месяцев
в 5 месяцев может сидеть с поддержкой фото
Хорошо знает мать и людей, которые постоянно рядом.

Следит глазами за двигающимся предметом.

Долго гулит.

Может рассматривать красочные картинки.

Уверенно переворачивается с живота на спину.

Может крепко захватывать и держать какие-либо предметы, берёт их у взрослых.

Может сидеть с поддержкой.

6 месяцев

 

Начинает сидеть без поддержки взрослого.

Пытается тянуть ручки к игрушкам и интересным предметам.

Тянет всё в рот.

Старается ползти.

Откликается на своё имя.

Кушает с ложки.

Пытается говорить слоги.

Начинает вставать на ноги, за что-то держась.

Внимательно слушает взрослого.

Ищет предметы, про которые ему говорят взрослые.

7 месяцев
 в 7 месяцев хорошо сидит и ползает фото
Хорошо сидит и ползает.

Уверенно стоит, держась за обе ручки.

Держит в руках игрушки и другие предметы, изучает их.

При помощи взрослых пьёт из кружечки.

Пытается самостоятельно сидеть.

По просьбе взрослого показывает части своего тела.

8 месяцев

 

Любит общаться с другими детьми.

Начинает лепетать с разными эмоциями.

Держась, уверенно стоит.

Хорошо ползает, сидит, умеет ложиться и вставать.

При расставании с матерью плачет.

Ищет упавшие предметы.

Умеет находить предметы, про которые спрашивает взрослый.

9 месяцев
в 9 месяцев копирует других фото
Копирует других детей.

Пробует самостоятельно стоять и шагать.

Пытается доставать заинтересовавший его предмет, тянется к нему.

Любит комкать и рвать бумагу, танцевать.

Знает части тела и предметы обихода.

10 месяцев

 

Пытается сам кушать ложкой.

Хорошо ходит, держась за взрослого обеими руками.

Любит играть в прятки, открывать дверцы и ящички, хватать мелкие предметы.

Понимает, что у него просит взрослый, повторяет за ним звуки, движения.

При встрече и прощании с взрослым машет ему ручкой.

Пытается спускаться и подниматься по ступенькам.

11 месяцев
в 11 месяцев сам стоит фото
Хорошо ходит, держась за одну ручку, сам стоит.

Умеет складывать кубики, собирать пирамидку, произносить небольшие нетрудные слова.

Любит играть «в ладушки», игрушками, рассматривать книжки.

Уверенно приседает, не держась, нагибается, чтобы поднять что-либо.

Эмоционально реагирует на незнакомых людей и игрушки, любит, когда его хвалят.

12 месяцев

 

Пытается сам ходить, пить из кружки, говорить 15-20 слов.

Умеет откусывать от твёрдой пищи, отказывается от еды, которую не любит.

Знает домашних животных, может показать их, когда увидит на улице или в книжке.

Понимает, как использовать знакомые предметы, слова «можно» и «нельзя».

Самостоятельно встаёт «с корточек».

Как видите, формирование новых умений и навыков, речевое и физическое развитие малышей, а также их рост в этом возрасте идёт особенно быстро. Но ко всем вышеперечисленным критериям нужно относиться очень условно. Для развития малыша важны некоторые нюансы – социальная среда, наследственность, условия жизни и многое другое. Так что, не нужно принимать их за догму.

От года до трёх

В три года зачастую родители замечают в своем карапузе упрямство фотоЭтот период жизни малыша, на мой взгляд, самый интересный. Он учится самостоятельно ходить, бегать, кидать, лазать и многому другому. В этом возрасте ребёнок учится общаться со сверстниками. Он очень много и активно говорит. Начинает понимать, как можно использовать те или иные предметы, играть с ними.

В три года зачастую родители замечают в своем карапузе упрямство, капризы, иногда резкие смены настроения (этот период ещё называют «кризисом 3-х лет»).

Это обусловлено тем, что трёхлетние детки уже стремятся быть самостоятельными, всё делать сами, а мама и папа ограничивают их в этом.

Поэтому, задумайтесь, дорогие родители, стоит ли запрещать малышу что-то делать самому?

Дошколёнок!

От трёх до семи лет у ребёнка начинается дошкольный возраст. В это время у детей развивается игровая, трудовая, бытовая и другие виды деятельности. Он уже не только умеет и может что-то делать, но и нацелен на результат. Он умеет сам одеваться, прибирать свои игрушки, задаёт сто тысяч «почему?».

В этом возрасте у ребёнка формируются присущие только ему черты характера и привычки. Он приобретает определённые умения и навыки, закрепляет их в процессе игры. Развивается логическое мышление.

К семи годам ваш малыш будет способен выполнять задания, которые ему задают взрослые. Он может контролировать и оценить свою работу и её результат. Ребёнок во всём подражает взрослым, и сам стремится стать таковым. К 6-7 годам дети обычно успешно занимаются новым для них видом деятельности – учёбой.

Не торопите!

Дорогие родители! Наблюдая за развитием вашего чада, старайтесь не сравнивать его с другими детьми. Помните о том, что каждый ребёнок имеет свои особенности развития. Оно идёт постепенно и поэтапно. И на каждом рубеже малыш достигает каких-то результатов. Хвалите его за это, и он ещё не раз порадует вас своими успехами.

 Дорогие читатели моего блога! Желаю вам, чтобы, наблюдая за развитием вашей крохи, вы испытывали только радость и гордость! До встречи в моём блоге!

Понравилась статья? Поделитесь с другими!

Источник

Читайте также:  Плакаты для ребенка 4 лет для развития