Развитие ребенка от года реан
“Психология детства” Реана А.А. (ред.) – Прайм-Еврознак, 2003. – 349 c.
(на books.google.ru)
Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии детства от младенчества до 11 лет. Книга разделена на четыре части, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции.
Состав авторского коллектива этой книги – уникален. В работе над книгой принимали участие семь докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое – академики и один – член-корреспондент Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны.
Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук, педагогов и родителей.
Краткое содержание
ЧАСТЬ I. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ…… 11
1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ …………………………… 12
2. ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ ………………………… 15
3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ …………………………………………………. 18
4. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………….. 21
5. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………. 25
6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………. 31
7. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ …………………………….. 35
8. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА……………….. 51
9. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ………………………… 59
10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ …………………………………………… 63
11. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ …………………. 70
12. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ …………………………………… 78
13. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА…………………. 83
ЧАСТЬ II. МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 2 ЛЕТ) .. 91
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ…………………………….. 92
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА……………………………………… 110
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА………………………………….. 122
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ……………………………. 134
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ …………………………. 145
ГЛАВА 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА ………………………………………………………. 157
ЧАСТЬ III. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ)………. 178
ГЛАВА I. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………. 179
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА……………………………………… 198
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА……………………. 212
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ……………………………. 224
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ …………………………. 238
ЧАСТЬ IV. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ)…….. 257
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………. 258
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА……………………………………… 273
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА………………………………….. 286
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ …………………………………. 302
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ …………………………. 322
ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ………………………………………… 334
ЧАСТЬ IV. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ)
Глава 1.Когнитивные особенности
Готовность к школьному обучению
Глава 2. Аффективная сфера
Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
Эмоционально-расторможенные дети
Глава 3. Мотивационная сфера…………………………… 286
Мотивация общения ……………………………………………286
Мотивация общения со сверстниками…………………………..287
Мотивация просоциального поведения ……………………………289
Формирование долга как основного морального мотива …………..290
Эмпатия…………………………………………………….291
Мотивация учебной деятельности………………………………..292
Познавательные мотивы ………………………………………293
Социальные мотивы ………………………………………….295
Исследовательская активность в области запретного………………..297
Потребность в двигательной активности…………………………..299
Глава 4. Развитие Я-концепции…………………………… 302
Я-реальное и Я-перспективное …………………………………..302
Образ тела и Я-концепция ………………………………………304
Развитие самооценки……………………………………………305
Структура самооценки. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки……………………..307
Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка…….309
Самооценка ребенка и школьная успеваемость …………………..310
Возможности коррекции самооценки……………………………316
Нарушения в развитии………………………………………….318
Пограничная личностная структура. Особенности самосознания детей из групп социального риска ……..318
Глава 5. Поведенческие особенности………………………. 322
Развитие ребенка как субъекта деятельности……………………….323
Ведущая деятельность ………………………………………..323
Развитие физической активности и моторных навыков………………324
Развитие игровой деятельности ребенка…………………………326
Развитие тонкой моторики…………………………………….327
Развитие социального поведения…………………………………327
Поведение в школе……………………………………………327
Поведение в семье ……………………………………………328
Поведение в кругу сверстников…………………………………329
Половые различия……………………………………………331
Глава 6. Детская агрессия………………………………. 334
Определения агрессии…………………………………………..334
Влияние семьи на развитие детской агрессии ………………………336
Агрессия во взаимоотношениях сиблингов………………………337
Агрессивность и взаимоотношения со сверстниками………………..338
Тендерные различия…………………………………………….341
Истоки агрессивности…………………………………………..341
Смещенная агрессия………………………………………….343
Итоги возраста…………………………………………………345
Литература…………………………………………………….348
P.S.
– Смирнова Е.О. Детская психология
Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства. Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.
– Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет
В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах.
– “Дети и подростки: психология развития” Шэффер Дэвид – СПб.:Питер, 6-е изд, 2004 год, 976 стр. Отрывок, Оглавление
Предлагаемое издание охватывает большинство основных сложных проблем, связанных с теорией и практикой развития ребенка и подростка. Особое внимание уделяется проблемам семейного воспитания с учетом тех генетических предпосылок, которые обеспечивают ребенку наиболее адекватную экологическую нишу. Отмечая имитационные способности детей, автор обращает особое внимание на адекватное поведение самих родителей и ту социальную среду, которую создают дошкольные учреждения и школа. Насыщенная множеством примеров, книга отвечает самым высоким требованиям современной дидактики: в ней представлены основные дефиниции, развернутый предметный указатель, контрольные вопросы, сложные ситуации, требующие от читателей творческого мышления.
Без сомнения, данное издание будет весьма полезным для преподавателей и студентов педагогического, медицинского, психологического и социологического профилей.
Оглавление
Предисловие научного редактора
Предисловие
Часть I. Теория и исследования в науках о развитии
Глава 1. Знакомство с возрастной психологией и ее исследовательскими стратегиями
Что такое развитие?
