Развитие ребенка от года до пяти лет

Развитие ребенка от года до пяти лет thumbnail

Ваш малыш уже подрос и ему
больше одного года. В этом разделе вы можете самостоятельно оценить,
соответствуют ли эмоциональное развитие, мышление, речь, социальные
навыки, крупная и мелкая моторика тем стандартам, которые предъявляются
к детям в возрасте от 1 года до 5 лет.

1 год

-Ребенок начинает хлопать в ладошки в игре со взрослыми

-Ходит с поддержкой

-Рисует и черкает на листе бумаги

-Пытается говорить слова «мама» и «папа»

-Берет крошку хлеба большим и указательным пальцами

1,5-2 года

-Играет в мячик с родителями

-Наклоняется из положения «стоя» и выпрямляется

-Стучит одним предметом о другой

-Произносит подряд 2 слова

-Строит башню из 2-4 кубиков

-Бьет мяч ногой

-Пятится назад

-Поднимается по лестнице

2-2,5 года

-Сам одевает некоторые вещи

-Моет и вытирает руки

-Бросает мячик вверх

-Может стоять на одной ноге секунду

-Прыгает на месте на двух ногах

-Строит башню из 8 кубиков

2,5-3 года

-Одевается под присмотром взрослых

-Легко расстается с мамой на некоторое время

-Сидя на велосипеде крутит педали

-Рисует вертикальную линию

-Перерисовывает круг

-Употребляет слова во множественном числе

-Знает свое имя и фамилию

-Называет 3 основных цвета из 4-х

-Прыгает на месте на 2-х ногах

3-3,5 года

-Сам одевается

-Застегивает пуговицы

-Легко расстается с мамой на целый день

-Может стоять на одной ноге 10 секунд

-Прыгает на одной ножке

-Перерисовывает крестик

-Понимает значения предлогов: «на, под, перед, сзади, к»

3,5-4года

-Ловит мячик

-Рисует человечка (3 элемента)

-Умеет подобрать антонимы (2 из 3-х спрашиваемых)

-Дает определение словам (6-ти из 9-ти)

-Умеет лепить из пластилина

4-4,5 года

-Ходит на пятках

-Строит (копирует) мостик из 5-ти кубиков

-Знает из чего изготовлены разные предметы (3 из 5-ти)

-Читает по слогам

4,5-5 лет

-Полностью самостоятельно одевается

-Играет в игры с мячиком

-Рисует человечка (6 элементов)

-Перерисовывает квадрат

-Дает определение словам (9 из 10-ти)

-Знает из чего изготовлены разные предметы(7 из 9-ти)

-Читает

-Делает аппликации

-Рисует

Если большая часть навыков усвоена ребенком, вы можете сделать вывод о том, что ребенок развивается нормально.

Если же большая часть навыков еще не усвоена, то может идти речь о нарушении в развитии в той или иной степени.

Если вашим ребенком усвоена также и большая часть навыков,
соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он
опережает своих сверстников в развитии по каким-либо показателям.

Часто бывает так, что задержка (или опережение) в развитии
происходит частично только в одной или двух областях. Тогда может идти
речь о негармоничном развитии ребенка.

Во всех случаях, когда родители обнаруживают какие-либо общие или
специфические отклонения или нарушения в развитии ребенка или в его
поведении, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу для
коррекции этих отклонений, и, чем раньше, тем успешнее результат.

Источник

Прежде чем описать особенности развития детей раннего возраста, стоит упомянуть, что к этой категории относят малышей от рождения и до 3 лет. Какие именно особенности можно зафиксировать на каждом из этапов развития ребенка? Об этом ниже.

Первый год жизни: особенности

В первый год малыши учатся принимать мир таким, какой он есть, осваивают целый набор новых навыков, учатся сидеть, ползать, ходить. Они изучают все, что попадается им на пути, развивают сенсорные навыки, активно взаимодействуют с предметами, пробуют их на вкус.

Малышиособенности развития детей раннего возраста проявляют интерес к книгам, музыке, внимательно изучают картинки, все запоминают. Ребенок не только понимает многие просьбы, но и реагирует на них. Дети в этом возрасте любят быть в обществе, ищут возможность наладить контакты с окружающими, которым доверяют.

Очень важно, чтобы родители в этот период окружили ребенка теплотой и заботой, научили его общаться, как можно больше с ним разговаривали. Также важно показывать и объяснять ребенку все то, что может представлять для него опасность. И, конечно, нельзя оставлять малыша одного без присмотра.

Особенности развития малышей от года до двух

В период от года до двух развитие детей имеет свои особенности. Формируются сложные функции мозга, изменяется характер. Дети учатся ходить без поддержки, поэтому перед ними открываются новые возможности. В этом возрасте начинают особенности развития детей раннего возрастатакже формироваться социальные черты. Ребенок учится эмпатии, сочувствию не только к близким, но и к посторонним людям.

Малыши продолжают проявлять любознательность. Многие из них отказываются от дневного сна в пользу игр и прогулок. Они становятся более выносливыми, могут некоторое время посвятить себя изучению свойств и особенностей заинтересовавшего их предмета.

В период от года до двух совершенствуются не только двигательные навыки малыша – на новый уровень переходит и речевое развитие. В словаре крохи появляются первые упрощенные слова, построенные на звукоподражании: «му-му», «мяу», «гав-гав» и так далее.

Малыш внимательно вслушивается в речь взрослых и старается передавать их интонации. Также в этот период кроха начинает обращать внимание на внутренние ощущения, делает первые попытки контролировать эмоции.

Учитывая особенности развития малышей в период с года до двух, необходимо работать с ними, исполняя следующие рекомендации:

  • Играйте с крохой в игры, способствующие развитию речи, мелкой моторики рук, стараясь использовать простые слова, предложения, экспериментировать с интонациями.
  • Всегда оставляйте малышу право выбора, предлагая ему выбрать между фруктами, которые предлагается съесть, между игрушками, угощениями. Задавайте крохе вопросы типа: «Хочешь яблоко или персик?» или «Будешь шоколадный кекс или молочный?», чтобы стимулировать его к ответу.особенности развития детей раннего возраста
  • Собирайте с крохой пазлы, кубики, пирамидки, рисуйте мелками или красками, учите обращать внимание на цвета.
  • Часто и много разговаривайте с малышом, стараясь не усложнять речь непонятными словами; интересуйтесь его эмоциями, настроениями, желаниями, разрешайте двигать предметы.
  • Приобщайте малыша к уборке в доме, давайте ему возможность вам помогать.
  • Приучайте ребенка обращать внимание на мимику, используя специальные игры.
  • Используйте время от времени запреты (при необходимости).

Особенности развития малышей в период с двух до трех лет

Этот период у малышей характеризуется интенсивным развитием нервной системы. Результат — активное физическое развитие, формирование правильных навыков поведения. Дети именно с двух до трех лет учатся держать под контролем большую часть эмоций и желаний.

Заметно особенности развития детей раннего возрастасовершенствуется и речь малыша. В ней появляются новые слова, она становится отражением мышления ребенка, который уже пробует вставлять в разговор предложения более чем из трех слов. Это становится возможным за счет способности мозга проводить связь между явлениями, предметами, анализировать их, сравнивать, обобщать.

Дети практически полностью понимают речь окружающих, улавливают смысл новых для них слов. Они уже многое осознают, могут поддержать разговор, ставят перед собой первые цели и совершают ряд действий для их достижения.

В течение всего третьего года малыши особенно наблюдательны и любознательны. Задача родителей — поддерживать их во всех начинаниях, направлять и увлекать новыми интересными задачами.

Что касается общения со сверстниками, то в этом возрасте оно также переходит на новый этап развития. Кроха проявляет живой интерес к другим людям, с удовольствием принимает участие в ролевых играх.

Полезные советы родителям ребенка до трех лет:

  1. Позволяйте крохе исследовать пространство, ограничьте число запретов, поощряйте особенности развития детей раннего возрастаинициативу, таким образом стимулируя его двигательное, речевое и общее развитие.
  2. Следите за режимом сна, отдыха и питания малыша, но делайте это ненавязчиво, так, чтобы кроха понял, что главное для вас — это любить его и заботиться о нем.
  3. Помните о том, что для развития речи малыша с ним нужно заниматься, развлекая его познавательными играми, развивая мелкую моторику рук и просто много общаясь.
  4. Как только кроха начнет без стеснения общаться со сверстниками, нужно будет позаботиться об обучении его правилам поведения.

На этом этапе можно закончить разговор о развитии детей раннего возраста и перейти к некоторым возрастным особенностям дошкольников.

Младшие дошкольники: особенности развития детей с 3 до 4 лет

Главное преимуществодошкольного возраста быть этого периода — это готовность ребенка хорошим и послушным на особенности развития детей раннего возрастарадость родителям.Малыш готов на многое для того, чтобы получить заветную похвалу.

Родителям важно не скупиться на похвалу и поощрения, предлагая крохе время от времени выполнить какое-то задание, с которым он заведомо справится. В этот же период можно объяснять ребенку отличия личного и чужого пространства, прививая ему элементарные навыки поведения в обществе.

С трех до четырех лет дети с большим удовольствием учат песни, стихи, играют с родителями в разнообразные игры, отгадывают загадки и придумывают их сами. Кроме того, в этот период малыши настойчивы в поиске ответов на интересующиеособенности развития детей раннего возраста их вопросы. Они знают, что такое «плохо» и «хорошо», анализируют собственные поступки и действия окружающих.

В процессе игры дети чаще всего выбирают манеру подражания взрослым. Они играют разные роли, копируют голоса взрослых, пытаются повторять их действия, воображая себя то «доктором», то «шофером», то просто «мамой». Все без исключения дети в этом возрасте любят праздники.

Особенности развития детей от четырех до пяти лет

После четырех лет малыши дошкольного возраста становятся более коммуникабельными и сдержанными. Они уже запросто контролируют собственные эмоции, умеют избегать конфликтных ситуаций. Особенность этого периода — повышенная утомляемость крохи, если он долго не меняет позу занят чем-то одним.

Родителям особенности развития детей раннего возрастамалышей нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок — это индивидуальность, личность, у него уже есть собственные привычки, сформировавшийся характер. Учить его аккуратности, соблюдению режима дня нужно обязательно, но делать это надо деликатно и без фанатизма.

Очень важно, чтобы ребенок среднего дошкольного возраста усвоил разницу между словами «хочу» и «нужно». Он должен понять, что в некоторых ситуациях нужно приложить волевые усилия для того, чтобы что-то сделать.

Психологи уверены, что именно этот этап оказывает наибольшее влияние на дальнейшее развитие ребенка как личности, готовой для жизни в социуме.

Особенности развития старших дошкольников от пяти до шести лет

Особенность ребенка старшего дошкольного возраста — это преобладание пассивного внимания. В этот период оно пока непроизвольно, поэтому то, запомнит кроха информацию или нет, будет зависеть от того, насколько яркие эмоции и впечатления он испытал во время ознакомления с ней. Чем более яркими являются события, предметы, объекты, тем больше вероятность того, что они отложатся в памяти ребенка.

Чтобы улучшить процесс обучения ребенка дошкольного возраста, необходимо уделить внимание развитию и другого типа внимания — произвольного. Значительная роль в процессе тренировки такого внимания принадлежит ролевым играм. Во время такихособенности развития детей раннего возраста игр малыши учатся запоминать правила, диалоги, координировать собственные действия в соответствии с игровым планом.

Еще одной особенностью этого возраста является факт личной симпатии к тому или иному человеку, влияющий на качество выполняемой задачи. Так, например, если дошкольник будет симпатизировать и доверять тренеру, учителю, руководителю кружка, то постарается выполнить задание максимально хорошо, чтобы заслужить его похвалу.

На этом этапе дети отлично ориентируются на социальные нормы поведения. Они с удовольствием принимают участие в коллективных играх, учатся налаживать контакт со сверстниками, принимают правила общества.

Почему так важно знать и учитывать возрастные особенности детей?

Знание и понимание возрастных особенностей детей дошкольного возраста на каждом из этапов их взросления позволит достичь положительного эффекта в процессе воспитательной деятельности. Кроме того, от этого напрямую зависит то, насколько комфортно ребенку будет в обществе взрослых, сверстников, насколько успешным он станет в дальнейшем и сможет ли проявить свой потенциал.

Естественно, что не все родители знают об особенностях детей и владеют основами детской возрастной психологии. Тем не менее, если они найдут время изучить главные особенности каждого из периодов жизни ребенка, то смогут своевременно и правильно реагировать на проблемы, время от времени возникающие в процессе развития крохи, и, главное, вместе смогут их преодолеть.

Источник

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник