Развитие ребенка от рождения до школы психология
Борис Степанович Волков, Нина Вячеславовна Волкова
Детская психология: от рождения до школы
Глава 1
Психическое развитие детей от рождения до года
Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.
Для решения задач и выполнения упражнений этого пособия необходимо знать, что с самого рождения на развитие ребенка влияют безусловные и условные рефлексы, что первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», что контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается его речь.
На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.
К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.
Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:
♦ определять уровень развития ребенка до 1 года;
♦ создавать условия для правильного развития ребенка;
♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром.
1.1
Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.
? Назовите причину данного явления.
Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.
1.2
Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.
? Объясните это явление.
? Как в этом случае должна мама одевать малыша?
Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.
Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.
1.3
Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.
Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.
Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.
Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.
1.4
Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.
? С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?
? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?
Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
1.5
Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.
Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.
1.6
Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?
Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша
на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.
Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).
1.7
Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.
? Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи – грудь или соску?
Решение. Нет, не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий себя от матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.
Появление молочной бутылочки, пустышки полностью меняет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка уйти в себя и отвлечься от окружающего мира, что замедляет его психическое развитие.
1.8
Ситуация. В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек.
Источник
Борис Степанович Волков, Нина Вячеславовна Волкова
Детская психология: от рождения до школы
Глава 1
Психическое развитие детей от рождения до года
Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.
Для решения задач и выполнения упражнений этого пособия необходимо знать, что с самого рождения на развитие ребенка влияют безусловные и условные рефлексы, что первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», что контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается его речь.
На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.
К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.
Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:
¦ определять уровень развития ребенка до 1 года;
¦ создавать условия для правильного развития ребенка;
¦ быть посредником между ребенком и окружающим миром.
1.1
Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.
? Назовите причину данного явления.
Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.
1.2
Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.
? Объясните это явление.
? Как в этом случае должна мама одевать малыша?
Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.
Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.
1.3
Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.
Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.
Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.
Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.
1.4
Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.
? С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?
? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?
Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
1.5
Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.
Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.
1.6
Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?
Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша
на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.
Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).
1.7
Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.
? Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи – грудь или соску?
Источник
Период от рождения человека до школы (6—7 лет) очень насыщен в плане своей характеристики и нет возможности представить его, как, впрочем, и другие этапы возрастного развития, в полноценном и всестороннем описании, да еще с позиций психологии и педагогики. Однако дать общую характеристику психолого-педагогических проблем возраста в данном пособии считаем необходимым.
Полная зависимость от взрослого окружения составляет специфику социальной ситуации развития младенца. Отделившись от матери, ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить сам. От общения с мамой, отцом, другими окружающими его людьми получает самое главное, что сделает его человеком.
Показателем того, что заканчивается переходный этап новорожденно- сти и начинается собственно младенчество, является становление у ребенка потребности в общении — появление «комплекса оживления» при виде матери (примерно в 1 месяц). Возникают ли в этот период какие-то педагогические задачи? Конечно, да. Это прежде всего активное общение матери с ребенком — и тактильное, и самое главное — речевое. Уже в этот период начинают закладываться реакции ребенка, формируемые реакцией взрослых, прежде всего матери, на плач ребенка. Л. С. Выготский писал о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» новорожденного. У ребенка в этот период возникают слуховые и зрительные сосредоточения. Отсюда — чем богаче и разнообразнее будет мир звуков и красок вокруг ребенка, их щадящий или агрессивный уровень, тем своеобразнее будет идти процесс психического развития.
В период собственно младенчества идет очень бурное развитие восприятия, движений и действий, памяти, эмоций. И способствует или препятствует этому соответствующая воспитательная тактика взрослого окружения. Так, познавательному развитию ребенка способствует разнообразие получаемых впечатлений. Познавательное развитие младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием младенцев, растущих в разнообразной обстановке, наполненной новыми впечатлениями. Уровень развития восприятия и действий в этот период позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления, развивающихся у ребенка. Для познавательного развития младенца очень важным является развитие движений рук и их мелкой моторики.
Годовалый ребенок ходит или уже активно пытается ходить, выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи. Он начинает говорить, хотя его речь пока ситуативна и многозначна и понятна только тем, кто постоянно находится с ребенком.
Центральное новообразование этого периода — потребность в общении со взрослыми.
Переходный период между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. В этот период необходимо установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности в допустимых пределах, терпение и выдержка окружающих взрослых — все это смягчает кризис, помогает ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
В конце младенчества ребенок становится биологически независимым от матери. Психологическое отделение от матери наступает в раннем детстве (от 1 года до 3 лет): у него появляются новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции, к концу периода появляются зачатки самосознания. Мышление в этот возрастной период наглядно-действенное. Это аналог «сенсомоторного интеллекта» Ж. Пиаже. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В этот период желания ребенка неустойчивы и быстро проходящи, их ограничивают только наказания и поощрения взрослых. В этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов. В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, но сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. В раннем возрасте характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. К 3 годам наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся самосознанием. Первейшая форма самосознания — узнавание себя. Сознание «Я», «Я хороший», «Я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития — кризис 3 лет.
Этот кризис — граница между ранним и дошкольным детством. По Д. Б. Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок пытается установить с взрослыми новые, более глубокие отношения. Если новые отношения не складываются, его инициатива не поощряется, постоянно ограничивается самостоятельность, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми, но не со сверстниками: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест- бунт, деспотизм (или ревность), обесценивание (Э. Келлер, Л. С. Выготский). Обесценивание — в глазах ребенка обесценивается все, что было дорого, привычно, интересно раньше.
В целом в раннем детстве происходит активное познание мира окружающих его предметов и осваиваются с помощью взрослых способы действий с ними. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.
К 3 годам появляются личные действия и сознание «Я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка.
В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которой он находится, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «Я» ребенка.
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет): условия жизни ребенка расширяются до пределов улицы, города, происходит открытие мира человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Возникает сложное противоречие — включиться во взрослую жизнь и стремление к самостоятельности. Разрешается это противоречие появлением ролевой игры. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка, творческого воображения, произвольной памяти, преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи. Появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. Формируется полноценное общение с другими детьми. Продолжает развиваться общение с взрослыми, названное М. И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен к наблюдению, рассматриванию, поиску.
Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.
Дошкольный возраст — это «период первоначального фактического склада личности», считал А. Н. Леонтьев. Происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются эмоциональная и мотивационная сфера, формируется самосознание. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этот период, является появление соподчинения мотивов, складывается индивидуальная мотивационная система ребенка.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по их мотивам. Во второй половине дошкольного периода ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в самых простых ситуациях.
Центральным новообразованием дошкольного возраста наряду с соподчинением мотивов считается формирующееся самосознание.
Дошкольник к концу этого периода приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка в этот период практически всегда совпадает с внешней оценкой.
Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку, приобретает представления о соответствующих стилях поведения. К концу этого периода появляются специфические игры только для мальчиков и только для девочек.
Дошкольник начинает осознавать себя во времени. В 6—7 лет у ребенка уже есть воспоминания о прошлом, он осознает себя в настоящем, представляет в будущем.
Рассмотрим некоторые педагогические аспекты, связанные с этим возрастом, хотя даже при самой краткой характеристике психического развития ребенка говорилось, что эти процессы связаны с тем, какое окружение вокруг ребенка, как с ним общаются, как поощряют, как наказывают.
Сложное и значимое новообразование этого возраста — формирующаяся способность к самооценке. Доказано, что заниженная самооценка — предтеча слабого характера, но в то же время таким детям свойственно ускорение процесса самосознания. Неблагополучные отношения с окружающими, упреки, неудачи создают эмоциональный дискомфорт, а потом и толкают к вопросу «Почему?», на который ребенок пытается ответить по мере сил и возможностей. Чаще всего ответа не находит и еще острее переживает состояние неудовлетворенности. Отсюда возможны неврозы, депрессии, мании и патологические влечения. По мнению некоторых детских психоневрологов и социальных психологов (Дж. Боулсби, А. Е. Личко, Т. Шибу- тани), заниженная самооценка при повышенной работе самосознания создает предпосылки для подростковых акцептуаций и психических аномалий.
Завышенная самооценка формирует (при определенных условиях) эгоцентризм, высокомерное отношение к сверстникам, неадекватное стремление к лидерству, завышенный уровень притязаний, не соответствующий иногда реальным возможностям. Завышенная самооценка, в отличие от заниженной, может тормозить процесс самосознания. Сближает их вероятность конфликтных отношений в детском коллективе, с педагогами, со взрослыми. Неадекватная самооценка дошкольников — опасная предпосылка социально-педагогической запущенности школьника.
Как избежать этого неблагополучия? Условий много, но наиболее важные из них — отказ взрослых от широко распространенных попыток делать обобщающие заключения о личности ребенка но его отдельным поступкам (типа шалун, драчун, обманщик, скупой), от невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми; создание ситуации успеха в наиболее важных сторонах жизни и деятельности ребенка. Нельзя забывать важное педагогическое правило: «Скажи ребенку, что он поступил плохо, но не говори, что он плохой».
Формирование первоначальных нравственных представлений,
т.е. формирование элементарных представлений о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем, плохом. Особенности этих представлений дошкольников:
- — отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении с конкретными поступками, окружающих, прежде всего сверстников;
- — связаны с оценками отдельных поступков окружающих, не носят обобщающий, абстрагированный от конкретной реальности характер;
- — проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.
Нравственные представления дошкольников в основном ритуальны. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («пожалеть», «поделиться», «заступиться», «подарить», «послушать» и т.п.). Это означает, что в формировании нравственных представлений у дошкольников особая роль принадлежит выработке навыков дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, они окажутся бесполезными.
Например, сначала ребенку показывают, как поступает добрый ребенок в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах), ребенок выполняет действие доброго (делится лакомством, игрушкой, гладит ушибленное место, подносит лекарство и т.п.). Повторение действий по ритуалу формирует привычку доброты. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме отношений с людьми. Она становится потребностью, перерастает в черту характера. Большое значение в нравственном становлении дошкольника играет личный пример окружающих его взрослых людей.
Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственных представлений у дошкольников имеет следующую логику:
- • показ образца;
- • действие по образцу;
- • состояние эмоционального комфорта;
- • повторение образца;
- • выработка ритуального стереотипа;
- • ощущение социальной значимости ритуальных действий;
- • возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.
Отсюда педагогическое правило: нравственные представления формируются в сознании дошкольника на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми. Бесконечные наставления, назидания оказываются абсолютно безрезультатными.
Ведущая педагогическая идея в работе с дошкольниками — физически, психологически, педагогически подготовить к школьному обучению. Такая подготовка означает: физическое состояние, обеспечивающее возможность нести предстоящие учебные нагрузки; необходимое развитие индивидуально-психологических качеств; овладение первоначальными навыками социального поведения, учебной деятельности.
Источник