Развитие человека в исторической перспективе
Методы исследования в психологии развития
Обнаружение взаимных связей: корреляционный и экспериментальный проекты
Проекты изучения развития
Межкультурные сравнения
Этика исследований развития
Постскриптум: как стать опытным пользователем результатов исследований, посвященных развитию
Краткое содержание главы
Глава 2. Теории человеческого развития
Природа научных теорий
Вопросы и противоречия, относящиеся к человеческому развитию
Психоаналитическая точка зрения
Точка зрения теории научения
Теория когнитивного развития
Этологическая (или эволюционная) точка зрения
Теория экологических систем
Теории и мировоззрения
Краткое содержание главы
Часть II. Основания развития
Глава 3. Развитие и наследственность
Принципы передачи генетических признаков Хромосомные и генетические аномалии
Практическое применение: генетическое консультирование, пренатальная диагностика и лечение наследственных нарушений
Влияние наследственности на поведение
Наследственность и окружающая среда как взаимодействующие факторы развития
Достоинства и недостатки генетики поведения Краткое содержание главы
Глава 4. Пренатальное развитие, рождение и готовность новорожденных к жизни
От зачатия до рождения Влияние окружающей среды на пренатальное развитие организма
Роды и перинатальная среда
Родовые осложнения
Готовность новорожденных к жизни Краткое содержание главы
Глава 5. Физическое «я»: развитие мозга, тела и двигательных навыков
Краткий обзор созревания и роста
Развитие мозга
Моторное развитие
Период полового созревания: физический переход от ребенка к взрослому
Психологические коллизии периода полового созревания
Причины и корреляты физического развития
Краткое содержание главы
Часть III. Язык (речь), научение и когнитивное развитие
Глава 6. Первичное развитие основных когнитивных процессов: ощущение, восприятие и научение
Ранние споры о сенсорном и перцептивном развитии
«Осмысление» сенсорного и перцептивного опыта младенца
Сенсорные способности младенцев
Зрительное восприятие в младенчестве
Интермодальное восприятие
Основные процессы научения
Размышления о восприятии и научении
Краткое содержание главы
Глава 7. Когнитивное развитие: теория Пиаже и социокультурная концепция Выготского
Теория когнитивного развития Пиаже
Стадии когнитивного развития по Пиаже
Оценка теории Пиаже
Социокультурная теория Выготского
Краткое содержание главы
Глава 8. Когнитивное развитие: подход обработки информации
Поток информации и модель множественного хранилища
Индивидуальные различия в развитии навыков обработки информации
Индивидуальные различия в развитии «программного обеспечения»: стратегии и знания о «мышлении»
Альтернативная точка зрения: теория нечеткого следа
Развитие внимания
Память: удержание и извлечение информации
Решение задач и рассуждение
Развитие арифметических навыков
Оценка подхода обработки информации
Краткое содержание главы
Глава 9. Интеллект: измерение умственной продуктивности
Что такое интеллект?
Как измеряется интеллект?
Что предсказывают тесты интеллекта?
Факторы, влияющие на IQ
Социальные и культурные корреляты интеллектуальной продуктивности
Улучшение когнитивной продуктивности при помощи компенсаторного обучения
Креативность и специфические таланты
Краткое содержание главы
Глава 10. Развитие речи и коммуникативных навыков
Пять компонентов языка
Теории речевого развития
До языка: долингвистический период
Односложная речь: период холофраз
От холофраз к простым предложениям: телеграфный период
Овладение языком в дошкольный период
Изучение языка в средней школе и в подростковый период
Билингвизм: проблемы и последствия изучения двух языков
Краткое содержание главы
Часть IV. Социальное и личностное развитие
Глава 11. Эмоциональное развитие и установление интимных взаимоотношений
Обзор эмоционального развития
Эмоции и раннее социальное развитие
Темперамент и развитие
Что такое эмоциональные привязанности?
Каким образом младенцы формируют привязанности?
Индивидуальные различия в качестве привязанности
Факторы, влияющие на надежность привязанности
Привязанность и дальнейшее развитие
Равнодушный ребенок
Материнская занятость, дневной уход и раннее эмоциональное развитие
Краткое содержание главы
Глава 12. Развитие «я» и социальное познание
Развитие Я-концепции
Самооценка
Развитие мотивации достижения и представлений о себе как субъекте учебной деятельности
Кем я должен быть?
Становление идентичности
Другая сторона социального познания: знание о других
Краткое содержание главы
Глава 13. Половые различия и гендерно-ролевое развитие
Разделение на мужчин и женщин: гендерно-ролевые стандарты
Мифы о половых различиях
Тенденции развития в половой типизации
Теории половой типизации и гендерно-ролевое развитие
Психологическая андрогинность: неписаный закон XXI века?
Краткое содержание главы
Глава 14. Агрессия, альтруизм и моральное развитие
Развитие агрессивности
Альтруизм: развитие просоциального «я»
Что такое мораль?
Психоаналитические объяснения морального развития
Теория когнитивного развития: ребенок как моральный философ
Нравственность как продукт социального научения и обработки социальной информации
Влияние родителей на моральное развитие детей
Краткое содержание главы
Часть V. Экология развития
Глава 15. Семья
Понимание семьи
Социализация в кругу родителей в детском и подростковом возрасте
Влияние братьев и сестер и их взаимоотношения
Многообразие семейной жизни
Когда родители разрушают: проблема жестокого обращения с детьми
Размышления о семье Краткое содержание главы
Глава 16. Внесемейные влияния: телевидение, школа и сверстники
Воздействие телевидения на детей и подростков
Развитие детей в компьютерную эпоху Школа как посредник в социализации
Сверстники как посредники в процессе социализации
Родители и сверстники как посредники влияния
Краткое содержание главы
Глава 17. Заключение: подытожим все, что мы узнали
Основные вопросы, касающиеся развития ребенка и подростка
Мы прошли долгий путь, малыш…
Но еще так далеко идти
Глоссарий
Алфавитный указатель
Источник
15.04.2015
За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.
Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.
Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов
В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик» (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
Лексические темы
С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок. Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.
Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:
1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).
Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).
Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.
1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет
1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет
1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения для детей в быту
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.
Источник