Развитие ребенка от 1 года до 2 лет питание

Содержание:

  • Новые продукты в рационе ребенка
  • 10 правил здорового детского питания

Ребенку исполнился год? Это вовсе не значит, что ему можно переходить на взрослое меню: малыш по‑прежнему должен есть только то, что положено ему по возрасту. Какие продукты и блюда можно использовать в питании ребенка от 1 до 2 лет? Какие правила соблюдать, чтобы еда стала источником удовольствия для ребенка, а не причиной проблем в семье?

Новые продукты в рационе ребенка

Пищеварительная система и жевательный аппарат годовалого малыша развиваются, и хотя его блюда по‑прежнему должны быть нежной консистенции, в них могут встречаться мелкие кусочки. Вместо пюре, приготовленного в блендере, в меню ребенка появляются овощные рагу, которые можно просто размять вилкой, супы на овощных бульонах, паровые котлетки из мяса, несколько раз пропущенного через мясорубку.

Затягивать с введением твердой пищи не менее вредно, чем включать ее раньше времени, считают специалисты, поскольку при постоянном потреблении исключительно жидких (или полужидких) продуктов желудочно-кишечный тракт расслабляется, становится вялым, «ленивым». В итоге приток крови к органам пищеварения сокращается, ферментный аппарат не развивается, не набирает силу мышечный слой желудка и кишечника.

В числе новинок этого периода — «взрослые» молочные продукты (сметана жирностью 15 %, простокваша, неострый сыр), яичный белок, сладости (мармелад, пастила, зефир). Теперь кроху можно побаловать салатом из мелко нарезанных или натертых свежих овощей и фруктов, заправляя их растительным маслом, сметаной, йогуртом.

Несмотря на нововведения, родителям не стоит отказываться и от специальных детских продуктов: творожков, кефира, соков, а также сухих молочных напитков 3‑й ступени и детских каш, обогащенных витаминами, минералами и другими компонентами.

Если малышу не требуется особой диеты, мама может сама расширять его меню — разумеется, выбирая из продуктов, подходящих детям этого возраста. Предлагая новинки, продолжайте внимательно следить за тем, как кроха их переносит.

Вводить новые продукты в рацион малыша нужно по‑прежнему осторожно. Хорошим подспорьем для мамы в этом случае станет «пищевой дневник», куда в дни введения новых продуктов можно записывать размер порции, реакцию ребенка, аллергические проявления. Такой дневник поможет изучить вкусы и любимые блюда малыша и продумывать рацион, сообразуясь с его предпочтениями.

После года у малышей сильнее проявляются предпочтения в еде, и, если ребенок упорно не принимает какую‑то пищу (чтобы понять это, ее нужно предлагать не меньше 10 раз), попробуйте найти «недругу» замену среди продуктов, близких по составу: например, творог, снабжающий нас белком, можно заменить на куриное филе или кефир. Уважительное отношение к вкусовым пристрастиям ребенка поможет избежать проблем с отказом от еды.

Дети любого возраста имеют право не хотеть есть. Их, конечно, можно заставить, но только в ущерб им же самим. Причем вред будет не только для пищеварения, но и для характера — из детей, которых заставляли есть, что дают, часто вырастают люди нерешительные.

10 правил здорового детского питания

Как выяснилось, привычки в еде, появившиеся за первые два года жизни, мы сохраняем потом на всю жизнь. Как действовать родителям, если их цель — привить малышам только хорошие и полезные манеры?

Первый кризис из тех, с которыми могут столкнуться родители, приходится на начало второго года жизни, когда малыши начинают хуже есть и как будто теряют интерес к любимым продуктам. Наберитесь терпения и постарайтесь просто «пережить» это время: при спокойном отношении к 3–4 годам ситуация обычно выравнивается. А вот попытки заставить ребенка есть, наоборот, затянут эту историю на долгие годы. Без уважения предпочтений малыша, причем с самого раннего детства, воспитать из него разумного едока невозможно. Как избежать ошибок?

  1. Учитывайте предпочтения малыша в отношении режима питания. Некоторым детям уже достаточно завтрака, обеда, полдника и ужина, а кому‑то нужно питаться 5–6 раз в день маленькими порциями.
  2. Позвольте ребенку есть самому. И хотя поначалу его неловкие попытки будут доставлять вам массу хлопот, дайте малышу возможность потренироваться в этом деле, ведь интерес к новому занятию усиливает аппетит.
  3. Учитывайте выбор и вкус ребенка. Чтобы сформировать правильное отношение к питанию, малыш должен сам выбрать, какие продукты и в каких количествах ему есть. Но выбирать ребенок должен из положенного ему по возрасту ассортимента.
  4. Помогайте ему изучать разные вкусы. Это очень важно, поскольку развитие вкусовых рецепторов стимулирует развитие нервной системы.
  5. Будьте осторожны с солью: еда для ребенка на ваш вкус должна казаться слегка недосоленной. Старайтесь выбирать йодированную соль.
  6. Не злоупотребляйте десертами и сладостями.
  7. Не настаивайте на «самом полезном», по вашему мнению, продукте. Ему всегда можно найти альтернативу: например, один вид мяса заменить на другой, молоко на творог и так далее. Но ни в коем случае не приравнивайте мясо к булочке, а крупы — к печенью!
  8. Не заставляйте ребенка есть. Если вы заметили, что малыш отворачивается от тарелки, отнеситесь к его решению с уважением. Он наверстает упущенное в следующий раз или на следующий день.
  9. Следите за размером порций. Не делайте их большими, лучше предложите малышу добавки.
  10. Знакомьте малыша с новыми продуктами по правилам.
    • Угостить ребенка новинкой можно, только если он здоров.
    • Предлагайте ее малышу не один раз: исследования показали, что для восприятия вкуса новых продуктов ребенок должен попробовать его 10–15 раз. Кстати, груднички распознают их (новые продукты) быстрее малышей, которые питаются искусственными смесями, потому что со многими вкусовыми ощущениями они знакомятся через грудное молоко.

Если малыш отказывается от еды, не предлагайте ему что-нибудь вкусненькое — сладкий йогурт, печенье, сок — лишь бы желудок не оставался пустым. Очень скоро он захочет питаться именно таким образом.

С года я дочери старалась потихоньку ввести в рацион “взрослые” молочные продукты, ей очень понравились. А с двух лет она очень полюбила сливочное масло, причем ест ложкой. Любимое – масло сливочное Экомилк. Я думаю, что это от недостатка витаминов или жировых кислот, которых ей не хватает. Изучила состав нашего любого масла и, в принципе, не вижу ничего в этом страшного – состав натуральный, оно вкусное, сделано по всем стандартам качества и уже давно на рынке, ни разу ничего плохого не слышала о нем.

2017-09-17, PrettyLady

Хорошая статья, но я бы поспорила на счет введения в рацион ребенка 1-2 лет сметаны, пастилы, зефира и подобного. К сожалению, продукты у нас практически ненатуральные, в них много добавляется стабилизаторов всяких. Если бы все делалось из натуральных продуктов, тогда да, а так… Знаю, что мармелад очень полезен, он делается на пектине, но где гарантия, что везде этот пектин есть.

2014-04-23, Mama_Makarona

Статья полезная, почитать бы её бабушкам и дедушкам, (не обобщаю, но в основном), которые порой навязчиво советуют меню, не сопоставимое с возрастом малыша, и как результат портят жкт наших деток. И только советуют, а “в тихая” подкармливают ещё не разрешёнными продуктами((

2016-03-02, MamadochkiE

Вот и того же мнения! Я подлащиваю продукты фруктозой. Едим пастилу и замороженые фрукты, курагу, инжир..

2014-05-04, Погремушка Аминушка

Очень полезная и нужная статья. Вот бы некоторым родителям почитать.

2014-04-14, Светлана Иванова

Гнать таких бабушек в три шеи

2018-06-02, Яна Асатиани

Всего 6 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Питание детей, которым около 1 года, существенно разнится с диетой новорожденного, хотя половина деток все еще кушает материнское молоко. Это связано с ростом и изменением детского организма, совершенствованием всех его функций. Кроха начинает больше двигаться — увеличивается и необходимость получать энергию. Эти факторы влияют на питание и потребность в нем.

Кормление ребенка до двух лет: правила и рецепты

В таком возрасте ребенок приобретает и совершенствует жевательный рефлекс. Уже есть определенное число зубов, а к 18 месяцам их появляется в среднем до 12. Желудок увеличивается в объеме, опорожнение происходит в день 1 раз, можно поглощать еду около 5 раз на дню.

Количество пищи, которую должен употреблять ребенок в сутки, – приблизительно 1200-1500 мл. Но это без учета жидкости. Для детей от одного года и до двух лет лучше готовить кашеобразные блюда.

