Развитие ребенка от 2 до 3 лет тематическое планирование конспекты занятий игры сценарии

Елена Рябчикова
Программа развивающих занятий для детей 2–3 лет

Возраст 2-3 лет – время активного развитиясенсорной сферы ребенка: зрительного, тактильного и слухового восприятия. Наряду с этими процессами развивается память, внимание, речь, наглядно-действенное мышление. Также в этом возрасте малыши много двигаются, а, значит, идет активное развитие общей и мелкой моторики. Кроме того, для многих детей этот период является началом посещения детского сада. Адаптация к детскому коллективу –непростой процесс и зачастую требует повышенного внимания от взрослых: педагогов, родителей, родственников. Психологическое развитие ребенка и социальная адаптация будут протекать более успешно при квалифицированном психолого-педагогическом воздействии.

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, а обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Ведущим типом деятельности в возрасте 2-3 лет является предметно-манипулятивная. Поэтому развивающая среда, окружающая ребенка должна быть насыщена всевозможными игрушками и предметами,которыми ребенок может манипулировать: складывать, вкладывать одну вещь в другую, выстраивать в линию и в столбик, включать и выключать, нажимать, растягивать и т. п. тем самым изучая свойства предметов. К 3-м годам появляются элементы игры по предварительному замыслу (зарождение сюжетно-ролевой игры). Ребенок может подбирать в соответствии с замыслом игрушки или какие-то предметы.

Речь находится в стадии формирования.Ее становление носит отображающий характер: ребенок стремится подражать услышанному, в частности, речи взрослого. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок учится сравнивать, сопоставлять, обобщаеть, запоминать. Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос “почему?”, он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался.

Моторное развитие становится более совершенным.Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика. Дети учатся самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет, так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Малыш становится иногда упрямым. Он сознательно говорит “я”: “Я не хочу, я не буду!”, узнает себя в зеркале и на фотографии. Имя является образом «Я», поэтому для успешного формирования личности необходимо чаще употреблять имя ребенка в общении с ним.

Основная цель программы: адаптация детей 2-3 лет к детскому коллективу и условиям ДОУ; сенсорное развитие.

Задачи программы:

1. Формирование у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду; создание благоприятного эмоционального фона в группе.

2. Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

3. Развитие мелкой и крупной моторики.

4. Развитие речи.

5. Формирование познавательного интереса.

Методы, используемые на занятиях:

1. Пальчиковые игры

2. Жестовые игры

3. Дидактические игры

4. Музыкально-ритмические игры и упражнения

5. Психогимнастика

6. Элементы артикуляционной гимнастики

7. Словесные игры

8. Релаксационные игры с мягкими игрушками

Занятия проводятся с группой детей от 2 до 6 человек не реже 1 раза в неделю, длятся 10 минут. Каждое занятие включает в себя 3-4 игры, одна из которых обязательно подвижная. Всю программу сопровождает игрушечный зайчик. Кроме того, для занятий понадобятся:

1. Игрушки, изображающие различных животных, в том числе и разного размера,

2. 2 куба-сортера,

3. Цветные деревянные шарики,

4. Кусочки поролона,

5. Картонные «бублики» и шнурки для каждого ребенка

6. Пирамидка

7. Контейнер и желоб

8. Небольшой мячик

9. Салфетка или коврик зеленого цвета

Предполагаемые результаты программы:

– Дети с удовольствием посещают детский сад, спокойно расстаются с родителями утром

– Повышается уровень познавательного интереса

– Улучшается речь, мелкая и крупная моторика, координация движений

– Совершенствуется развитие сенсорного восприятия

Занятие № 1.

Приветствие.

Психолог здоровается с каждым ребенком, называя его по имени и предлагая погладить зайчика (мягкую игрушку)(1 мин.)

Жили-были зайчики на лесной опушке.

Жили-были зайчики в беленькой избушке.

Мыли свои ушки, мыли свои лапки.

Наряжались зайчики, надевали тапки

1. Упражнение «Зайчик-красавчик» (4 мин.)

Дети вместе с психологом рассматривают зайчика, называют части его тела, находят их у себя. Называют цвет рубашки зайчика, цвет носика, ножек, щечек.

2. Игра «Зайчишки-шалунишки» (2 мин.)

Дети прыгают, как зайчики. Затем приседают («прячутся в домик») и имитируют «шевеление ушками». Игра повторяется 2-3 раза.

3. Жестовая игра «Вот я какой» (2 мин)

Дети повторяют за психологом жесты под стихотворение:

Это ручки – хлоп-хлоп.

Это ножки – топ-топ.

Это нос. Это рот.

Там спинка, тут живот.

Ох, устали, вытрем лоб.

Игра повторяется 2 раза.

Прощание. Дети по очереди гладят зайчика и прощаются с ним. (1 мин)

Занятие № 2.

Приветствие. (1 мин.)

1. Упражнение «Веселые животные» (3 мин.)

Психолог: «К вам гости вместе с зайчиком пришли его друзья: лягушка, корова, поросенок, кошка». Дети рассматривают по очереди каждого персонажа, называют части тела, находят их у себя. Называют цвета животных.

2. Игра «Расскажи и покажи» (2 мин.)

Дети показывают, как бодается корова, как хрюкает поросенок, как прыгает лягушка. Называют четко каждое животное.Имитируют движения кошки:

Мягкие лапки, (поочередно проводим перед собой раскрытыми ладонями)

А в лапках царапки! (сгибаем пальцы, словно кошка выпускает когти)

3. Игра «Кто как кричит?» (2 мин.)

Дети показывают, как кричат увиденные ими животные (лягушка, корова, кошка, поросенок). Можно вспомнить и звуки других животных.

Прощание. (2 мин.)

Занятие № 3.

Приветствие. (1 мин.)

1. Упражнение «Мышка-норушка» (2 мин.)

Психолог: «Дети, а сегодня зайчик привел к вам в гости мышку. Давайте с ней познакомимся». Дети рассматривают мышку, называют части тела, элементы одежды, показывают, как она пищит.

2. Игра «Мышка и кот» (3 мин.)

Дети бегают, словно мышки.Когда психолог говорит: «Ой, кот идет!», приседают на корточки, будто прячутся в норки. Игра повторяется 2-3 раза.

3. Пальчиковая игра «Мышка в норку пробралась» (2 мин.)

Мышка в норку пробралась, на замочек заперлась.

В дырочку она глядит: на заборе кот сидит!

Прощание. (2 мин.)

Занятие № 4.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Пирамидка» (4 мин.)

Психолог: «Дети, сегодня у вас в гостях зайчик и мышка. Они вам принесли пирамидку. Давайте с ней поиграем». Дети с помощью психолога собирают и разбирают пирамидку, называя цвета.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии чем это связано

2. Музыкальная игра «Мышки в лесу» (2 мин.)

Вышли мышки на опушку. Поискать хотели сушку.

Раз, два, три, четыре, пять, сушку начали искать.

Вдруг раздался гром с небес, убежали мышки в лес.

3. Пальчиковая игра «Суп и каша» (2 мин.)

Дети повторяют за психологом движения пальчиками и руками.

Мы варили суп, суп из перловых круп, круп.

Получилась каша. То-то горе наше!

Замесили тесто, а оно ни с места.

Замесили на дрожжах – не удержишь на вожжах!

Прощание. (1 мин.)

Занятие № 5.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Дом зверей» (3 мин.)

Психолог показывает детям куб-сортер с вкладышами-фигурками животных. Дети называют их, определяют цвет. Показывают, как кричит корова, петух, свинья, собака, лошадка и т. д.

2. Игра «Кто где живет?» (4 мин.)

Психолог вкладывает каждую фигурку в соответствующую ячейку, поясняя, что у каждого животного есть свой домик. Затем выкладывает фигурки на зеленую салфетку, поясняя, что животные собрались погулять на лужок. Дети помогают им найти свой дом после прогулки, вкладывая с помощью психолога фигурки на свои места.

3. Пальчиковая игра «Строим стенку…» (1 мин.)

Строим стенку, выше, выше…Добрались уже до крыши. Чья крыша выше?

Прорубили мы окошко. И дырочку для кошки. И маленькую дырочку для мышки… (дети показывают, как пищит мышка)

Прощание (1 мин.)

Занятие № 6.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Разноцветные шарики» (2 мин)

Дети катают в руках разноцветные шарики. Называют форму, цвет, сжимают в кулаке, перекладывают из одной руки в другую.

Шарики, шарики подарили нам!

Красные, синие дали малышам!

Желтые, зеленые шарики у нас.

Покатаем шарики мы сейчас.

2. Жестовая игра «Бежит зайка по дорожке» (2 мин.)

Бежит зайка по дорожке. У него устали ножки.

Под кусточком он присел. Отдохнул, малинку съел.

Чуть подумал, подскочил, по дорожке припустил.

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Пальчиковая игра «Капуста» (3 мин.)

Это что еще за куст? Это что еще за хруст?

Как же мне без хруста, если я капуста?

Мы капусту режем, режем, мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнем, мнем, а морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим, перемешиваем и в кастрюли кладем.

Туго-туго набиваем и в подвалы составляем.

О, вкусная капуста!

Прощание (2 мин.)

Занятие № 7.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Морские шарики» (4 мин.)

Детям раздают разноцветные деревянные шарики. Они называют их цвет, катают в руках, сжимают в кулаке, чтобы почувствовать, что шарики твердый. Затем по очереди скатывают их по желобку в синий контейнер и забирают шарик с собой.

2. Упражнение «Твердый-мягкий» (2 мин.)

Детям раздают кусочки поролона. В одной руке они сжимают шарик, а в другой поролон. Поочередно, сжимая то одну руку, то другую,описывают свои ощущения: шарик твердый, поролон мягкий.

3. Музыкальная игра «Четверо лягушат» (2 мин.)

Прощание (1 мин.)

Занятие № 8

Приветствие (1 мин.)

1. Игра «Поезд» (4 мин.)

Детям раздают грани кубика-сортера. Каждый укладывает «пассажира» – фигурку в свою ячейку. Затем дети по очереди соединяют грани между собой в одну линию так, чтобы получился «поезд».

2. Игра «Большие ноги-маленькие ножки» (2 мин.)

Дети становятся в шеренгу и шагают в одну сторону,затем в другую:

«Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке».

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Игра «Погулять язык собрался» (2 мин.)

Дети повторяют за психологом элементы артикуляционной гимнастики.

Погулять язык собрался. Он умылся, причесался.

На прохожих оглянулся, вправо-влево повернулся.

Вниз упал. Наверх полез. Ам – и в ротике исчез.

Прощание (1 мин.)

Занятие № 9.

Приветствие (1 мин.)

1. Игра «Большие-маленькие» (2 мин.)

Психолог: «Дети сегодня у вас в гостях 2 зайчика: большой и маленький. Покажите им, какие вы раньше были маленькие. А теперь какие стали? А какие станете, когда вырастите большими?». Дети вначале приседают на корточки, затем встают во весь рост, а потом поднимаются на цыпочки.

Игра повторяется 2-3 раза.

2. Пальчиковая игра «Каша» (2 мин.)

Ну и каша – так в рот и просится. Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось. И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою. Остальное ушки докушали.

3. Упражнение «Бублики» (4 мин.)

Детям раздают вырезанные из картона «бублики». С помощью психолога дети нанизывают их на шнурок.

Прощание. (2 мин.)

Занятие № 10.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Разноцветный кубик» (2 мин.)

Дети называют цвета граней кубика-сортера. Затем называют на этих гранях геометрические фигуры

2. Игра «Прокати мяч» (4 мин.)

Психолог: «Дети, а кубик может катиться? А мячик? Давайте попробуем».

Психолог достает из кубика мячик и показывает детям, что куб катиться не может, а мячик может. Затем прокатывает мяч по очереди к каждому ребенку, а он – обратно.

3. Жестовая игра «Как живешь?» (3 мин.)

Дети повторяют за психологом жесты по тексту.

Как живешь? Вот так. А плывешь? Вот так.

Как бежишь? Вот так. Вдаль глядишь – вот так.

Ждешь обед – вот так. Машешь вслед – вот так.

Ночью спишь вот так, а шалишь – вот так (надуваем щеки и хлопаем по ним).

Игра повторяется 2 раза.

Прощание (1 мин.)

Занятие № 11.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Зайчик-красавчик» (3 мин.)

Дети вместе с психологом рассматривают зайчика, называют части его тела, находят их у себя. Называют цвет рубашки зайчика, цвет носика, ножек, щечек.

2. Пальчиковая игра «Капуста» (3 мин.)

Это что еще за куст? Это что еще за хруст?

Как же мне без хруста, если я капуста?

Мы капусту режем, режем, мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнем, мнем, а морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим, перемешиваем и в кастрюли кладем.

Туго-туго набиваем и в подвалы составляем.

О, вкусная капуста!

3. Упражнение «Комарик» (2 мин.)

Дети повторяют движения за психологом.

Я надул упругий шарик (пальцы рук соединены в «шар», дуем в «шар»).

Укусил его комарик.

Лопнул шарик! Не беда. (хлопаем в ладоши)

Новый шар надую я! (снова «надуваем шарик»)

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Прощание (1 мин.).

Занятие № 12.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Большой-маленький» (3 мин.)

Несколько однотипных игрушек нужно расставить по росту. Предпринимается несколько попыток, поэтому используются 3 собаки, 2 пчелки, 4 медведя, 2 зайца.

2. Игра «Цветные шарики» (3 мин.)

Психолог выкладывает на стол 3 шарика одного цвета и 1 –другого. Дети с его помощью находят «непохожий» шарик. Игра повторяется 2-3 раза с изменением цветов.

3. Логопедическая игра «На лугу» (3 мин.)

Психолог: «Дети, сегодня зайчик по дороге к вам встретил разных животных. Сейчас он вам расскажет, как это было».

На лугу паслась корова: му-у-у.

Там комарик пролетел: з-з-з-з-з

Летний ветерок подул: ф-ф-ф-ф

Колокольчик зазвенел: динь-динь.

Стрекотал в траве кузнечик: тр-тр-тр-тр.

Ёж колючий пробегал: пх-пх-пх.

Птичка маленькая пела: тиль-тиль.

И сердитый жук жужжал: ж-ж-ж-ж.

Прощание (1 мин.)

Занятие № 13.

Приветствие (1 мин.)

1. Жестовая игра «Прогулка» (2 мин.)

Психолог: «Дети, зайчик приглашает вас прогуляться».

Вот человечек идет по дорожке и высоко поднимает он ножки.

Читайте также:  Зарубежные психологические тесты на личностное развитие ребенка

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На другую ножку стал, покачнулся и упал.

Игра повторяется 2 раза.

2. Пальчиковая игра «Зайцы и лиса» (2 мин.)

Пошли зайцы в лес гулять (дети показывают пальцами «заячьи ушки» (указательный и средний пальцы обеих рук выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони).

А за ними лиса крадется! (дети перебирают всеми пальчиками по столу).

Убегают зайцы от лисы. (дети прячут руки за спину).

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Жестовая игра «Бежит зайчик по дорожке» (2 мин.)

Бежит зайчик по дорожке. У него устали ножки.

Под кусточком он присел. Отдохнул, малинку съел.

Чуть подумал, подскочил, по тропинке припустил!

4. Пальчиковая игра «Домик для зайчат» (2 мин.)

Психолог: «Убежали зайчики от лисы и домик спрятались. Давайте покажем, какой у них домик».

Тук-тук, постук, раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат.

Вот с такими стенами. Вот с таким окном.

Вот с такой дверью и вот с таким замком.

Прощание (1 мин.)

Список литературы

1. Л. Сирота. Н. Галич. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Ровно, 2009.

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детейраннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложениями «Наглядный материал для обследования детей»/Под ред. Е. А. Стребелевой

3. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками (с нормой развития и пограничными нарушениями). М.: ВЛАДОС, 2011.

4. Йовичич Й. Как подготовить ребенка к детскому саду? Харьков, «Основа», 2002.

5. Мороз Е. «Математика для дошкольников: Раз зайчонок, два зайчонок». Харьков, 2005.

6. Доронова Л. Н., Галигузова Т. Н. Голубева Л. Г. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 до 7 лет. «Из детства в отрочество». Москва, «Просвещение», 2004.

7. Руденко А. В. Игры и сказки, которые лечат. Харьков, «Основа», 2011.

8. Чистякова Н. С. Комплекс занятий для детей и взрослых «Психогимнастика». Москва, 1999.

9. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. Москва, «Гардарики», 2001.

Источник

Тема

Содержание работы

Период

Итоговое мероприятие

1. Тема «Здравствуй, детский сад!» 

Цель: -адаптировать детей к условиям детского сада.

– познакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы; личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.)

– познакомить с детьми, воспитателем;                                        – способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.

1-8 сентября

Заполнение документов по адаптации детей к ДОУ.

Фотовыставка «Первые дни в детском саду.»

2. Тема: «Детский сад – чудесный дом! Хорошо живется в нем!»

Цель: Продолжать адаптировать детей к условиям детского сада.

  • Знакомить с помещениями детского сада и оборудованием группы.
  • Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.

– Познакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду

11 – 15 сентября

Экскурсия в музыкальный зал.

3.  Тема «Мои любимые игрушки» 

Цель: знакомить детей с игрушками в группе.

– закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умения убирать каждую игрушку на своё место;

-учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры;

– развивать фантазию детей.

18 – 22 сентября

День любимых игрушек – принеси в сад свою любимую игрушку и познакомь с ней своих друзей.

4. Тема «Неделя доброты»

  Цель: – формировать представления о формах и способах приветствий, культуры поведения.

– воспитывать и формировать умение правильно обращаться с животными;

– дать представление о некоторых трудовых действиях;

– устанавливать положительные взаимоотношения с людьми.

25 – 29 сентября

Игра «Скажи вежливое слово своему соседу».

5. Тема «Осень, осень, в гости просим».

Цель: формирование элементарных представлений об осени.                                  

– дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах.

знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью;

– воспитывать уважение к природе.

2 – 6 октября

Выставка поделок из природного материала. Осеннее оформление группы.

6. Тема: Во саду ли, в огороде.
Цель :Дать первичные представления о сборе урожая, огороде, о некоторых овощах, фруктах, ягода. Их цвете, размере.

– чтение стихотворений о дарах осени;
– рассматривание тематических иллюстраций;
– дидактическая игра «Разложи в корзинки.»
–  Выставка поделок  из природного материала «Осенняя фантазия».

9 – 13 октября

Изготовление альбомов для рассматривания «Фрукты», «Овощи» , «Ягоды»

7. Тема «Домашние животные и птицы»

  Цель: Знакомить  детей с домашними животными и птицами, их повадками.

– учить, внимательно рассматривать изображения домашних животных, называть их;

-учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания;

– учить, внимательно рассматривать изображения домашних птиц, называть их.

-воспитывать гуманное отношение к животным;

16 – 20 октября

Подбор материала для изготовления тематических альбомов.

8. Тема: Дикие животные.

Цель: Дать детям представления о жителях леса, об их внешнем виде, частях тела, повадках, особенностях корма.

23 – 27 октября

Кукольный театр с привлечением детей «Теремок»

9.  Тема «В гостях у сказки.»

Цель: Формировать умение слушать чтение взрослого, повторять знакомые фразы, обыгрывать персонажей.

-знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами;

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностей представлений;

– развивать умения слушать, следить за развитием действия;

–  следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

30 октября – 3 ноября

Дидактическая игра «Как зовут героя сказки?»

10. Тема: «В гостях у Мойдодыра.»

Цель:  – Формировать правила здоровьесберегающего поведения (чистота, опрятность, умывание, забота и гигиена);

– Познакомить с некоторыми предметами гигиены (мыло, зубная паста и щетка, полотенце, расческа, аксессуары для заплетания волос (банты, заколки для девочек).

6 – 10 ноября

Знакомство с сюжетно – ролевой игрой.  Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»,

11. Тема: «Этот удивительный писатель С.Я.Маршак.»

Цель: Познакомить детей с творчеством писателя.
–  Формировать умение слушать чтение взрослого, повторять знакомые фразы, обыгрывать персонажей.

13 – 17 ноября

Выставка книг писателя.

12. Тема: «Посуда, Продукты питания.»

Цель:  – Знакомить детей с предметами домашнего обихода.

-Формировать представление о посуде.
– Уточнить представление о том, для чего нужна посуда.
– Познакомить детей с продуктами питания человека.

20 – 24 ноября

Выставка детских работ «Овощи и фрукты в банке».

13. Тема : «Наша дружная семья.»

Цель:-Закрепить знания своего имени, имен членов семьи,
– формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству.

– Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и  что такое плохо

27 – 1 ноября / декабря

Фотовыставка «Моя семья».

14.  Тема «Здравствуй, зимушка-зима!» 

Цель: формировать у детей знания о времени года «Зима».

– познакомить детей

изменения в зимней природе; человек и зима, поведение птиц, лесных зверей зимой;                                      – развивать познавательную активность, чувственность, наблюдательность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление

4 – 8 декабря

Украшение группы к зимнему периоду.

15. Тема: «Зимние забавы.»

Цель:  Формировать элементарные представления о зиме, как о времени года (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Познакомить детей с зимними забавами. Закреплять и систематизировать знания об окружающем мире и мире природы.

Читайте также:  Физиологические особенности развития ребенка в год

11 – 15 декабря

Выставка детских работ на зимнюю тематику.

16. Тема: «Ёлочка – красавица – всем нам очень нравится.»

Цель: – познакомить детей с главными героями предстоящего праздника;
– вызвать радостное настроение у детей.

18 – 22 декабря

Украсим группу к Новогоднему празднику.

17. Тема: «Новогодний праздник.»

Цель:  – Дать детям знания о новогоднем празднике. Формировать представление о главных героях этого праздника. 
– Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.

25 – 29 декабря

Новогодний праздник.

18.  Тема: «Я в мире людей.»

Цель: – дать представление о себе как о человеке, об основных частях тела человека, их назначении.

– учить детей проявляет навыки опрятности;

– соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;

– сопровождать речью игровые и бытовые действия.

8 – 12 января

Фотовыставка «Я в детском саду.»

19. Тема: «Дом и мебель в нём»

Цель: расширять знания детей о доме и мебели.

– дать детям знания о предметах мебели;                                
– учить делать постройки для сказочных персонажей; знакомить с назначением, строением и особенностями использования предметов мебели (шкаф, стол, стул, кровать)                                             – учить находить предметы по указанным свойствам;

– развивать активный словарь детей.

– воспитывать трудолюбие и бережное отношение к предметам ближайшего окружения.

15 – 19 января

Совместная постройка «Дом – домик – домище!» (из различного конструктора и различных кубиков.

20. Тема : «Труд взрослых. Знакомство с профессиями работников детского сада.»

Цель: – Формировать представления детей о труде взрослых;
– развивать интерес к наблюдению трудовой деятельности;
– побуждать к отражению полученных впечатлений в играх;
– Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, благодарность к человеку, делающему нужное для всех дело.

22 – 26 января

Экскурсия по территории детского сада.

21. Тема «Сезонная одежда, обувь, головной убор.»

Цель: – Познакомить детей с многообразием одежды.

– формировать навыки одевания и раздевания;

-обогащать активный словарь детей посредством ролевых игр;

– рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы.

29 – 2 января / февраля

Сюжетно-ролевая игра «Одень куклу на прогулку»

22. Тема : «Я одеваюсь сам.»

Цель: – Уточнение и закрепление представлений о предметах одежды, их назначении, названии, способах одевания, хранения;

  • Воспитывать правила бережного и аккуратного пользования одеждой;
  • Развивать проявление самостоятельности,

– Поддерживать стремление детей наводить порядок в шкафчике.

5 – 9 февраля

Рассматривание тематических альбомов.

23. Тема: «Целый мир открывает нам книга.»

Цель:- познакомить детей с разнообразной литературой: сказками, стихами, фольклором, рассказами, устным народным творчеством.
– прививать интерес у детей к чтению и рассматриванию книг и иллюстраций;
– воспитывать бережное отношение книгам.

12 – 16 февраля

Чтение любимых книжек

24.  Тема «Папин  день»

Цель:-познакомить детей с папиным праздником.

– знакомить с членами семьи, учить называть имя папы, дедушки, братьев.

-воспитывать  внимательное отношение к родным и близким людям – отцу, дедушке, братику.

19 – 23 февраля

Изготовление поздравительных открыток для папы и дедушки.

25.  Тема: «Вот какая мама, золотая прямо»

Цель: – формировать у детей любовь и уважение к родным и близким.

– дать представления о труде мамы дома; побуждать оказывать маме помощь;

– дать представление о том, что мама проявляет заботу о семье, о своих детях;

– воспитывать доброе отношение к маме, бабушке

– вызвать желание заботиться о них, защищать, помогать;

– организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

26 – 9 февраля / марта

Досуг с мамами. Изготовление поздравительных открыток.

26. Тема : «Весна пришла»

Цель:  формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей,  на участке детского сада).

– расширять знания о домашних животных и птицах;

– знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

– формировать бережное отношение к окружающей природе.

12 – 16 марта

Оформление группы к весеннему периоду.

27. Тема :«В гости к нам пришли матрешки»

Цель: знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек.

– знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)      использование

фольклора при организации всех видов детской деятельности.

– воспитывать интерес к народным игрушкам.

19 – 23 марта

Оформление ИЗО – уголка в группе по теме.

28. Тема : «Фольклорные произведения.»

Цель:  – Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.

– Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

26 – 30 марта

Выставка предметов русского быта.

29. Тема: «Пасхальные традиции »  

Цель: – познакомить детей с праздником Пасха, его значение в жизни предков.
– знакомить с русскими народными традициями.
– Познакомить с символами православной пасхи (курочка, цыплята, верба, яйцо)

2 – 6 апреля

Творческая выставка “Пасха” 

30. Тема: «День Радуги»

Цель: дать детям представление о том, что такое радуга (форма, цвета). Рассказать откуда она появляется, создать веселое настроение.

9 – 13 апреля

Изготовление дидактической игры «Разложи предметы по цвету.»

31. Тема : «Геометрические фигуры.»

Цель : – Формировать представление о  геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат), учить различать и называть геометрические фигуры развивать наблюдательность, речь детей. 
–  Организовать знакомство детей с геометрическими фигурами;

–  Организовать деятельность детей по выражению умений находить и опознавать фигуры

16 – 20 апреля

Выставка детских работ «Бусы для куклы.»

32. Тема: Насекомые.

Цель:  познакомить детей с внешним видом некоторых насекомых, учить различать их;

– обогащать словарь, развивать речь детей, учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них;

воспитывать заботливое, бережное отношение к насекомым.

23 – 27 апреля

Подбор материала для изготовления альбома для рассматривания «Насекомые»

33. Тема : «Кто живет в аквариуме?»

Цель:- Знакомство с обитателями аквариума:рыбки, улитки,черепашки;
– их внешним видом, частями тела

– Воспитывать бережное  и безопасное обращение с аквариумом

30 – 4 апреля / мая

Коллективная работа «Аквариум»

34. Тема «День Победы»

Цель: Формирование нравственных ценностей.

– активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление  – развивать умения;

– взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.

– воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

7 – 11

мая

-дидактическая игра «Картинки – половинки» (военная тематика);
– оформление группы к празднику.

35. Тема: «Цветики – цветочки.»

Цель: – Познакомить детей с первыми весенними цветами: одуванчик.

– Продолжать формировать представления о строении растений

– Продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям

14 – 18

мая

Выставка детского творчества.

36. Тема «Волшебница вода.»

Цель: формирование познавательного отношения к миру через наблюдения, события, явления, экспериментирование, исследование.

– начальное формирование экологической культуры ребенка;

– дать представление какую роль играет вода в жизни человека;

-развитие у детей навыков экспериментирования и исследовании.

21 – 25 мая

Рисование водой на асфальте.

37. Тема «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: – формировать понятие, что дети растут, изменяются.

– организация всех видов деятельности вокруг темы веселого,  счастливого и мирного детства.

28 – 31 мая

Диагностика