Развитие ребенка от нуля до трех лет

Развитие ребенка от нуля до трех лет thumbnail

Первый год жизни ребенка является очень важным для его развития – физического и психического.

Индивидуальное развитие ребенка оценивается на основании навыков и умений, приобретенных им к конкретному возрасту.

Описание: развитие речи

Современный малыш уже в 2 месяца имеет свои достижения и должен уметь выполнять определенные действия, которые говорят о том, что его развитие соответствует принятым нормам:

  • к этому возрасту происходит закрытие заднего родничка;
  • исчезают новорожденные рефлексы;
  • укрепляются мышцы шеи, благодаря чему малыш способен короткое время удерживать голову;
  • меньше становится напряжение в конечностях;
  • ребенок может различить предметы, находящиеся на небольшом расстоянии от него;
  • тянет в рот различные предметы;
  • в его голосе появляется интонация, с помощью которой он выражает свое отношение к происходящему;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • начинает улыбаться;
  • знает голоса своих родителей.

В 4 месяца ребенок должен:

Описание: малыш речь 4 месяца

  • держать голову, сидя на руках у взрослого;
  • сидеть с поддержкой;
  • переворачиваться;
  • сосредотачивать взгляд;
  • держать погремушку и рассматривать ее;
  • громко смеяться;
  • проявлять оживление при виде бутылочки или маминой груди (в зависимости от вида вскармливания);
  • узнавать родителей по звуку голоса, а также по внешнему виду.

Нормами развития 6-месячного ребенка являются следующие характеристики:

Описание: речь у ребенка 6 месяцев

  • способен перекладывать предметы из руки в руку;
  • умеет опираться на руки;
  • в состоянии поднять игрушку, упавшую на поверхность;
  • переворачивается со спины на живот;
  • сидит с поддержкой;
  • у него прорезываются первые зубы;
  • к этому возрасту удвоил свой вес.

Описание: развитие речи у детей

Полугодовалый ребенок уже различает и недоверчиво относится к незнакомым людям, с помощью крика или плача может «позвать» маму или таким же образом «попросить» игрушку. В речевом плане он продолжительно гулит, старается подражать услышанным звукам.
В возрасте примерно 9 месяцев формируется эмоциональная и сенсорная чувствительность малыша. В этот период ребенок:

Описание: речи развитие у детей

  • начинает активно познавать окружающий мир;
  • самостоятельно сидит;
  • пытается стоять;
  • использует большой и указательный пальцы для взятия предмета;
  • трясет погремушку;
  • более активно лепечет;
  • крепко хватается за маму;
  • знает значение слова «нельзя»;
  • не любит одиночество;
  • на уход родителей реагирует плачем.

Особенности развития вашего малыша в 10-12 месяцев во многом влияют на то, как будет развиваться его речь в период от 1 года до 3 лет.

Когда ребенок начинает ходить, начинает активно развиваться его двигательная и интеллектуальная активность, тесно связанная с речью и мышлением.

В возрасте от 1 до 2 лет родителям необходимо как можно больше времени и внимания уделять развитию ребенка, поскольку в этот период закладывается основа его будущей личности.

К тому времени, как вашему карапузу исполнился 1 год, он, как правило, уже:

  • втрое увеличил вес с момента рождения;
  • вырос наполовину;
  • сидит без поддержки;
  • ходит;
  • перелистывает страницы в книге;
  • следит за траекторией быстро передвигающихся объектов;
  • реагирует на свое имя.

Ребенок, достигший возраста 1,5 года:

  • произносит слова «мама», «папа», «баба»;
  • подражает звукам животных;
  • знает названия часто используемых предметов;
  • «помогает» взрослым одевать себя (просовывает руку, ногу);
  • имеет любимую игрушку;
  • ему нравиться играть с мячом.

К 2 годам малыш уже:

  • умеет шагать по ступенькам;
  • способен контролировать свои естественные потребности (приучается к горшку);
  • собирает пирамидку;
  • самостоятельно пользуется ложкой, кружкой;
  • с интересом рассматривает картинки в книжках;
  • скучает по отсутствующим родителям;
  • знает около 10 слов;
  • слушает рассказы;
  • знает, где у него глазки, носик, ручки и т.п.;
  • «отстаивает» свои игрушки.

В 2-2,5 года ребенок:

Описание: ребенок развитие речи

  • умеет поворачивать дверную ручку;
  • может отбить мяч и не упасть;
  • способен  поднимать с пола предметы, нагибаясь и при этом не падая;
  • приучен к горшку;
  • пытается самостоятельно одеваться;
  • считает до трех.

Кроме того, дети этого возраста уже задают взрослым много вопросов, а их активный словарный запас уже насчитывает 150-200 слов.

В период с 2,5 до 3 лет необходимо большое внимание уделить увлекательному знакомству ребенка с окружающим миром, а также развитию мелкой моторики.

3-летний малыш, как правило:

  • полностью приучен к горшку;
  • может делать прыжки на одной ноге;
  • поднимается по ступенькам, поочередно переставляя ноги;
  • делает постройки из большого числа кубиков;
  • может поместить мелкие предметы в емкость с узким горлышком;
  • самостоятельно крутит педали;
  • умеет одеваться без помощи (кроме шнурков);
  • пытается делиться своими игрушками;
  • способен испытывать чувство страха;
  • активно использует несколько сотен слов, может строить фразы из нескольких слов.

Источник

Содержание:

Развитие детей от 0 до 3 лет26.09.16 09:00 / ????6514 (6 за неделю) / ⏱️8 мин. /

Рождение долгожданного малыша наполняет дом сразу многим: плачем и криком, радостью и безмерным счастьем, светом. Жизнь семьи кардинально меняется – теперь главным жильцом становится не кто-то из родителей, а младенец. Конечно, все уже построенные планы в связи с его рождением придётся пересмотреть, подстраиваясь под его интересы.

Первый год развития

Для малыша первый год жизни самый важный и даже критический. За 12 месяцев ему нужно научиться держать головку, переворачиваться, сидеть, хватать предметы и удерживать их. А кроме того, смеяться, улыбаться, произносить первые слова и делать первые шаги. То есть ребёнок учится самостоятельно жить. Также с первых дней он пытается определять эмоциональное состояние окружающих людей. Ниже приведены ориентировочные примеры развития, поскольку у каждого маленького человечка собственный темп развития.
Физическое и психологическое развитие по месяцам:

Читайте также:  Значение игры для развития ребенка цитата

1-й месяц

Малыш учится останавливать взгляд на ярких предметах и лицах окружающих. Близким он уже дарит свою беззубую улыбку. Лёжа на животе, пытается приподнимать голову и поворачивать её в направлении доносящегося звука. Сейчас он признаёт лишь маму, поскольку чувствует знакомый запах, голос и биение сердца. Мама – это его первый объект познания мира.

2-й месяц

У крошки тормозятся некоторые движения, зато он начинает быстрее реагировать на голосовое обращение к нему. Малыш способен, лёжа спокойно, рассматривать подвижные предметы, причём он уже может сопровождать их взглядом. Он уже пытается управлять движением конечностей, хотя пока это у него плохо получается, и движения остаются ещё очень хаотичными.

3-й месяц

Малыш уже способен несколько минут удерживать головку, а к концу месяца делает это уверенно. Когда взрослый держит его за подмышки, малыш пытается отталкиваться ножками. Он уже способен эмоционально реагировать не только на голоса родственников, но и просто пребывая в хорошем настроении, выражая его с помощью звуков. Малыш может в полный голос смеяться. При кормлении ручонками стремится «правильно» поддерживать грудь мамы или бутылочку.

4-й месяц

Малыш почти всё может слышать и видеть, а его зрение уже почти равно по полноценности зрению взрослого человека. Может различать основные цвета и различает родственников по голосам. Но родителям, начиная с этого возраста, нужно быть бдительными: раньше они могли спокойно оставить малыша на ровной поверхности, например, дивана или кровати. Теперь же, когда малыш научился легко переворачиваться со спины на живот и обратно, без ограничителей может запросто свалиться на пол. Также он пытается самостоятельно сесть.

5-й месяц

Развитие ребенка от нуля до трех летУ малыша хорошо развитые хватательные рефлексы, позволяющие уверенно держать в руках небольшие предметы. В этом возрасте у детей начинает рефлекторно развиваться крупная и мелкая моторика пальцев, когда он перехватывает из рук взрослого заинтересовавший его предмет. Малыш уверенно держится вертикально. В этом возрасте начинает развиваться речь, первыми он пытается произносить простые гласные звуки. Родители ужасно радуются, когда в этом возрасте чадо вдруг произносит «мама» или «папа», хотя это ещё не осознанная речь, поскольку дитя само не понимает значения произнесённого слова.

Характер ребенка и его коррекция игровыми упражнениями

1

Характер ребенка и его коррекция игровыми упражнениями

Многие родители жалуются на характер малыша, называя его трудным и даже обвиняют наследственность, н …

6-й месяц

Развитие речи продолжается, уже произносятся первые слоги. Малыш с ложки ест уверенно, пытается ползать, переставляя ручонки. Уверенно сидит в окружении подушек.

7-й месяц

Умственная деятельность продолжает активно развиваться. Если постоянно упражняться, то кроха на вопрос «где?» укажет на предмет глазами или потянется к нему. Он всё увереннее ползает, а его опорно-двигательная система начинает стремительно развиваться.

8-й месяц

Малыш уже во многом самостоятельный: сам ложится и садится, и даже встаёт с опорой. С удовольствием повторяет за взрослым слоги и выполняет простейшие просьбы (покажи ручки и т. п.). Очень любит игру в ладушки.

9-10 месяцы

Достигнув этого возраста, дети пытаются делать первые самостоятельные шаги. Иногда они и вовсе начинают ходить, но только до первого падения и шишки, после чего относятся к хождению более осторожно.

11-12 месяцы

Малыш уже способен хорошо играть с предметами и осознанно произносить первые слоги и слова, обозначающие знакомые предметы.

Развитие малыша во второй год жизни

На протяжении второго года у ребёнка должно развиться мышление, память и внимание. Для этого придумано много пособий, но и они не заменят простые игры руками и различные прибаутки, на которых выросли многие поколения детей.

Речь

Малыш называет по именам всех членов своей семьи и может выговаривать простые слова. Пришла пора разучивать с ним простенькие четверостишия вне зависимости от степени успешности этого занятия.

Мышление и интерес к познанию

Ребёнок превращается в маленького неутомимого исследователя: простые вещи пытается разобрать, чтобы изнутри их рассмотреть. Ему нужно давать играть с кубиками, показывая, как из них можно сложить фигуры и пирамидки. Малыш с интересом изучает строение своего лица и тела. Ему нужно помочь научиться распознавать, где находится нос, рот, глаза и т. д.

Важные навыки

Малыш должен научиться проситься на горшок, понимать простые просьбы взрослых и выполнять их. Мячом должен уметь пользоваться по назначению, пиная его ногой или пытаться кинуть его. Ребенок уже может самостоятельно и достаточно уверенно пить из чашки, делает попытки есть с помощью приборов. Родителям нужно быть начеку, поскольку в этом возрасте малыша начинает интересовать содержимое шкафчиков, скрытое от глаз.

Читайте также:  5 теремок центр развития ребенка

Развитие ребёнка в третий год жизни

Развитие ребенка от нуля до трех летДвухгодовалый малыш почему-то думает, что взрослые читают его мысли. Но к трём годам это проходит, стоит ему чуть лучше узнать окружающий мир. На третьем году жизни малыш с простыми навыками справляется самостоятельно. Но взрослым важно должно быть то, что в этом возрасте у ребенка обостряются развивающиеся эмоциональные ощущения. Крошка впервые оказывается в социальной среде (игры с детьми во дворе, детский сад). В этом возрасте формирующаяся детская психика ещё очень неустойчива. Малыша переполняют эмоции, с которыми ему трудно справиться. Поэтому между карапузами нередко вспыхивают и тут же утихают конфликты. Поэтому взрослые должны обращаться с малышами очень тактично и внимательно.
Малыш не способен ещё адекватно оценивать сказанные взрослым слова, поэтому они могут больно его ранить. А свою растерянность или неудовольствие малыш не всегда ещё может показать. Родители ни в коем случае не должны считать переживания своего чада чем-то пустяшным и не пытаться в них разобраться, ссылаясь на отсутствие времени.
Ближе к трём годам у ребёнка начинает проявляться собственное эго, он уже начинает замечать, что люди вокруг могут думать иначе, чем он.

Игра в машинки: откройте ребенку мир автомобилиста

2

Игра в машинки: откройте ребенку мир автомобилиста

Мальчики и машинки – прочно связаны между собой, думают многие родители и, конечно же, ошибают …

Методика раннего развития ребёнка в первые три года

Родители всегда могут подметить, к чему тянется их ребёнок и, зная это, должны выбрать для раннего развития ту или иную методику. Для грудничка внимание родителей играет огромную роль. Это то самое время, когда в него проще всего вложить навыки и знания, необходимые для формирования волевого, сильного характера. Долгое время среди педагогов бытовало мнение, что начинать развитие малыша рациональней незадолго до отправки его в детский сад, хотя за последние пару десятилетий эти взгляды существенно изменились. Современные крошки проявляют большую активность, легко вовлекаются в интересные занятия и проводимые в игровой форме обучающие программы.

Методика Монтессори

Существуют методики, основанные на тактильном, эмоциональном и визуальном восприятии. В последние годы большой популярностью пользуется методика доктора Марии Монтессори, предназначенная для раннего развития малышей. В её основу положено визуальное и тактильное восприятие окружающего мира. Монтессори полагает, что крошке нужно предоставить полную свободу действий. Он должен самостоятельно выполнять все упражнения, обучаясь в игре. Данная программа, конечно, предполагает помощь родителей, но она должна быть ненавязчивой, не сковывающей малыша. К ребёнку-дошкольнику нужно проявлять индивидуальный подход, с учётом всех его особенностей. Для занятий по системе Монтессори подошёл бы такой принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Детские сады, работающие на основе методики Монтессори, существуют уже во многих городах. Здесь для каждого малыша разрабатывается индивидуальный план развития в социальной среде. Задача воспитателя состоит в такой организации деятельности ребёнка, в которой полнее раскроется его потенциал. Среду Монтессори можно создать и в семье, тогда карапуз в возрасте до трёх лет будет прямо на глазах у родителей раскрывать свои способности, у него будет прогрессировать логическое и творческое мышление, концентрация внимания, память, фантазия и воображение, моторика. Методику Монтессори можно начинать использовать с 8-10-месячными малышами.

Методика Дьенеша

Многие педагоги добиваются заметных успехов в развитии у ребёнка визуального восприятия с помощью методики Дьенеша. Он предложил использовать целый набор предметов, различающихся по цвету и форме. Эти предметы соответствуют различным условиям окружающей среды, родители могут быстрее найти общий язык с малышом, пользуясь списком заданий.

Методика Воскобовича и Никитиных

Традиционным способом развития у маленьких детей аналитических способностей является работа с разнообразными конструкторами, заставляющая их просчитывать собственные действия и мыслить творчески. В начале 90-х годов прошлого века российский инженер Воскобович разработал собственную методику и предложил множество разновидностей сказочных конструкторов для крошек старше двух лет. Сюда же можно отнести и разработанные многодетными родителями Никитиными развивающие игрушки: круги, кубики, пазлы и конструкторы различных форм, фактур и цветов. Предлагаемые обучающие программы позволяют быстрее сформировать у крошки представление об окружающем мире.

Как отучить малыша от бутылочки: лайф-хаки для родителей

4

Как отучить малыша от бутылочки: лайф-хаки для родителей

Оптимальный возраст распрощаться с бутылочкой – до полутора лет. Этот предмет становится не ва …

Методика Зайцева и Чаплыгиной

Развитие ребенка от нуля до трех летБлагодаря следующей группе обучающих программ у малыша можно развить интерес к чтению, математике и музыке. Сегодняшние дошкольники уже должны обучаться чтению, в помощь этому имеются две довольно интересные программы, разработанные Зайцевым и Чаплыгиной. Обе программы за основу берут чтение по слогам. В любом наборе есть специальный блок, в котором формируются слоги и набор кубиков с буквами. Малыши легче запоминают буквы, представленные в виде кубиков, поскольку здесь им ещё помогает ассоциация букв с разными цветами.

Читайте также:  Задержка психомоторного развития у ребенка 8 месяцев

Методика Железновых

Семья Железновых предложила интересную методику для развития у малышей музыкальных талантов. В обучающую программу здесь входит прослушивание детьми современной и классической музыки, игры, связанные с танцами и забавные жесты, которые отлично тренируют как слух, так и визуальное восприятие.

Методика Кюизинера

Кюизинер считает, что обучать детей счёту и простейшим арифметическим действиям можно в раннем возрасте. Он внёс в обучение палочки, имеющие разную длину и окраску, которые должны ассоциироваться в детской голове с цифрами. С помощью этих палочек крошку можно быстро научить отличать большее число от меньшего. Цифры и буквы довольно сложно воспринимаются даже взрослыми детьми, но когда это происходит в игровой форме, да ещё с привлекательными цветами, то процесс обучения становится лёгким и весёлым.
Упомянутые методики предназначены для детей старше года, но есть также метод Ибука и теория Тюленева, согласно которым малыша только до трёх лет можно всему научить с помощью специальных пособий и игрушек. Несмотря на противоречивость, эти методики доказали эффективность, поэтому они могут также быть небезынтересными для родителей. Важно учитывать, что малыш всю информацию воспринимает зрительно. В начальной стадии обучения необходимо следить, как малыш воспринимает поступающую информацию.

Источник

Первый год жизни малыша наполнен значимыми событиями! Все новое, все интересное, все нужно исследовать, а как? Рассказываем про «невидимое» развитие детей от 0 до 1 месяца и заметные изменения в 2-3 месяца. Какие особенности есть у младенцев и как они влияют на развитие ребенка?

Особенности малышей до 3 месяцев

Особенности ребенка от 0 до 3 месяцев

Важные особенности детей — врожденные двигательные рефлексы. Они влияют на развитие детей от 0 до 1 года и в течение 12 месяцев в норме почти все угасают. Какие это рефлексы?

  • Хватательный: если вложить что-то тонкое и длинное в ладошку ребенка, например, свой палец, то кроха сожмет ручку в кулачок. Этот рефлекс был необходим для выживания, чтобы не терять маму, а теперь благодаря ему дети тренируют ручки и обучаются сжимать их произвольно, все хватать и удерживать. Но не все врожденные рефлексы так просто объяснить!
  • Например, шагательный рефлекс с опорой: если взять даже новорожденного малыша под мышки вертикально и дать его стопам коснуться поверхности, то он начнет перебирать ножками, как будто идет.
  • Если же положить малыша и прижать ладонь к его стопам, то он будет отталкиваться ножками и пытаться уползти.
  • Если погладить малышу спинку, провести пальцем вдоль позвоночного столба, то туловище изогнется дугой.
  • Еще один врожденный рефлекс — раскидывание ручек в стороны и сведение их при громких звуках или сотрясении тела (например, если резко сдвинуть кроватку или внезапно сесть рядом с малышом на матрас). Этот рефлекс можно объяснить тоже «наследием прошлого».

Важно следить за рефлексами: в норме перечисленные угасают к 4-5 месяцам. Если они все еще есть после этого возраста, нужна консультация невролога.

Развитие детей от 0 до 1 месяца

Развитие детей от 0 до 1 месяца проходит не особенно заметно: малыши спят от 19 до 22 часов в сутки, и на активное бодрствование остается не так уж много времени. Но это не значит, что они не развиваются!

Двигательная активность достаточно случайна и хаотична, но постепенно все начинает приходить в управляемый порядок. Например, новорожденный младенец не может поднимать голову и держать ее на весу, а к месяцу это становится нормой развития (почаще выкладывайте ребенка на животик, чтобы стимулировать мышечный рост!).

В первые недели руки и ногу у малышей согнуты и поджаты к телу, ладошки собраны в кулачки. Это повышенный тонус мышц-сгибателей конечностей, который у детей до трех месяцев считается абсолютной нормой и не требует никаких процедур и исправлений. К концу первого-середине второго месяца ладошки начнут расправляться, тянуться ко рту уже целенаправленно.

Зрение у новорожденных не особенно острое: в первый месяц диапазон различения предметов вокруг примерно полметра. Малыш различает контрастные рисунки, свет, темноту, контуры.

Забавный факт: согласно исследованиям, все новорожденные любят смотреть на светлые предметы с формой овала — что соответствует маминой груди или человеческому лицу. Развитие зрения детей от 0 до 1 месяца идет активно, и через 4 недели после рождения малыш уже может сфокусировать взгляд на лице родных и начинает встречать его улыбкой.

Хотя кажется, что многие новорожденные ничего не слышат, потому что могут спать во время ремонта у соседей, это не так. Слух у младенцев с рождения довольно хороший, это запаздывает формирование реакции на звуки. Младенцы вздрагивают при резких звуках, но быстро успокаиваются. А вот через 2-3 недели появляется первая реакция на мамин голос, знакомый еще до рождения: если ребенок в это время ест, то при разговоре с ним останавливается и слушает.

Источник