Развитие ребенка от 1 года до 3 лет презентация
1
Ранний возраст От 1 до 3 лет
2
Ранний возраст стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий.
3
Обычно к году ребенок научается ходить, что заметно расширяет его возможности в изучении окружающего мира. Малыш, умеющий ходить, уже не хочет сидеть на руках! Окружающие предметы так и тянут его к себе – вокруг столько интересного и неизведанного.
4
Отношения со взрослым переходят на новый уровень. Теперь взрослый – это носитель знаний и образцов человеческих действий с предметами, с его помощью малыш познает Предметное окружение.
5
Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т.д.
6
В раннем возрасте формируются навыки самообслуживания: малыш сам одевается, пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки и т.д.
7
На втором году жизни ребенка благодаря педагогическому воздействию совершенствуется его физическое и психическое развитие. Но при воспитании детей второго года жизни следует учесть большую разницу в их поведении на первом и втором полугодиях.
8
Дети до 1.5 года очень импульсивны. Высокая двигательная активность у них сочетается с недостаточной координацией движений. Поэтому они неуверенно двигаются на участке, часто падают, затрудняются в преодолении препятствий.
9
Понимание речи развито лучше, чем собственная речь. Эту особенность используют в двух направлениях: стараются обогащать опыт детей, понимание речи за счет названий игрушек, предметов быта и стремятся, чтобы малыши узнали названия действий, что потом облегчит регулирование их поведения с помощью указаний, поручений.
10
Учитывая, что дети в возрасте до 1.5 года не могут договариваться, во избежание во время игр их учат играть в разных местах игровой комнаты, а при возможных контактах пользоваться обращениями «дай», «сядь» и т. д.
11
Второе полугодие, характеризуется значительными успехами в развитии активной речи, предметной и игровой деятельности. Это существенно меняет методы обучения, позволяет широко использовать показ с объяснением, усложнять задачи сенсорного воспитания (шире использовать дидактические игры на различение цвета, формы, размера предметов) и формировать способность обобщения.
12
Интерес к предметам и действиям с ними приводит к возникновению процессуальной игры: малышу важен сам процесс, например, кормление куклы или катание мишки на машинке.
13
Совершенствующиеся движения расширяют поле восприятия и деятельности детей. Вместе с тем они становятся спокойнее, наблюдательнее,
14
У детей третьего года жизни крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается ее работоспособность, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче сформированы навыки поведения в подвижных играх, на занятиях, в общении друг с другом.
15
В целом психическое развитие детей третьего года характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно-действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельностиВ целом психическое развитие детей третьего года характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно-действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности
16
В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка.
17
Деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых занятий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы (память, внимание, мышление и др.), формируются новые потребности и интересы детей.Деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых занятий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы (память, внимание, мышление и др.), формируются новые потребности и интересы детей.
18
При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок, которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.
19
Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что его любят
20
Цель программы воспитания и образования – обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально- нравственного, волевого, социально- личностного. Ответственность за благополучие и развитие детей – хлопотное и порой трудная задача. Это трудная работа, но она приносит и удовлетворение.
21
К концу этого периода в игре ребенка появляются элементы творчества, воображаемая ситуация выходит на первый план по отношению к наглядной и складывается самостоятельная сюжетная игра, которая имеет важное значение в развитии и становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Источник
Слайд 1
«Особенности развития детей раннего возраста» Составила: Бурмистрова Юлия Викторовна педагог-психолог МДОУ «Детский сад №11 «Золотой петушок» г.Ртищево Саратовской области » 2015г.
Слайд 2
Период от 1 года до 3 лет – – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Слайд 3
Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода 1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить и говорить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем. 2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер. 3 период . Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства.
Слайд 4
В этом возрасте происходят изменения: в личностном развитии; в познавательной сфере; в социальной ситуации развития (ССР).
Слайд 5
«Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. ССР ребенка в этом возрасте выглядит так:
Слайд 6
восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Познавательная сфера
Слайд 7
Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно действия уже без предварительного примеривання . Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Слайд 8
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.
Слайд 9
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания. от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
Слайд 10
В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого.
Слайд 11
В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения , такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
Слайд 12
После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.
Слайд 13
Личностное развитие
Слайд 14
В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Личностная социализация
Слайд 15
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам , появляется местоимение “я”. Становление самосознания
Слайд 16
Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Формирование самооценки
Слайд 17
Отмечается развитие самостоятельности . Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. Развитие самостоятельности
Слайд 18
У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Развитие эмпатии
Слайд 19
У ребенка появляется потребность в достижении успеха . Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия. Потребность в достижении успеха
Слайд 20
Спасибо за внимание
Источник