Развитие ребенка от года до полутора лет программа

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка с момента зачатия

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Читайте также:  Скачать бесплатно карту развития ребенка

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник

Что умеет малыш

От года до полутора лет – это первый из трех возрастных периодов в жизни ребенка с двенадцати месяцев до трех лет. В этот период малыш, с того момента, когда он делает первый шаг, обретает большую самостоятельность, становится более активным. В этом возрасте для детей характерна повышенная любознательность, они, как исследователи, лезут всюду, открывают дверцы, ящики, коробки. Чем лучше ребенок умеет ходить, тем меньше у него желания сидеть на месте. Он все время куда-то бежит, спотыкается, падает, встает и снова продолжает свой путь. К полутора годам малыш должен уже ходить достаточно уверенно. Если это не так, то необходимо обратиться с этой проблемой к участковому детскому врачу.

В этом возрасте ребенок произносит первые слова. Процесс обретения новых навыков идет быстрее, если малышу постоянно попадаются на пути новые предметы. Нужно давать и показывать ему различные вещи, учить правильно обращаться с ними. Необходимо объяснять, что, например, книгу нужно листать аккуратно. Можно дать ребенку чашку и шарик, и он с интересом буде класть шарик в чашку и доставать обратно. Предлагая ему всевозможные предметы, следует смотреть, что он с ними будет делать, и каждый раз как бы ставить перед ним новые задачи.

Как ребенок видит и познает мир

В сознании ребенка ко второму году жизни уже формируется определенное видение мира, которое он будет совершенствовать всю свою жизнь. Его поведение, мысли, и образ жизни будут основываться в дальнейшем именно на нем. Поэтому в процессе воспитания очень важно понимать малыша, объясняя те или иные явления, направлять его на верный путь в развитии. Таким образом, обогащается его представление о мире. А чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет ориентироваться в дальнейшей жизни.

Просыпаясь утром, малыш уже не желает лежать в кровати, намного интереснее для него поскорее выбраться из нее и отправиться исследовать все, что попадется ему на пути. Не нужно препятствовать ему в его познавательной деятельности, запрещая трогать, смотреть, открывать что бы то ни было. В то же время это не означает, что ему все нужно позволять. Самое главное – убрать за пределы его видимости все, что может представлять для него опасность или что ему действительно не нужно брать. Важно помнить, что ребенок непременно все хочет потрогать, разобрать, посмотреть что внутри. Необходимо помогать ему в этом, объяснять, как тот или иной предмет работает, для чего он нужен, что с ним делают. Таким образом, одновременно родители и воспитывают ребенка, и развивают его способности, а заодно и контролируют, чтобы малыш не натворил чего-нибудь. Не нужно запрещать малышу исследовать все, что находится вокруг него, забираться в шкаф, выдвигать ящики, вытаскивать оттуда вещи. Наоборот, во время этого параллельно можно объяснять ему, где что лежит, показывать и называть разные предметы, затем складывать все обратно вместе. Все это очень важно для маленького человека, так как он еще только познает мир и за очень короткий день испытывает столько новых эмоций, что можно сказать – проживает целую жизнь.

Учимся ходить

Ребенок в возрасте от года до трех лет очень быстро учится ходить. С каждым днем у него это получается все лучше и лучше. Но невозможно научиться этому, не падая и не набивая шишек. Многие родители поступают неправильно, бросаясь к малышу каждый раз, когда он падает. Этого делать не нужно, поскольку падения необходимы для развития равновесия, за которое отвечает вестибулярный аппарат, мышечной силы и лучшей ориентации в пространстве. Как правило, дети не сильно ударяются во время падения, и переломы у них бывают крайне редко, так как их косточки еще очень гибкие. Кроме того, падая и поднимаясь самостоятельно, ребенок привыкает сам справляться с трудностями, не ожидая помощи со стороны родителей. Это очень важно для формирования характера малыша. От родителей требуется только моральная поддержка словом. Если карапуз расстраивается, необходимо ободрить его и успокоить, вернуть ему хорошее настроение. В таких ситуациях не следует сюсюкаться с ребенком, нужно разговаривать с ним на равных, как со взрослым человеком.

Можно помочь малышу быстрее научиться ходить. Для этого на улице, когда он попросится из коляски, нужно предложить ему катить ее перед собой самостоятельно. Таким образом, коляска будет для него опорой, и карапуз будет чувствовать себя увереннее на ногах.

В домашних условиях, чтобы помочь ребенку научиться ходить, можно использовать ходунки. Однако большинство специалистов выступают категорически против их применения. Согласно их утверждениям, ходунки являются крайне травмоопасным средством. Кроме того, малышу не приходится стараться самому стоять, удерживать равновесие. Не падая, он не тренирует вестибулярный аппарат и не развивает мышечную силу. Более того, в результате использования ходунков у ребенка может произойти искривление костей ног. По мнению медиков, ходунки наносят только вред детям, затормаживая процесс их развития.

Учимся есть самостоятельно

После года ребенок уже достаточно развит, чтобы самостоятельно пользоваться ложкой. Поэтому, если он еще не начал этого делать, то стоит предоставить ему возможность научиться. Для этого необходимо постоянно давать ему ложку во время еды. Даже если его кормит мама, держа ложку в руках, он обязательно захочет ею воспользоваться, копируя мамины действия. Если при первых попытках еда падает мимо рта, малыш пачкается, роняет ложку, не нужно отбирать ее у него и сердиться. Не все получается сразу, постепенно он научится пользоваться этим столовым прибором. К 15-месячному возрасту, он обязательно научится обращаться с нею и станет кушать самостоятельно. Главное, необходимо помнить, что возраст, в котором ребенок научится пользоваться столовыми приборами, зависит от родителей. Чем больше они проявляют опеку над малышом, тем медленнее он осваивает новые умения.
Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у карапуза в тот момент, когда он начинает сам кушать печенье, сухарик. Позже он пробует брать пищу из тарелки руками и класть ее в рот. В таких ситуациях не следует пресекать действия ребенка, даже если он весь перемажется кашей. Зато быстрее придет к нему понимание того, что кашу нужно есть ложкой. Однако то, что малыш научился держать в руках ложку, совершенно не означает, что он сразу начнет ею кушать. Вскоре он поймет, после нескольких попыток, что набирать пищу в ложку из тарелки и доносить ее до рта – очень трудное занятие. В такой момент, чтобы он не бросил это занятие и продолжал учиться есть самостоятельно, стоит оставлять его на некоторое время один на один с тарелкой и ложкой, иначе он может начать лениться и требовать, чтобы его кормили родители. Для того чтобы у него было желание брать в руки ложку и работать ею самостоятельно, очень важно объяснять ребенку при каждом кормлении, почему он должен пользоваться ею сам. Когда он научится делать это, родителям не следует больше принимать участие в его кормлении.
Для того чтобы малыш быстрее научился обращаться со столовыми приборами, необходимо, чтобы ребенок принимал участие в совместной трапезе со всей семьей. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на остальных, он станет брать с них пример и будет стремиться есть ложкой.
Кроме того, не следует позволять малышу баловаться за столом. Он должен понимать, что прием пищи – это не игра. А если он все же продолжает вертеться и никак не хочет останавливаться, то не нужно на него кричать, он начнет плакать и толку от этого не будет. Просто необходимо убрать от него еду и отпустить побегать. Когда он действительно захочет есть, то придет сам.

Читайте также:  Психическое развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте

Словарный запас

После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправильно произнесенным, словам уже можно понять, что он имеет в виду. В этом возрасте детская память как бы накапливает информацию. Ребенок внимательно слушает, что говорят вокруг, это откладывается в его сознании и через какое-то время он начинает произносить новые слова. Хотя малыш еще плохо говорит, но уже прекрасно все понимает.
Родители обязательно должны как можно больше заниматься с ребенком, разговаривать с ним, называть неоднократно различные предметы, комментировать свои и его действия. Очень важно осознавать, что информация, знания и ценности, заложенные родителями в детстве, остаются с человеком на всю жизнь и определяют его поступки и суждения во взрослом возрасте. Поэтому необходимо четко понимать, что воспитание родителей не только влияет на личность ребенка, но и на всю его дальнейшую жизнь. Нужно постоянно контролировать, что ему говорится, как и для чего это делается. Необходимо стараться общаться с ребенком на красивом богатом языке, это поможет формированию более сложного сознания у малыша. Разговаривать можно о чем угодно, но лучше всего о том, с чем он сталкивается каждый день, о чем имеет хорошее представление.
На первом году жизни нужно обращать внимание ребенка на всевозможные шумы, можно пробовать подражать этим шумам вместе с ним. Таким образом, у него лучше разовьется способность к произношению. Кроме того, полезно перед зеркалом строить гримасы вместе с карапузом, использовать игры, связанные с движением рта: пускать воздушные поцелуи, звуками изображать различных животных, надувать воздушные пузыри.
Согласно исследованиям ученых-психолингвистов, речь напрямую зависит от тонкой моторики рук, степени развития ловкости движения пальцев. Поэтому для формирования речевых навыков очень полезны игры, развивающие ловкость рук, такие как «Сорока-белобока кашку варила…», кубики, пирамидки. Кроме того, очень помогает тренировать моторику рук массаж кистей и ладоней.

Игры

После года активность ребенка значительно возрастает. Основной его деятельностью теперь становится игра. Это несерьезное занятие, как полагают многие взрослые – главный способ познания окружающего мира в детстве, основа развития человека. Играя, малыш овладевает умением обобщать и анализировать, тренирует память, учится концентрировать внимание, организовывать и контролировать свои действия, ставить цели и достигать их. Поскольку игра обычно строится по определенным правилам, к ребенку через игру приходит понимание, что в жизни тоже есть правила и законы. Помимо этого, играя, ребенок чувствует себя счастливым, это состояние впоследствии переносится на различные ситуации в жизни человека. То есть, научившись испытывать положительные эмоции в детстве, человек способен испытывать счастье в конкретный момент времени в дальнейшей жизни. Все эти способности жизненно необходимы каждому.
Постепенно у малыша появляется все больше и больше разных интересных ярких игрушек. Если обратить внимание на его поведение с новой игрушкой, можно заметить, что он, как правило, просто вертит ее в руках и внимательно рассматривает. Это обусловлено тем, что ребенок просто не знает, как с ней играть, ведь у него еще не так сильно развито воображение. Поэтому родителям необходимо научить этому малыша на собственном опыте, то есть мама или папа должны больше проводить времени с ним за игрой, показывая ему игрушки, при этом называя каждую, разговаривая с ней. Можно придумывать различные сказки и разыгрывать их с помощью игрушек. Очень важно научить ребенка пользоваться каждой из них в отдельности. Однако не стоит давать ему сразу все, достаточно двух-трех игрушек, иначе его внимание будет постоянно отвлекаться с одной на другую, и они могут ему быстро надоесть.
Игра должна быть эмоционально привлекательна для ребенка, правильно подобрана родителями, согласно возрасту и способностям малыша. Необходимо, чтобы в игре он развивался, причем уровень ее сложности не должен быть низким. Очень важно, чтобы ребенок постоянно имел возможность решать какие-либо задачи и открывать для себя что-то новое. Кроме того, игра должна иметь определенное начало и конец, после нее игрушки необходимо убрать из поля зрения ребенка, чтобы они не надоедали ему.
Интересно, что в этом возрасте малыш способен играть со всеми предметами, которые попадают к нему в руки. Это могут быть столовые приборы и кухонная утварь, папины инструменты, часы, кошельки, ключи и многое другое. Не нужно отнимать предметы у ребенка, если они не предназначены для игр. Знакомясь с ними, он обретает необходимые практические навыки.
В этом же возрасте дети обожают играть в песке. Конечно, в городе трудно найти песочницу с чистым песком, поэтому, по возможности, можно заказать привоз песка в ближайшую песочницу или сколотить ее самостоятельно из досок. Малыш с радостью будет возиться в песке, играть с ведерком, формочками, лопатками.

Источник