Развитие ребенка от 2 лет смотреть

Основные принципы занятия с ребенком (2 года)

Сегодня современные дети отлично разбираются в компьютере и любят смотреть разнообразные телевизионные программы. Конечно, это облегчает жизнь мамам. Они сажают малышей за просмотр мультиков и спокойно могут заниматься домашними делами. Но на самом деле занятия с ребенком 2 лет не должны быть такими скудными. В этот период закладывается речь и развиваются память, интеллект, умение мыслить творчески.

Выделяйте ежедневно время, чтобы поиграть с малышом в развивающие игры. Но учитывайте тот факт, что дети в этот период очень неусидчивые. Им трудно сосредоточиться на одном занятии, они желают выплескивать энергию в активных развлечениях. Распределите время правильно: одно занятие не должно длиться дольше 15-20 минут.

Нужно уметь получать удовольствие от процесса игры вместе с малышом. Конечно, занятия с ребенком 2 лет в детском саду будут включать в себя поучительные формы и ознакомительные моменты.

Занятия с ребенком 2 лет дома можно легко разнообразить. Сегодня предоставляется множество познавательных игр и всевозможных материалов. В любом случае такой процесс должен быть ярким и нести только положительные моменты. Когда малыш почувствует, что его заставляют, интерес пропадет мгновенно.

С чего начинать

Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития моторики рук. Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Сначала начинайте с примитивных фигур, через пару дней ребенок самостоятельно начнет собирать такие конструкции. Только не играйте молча, все время разговаривайте со своим чадом и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его.

Наверное, каждая мама замечает, что в этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте ребенку возможность помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.

В два года ваш ребенок должен не только знать, как называется предмет, но и давать его короткую характеристику. Просите как можно чаще рассказывать, что видел малыш, и пересказывать прочитанные вами сказки. Для этого необходимо проводить тематические занятия с ребенком. 2 года – это тот возраст, когда дети любознательны и любят слушать и смотреть. Во время чтения рассказов анализируйте происходящее. Можно использовать кукол, надеваемых на пальцы. Устраивайте маленькие театральные шоу с вопросами и ответами. Например, читая сказку, пропускайте слово, просите малыша добавлять свои слова, которые подходят по смыслу. То же делайте со стихотворениями – пусть концовку скажет ребенок. Всегда используйте мимику и телодвижения, повествуя очередную интересную историю. Дети любят, когда происходит какое-нибудь действие. Игрушки, картонные картинки и куклы станут отличными персонажами к вашим историям.

После каждой прочитанной книжки задавайте вопросы по содержанию. Пусть ребенок развивает внимательность и память. Обращайте внимание на мелочи и детали. Читая диалоги, всегда меняйте голоса. Ребенок должен подробно представлять всех героев. Также просите его пересказывать – пусть использует мимику и голос.

Малыш должен быть внимательным

Придумывайте интересные занятия с ребенком 2 лет на каждый день, которые будут развивать внимание. Очень важно, чтобы малыш не отличался рассеянностью, иначе с годами это качество трудно будет искоренить. В два года ребенок делает только то, что ему интересно. В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное. Тогда родителям важно не упустить момент.

Начинайте играть в прятки. Ставьте игрушку в комнате малыша и просите ее отыскать. Повторяйте такую игру несколько раз, каждый раз пряча вещь в новое место. Можно приклеивать фигуры по всей комнате. Например, вырежьте грибочки из картона, придумайте символическое лукошко, и пусть дети собирают “урожай” по всей квартире.

Игра с тенями подходит для более взрослых ребят. Для этого нужны предметы и их силуэты. Ребенок должен сопоставлять и находить правильные тени к основным картинкам. Хорошо развивает внимание игра «Построй по чертежу». Для этого возьмите кубики и другие детали, из которых можно построить различные фигуры. После на бумаге нарисуйте чертеж будущей конструкции, а ребенок пусть смотрит на рисунок и строит. Все дети просто обожают такие игры. Вы увидите, какой прекрасный результат дают занятия с ребенком. Двухлетним ребенком нужно заниматься постоянно.

Хочу все помнить!

Что такое память? Это умение отражать прошлый опыт. С самого своего рождения младенец отлично вырабатывает рефлексы, которые основаны на памяти. Сначала малыш никак не реагирует на родителей, но потом начинает улыбаться матери, которая ассоциируется с едой. Он просто запомнил, что именно эта женщина способна дать молоко. Это примитивный пример, который основан на первом опыте памяти ребенка.

В 2-3 года проявляется непроизвольная память: малыш запоминает некоторые слова и несложные стихи. Естественно, чтобы их запомнить, необходимо многократно говорить и показывать. Для этого и нужны развивающие занятия ребенку. 2 года – очень важный возраст. Используйте игрушки и карточки с картинками, помните, что уроки не должны длиться более 30 минут.

Рассмотрим несколько простых игр, которые помогут развить навыки запоминания.

