Развитие ребенка от 3 до 4 лет лепка
Рейтинг: Нет рейтинга
Вспомните ваше детство. Одним из самых любимых занятий у многих из вас была лепка из пластилина. Все помнят, как этот материал выглядел, как плохо разминался, многие наверняка раскладывали его по батареям, чтобы стал мягким, и получали за это нагоняй от взрослых. Технологии сегодняшнего дня позволяют создавать различные виды пластилина разной плотности и качества, предназначенного для разных целей.
Давайте разберемся, какой бывает пластилин, чем полезно такое занятие, и рассмотрим идеи, как сделать процесс лепки пластилином безопасным для детей 3-4 лет, вашей мебели, ковров и домашних животных.
Польза лепки из пластилина для детей
Всем молодым мамам педиатры стараются намертво вложить в головы понятие о том, что лепка из пластилина для деток в возрасте 3-4 лет чрезвычайно полезна, а педагоги в садиках им активно в этом помогают. Так ли это важно на самом деле? Да, это правда важное и даже необходимое занятие.
А нужно оно вот для чего:
- Развитие мелкой моторики рук. Все дело в том, что часть коры головного мозга, отвечающей за речевой аппарат, находится рядом с частью, отвечающей за мелкую моторику рук. Стимуляция этого участка приводит к стимуляции соседнего, речевого, и у деток, которые много всего трогают, делают и мнут ручками, проблем с речью намного меньше.
- Развитие осязания и тактильной памяти. Ребенок к 3-4 годам уже достаточно всего натрогался. Теперь пришло время воссоздавать по тактильным ощущениям формы и текстуры разных предметов. Это тот навык, благодаря которому вы на ощупь находите в шкафу нужную вам вещь. В последующей жизни эта чувствительность незаменима во многих профессиях.
- Развитие воображения и памяти. Ребенок уже видел достаточное количество вещей, теперь пришло время воссоздать некоторые из них. Лепка «по памяти» намного полезнее, развивает воображение и помогает формированию установки нейронных процессов в головном мозге. Так малыш не будет забывать элементарных вещей во взрослой жизни – его память уже тренируется.
- Усидчивость. Слепить что-то из пластилина – не такой простой процесс, но увлекает ребенка, обучая его усидчивости. Позже это поможет ему в школе и университете на занятиях.
- Терпение и труд. Они все перетрут. Терпеливо создавая фигурки, ребенок учится работать пальчиками, приучается к порядку, убирая свое «рабочее» место.
- Внимательность. Тут поможет именно лепка по шаблонам. Ребенок научится изучать предмет, который нужно воссоздать, и будет его копировать, развивая внимание к отдельным деталям. Поэтому лепку начинают с простых объектов, постепенно усложняя их мелкими частичками вроде чешуи на рыбке или шерстинок на котике.
- Умение преодолевать трудности. Если не заложить его при помощи пластилина – у вас вырастет нытик и неудачник. Если малыш бросает занятие лепкой потому, что «нос к голове не прилепляется» или «лапки у мишки все равно отваливаются», ваша роль в этой ситуации ключевая. Покажите ребенку другие способы достичь желаемого. Так человек с малых лет будет привыкать к тому, что безвыходных ситуаций не бывает, главное – не опускать руки и продолжать искать пути решения проблемы.
Лепка из пластилина в случае с детьми 3-4 лет – это интересное и полезное занятие. Оно даже безопасное, если правильно подготовиться и не разрешать малышу есть пластилин.
Подготовка
Что нам нужно для того, чтоб заняться лепкой с малышом? Разберемся по порядку:
Относительно желания – разберетесь сами. К примеру, можно предложить ребенку поиграть в игру самодельными игрушками.
С пластилином все сложнее. Это у нас с вами он был только одного вида и одинаковых цветов. Сейчас пластилина – тьма! Бывает он разный:
- Классический. «Луч» и «Гамма» не сдают своих позиций. Дешево, сердито (цветовая палитра почти не изменилась с нашего с вами детства), относительно безвредно – его делают в основном из глины. Такой пластилин можно использовать для лепки с детьми 4 лет, он довольно жесткий (такой же, как в вашем детстве, вы только вспомните).
- Восковый. Этот знаком молоденьким мамочкам – «Пчелка» из их детства. Им могут баловаться дети от года, он легко разминается даже в неокрепших ручонках. Да и детали из него прекрасно лепятся друг к другу, что тоже немаловажно для малышей.
- На растительной основе. Это уже не просто пластилин, а настоящая паста для лепки и моделирования. Не затвердевает, имеет мягкую структуру, прекрасно смешивается и имеет богатую палитру, что очень важно для маленьких скульпторов. Подходит даже для —лепки с детьми 1-3 лет—. Но детали из него соединяются трудно.
- Шариковый. Это ноу-хау в мире пластилина. Лепится легко, детали пристают на раз-два, а за 24 часа на свежем воздухе превращается в монолит, фигурки из него можно долго хранить. Но играть ими нельзя – после застывания они становятся очень хрупкими.
А еще есть инновационные виды пластилина:
- Жвачка. Это пластилин-полимер. Он вообще не липнет к рукам. А еще он волшебный. Если скатать шарик и оставить на столе – он станет лужицей, а если шарик кинуть о пол – попрыгунчиком. А есть виды, которые меняют цвет на солнце, магнитятся или светятся в темноте.
- Ластик. Если из такого пластилина слепить фигурку и сварить ее в кипятке согласно приложенной инструкции – у ребенка будет самый настоящий ластик, сделанный его руками!
- Пластилиновое мыло. Лепите фигурку из такого чуда, и отправляете малыша мыть руки – он действительно мылится под воздействием воды. Очередной способ привить маленькой неряхе полезные гигиенические привычки.
Все виды пластилина изготавливаются для детей и, по идее, безопасны. Но старайтесь выбирать пластилин без резкого химического запаха и в натуральных тонах. Если совершенно не доверяете производителям, можно лепить с детьми фигурки —из теста—, или самодельного пластилина.
Когда выберете пластилин, не забудьте купить досточку (берите пластиковую, за ней легче ухаживать) и ножик (специальный). Еще можно накупить формочек, стеков, но это уже по желанию.
Помните: все виды пластилина, кроме «жвачки» – это настоящая смерть для мягкой мебели и ковров, потому что умные дяди и тети пластилин придумали, а как выводить его в растоптанном виде с мягких покрытий – нет.
Поверьте опыту многих поколений мам – морозилки и кислоты не помогают. Так что место для лепки лучше организовывать там, где меньше таких покрытий. Идеальное место – рабочий уголок ребенка без ковров, подушек и стульев с матерчатым покрытием.
На рабочий стол надо положить доску для работы, пластилин, принадлежности, основу для будущих фигурок и тряпку или старое полотенце – вытирать ручки.
Как научить детей лепить
Как правило, детки в возрасте 3-4 лет уже овладели базовыми навыками лепки. Но если с этим трудности – можно научить малыша простым манипуляциям на собственном примере:
- скатывание шариков и мячиков круговыми движениями рук;
- раскатывание столбиков и колбасок прямыми движениями рук по доске;
- надавливание шариков пальцами (горошинки, точки на божьей коровке);
- растягивание надавленных шариков в звездочки при помощи пальцев;
- прищипывание краев формы для создания клювов птички или краев тарелки;
- сплющивание шариков между ладошками или пальцами для создания тарелок или блинчиков;
- сглаживание поверхности на стыках деталей пальцами;
- нанесение пластилина на картон внутри контура (размазывание по поверхности);
- вытягивание отдельных частей фигурки от основы.
Освоив такие приемы, ребенок готов к созданию полноценных скульптур. Возникают вопросы: что можно лепить с трёхлетним ребенком? Как занять четырёхлетнего малыша?
Идеи лепки по образцу
Вот несколько идей с пошаговыми картинками:
- собака;
- слоник;
- Дед Мороз;
- овечка.
Идеи рисования пластилином по картинкам-шаблонам
Таких шаблонов существует великое множество. Начинайте с простых:
- улитка.
Затем попробуйте знакомые малышу, но немного усложненные шаблоны:
- улитка;
- бабочка.
Со временем можно попробовать создавать полноценные картинки:
- инопланетянин;
- цветы в вазе;
- фруктовый натюрморт;
- машины;
- лисенок.
Со временем ваш малыш научится создавать настоящие шедевры, которые захочется сохранить на память.
Как хранить поделки из пластилина
С пластилиновыми картинами все просто – их достаточно перекладывать бумагой и складывать в объемную папку или коробку. В хранении фигурок возникают некоторые сложности. Желательно разместить их в картонные ячейки, каждую отдельно, и положить в прохладном месте.
Так они не помнутся, не растают, не припадут пылью, и вы сможете показать их ребенку много лет спустя, когда он будет совсем взрослым. Не хотите прятать их в коробки – подойдет и застекленная полка, так они всегда будут радовать глаз.
Видео про лепку из пластилина для детей
На этом видео показан мастер-класс по лепке овощей из пластилина. Под роликом есть перечень всего необходимого для выполнения таких фигурок. Мастер лепит морковь, свеклу, горох, тыкву, огурец, помидор, сладкий перец.
Лепка из пластилина с детьми – полезное и увлекательное занятие для мам и пап. Развивающие функции пластилина трудно игнорировать, а поделки из этого материала станут прекрасными сувенирами для бабушек и дедушек. Многообразие материалов для лепки и существующие эскизы и схемы позволят создавать малышу настоящие шедевры с вашей помощью!
Есть еще много развивающих игр, активных и спокойных, с участием родителей или нескольких детей.
А вы занимаетесь лепкой с вашим малышом? Какие фигурки вы уже слепили? Если у вас есть оригинальные идеи для лепки или рисования пластилином – делитесь ими с нами в комментариях!
Источник
Современные психологи предлагают множество методов раннего развития детей. Лепка из пластилина – наиболее популярный из них. Большинство специалистов считают, что возраст 3–4 лет лучший для освоения этого вида творчества и развития. В этот период у детей появляются физические и умственные возможности для работы с пластичным материалом. Как научить малыша работать с пластилином? Какие фигурки можно слепить?
Какие умения и навыки формируются у ребенка на занятиях по лепке из пластилина?
В 3–4 года у детей активно развивается речевой аппарат (рекомендуем прочитать: речевое развитие детей 3-4 лет). В их лексиконе появляется множество новых слов, речь становится связной и осознанной. Согласно многим медицинским исследованиям, на развитие речи ребенка благоприятно влияет развитие мелкой моторики. Нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, передают импульсы в отдел головного мозга, который связан с речевым центром.
Чем чаще ребенок работает пальчиками, тем быстрее развивается его речь. Работа с пластилином требует активных действий кистями рук, что ускоряет развитие мелкой моторики и речевых способностей. Помимо этого, лепка формирует другие умения и навыки:
- Воображение. Ребенок может придумывать образы, которые хочет воспроизвести, или создавать новые способы соединения деталей.
- Память. К 3 годам малыш знает, каковы на ощупь предметы. Пластилин дает возможность воссоздать знакомые объекты. Также при лепке ребенок запоминает, как соединять части поделки, и повторяет эти действия при создании новых элементов.
- Терпение и усидчивость. В процессе лепки ребенок вынужден сидеть на одном месте и повторять одни и те же действия. Со временем малыш понимает, что для достижения желаемого результата не нужно спешить. Иногда требуется потратить больше времени, чем этого хотелось бы.
- Труд. Разминая пластилин, ребенок прилагает физические усилия. Также после работы с материалом следует убирать рабочее место. К этому малыша приучают родители.
- Внимание. Для воссоздания предмета ребенок следит за действиями взрослого. От его внимательности зависит результат.
- Уверенность в себе, умение преодолевать трудности (рекомендуем прочитать: как развить ребенку уверенность в себе?). Первые поделки у детей, как правило, с первого раза не удаются, поэтому они расстраиваются и не хотят продолжать работу. Однако, показывая малышу как исправить творение, родители способствуют развитию в ребенке уверенности, что неудачу можно преодолеть. После получения желаемого результата маленький скульптор понимает, что нет трудностей, которые ему не преодолеть.
Работа с пластилином способствует эмоциональной стабильности детей. Легковозбудимые малыши становятся спокойнее – образы, которые они создают самостоятельно, помогают им выразить свои переживания и страхи.
Как научить малыша лепить?
Проводить с ребенком занятия лепкой нужно тогда, когда он находится в хорошем настроении. Специалисты рекомендуют планировать занятия на вечер, незадолго до отхода ко сну. Спокойное времяпрепровождение будет способствовать быстрому засыпанию. Для первых уроков нужно выбирать простые фигуры. К сложным объектам нужно переходить после освоения основных элементов.
Основы работы с пластилином
Для творчества малышей 3–4 лет используют классический пластилин. Детям более младшего возраста размять пластичную массу тяжело, но к трем годам детские ручки достаточно окрепшие, чтобы совладать с жестким материалом. Родители не особенно любят пластилин из-за того, что его тяжело убрать с ковров и мебели. Работа принесет радость взрослому и малышу при соблюдении основных правил творчества с пластилином:
- При лепке рядом с детьми должен находиться родитель. Он не только должен присутствовать при процессе, но и принимать в нем активное участие. Взрослый будет помогать ребенку, следить за его безопасностью, убирать упавшие со стола кусочки.
- Для занятий нужно приготовить рабочее место. Желательно, чтобы возле него не находились предметы или вещи, с которых нельзя устранить пластилин.
- Первые уроки нужно проводить с использованием базового набора цветов. Не нужно покупать коробку с множеством оттенков, которые будут рассеивать внимание начинающего скульптора.
- Перед началом работы нужно объяснить малышу, для чего предназначен пластилин. Дети стараются изучать незнакомые предметы всеми доступными способами: трогать, стучать по ним, пробовать на вкус. Во избежание опасности необходимо рассказать будущему скульптору, что можно и чего нельзя делать с материалом.
Лепить нужно на специальной дощечке. Следует подготовить ножик для резки пластилина (стеку). Если планируется поделка необычной формы, можно взять фигурные формочки для вырезания.
Учимся делать заготовки: как слепить шар, «колбаску»
Прежде чем приступать к лепке, нужно научить малыша разминать материал: дать ему небольшой кусочек, показать, что он размягчается и меняет форму. Нужно научить ребенка разделять пластилин на куски. На первом занятии следует предложить ему отрывать маленькие кусочки от целой пластины и приклеивать их друг к другу. После освоения этого навыка нужно показать малышу, как пользоваться стекой.
На следующих занятия необходимо обучить ребенка делать основные заготовки для будущих поделок: шар и «колбаску». Рассмотрим пошагово, как надо действовать при изготовлении шарика:
- отделить от массы небольшой кусочек пластилина;
- размять его в руках;
- поместить между ладонями;
- раскатывать пластичную массу до образования круглого элемента.
Для подготовки «колбаски» необходимо размягченный в руках материал положить на дощечку и катать пластилин движениями вперед-назад. Все действия нужно производить синхронно с ребенком. Если у малыша не получается, следует повторить процесс, направляя его движения своими ладонями.
Работа с мелкими деталями: ушки, глазки, хвостики
Многим детям сложно дается изготовление мелких деталей, поэтому малышу необходимо показать, что маленькие элементы делают поделку интересной и красивой. Для этого можно продемонстрировать начинающему скульптору заранее подготовленную поделку, например зверька, без глазок, а потом приделать недостающие детали. Ребенок увидит изменения и захочет попробовать повторить действия.
При изготовлении небольших элементов основные действия производятся пальцами. Глазки для животных делают из маленьких кусочков пластилина, разминая их между пальчиками. Для того чтобы малышу было легче работать, следует предварительно хорошо размягчить пластичную массу руками.
Ушки лепят из небольших шариков, которые впоследствии разравниваются на дощечке. Способ подготовки элемента зависит от желаемой формы:
- части тела для мышки делают посредством сплющивания на дощечке небольших шариков;
- заостренные ушки после сплющивания сминают с одной стороны большим и указательным пальцами.
Процесс лепки хвостиков похож на изготовление «колбаски». Однако заготовку нужно сделать более тонкой и заостренной с одного края. Для этого нужно дольше раскатывать пластилин на дощечке, делая с одной стороны более сильный нажим рукой.
Примеры фигурок из пластилина для занятий с детьми: лепка по шагам
На первых уроках нужно лепить поделки из простых элементов. Малышам можно предложить слепить снеговика, улитку, гусеницу.
Для изготовления снеговика нужно подготовить шары разного размера. Далее нужно их соединить, как показано на фото. Нижний шарик – самый крупный, на нем располагается элемент среднего размера, на который крепится наименьший шар. Для придания снеговику привлекательности следует слепить с ребенком 2 глазика, нос и рот:
- глаза делают из черного пластилина, скатывая маленькие шарики;
- для носа из оранжевого материала лепится элемент, напоминающий короткий хвостик;
- рот изготавливается из миниатюрной красной «колбаски».
Основные элементы для улитки – тонкие «колбаски». Необходимо изготовить из пластилина 2 продолговатые части из материала разного цвета среднего размера и 2 подобных маленьких элемента, 1 небольшой шарик, глазки для моллюска. Методика изготовления:
- одну «колбаску» свернуть, как показано на фото;
- один конец продолговатого элемента примять, чтобы получился острый краешек, а второй слегка приподнять;
- первый элемент прикрепить ко второму;
- на приподнятый край основы моллюска прилепить шарик-голову;
- прикрепить к голове улитки глазки и маленькие «колбаски», чтобы получились рожки.
Гусеница изготавливается из одинаковых шариков. Их нужно сделать из пластилина одного или разных оттенков и скрепить между собой. Для придания реалистичности на последний шарик крепятся глазки.
Основы пластилинографии
Пластилинография – это создание картин при помощи пластилина. Нужно подготовить схему творческого объекта и шарики пластилина разных оттенков. Основа – распечатанная на бумаге картинка.
Маленькому ребенку подходит простой способ создания объекта пластилинографии – размазывание. Для создания картины нужно растянуть помещенный на бумагу кусочек пластилина от одного края контура до другого. Во время “рисования” должны быть задействованы кончики пальцев.
При помощи пластилина малыш может нарисовать цветик-семицветик. Для занятия пластилинографией нужно распечатать на листе формата А4 цветок с семью лепестками. В центр необходимо положить кусочек пластилина желтого цвета, в основе лепестков – куски материала разных расцветок.
Во время создания объекта пластилинографии взрослый может помогать ребенку, направляя его движения. На пластилин, помещенный у основания контуров лепестка, необходимо плавно надавливать пальчиком, подтягивая материал к контурам рисунка.
Как хранить пластилиновые шедевры?
Для хранения пластилиновых поделок подготавливают: бумагу, просторный контейнер с ячейками, полочку в застекленном шкафу. Сохранность объектов зависит от температуры хранения. При высокой температуре пластилиновые фигурки прилипают к поверхностям и слипаются друг с другом. В связи с этим лучше хранить каждую поделку в отдельной пластмассовой или картонной ячейке.
Если есть возможность, можно размещать объекты детского творчества на застекленных полках. Однако ставить их нужно не ближе 1–2 см друг от друга. Однако не рекомендуется размещать поделки на стекле. К таким поверхностям пластилин быстро прилипает, а отлепить поделку без повреждения достаточно сложно.
Рисунки из пластилина можно складывать один на другой, предварительно завернув их в бумагу. Лучше всего для этой цели подойдет кулинарный пергамент. Он впитает пластилиновый жир и не даст поделкам склеиться.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник