Развитие ребенка от рождения до 17 лет кулагина скачать

Развитие ребенка от рождения до 17 лет кулагина скачать thumbnail

Кулагина И.Ю.

Кулагина Ирина Юрьевна-доцент, и.о. декана ФПК, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник московского городского психолого-педагогического университета.

В 1975 году закончила факультет психологии МГУ имени Ломоносова. С 1975 года сотрудник Психологического института РАО (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ученый секретарь института, ведущий научный сотрудник). С 2002 года ведущий научный сотрудник лаборатории И.В. Дубровиной. С 1993 года ведет преподавательскую деятельность в ВУЗах. Профессор Университета РАО. Доцент кафедры А.А. Вербицкого в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. С 2002 года доцент кафедры педагогической психологии в МГППУ.

Область интересов: развитие личности неуспевающих школьников, детей с задержкой психологического развития в сравнении с нормой, мотивация учения в подростковом возрасте, переживания успехов и неудач в учебной деятельности.

Кулагина И.Ю. на видео

Книги (5)

Возрастная психология

Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет).

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отделений университета.

Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека

Соавтор: Колюцкий В.Н.

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей – школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Личность школьника

От задержки психологического развития до одаренности.

В книге «Личность школьника» рассматривается развитие личности ребенка в школьные годы. Кроме общих для всех детей возрастных закономерностей развития даны отдельные варианты, имеющие свою специфику.

Описаны личностные особенности, характерные для учеников с ЗПР и одаренных школьников, детей с высоким уровнем тревожности и разнообразными невротическими реакциями подростков с обостренными чертами характера и склонных к нарушению принятых в обществе норм поведения.

Книга может быть полезна и родителям, имеющим трудных детей школьного возраста.

Педагогическая психология

В учебном пособии представлены общие вопросы педагогической психологии, психология обучения, воспитания, а также проблемы, связанные с профессиональной деятельностью учителя.

Рассматриваются представления об усвоении знаний детьми, наиболее известные виды обучения, в том числе развивающего, описаны психологические механизмы, определяющие принятие или непринятие ребенком системы воспитания и отдельных педагогических воздействий.

Психологический справочник учителя

Соавтор: Фридман Л.М.

Данная книга и предназначена для того, чтобы помочь учителю и студенту расширить и углубить свою психологическую подготовку.

Книга «Психологический справочник учителя» представляет собой своеобразный справочник, в котором читатель найдет краткие справки-объяснения наиболее важных, для учителя психологических вопросов. Эти справки знакомят читателей как с новейшими исследованиями психологических проблем, так и с основополагающими достижениями психологии по вопросам, имеющим наибольшее значение для учителя в современных условиях.

Добавить отзыв

Источник

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.
Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей – школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Содержание
Предисловие 2

Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5

Глава 1. Жизнь и деятельность 5

§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе 5

§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 7

§ 3. Структура деятельности 8

§ 4. Ведущая деятельность 12

§ 5. Общение как вид деятельности 13

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 15

§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 16

§ 2. Сенсорный уровень 18

§ 3. Перцептивный уровень 22

§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных 25

§ 5. Уровень психики человека 31

Глава 3. Мотивация 37

§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 37

§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 38

§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 41

§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 46

§ 5. Мотивация и типы характера 48

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 51

Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 59

Читайте также:  Роль правильного питания в развитии ребенка

§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 59

§ 2. Факторы и закономерности развития психики 62

Глава 5. Стадиальность психического развития 67

§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 67

§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 68

§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 69

§ 4. Стадии развития взрослого человека 70

Глава 6. Развитие личности 73

§ 1. Периодизация развития личности по З. Фрейду 73

§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 74

§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 78

§ 4. Периодизации развития личности по А.В. Петровскому 79

Глава 7 Интеллектуальное развитие 81

§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 81

§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 85

Раздел II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ 88

Глава 1. Младенчество (до 1 года) 88

§ 1. Новорожденность 88

§ 2. Младенческий возраст 90

§ 3. Кризис 1 года 93

§ 4. Жизненный мир младенца 95

Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 97

§ 1. Развитие психических функций 97

§ 2. Эмоциональное развитие 100

§ 3. Кризис 3 лет 101

§ 4. Развитие жизненного мира 102

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 104

§ 1. Игра как ведущая деятельность 105

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 105

§ 1. Игра как ведущая деятельность 106

§ 2. Развитие психических функций 109

§ 3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания 112

§ 4. Развитие жизненного мира 116

Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 119

§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 120

§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 122

§ 3. Варианты развития 126

Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 128

§ 1. Кризис 7 лет 128

§ 2. Учебная деятельность 130

§ 3. Развитие психических функций 132

§ 4. Мотивация и самооценка 134

§ 5. Линии развития жизненного мира 139

Глава 6. Подростковый возраст (11 —15 лет) 143

§ 1. Пубертатный кризис 143

§ 2. Развитие психических функций 145

§ 3. Развитие самосознания 146

§ 4. Подростковые реакции 150

§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 154

§ 6. Линии развития жизненного мира 156

Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 160

§ 1. Переходный период 160

§ 2. Условия развития 161

§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 163

§ 4. Линии развития жизненного мира 166

Приложение ко II разделу. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 170

Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ 175

Глава 1. Юность (от 17 до 20—23 лет) 175

§ 1. Кризис 17 лет 175

§ 2. Условия развития 177

§ 3. Основные линии онтогенеза 181

Глава 2. Молодость (от 20-23 до 30 лет) 186

§ 1. Главные стороны жизни 186

§ 2. Основные линии онтогенеза 194

§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 201

Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 204

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 204

§ 2. Отношения с детьми 207

§ 3. Зрелость и психологический возраст 211

§ 4. Основные линии онтогенеза 215

Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет) 222

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 222

§ 2. Основные линии онтогенеза 226

§ 3. Конец жизни 232

Скриншоты

Источник

Слайд 1

Отзыв На книгу И. Ю. Кулагиной «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет». Лявданской В.Ю.

Слайд 2

О книге В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных учёных в области детской психологии, даётся представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребёнка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отделений университета.

Слайд 3

Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии. Глава 1. Проблемы возрастного развития. Глава 2. Роль деятельности и общения в психическом развитии ребёнка. Глава 3. Стадиальность психического развития. Глава 4. Развитие личности ребёнка. Глава 5. Интеллектуальное развитие ребёнка.

Слайд 4

Раздел 2. Развитие ребёнка на разных возрастных этапах . Глава 1. Период младенчества (первый год жизни. Глава 2. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Глава 3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению. Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) Глава 6. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет).

Читайте также:  Влияние сказки на психологическое развитие ребенка

Слайд 5

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Акцент на динамике развития. Генетическая психология. Тесная связь с другими областями психологии.

Слайд 6

Принципы общения взрослого с ребёнком: Принятие ребёнка таким, какой он есть; внутри семьи — безусловная любовь к ребёнку. Положительные ожидания. Эмпатия — сопереживание другому, точное восприятие его внутреннего мира. Адекватное выражение своего отношения, своих эмоций по поводу обсуждаемого события.

Слайд 7

Период младенчества (первый год жизни) Новорождённость (безусловные рефлексы: пищевые, защитные, ориентировочные; появление условных рефлексов; возникновение слухового и зрительного состредоточения). Младенчество (развитие восприятия, наглядно-действенного мышления, памяти (узнавание, воспроизведение), эмоциональное развитие, речевое развитие). Кризис одного года (автономная детская речь). Центральное новообразование – потребность в общении со взрослым .

Слайд 8

Ранний возраст (1-3 года) Ведущая деятельность в раннем детстве – предметно-манипулятивная (возникают первые примитивные игры). К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное образование этого периода. Эмоциональная завышенная самооценка. Импульсивное поведение, но: Появляются поступки, связанные с проявлением «я» ребёнка.

Слайд 9

Дошкольный возраст (3-7 лет): Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений, которые ребёнок моделирует в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Дошкольное детство – это период творчества. Дошкольное детство – это период первоначального становления личности. Центральные новообразования этого возраста – соподчинение мотивов и самосознание.

Слайд 10

Шестилетние дети: Вопрос о поступлении в первый класс ребёнка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Слайд 11

Младший школьный возраст (7-11) Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация -Учебная деятельность – ведущая -Развитие теоретического мышления -Становление чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Слайд 12

Чувство взрослости – Сильная потребность в общении со сверстниками Ведущая деятельность: интимно-личностное общение Яркие, сменяющие друг друга, увлечения Личностная нестабильность – противоречивые желания и поступки -Склонность к самоанализу (самовоспитание, «Я-концепция») Подростковый возраст (11-15 лет)

Слайд 13

Уверенность в себе Принятие себя (самооценка выше, чем в подростковом возрасте) Формируется мировоззрение (максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения Самоопределение (профессиональное и личностное) Старший школьный возраст (ранняя юность от 15 до 17 лет)

Слайд 14

Преимуществом книги являются: 1. Логично и чётко-структурированно изложен материал, используются таблицы, схемы и рисунки. 2. Представлены разные теоретические подходы. Подробно описаны особенности развития детей на всех возрастных этапах. В конце каждой главы предложен список литературы. В приложении предлагается диагностика психологической готовности к школьному обучению.

Слайд 15

Благодарю за внимание!

Источник

Стр. 126

§ 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают? В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком, в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя — не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным», как говорят дети) и т.п. — тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе. Но они остаются только «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева. Вот отметка — реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее, социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1 класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах. Мотивация неуспевающих школьников специфична — она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3 классу. Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваивают в семье. Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Первоклассников, проучившихся только одну четверть, спрашивали о том, что им нравится и что не нравится в школе. Будущие отличники с самого начала ценят учебное содержание и школьные правила: «Нравятся математика и русский, потому что там все интересно». «Нравятся уроки. Не нравится, что мальчики расстраивают Маргариту Павловну». «Нравится, что уроки задают». «Надо, чтобы все были хорошие, послушные». Будущие троечники и неуспевающие дали другие ответы: «Нравится, что в школе бывают каникулы». «Нравится продленка, там все играем, гуляем». Начиная свою школьную жизнь, они еще не приобрели «взрослых» ценностей, не ориентируются на существенные стороны обучения.

Читайте также:  Занятие танцами и развитие ребенка

Источник

Стр. 120

Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.

Примером учебной задачи может служить морфосемантический анализ на уроках русского языка. Ребенок должен установить связи между формой и значением слова. Для этого он усваивает общие способы действия со словом: нужно изменить слово; сравнить его с вновь образованным по форме и значению; выявить связь между изменениями формы и значения. Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. В приведенном выше примере операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи — найти корень, приставку, суффикс и окончание в заданных словах. Что делает ученик, зная общий способ решения этих задач? Прежде всего, он изменяет слово так, чтобы получить его вариантные формы (скажем, «лесной» — «лесная», «лесные», «лесному»), сравнивает их значения и выделяет окончание в исходном слове. Затем, изменяя слово, получает родственные (однокоренные) слова, проводит сравнение значений, выделяет корень и другие морфемы: лесн-ая, лесн-ые, лес-н-ои, лес-пик, пере-лес-ок, лес.

Каждая учебная операция должна быть отработана. Программы развивающего обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я. Гальперина . Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, на конец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ. Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль — за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы — значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание. Последний этап контроля — оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу, как правило, с несколько завышенной самооценкой.

Источник