  1. Разложите перед малышом три любые игрушки. Поговорите о каждой из них. Далее попросите чадо отвернуться и уберите за спину одного персонажа. Пусть ребенок назовет, кого не хватает в этой тройке. Со временем увеличивайте количество участников – чем больше предметов, тем сложнее их запомнить.
  2. Покажите своему ребенку картинку, после переверните ее и попросите описать нарисованное действие. Для облегчения можно задавать наводящие вопросы, например, “какого цвета платье надето на девочке?”, “что растет возле дерева?” Просите приносить предметы из другой комнаты.
  3. Приучитесь к общению перед сном. Например, читайте сказку, а завтра днем пусть ребенок сам расскажет услышанный рассказ. Просите рассказать, что интересного произошло за весь день с маленьким членом семьи. Пойте песенки и рассказывайте стишки. Все это способствует развитию памяти вашего любимого чада.

Мышление и восприятие у детей 2-3 лет

Ребенок в возрасте двух лет выбирает яркие предметы. Из логических игрушек, которые несут информацию о форме и размере, выбирайте только один предмет. Сегодня играйте с пирамидой, на основание которой нужно надеть колечки по размеру. Следующий день посвятите домику, на крыше которого расположились дырки в форме кубиков. Сложите вместе с малышом все предметы. Демонстративно показывайте, что круглое отверстие не подходит для квадрата.

Организовывайте занятия с ребенком 2 лет, которые позволят изучить цвета. Сначала показывайте карточки одного цвета и проговаривайте четко, что это за цвет. После просите малыша указывать на карточку, когда вы называете название цвета. Далее задача усложняется: накидайте кучу игрушек различного цвета и попросите разложить их по цветам по разным емкостям.

Хорошо развивает логику добавление деталей. Выйдите из комнаты и наденьте, например, шарф. Спросите у ребенка о том, какой предмет добавился в вашем образе.

Разрежьте картинку на две части и покажите, что соединяя детали, изображение становится целостным. Далее увеличивайте количество разрезанных частей.

На самом деле очень много придумано различных игрушек, которые развивают мышление и логику. Покупайте такие предметы и уделяйте внимание игре. Только так ребенку станет понятно, как играть в сложные игрушки. Не игнорируйте малыша, всегда приходите ему на помощь, если замечаете, что у него не получается сообразить. Пазлы и конструктор должны быть у каждого ребенка. Просите собрать башню одного цвета либо складывайте в коробку только желтые предметы. Занятия с ребенком 2 лет с цветной бумагой тоже приведут к тому, что чадо начнет запоминать цвета. Всегда поясняйте свои действия и подробно излагайте просьбу. Например, «принеси розового зайку, который сидит возле лошадки», «подай зеленые туфли, которые наденем на маленькие ножки». Так получается запомнить больше слов.

Придумывайте новые развивающие занятия ребенку. 2 года – это важный период в формировании мышления и логики. Каждый малыш любит проводить время с родителями, поэтому уделяйте как можно больше внимания вашему чаду. Самостоятельная игра ведет к тому, что дети вырастают замкнутыми и неразговорчивыми. А таким деткам очень сложно адаптироваться в современном обществе.

В заключение

Занятия с ребенком 2 лет дома необходимо проводить ежедневно. Больше читайте и разговаривайте. Слушайте много веселых детских песен, учите малыша двигаться под музыку. Если увидите, что танцы интересны ему, то не игнорируйте талант и запишите чадо в соответствующий кружок. Только от родителей зависит развитие ребенка. Занятия позволяют не только обрести умения, но и раскрыть таланты.

Источник

1. Ðîäèòåëüñêàÿ ëþáîâü äëÿ ðåáåíêà âûðàæàåòñÿ â äåéñòâèÿõ, êîòîðûå äàþò îùóùåíèå ñïîêîéñòâèÿ, çàùèùåííîñòè è çíà÷èìîñòè ðåáåíêà äëÿ ðîäèòåëÿ.  îñíîâíîì âàæíà íå î÷åâèäíàÿ-èíñòðóêòèâíàÿ ÷àñòü äåéñòâèé, à îáùàÿ ãîòîâíîñòü ðîäèòåëÿ ïðîÿâèòü ïî îòíîøåíèþ ê ðåáåíêó òî âíèìàíèå, â êîòîðîì ðåáåíîê íóæäàåòñÿ.

Ïðîïèñàòü êàæäóþ äåòàëü òàêèõ ïðîÿâëåíèé — äî ïîñëåäíåé ìèìè÷åñêîé ìûøöû, êîãäà ìàìà ñ óëûáêîé ñìîòðèò íà ñâîåãî ðåáåíêà — íåâîçìîæíî. Íî äåòè áåçîøèáî÷íî ÷óâñòâóþò íàñòîÿùåå îòíîøåíèå. È ãëàâíûé ïàðàìåòð: ðåáåíîê ïîëó÷àåò òî, â ÷åì îí íóæäàåòñÿ. Ìàìà ðàäà, êîãäà ðåáåíîê â ïîðÿäêå. Ìàìà ñðàçó ãîòîâà ïðîÿâèòü ó÷àñòèå, êîãäà ðåáåíîê íå â ïîðÿäêå. Òûëû çàùèùåíû. Ìîæíî áûòü ñïîêîéíûì è ðàäîñòíûì.

Ñîîòâåòñòâåííî, íåäîñòàòîê íóæíîãî âíèìàíèÿ, èãíîð ïîòðåáíîñòåé è îòñóòñòâèå ðåçîíàíñà ñîçäàþò áåñïîêîéñòâî è ïîäàâëåííîñòü.

Íî êðîìå òîãî — åñëè ðåáåíîê íå ïîëó÷àåò ðåçîíàíñà íà íåêîòîðûå ñâîè òðàíñëÿöèè, òî îí ïðîñòî ïåðåñòàåò òðàíñëèðîâàòü. Ïîòîìó ÷òî ñìûñë òðàíñëÿöèé äëÿ ðåáåíêà — ðåçîíàíñ ñî ñòîðîíû çíà÷èìûõ âçðîñëûõ. Íåò ðåàêöèè — íåò ñìûñëà â èíèöèàòèâå.

(Êîíå÷íî, ýòî êàñàåòñÿ íå áàçîâûõ áèîëîãè÷åñêèõ çàïðîñîâ, à áîëåå òîíêèõ ýìîöèîíàëüíûõ è ñàìîîöåíî÷íûõ ïîòðåáíîñòåé.)

2. Ïåðåõîäèì íà ñòîðîíó ðîäèòåëÿ. Òàì ìîãóò áûòü ïñèõîïàòè÷åñêèå, èñòåðîèäíûå è äðóãèå îòêëîíåíèÿ. Òàì ìîæåò áûòü ìàññà òðàâìèðóþùåãî îïûòà. Òàì ìîãóò áûòü êîðÿâûå óñòàíîâêè — èç ñîáñòâåííîãî êîðÿâîãî äåòñòâà, ïî÷åìó áû è íåò.

È åñëè áðàòü ðîäèòåëÿ, êîòîðûé íå ñïîñîáåí âçÿòü ñåáÿ â ðóêè è íàëàäèòü õîòÿ áû ïðîñòî ïðàâèëüíûé-ïîñëåäîâàòåëüíûé-íàäåæíûé óõîä çà ðåáåíêîì, êàêîãî-íèáóäü èñòåðîèäíîãî èíôàíòèëà, òî çäåñü “çàêàç” ôîðìóëèðóåòñÿ êàê “ëþáëþ òîëüêî ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ”. “Åñëè íå áåñïîêîèøü ñâîèì ïëà÷åì”, “åñëè ïðàâèëüíî ñåáÿ âåäåøü”, “åñëè ïðåáûâàåøü â õîðîøåì íàñòðîåíèè” è ò.ä.  ýòèõ ñëó÷àÿõ ðåáåíîê ïîäñòðàèâàåòñÿ, âûäàâàÿ â ýôèð òî, íà ÷òî áóäåò ðåçîíàíñ. Ïîâòîðÿþ: åñëè ðåáåíîê íå ÷óâñòâóåò ðåàêöèè, òî îí íå áóäåò ïðîÿâëÿòü èíèöèàòèâû. Ñìûñë èìåþò òîëüêî òå òðàíñëÿöèè, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò ðåçîíàíñíûå ðåàêöèè.

È óæå ïîíÿòíî, ÷òî ôîðìèðóåòñÿ, ïðàâäà? Ýòî ïîòîì áóäåò ðàáîòàòü âî âñåé ñîöèàëèçàöèè: íàïðèìåð, “åñëè ìíå ïëîõî, òî ÿ íå äîëæåí ýòî íèêîìó ïîêàçûâàòü, à â êîììóíèêàöèþ áóäó âêëàäûâàòü ìàññó ýìîöèé, ÷òîáû áûòü ïðèÿòíûì äëÿ ëþáîãî ñîáåñåäíèêà”.

Ïðèâîäèòü ïðèìåðû òóò ìîæíî ïî÷òè áåñêîíå÷íî, íî ãëàâíîå — ïîíÿòü ñóòü: “çàêàç” ñî ñòîðîíû çíà÷èìûõ âçðîñëûõ ñîçäàåò íàâûêè ñîöèàëèçàöèè. Ýòî íå õèìåðà, ýòî àáñîëþòíî ãàðàíòèðîâàííî ðàáîòàåò.

3. Îäíàêî ìû ïîìíèì, ÷òî ó÷àñòèå è âíèìàíèå çíà÷èìûõ âçðîñëûõ âàæíî äëÿ ðåáåíêà êàê ôàêòîð ñïîêîéñòâèÿ-çàùèùåííîñòè-ñàìîîöåíêè. Ñîîòâåòñòâåííî, âñ¸ òî, ÷òî âûçûâàåò ïîçèòèâíûå ðåàêöèè âçðîñëûõ, áóäåò íå ïðîñòî îïöèåé “åñëè ÿ õî÷ó ïîçèòèâà, òî äîëæåí ñåáÿ âåñòè âîò òàê”, à ñîâåðøåííî æåëåçíûì ïðàâèëîì “ñ ëþäüìè íàäî âåñòè ñåáÿ òîëüêî òàê”.

Îäíàêî ëþáîâü — ýòî âñ¸-òàêè áåçóñëîâíîå ïîçèòèâíîå ó÷àñòèå â æèçíè äðóãîãî ÷åëîâåêà. Íàñòîÿùèå ðåçîíàíñû, íàñòîÿùèå òðàíñëÿöèè. Èñêðåííåå æåëàíèå ñäåëàòü õîðîøî ðåáåíêó, èñêðåííÿÿ çàáîòà. Íå ïî èíñòðóêöèè. È íå çà õîðîøåå ïîâåäåíèå.

À êîãäà “ïîëó÷èøü âíèìàíèå, åñëè ñîáëþäåíû óñëîâèÿ” — ýòî âîò è åñòü ñóððîãàò ëþáâè. Èñêóññòâåííàÿ çàìåíà. Ïîääåëêà.

È âîñïðîèçâîäÿ äåòñêóþ ñîöèàëüíóþ ìîäåëü âî âçðîñëîì îáùåíèè, ìû êàê ðàç è äîáèâàåìñÿ òåõ æå ñàìûõ ñóððîãàòîâ ëþáâè.

Ïîòîìó ÷òî ìû ïðèâûêëè èõ äîáèâàòüñÿ. Íå ëþáâè, à èìåííî ñóððîãàòîâ. Ýòî êëþ÷åâîé ìîìåíò.  ïñèõèêå ïðîïèñàíî “ïîëó÷èë ñóððîãàò — ïîëó÷èë óäîâëåòâîðåíèå”. Ñõåì ïðî íàñòîÿùóþ ëþáîâü íå ñîçäàíî.

À äàëüøå — ñìîòðèì íà ñîäåðæàíèå “çàêàçîâ”.

Áûëî íåäîâîëüñòâî çà òî, ÷òî ìû æàëóåìñÿ — çíà÷èò, íå æàëóåìñÿ.

Áûëî íåäîâîëüñòâî, êîãäà ìû ïðîñèëè ïîìîùè — çíà÷èò, íå ïðîñèì ïîìîùè.

Òðåáîâàëè, ÷òîáû ìû ðàçãîâàðèâàëè âåæëèâî è èñêëþ÷àëè ðåçêîñòü — çíà÷èò, áóäåì ðàçãîâàðèâàòü âåæëèâî äàæå òàì, ãäå íóæíî ïðîÿâèòü ðåçêîñòü.

È òàê äàëåå.

Ïðè÷åì òàì ñàìîå èíòåðåñíîå îáû÷íî â ãëóáèíàõ. Íàïðèìåð, îáùèé “çàêàç” íà òî, ÷òîáû ñâîèì ïîâåäåíèåì ïîêàçûâàòü ñåìüþ ïðèëè÷íîé, îáðàçîâàííîé, âîñïèòàííîé è âñ¸ òàêîå. Âñ¸ ýòî ïðåâðàùàåòñÿ â îáùóþ ñòðóêòóðó ïîíòîâ, êîòîðûå, íàïðèìåð, ñîçäàþò èìèäæ âûñîêîìåðèÿ. È íîñèòåëü èìèäæà ñàì â íàïðÿæåíèè îò ýòèõ ïîíòîâ, ñàìîìó òÿæåëî âñ¸ ýòî âûäåðæèâàòü. Íî âîò — èìåííî çà ýòî âûäàâàëè ñóððîãàòû ëþáâè. Ïîýòîìó òàêîå ïîâåäåíèå.

4. Ìåññåäæ “òû ïîâåë ñåáÿ íåïðàâèëüíî — òåïåðü òû íå ïîëó÷èøü ñóððîãàòà ëþáâè” î÷åíü òÿæåë äëÿ ñàìîîöåíêè. Ñðàáàòûâàåò ìîùíåéøèé äåòñêèé ñòðàõ, ëèìáèêà âûíîñèò êîðó — è äàëüøå íà÷èíàþòñÿ ëèáî ïîïûòêè çàñëóæèòü ñóððîãàò, ëèáî îáåñöåíèòü îöåíèâàþùåãî äëÿ ñîõðàíåíèÿ ñàìîîöåíêè, ëèáî åùå êàêèå-òî çàùèòû — íó, ïðî ýòî ìíîãî ïèøóò, ýòî íå èíòåðåñíî. Ê òîìó æå åñëè âñÿ ïðåäëàãàåìàÿ èñòîðèÿ ïðàâèëüíà, òî ðàáîòàòü íóæíî íå â ýòîé ÷àñòè ñõåìû, à ðàíüøå.

Âîò îòñþäà ýòó èñòîðèþ î÷åíü èíòåðåñíî ðàçâèòü ñðàçó ïî íåñêîëüêèì íàïðàâëåíèÿì. Ïîòîìó ÷òî ñîäåðæàíèå “çàêàçà” ìîæåò èçãîòîâèòü è ñîöèîôîáà (“âñåãäà âñ¸ äåëàé è ãîâîðè ïðàâèëüíî, à åñëè áóäåò íåïðàâèëüíî, òî íå ïîëó÷èøü ñóððîãàòà ëþáâè”), è ìèçàíòðîïà (çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ ïñèõèêè “äà ïîøëè âû âñå ñ âàøèìè òðàíñëÿöèÿìè-ðåçîíàíñàìè, îáîéäóñü áåç ñóððîãàòîâ” êàê îòâåò íà õðîíè÷åñêèé èãíîð è äðóãèå âèäû äàâëåíèÿ), è íàðöèññà (ïðèìåð ñ ïîíòàìè èç ïðåäûäóùåãî ïóíêòà), è ìàññó áîëåå èíòåðåñíûõ ðàññòðîéñòâ, êîòîðûå èäóò îò êîðíåé òèïà “ÿ êàêîé-òî íå òàêîé” è “ó ìåíÿ íè÷åãî íå ïîëó÷àåòñÿ”.

Òàì óæå èíäèâèäóàëüíî êîïàòüñÿ íàäî, êîíå÷íî, íî ïðîáëåìû ïðîãíîçèðóåìû, åñëè ñòðóêòóðà öåííîñòåé îïðåäåëÿåòñÿ ñòðóêòóðîé ýòèõ ñàìûõ ñóððîãàòîâ ëþáâè — è íåñîîòâåòñòâèå ëþáîãî ðåçóëüòàòà ýòîé ñòðóêòóðå çàïóñêàåò ëèìáè÷åñêèé ñèãíàë “òàê íåëüçÿ”, “ýòî íåïðàâèëüíî”. À ñëåäîì è “ÿ ïëîõîé”, è “òåïåðü ÿ íå èìåþ ïðàâà íà èíèöèàòèâó”. Òóò äåéñòâèòåëüíî ñåáÿ âîçíåíàâèäèøü.

ß ïîêà â ýòó èñòîðèþ óãëóáëÿòüñÿ íå ãîòîâ, íî êàê òîëüêî áóäó ãîòî⠗ îáÿçàòåëüíî íàïèøó. Ïîòîìó ÷òî çäåñü — êîðíè ìàññû ðàññòðîéñòâ, ýòî àáñîëþòíî òî÷íî.

Íî ïðîäîëæàåì.

5. ×òî õîòåëîñü áû äåòàëèçèðîâàòü, òàê ýòî ïðîâîêàöèîííûå ìåññåäæè, ïîä êîòîðûå ïîäñòðàèâàåòñÿ ðåáåíîê.

 íà÷àëå òåêñòà èñïîëüçîâàíî ñëîâî “ìíåíèå”.

Íî íà ñàìîì äåëå èíîãäà ýòî èìåííî ïðîâîêàöèÿ. Ìàíèïóëÿöèÿ. À íèêàêîå íå ìíåíèå.

È îá ýòîì íåîáõîäèìî ïîìíèòü. Ïîòîìó ÷òî, íàïðèìåð, âàìïèðû, íóæäàþùèåñÿ â îïðåäåëåííûõ ýìîöèîíàëüíûõ ðàçãîíàõ ñâîèõ æåðòâ, ìîãóò íå ïðîñòî âûäàòü ìíåíèå çà èñòèíó (ýòèì è áàðàíû ãðåøàò), íî è ïðîâîêàöèþ çà ìíåíèå.

Íó, ãðóáî ãîâîðÿ, åñëè ÿ âàìïèð è åñëè ÿ çíàþ, ÷òî êòî-òî â ìîåì îêðóæåíèè î÷åíü áîëåçíåííî ðåàãèðóåò íà çàìå÷àíèÿ î âíåøíîñòè, òî ÿ, óâèäåâ ýòîãî ÷åëîâåêà, ìîãó ïðî ñåáÿ îòìåòèòü “íó äà, èäåàëüíî âûãëÿäèò”, íî âñëóõ ïðèöåïèòüñÿ ê êàêîé-íèáóäü åðóíäå, êîòîðàÿ àáñîëþòíî íåéòðàëüíà. “Õîðîøèé öâåò, íî çäåñü, êîíå÷íî, íóæíî çíà÷èòåëüíî òåìíåå”. “Êðàñèâî, õîòÿ òàêîå óæå íå íîñÿò”. È òàê äàëåå. Áûëî áû æåëàíèå — çàöåïèòü-òî âñåãäà ìîæíî.

Ðàçíèöà ïîíÿòíà? Ýòî î÷åíü âàæíî ïîíèìàòü, îñîáåííî òåì, êòî “ïðîïèñàëñÿ” íà ïîçèöèè æåðòâû: òî, ÷òî îêðóæàþùèå âûäàþò çà èñòèíó — ýòî ìîæåò áûòü è íå èñòèíîé, è äàæå íå ìíåíèåì, à ïðîñòî ìàíèïóëÿöèåé.

È ÿ âîò ïðèâåë ïðèìåð ñ âíåøíîñòüþ. Î÷åíü ïðîñòîé è íàãëÿäíûé.

À äîïóñòèì, ÷òî ÿ, âàìïèð, çíàþ, ÷òî êòî-òî â îêðóæåíèè î÷åíü çàâèñèì îò ïîõâàëû.

(Òî åñòü íóæäàåòñÿ â òîì ñàìîì ñóððîãàòå ëþáâè.)

Ñäåëàòü èç íåãî æåðòâó — äà ðàç ïëþíóòü: ñíà÷àëà íàäî äàòü ïîíÿòü, ÷òî îò ìåíÿ ìîæíî ïîëó÷èòü ýòèõ ñóððîãàòîâ ñêîëüêî óãîäíî — òåïåðü îí êî ìíå òÿíåòñÿ — òåïåðü ÿ ïîòèõîíå÷êó âûäàþ óñëîâèÿ “âåäè ñåáÿ òàê-òî”, “äåëàé äëÿ ìåíÿ òî-òî” è âîîáùå “æåðòâóé äëÿ ìåíÿ òåì-òî” — è âñ¸ ýòî “÷òîáû ïîëó÷èòü îò ìåíÿ ïîõâàëó”. Áèíãî. Íó è äàëåå — ïî îáñòîÿòåëüñòâàì. Åñëè æåðòâà ñîâñåì ñêóêñèëàñü è ïîòåðÿëà ìîòèâàöèþ — íàäî äàòü ïîáîëüøå ñóððîãàòà, ÷òîáû âçáîäðèòü.

Åñëè ñëèøêîì ðàññëàáèëàñü — íóæíî íàïóãàòü îáèäîé èëè åùå êàêîé-òî äèñòàíöèåé, ÷òîáû ìîáèëèçîâàòü. Åñëè îòíîøåíèÿ ïåðåñòàþò áûòü âûãîäíûìè (îò ìåíÿ òðåáóåòñÿ ìíîãî ó÷àñòèÿ, à âçàìåí ïîëó÷àåòñÿ ìàëî âûãîäû) — çíà÷èò, èçáàâèòüñÿ îò ýòîé æåðòâû è èñêàòü ñëåäóþùóþ.

Çíàêîìî?

(Åñëè óçíàëè ñåáÿ íà ïîçèöèè æåðòâû — âû òåïåðü “ðàñêîëäîâàíû”, ïîçäðàâëÿþ. ????)

Îòâðàòèòåëüíî, êîãäà ðîäèòåëè òàê âåäóò ñåáÿ ñî ñâîèìè äåòüìè. Íî, ê ñîæàëåíèþ, âñòðå÷àåòñÿ è òàêîå.

6. Êîðîòêî î ãëàâíîì: âñå ýòè ìåññåäæè ñòàíîâÿòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî ðàáîòàþùèìè ïðîãðàììàìè. Êîòîðûå â ñëó÷àå íåâûïîëíåíèÿ ìîãóò äåìîòèâèðîâàòü òàê æå, êàê åñëè áû êòî-òî ñî ñòîðîíû äàë ìåññåäæ “òû íåäîñòîèí ëþáâè”.

Ðàñïèñûâàòü íå áóäó, ïîòîìó ÷òî ó ìåíÿ óæå áûëè òåêñòû ïðî ýòó èñòîðèþ. Ïðîÿâëÿåòñÿ ïðèìåðíî òàê: “òû äîëæåí âñ¸ äåëàòü èäåàëüíî” — ñäåëàë ÷òî-òî íå èäåàëüíî, íî íèêòî íå óâèäåë è íå óçíàë — à íàñòðîåíèå âñ¸ ðàâíî óïàëî è ìîòèâàöèÿ âñ¸ ðàâíî ñíèçèëàñü. Êàê áóäòî êòî-òî ïíóë ýòèì ñàìûì “òû íåäîñòîèí ëþáâè”.

Òåïåðü — êàê ëå÷èòü.

Ýòî ÿ ñåé÷àñ íå ïðî ïñèõîòåðàïèþ è íå ïðî òàáëåòêè.

È òåì áîëåå íå ïðî çàåçæåííîå “íå ðåàãèðóé íà ÷óæèå ìíåíèÿ”, “èùè ñâîåãî ÷åëîâåêà” è ïðî÷èå ãëÿíöåâî-âàíèëüíûå ñîïëè.

À ïðî ïîíèìàíèå ñõåìû. Èíîãäà äîñòàòî÷íî åå ïîíÿòü, ÷òîáû â ãîëîâå êîå-÷òî âñòàëî íà ìåñòî.

Èòàê.

Äàíî: ðîäèòåëüñêèé “çàêàç” èñêîðåæèë âíèìàíèå òàêèì îáðàçîì, ÷òî ìû, âî-ïåðâûõ, äàåì ñîöèóìó òîëüêî òî, ÷òî îò íàñ òðåáîâàëè â äåòñòâå — è æäåì çà ýòî îïëàòû ïîçèòèâíûì âíèìàíèåì, êîòîðîå íàì äàâàëè òîæå â äåòñòâå; âî-âòîðûõ, ñîöèàëüíûå ðåàêöèè äëÿ íàñ âàæíåå âñåãî îñòàëüíîãî — íàñòîëüêî ÷òî ëþáàÿ êðèòèêà, êîñîé âçãëÿä èëè ëþáîé äðóãîé ñèãíàë “òû íå äîñòîèí ïîçèòèâíîãî ðåçîíàíñà” óíè÷òîæàþò áîåâîé íàñòðîé çà ñåêóíäó.

Ïåðâûì äåëîì ðàçáèðàåì, ÷òî òàêîå “âñ¸ îñòàëüíîå”. ×åìó, ñîáñòâåííî, ìû íå ïðèâûêëè óäåëÿòü âíèìàíèå, äóìàÿ î ñîöèàëüíûõ ðåàêöèÿõ.

Çäåñü íèêàêîãî êîñìîñà. Ðå÷ü î ñòàíäàðòíûõ íàïðàâëåíèÿõ.

Óõîä çà ñîáîé.  ñàìîì øèðîêîì ñìûñëå — ýìîöèîíàëüíàÿ ñàìîðåãóëÿöèÿ, òåëî, èíòåëëåêòóàëüíûé óðîâåíü. Òî åñòü ïðÿìûå âëîæåíèÿ â ñåáÿ.

Áûò. Òîæå â øèðîêîì ñìûñëå.

Ñàìîðåàëèçàöèÿ.

È, âîîáùå-òî, ñîöèàëèçàöèÿ. Ê êîòîðîé æåðòâû ýòèõ ñõåì ÷àñòî îòíîñÿòñÿ ïîòðåáèòåëüñêè. “ß âêëàäûâàþ, ÷òîáû ïîëó÷èòü”. È “åñëè ÿ ïîëó÷àþ, íå âêëàäûâàÿ — âîîáùå îòëè÷íî”. Íî “åñëè ÿ íå ïîëó÷àþ, òî ñîöèàëüíûé êîíòàêò íå èìååò ñìûñëà”.

Òàê âîò.

Âñå ýòè íàïðàâëåíèÿ ìîæíî îáîçíà÷èòü ñëîâîì “ñèñòåìû”.

Êàæäàÿ ñèñòåìà äîëæíà êàê-òî ðàáîòàòü. Ïñèõèêà, òåëî, áûò, ðàáîòà, îòíîøåíèÿ — â êàæäîì ñëó÷àå åñòü îïðåäåëåííûå ñèñòåìíûå òðåáîâàíèÿ.

Åñëè ìîçã ïðîïèòàí ïîèñêàìè ñóððîãàòîâ ëþáâè, òî ðàáîòà âñåõ ñèñòåì ðàññìàòðèâàåòñÿ íå ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ ôóíêöèîíàëà, à ñ òî÷êè çðåíèÿ “ïðàâèëüíîñòè” — òîé, êîòîðàÿ ïðîïèñàíà â äåòñòâå.

È ýòî î÷åíü âàæíàÿ èñòîðèÿ. Âåäü ìîãëè òðåáîâàòü íå òîëüêî íåïîñðåäñòâåííî ïîâåäåíèÿ, íî è, íàïðèìåð, âûãëÿäåòü îïðåäåëåííûì îáðàçîì — ïî îäåæäå, ïðè÷åñêå, èìèäæó â öåëîì. À ýòî ÷àñòü óõîäà çà ñîáîé. Òî æå êàñàåòñÿ ýëåìåíòîâ ïîâåäåíèÿ â áûòó. Åùå áîëüøå — ñàìîðåàëèçàöèè, ïîòîìó ÷òî ìîãëî áûòü “åñëè íå ïîñòóïèøü â òàêîé-òî èíñòèòóò, íå óñòðîèøüñÿ íà òàêóþ-òî ðàáîòó è íå äîñòèãíåøü òàêîãî-òî óðîâíÿ — íå ïîëó÷èøü âíèìàíèÿ”.

È òàê äàëåå.

Òî åñòü ñîáñòâåííîå ïîâåäåíèå è ñîáñòâåííàÿ ðåçóëüòàòèâíîñòü ËÞÁÎÃÎ óðîâíÿ ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê ñïîñîá ïîëó÷åíèÿ ñóððîãàòîâ ëþáâè.

È ÷åëîâåê âïîëíå ñâîáîäåí â ñâîèõ ðåøåíèÿõ ëèøü òàì, ãäå ïîâåäåíèå-ðåçóëüòàòû íå âëèÿþò íà ïîëó÷åíèå-íåïîëó÷åíèå ñóððîãàòîâ. Òî åñòü òàì, ãäå íå áûëî ðîäèòåëüñêîãî äàâëåíèÿ.

(Ýòî, êñòàòè, èíòåðåñíàÿ èñòîðèÿ: ëþäè ñ òàêèìè êîñÿêàìè, ïîêîïàâøèñü, îòìå÷àþò, ÷òî íà âñåõ íàïðàâëåíèÿõ, ãäå êàðòó ìèðà ñîçäàâàëè ðîäèòåëè, íè÷åãî íå âûõîäèò; à òî, ÷òî ïîñòèãàëîñü áåç ðîäèòåëüñêîãî ó÷àñòèÿ — âîò òàì ïîðÿäîê. Èñòîðèÿ äîâîëüíî òîíêàÿ, òðåáóåò ñåðüåçíîãî óãëóáëåíèÿ — äóìàþ, ïîýòîìó ïðî íåå íå ïèøóò, íî ïîêîïàòüñÿ òóò âñåì ðåêîìåíäîâàë áû.)

Çíà÷èò, ÿ ê ÷åìó ýòî âñ¸ ðàñïèñûâàþ.

Òðàâìèðîâàííàÿ ïñèõèêà, èìåÿ âûáîð “ëèáî õîðîøåå ìíåíèå îêðóæàþùèõ, ëèáî õîðîøàÿ ðàáîòû ñèñòåìû”, àâòîìàòîì èäåò íà “õîðîøåå ìíåíèå”.

(Êîòîðîå, íàïîìíþ, èíîãäà è íå ìíåíèå âîâñå.)

Çàäà÷à — îñîçíàòü ýòîò âûáîð.

“Àõ, íà ìåíÿ êîñî ïîñìîòðåëè” — ïðèâû÷íûé îòâåò: íàïðÿ÷üñÿ, ïîñëå ÷åãî ëèáî îïðåäåëèòü, “÷òî âî ìíå íå òàê”, ëèáî ñêðûòüñÿ êóäà-íèáóäü, ëèáî ñäåëàòü âèä “ìíå âñ¸ ïî ôèãó”, ëèáî êîñî ïîñìîòðåòü â îòâåò.

Áîëüøîé âûáîð ðåàêöèé. Âûáèðàé íà âêóñ.

Òîëüêî òåïåðü ìû èäåì íà îäèí øàã áëèæå ê êîðíþ è îñîçíàåì âûáîð “íàïðÿãàþñü èëè íå íàïðÿãàþñü”.

Òî åñòü ïîíèìàåì ñâîþ ïñèõèêó êàê ñèñòåìó, êîòîðàÿ äîëæíà áûòü â ïîðÿäêå. È êîòîðàÿ íå èìååò îñíîâíîé öåëüþ çàðàáîòàòü õîðîøåå ìíåíèå ïîñòîðîííèõ. Åñòü ñâîé êîìôîðò. Åñòü ñâîè çàäà÷è. Ýòî — ñèñòåìû, çà êîòîðûå ìû îòâå÷àåì. À ÷óæèå ìíåíèÿ — ýòî íå òî, çà ÷òî ìû îòâå÷àåì.

Ïåðåêëþ÷åíèå âíèìàíèÿ äîëæíî áûòü âîò íà ýòîì óðîâíå.

“Àõ, òû íå òàê îäåò” — âàæíî ïîëó÷èòü õîðîøåå ìíåíèå èëè îäåòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèì êîìôîðòîì è ïðåäñòàâëåíèåì î ñòèëå?

“Àõ, òû íå íà òîé ðàáîòå ðàáîòàåøü” — âàæíî ïîëó÷èòü ìíåíèå èëè çàíèìàòüñÿ òåì, ÷åì õî÷åøü?

“Àõ, òû âûáðàë ñòðàííóþ äåâóøêó” èëè “âûáðàëà ñòðàííîãî ïàðíÿ” — âàæíî ïîëó÷èòü ìíåíèå èëè âûñòðîèòü ëè÷íóþ æèçíü òàê, êàê õî÷åòñÿ?

È òàê äàëåå. Íàäåþñü, ñõåìà ïîíÿòíà. Òóò ìèëëèîíû ïðèìåðîâ ìîãóò áûòü. È âñåãäà âûáîð: ìíåíèå èëè ñèñòåìà. Íàïðÿãàåìñÿ èç-çà ìíåíèÿ èëè äóìàåì î ðàáîòå ñèñòåìû.

Ýòî ïåðâîå.

È âòîðîå — êîðîòêî: ïîíÿòü, ÷òî ñóððîãàòû ëþáâè íå ÿâëÿþòñÿ ëþáîâüþ. Ýòî èìåííî ñóððîãàòû. È öåïëÿòüñÿ çà íèõ íå ñòîèò. Ðåáåíîê, íå îáëàäàþùèé îñîçíàííîñòüþ, íå ìîã íå öåïëÿòüñÿ, à âîò ñåé÷àñ óæå íå ñòîèò. Ëèáî ñóððîãàòû, ëèáî ñâîáîäà. Ëèáî íàøåé æèçíüþ óïðàâëÿþò îêðóæàþùèå è ïðîãðàììû, ëèáî ìû ñàìè.

Ïîâòîðþ: ó ìåíÿ íåò óâåðåííîñòè, ÷òî âñå ñîöèàëüíûå êîñÿêè èìååò ñìûñë âåøàòü íà íåáëàãîïîëó÷íîå äåòñòâî.

Îäíàêî èñòîðèÿ ñ ïîèñêîì ëþáâè è âûíóæäåííîé çàìåíîé ëþáâè íà ñóððîãàòû âûãëÿäèò î÷åíü èíòåðåñíîé è ïåðñïåêòèâíîé. Êàæåòñÿ, çäåñü äåéñòâèòåëüíî ìîæíî íàéòè êîðíè ìíîãèõ ñëîæíîñòåé.

Âñåì, êòî óçíàë ñåáÿ â ýòîì òåêñòå, æåëàþ íàñòîÿùåé ëþáâè. ????

Àâòîð íåèçâåñòåí. Ãðóïïà https://vk.com/club143323401

Источник