Если у малыша уже прорезались коренные зубки, предложите ему еду в кусочках, но размерами не больше 3 или 2 см. В таком возрасте появляются первые вкусовые предпочтения: ребенок начинает выбирать, что ему нравится есть, а что нет.

У ребятишек идет выработка условного пищевого позыва на момент приема еды. Это дает хорошую работу пищеварительным сокам и обеспечивает отличное усвоение съеденного. Нужно придерживаться правильного режима питания, постоянно, но поэтапно давать ребенку новую пищу, новые виды продуктов и блюд.

Ребенок растет, начинает двигаться больше, возрастает и энергозатратность детского организма. С года до двух необходимо получать до 102 килокалорий энергии на 1 кг. Представим себе, что малыш весит в среднем в таком возрасте до 15 кг. Значит, ему нужно принимать в течение суток около 1100 килокалорий.

Основное правило для питания ребенка от года до двух – это поддерживать сбалансированное и разнообразное меню. В него должны входить все питательные вещества.

Блюда рекомендуется готовить из овощей, круп, яиц, мяса разных видов, творога, сыра, молока, а также давать другие кисломолочные изделия. Овощами и фруктами, а также крупами нужно кормить ребенка каждый день. В кисломолочной продукции имеются лактобактерии, регулирующие микрофлору и функции кишечника, повышающие иммунитет, улучшающие пищеварительные процессы. Такие продукты, как кефир, молоко и йогурт, должны входить каждый день в меню ребенка. Через день добавляют в рацион сметану, творог, сливки.

Если у малыша нормальный вес, не давайте ему обезжиренные продукты. Он должен употребить за сутки молочного около 500-600 г, из них 200 г детского кефира – его можно пить каждый день.

Детям, которые не могут переносить коровье молоко, не стоит давать его, а можно просто перейти на смеси для нужного возраста. Ребенок, начиная с 1 года, может употреблять только детский йогурт и не больше 100 мл за день. Можно есть творог – в день 50 г. Сливки, сметана и сыр используются в качестве заправки, дополнения к другим блюдам.

Разнообразное питание – Школа доктора Комаровского

Детям ясельного возраста допустимо давать яйцо (если куриное, то 2 в день; перепелиное – только 1). Детишкам младше двух лет нужно варить их вкрутую, смешивать с овощным пюре.

В этом возрасте становится больше употребляемого мяса. Сюда входят: консервы, суфле, котлеты, фрикадельки. Все это стоит давать малышу до обеда, так как мясные продукты долго усваиваются.

Можно расширить меню малыша, добавив такие субпродукты, как язык и печень. Колбасные изделия желательно еще не употреблять, ведь полезного там очень мало.

Когда нет аллергии, можно начинать вводить разные виды рыбы несколько раз на неделе. Подсолнечное масло лучше давать в качестве заправки в блюда.

В таком возрасте надо есть хлеб, печенье. Как и раньше, продолжать употреблять кашки, понемногу давать овсянку (раз за день). Макароны ребенку в этом возрасте употреблять не стоит. Старайтесь вводить в ежедневный рацион ребенка овощи, фрукты, ягоды – если у него нет аллергии.

Не рекомендовано варить кисель, он не обладает достаточной питательной ценностью. Помните, что необходимо предоставлять ребенку нужное ему количество жидкости (некрепкий чай, вода) , как только он этого попросит. Давайте малышу пить по каждому его требованию.

Советы по приготовлению пищи для детей

  • Супы и каши следует перетирать.
  • Из фруктов и овощей нужно делать пюре.
  • Вся пища готовится на пару либо варится без специй и соли.
  • Кормить ребенка нужно ложкой, а воду и прочие напитки наливать в чашку.

Варианты питания

Предлагаются два вида меню, каждый рассчитан на день.

Первый вариант:

  1. На завтрак: 150 г кашки, 50 г омлета, 100 г молочка.
  2. На обед: 50 г супчика, 50 г любого блюда из мяса, 70 г гречки, 100 г сока.
  3. На полдник: чашка кефира, 1 печенье, 1 яблоко.
  4. На ужин: кушанье из овощей или запеканка из творога – 150 г, и столько же молока.

Второй вариант:

  1. На завтрак: кашка молочная и кусочек хлебца.
  2. На обед: густой суп, пюре из овощей, галетное печенье, сок.
  3. На полдник: печенье, йогурт.
  4. На ужин: кефир, немного творожка либо фруктовое пюре .


Источник

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.

В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения

  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не стремится имитировать действия взрослых;
  • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
  • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
  • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).

Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник