Развитие ребенка от 0 до 4 лет ларго читать
Отличная книга. Я сама по образованию психолог. Как психотерапевт работаю со взрослыми. Когда родилась моя дочка, университетские знания по детской психологии уже были призрачными и расплывчатыми. Моя знакомая, детский психолог и мама посоветовала мне эту книгу. Я осталась довольна. Книга отлично структурирована по тем вопросам, которые могут волновать маму: двигательное, эмоциональное развитие, еда, сон и т.п. Нам очень помогла глава про сон – немного успокоиться и попробовать другие стратегии укладывания нашей дочки. Я бы рекомендовала эту книжку читать еще во время беременности, пока есть время. Но если не успели, то можно уже и после рождения малыша. Здорово, что не только о первом годе
книжка, но и последующих 3-х годах. Там вопросов не меньше.
Советую купить эту книгу будущим родителям и тем, у кого есть дети до 4 лет. В этой книге есть все, что интересует молодого родителя. Я нашла ответы на все волнующие вопросы. В ней не дается конкретных ответов, в ней описываются особенности развития ребенка так, что появляется правильное понимание поведения, поступков своего малыша, возникает знание того, как вести себя в той или иной ситуации. Начинаешь ориентироваться на своего ребенка, а не на норму (кстати, автор пишет, что понятие нормы неприменимо по отношению к большинству детей). Читая книгу, осознаешь, что через определенные проблемы проходят все родители, а не только ты, что определенные поступки совершают все дети, а не только твой.
Книга адаптирована к российской действительности, описываются особенности развития ребенка как такового, не создается ощущения принадлежности к какой-либо стране или национальности.
В книге 9 глав: отношения с окружающими, моторика, сон, плач, игра, развитие речи, питание, рост, быть сухим и чистым. Каждая глава разбита по возрастам: от 0 до 3 мес., от 4 до 9 мес., от 10 до 24 мес., от 25 до 48 мес.
Приятно, что автор – практикующий педиатр, поэтому в книге содержится теория, написанная простым и понятным языком, относящаяся к повседневной жизни родителей и ребенка. Все, о чем пишет автор, относится к развитию и воспитанию ребенка, ничего лишнего.
Как психолога, меня заинтересовала глава «Отношения с окружающими», понимаю , что это основа, поэтому главой книга начинается. Как родитель особенно отмечу главы «Игра», «Питание», «Развитие речи». Эта удивительная книга стала моим ежедневником, к которому я часто обращаюсь. Фото прилагаю.
В ссылке советую еще одну книгу «Мать и дитя» для родителей, в которой содержится информация о беременности, родах, здоровье малыша, пригодится для тех, кто планирует первенца (мне очень пригодилась). В книге подробно описаны уход за малышом (пеленание, купание и так далее), первое приданое, детское питание, грудное вскармливание, частовстречающиеся заболевания и их лечение.
Купила книгу, когда доченьке было 4,5 месяца.
В книге простым языком и очень емко изложено все, что надо знать как молодым и неопытным родителям так и бабушкам-дедушкам, которые “знают все”.
После прочтения начинаешь лучше понимать своего ребенка: что брошенная игрушка это не просто каприз, а призыв к игре, и то что твой ребенок в 6 месяцев еще не ползает – это тоже не страшно, а вполне нормально. Начинаешь больше времени тратить не на переживания, а на общение в удовольствие со своим малышом.
Книга очень удобно разбита по возрастам деток, поэтому читать можно постепенно.
Очень понравились разделы Игра и Сон. Думаю именно благодаря этой книге мы засыпаем без проблем.
Книга выполнена на белой бумаге, крупным шрифтом.
Источник
Ремо Ларго – не просто автор нескольких популярных книг о развитии детей, это профессор, один из лучших в Европе педиатров (так пишут в аннотации), руководитель отдела роста и развития в детской поликлинике, а также – исследователь, занимающийся многообразием путей в развитии детей.
Меня привлекла эта книга именно как источник информации о том, насколько вариативной может быть норма. Здесь есть много графиков, основанных на исследованиях (преимущественно самого Ларго) и на опыте автора. Соответственно, главы о локомоторном развитии и игре действительно интересны и, как мне кажется, не имеют аналогов среди книг для родителей. Если бы этим автор и ограничился, книга получилась бы не такой объёмной, не такой дорогой, но зато я бы могла смело её рекомендовать любым родителям. Однако в других главах есть довольно много того, что меня настораживает, либо с чем я категорически не согласна.
Ларго можно назвать продолжателем дела Эмми Пиклер, которая первой описала ход развития моторных навыков грудных детей, показав, что все эти хаотичные движения – важный шаг на пути освоения знакомых всем движений (переворот на живот, на спину, хватание игрушки и т.д.), она же показала, какими способами дети учатся ходить (не только через стадию ползания, но и без неё). Пиклер и Ларго выступают за предоставление возможности детям учиться тем или иным навыкам самостоятельно в своём темпе, для этого им не нужно навязывать поставленные кем-то задачи, а просто создавать подходящие условия и помогать, когда это актуально. При этом у каждого ребёнка есть «сильные» и «слабые» стороны, и в чём-то он будет превосходить большинство сверстников, а в чём-то отставать, но рано или поздно все получают необходимые навыки, и к определённому возрасту разница сглаживается. Это нужно знать всем мамам, чтобы избежать соблазна вступить в соревнования с другими «чей ребёнок раньше встанет».
Ларго нельзя назвать сторонником «естественнородительского» подхода. Скорее всего, он постарался придерживаться «золотой середины». Поэтому упоминает слинги как хороший способ обеспечить тактильный контакт ребёнку и удобство для мамы и с благодушием относится к совместному сну. Однако при этом автор очень старался избежать возникновения комплекса «плохой мамы» у сторонников традиционного воспитания, поэтому везде есть оговорки про то, что наладить доверительные отношения с ребёнком можно, к примеру, и без ГВ и СС.
Что касается ГВ, то складывается ощущение, что автор скорее противник, чем сторонник кормлении грудью. Рекомендации его мне кажутся устаревшими и не соответствующими данным ВОЗ. Например, он ни словом не обмолвился о вреде раннего прикорма, более того, неоднократно упоминает, что большинство детей начинают докармливать кашей в 4 месяца (а при упоминании изменений в жизни ребёнка 4-12 месяцев называет отлучение от груди как нечто само собой разумеющееся). Если бы я читала эту книгу до рождения ребёнка, я бы сделала для себя вывод, что это нормальное явление, тогда как ВОЗ рекомендует вводить в рацион пищу в 6 месяцев, а кормить грудью до 2 лет и дольше. Да и у самого Ларго приведён график, показывающий, что дети начинают интересоваться твердой пищей чаще всего в 6 месяцев, однако никаких соответствующих выводов из этого не делается. О пользе ГВ после года вообще ни слова, более того упоминается, что некоторые дети сосут грудь до садика, но только для утешения при стрессе.
В главе о ГВ, конечно, приведены положенные доводы «за» (довольно скудные), однако начинается этот раздел с перечисления того, почему женщины могут отказываться от кормления грудью, а также указывается, что большинство прекращают ГВ уже на первом году жизни ребёнка. По ходу главы встречаются сомнительные высказывания, например, автор пишет о том, что ребёнок не должен проводить у груди дольше 15 минут, хотя, говоря об искусственниках, упоминает, что некоторым нужно больше времени для высасывания нужного объёма. Объяснение необходимости ограничивать время кормления – «большая нагрузка на соски». В одно кормление предлагается давать обязательно обе груди (хотя это может быть противопоказано, особенно если ограничивать при этом время сосания). Автор также приводит гипотетический пример, в котором ребёнок после 3 месяцев перестаёт набирать вес, из чего делается вывод, что молока ему не хватает и необходимо организовать докорм смесью. Короче, все признаки того, что «ваш врач не поддерживает ГВ» (как говорится в одной известной статье) налицо. При описании привычки сосать (пустышку, палец или что-то другое) вообще не упоминается связь с ГВ. То есть написано буквально так: в Швейцарии 80% детей сосут пустышку, 20% – палец, некоторые одежду или одеяло. Всё. О том, что дети на ГВ, не имеют подобных привычек – ни слова. На этом месте стало интересно, кормят ли в этой стране вообще грудью.
В конце книги приведена таблица со списком навыков по разным возрастным этапам, где можно вписывать возраст достижения каждого пункта вашим ребёнком, и в категории «до 6 месяцев» есть «Спит всю ночь» и «Ест кашу». То есть в программе каждой мамы ребёнка до полгода есть эти спорные задачи – весьма странное решение для автора, выступающего за пересмотр жёстких норм развития детей.
Ночные кормления, по мнению Ларго, смело можно убирать уже в 3 месяца, так как они «не нужны», хотя позже упоминает, что выработка пролактина активнее всего происходит ночью, а стимулируется сосанием. Неужели природа так глупа, что сделала ритмы работы организмов мамы и ребёнка столь несхожими?
Еще автор сторонник ранней «социализации» и считает, что детям уже на первом году жизни необходимо общаться друг с другом. Хотя в разделе об игре честно пишет, что в год дети не способны играть вместе, а делают это параллельно. Да и взять друг от друга ровесники ничего не смогут, им гораздо интереснее пример старших детей. То есть нуждаются они не в детских садах, а в большой семье, как по мне. Однако надо отдать должное, автор даёт советы, как выбрать хороший детский сад или няню, отмечая важность надёжности и качественного ухода.
Несколько раз во время чтения «спотыкалась» о пресловутую «самостоятельность» в отношении грудного ребёнка. Автор даже развил какую-то мысль о том, что ребёнок (нескольких месяцев отроду) и сам получает удовольствие, когда ему дают самостоятельность (есть самому, держа бутылку – с 5 месяцев, самостоятельно засыпая – с трёх).
То, что автор не «естественник», видно и из того, что он называет нормой для детей (помним, что он ориентируется на свой опыт, на «средних» родителей, то есть в принципе, всё объяснимо, ведь сознательное родительство не так уж развито). В главе про сон, например, рассказывается о том, как перед засыпанием некоторые дети раскачиваются в кровати. В первый раз я о таком прочитала на форуме приёмных родителей – практически все детдомовские малыши имеют такую привычку. Но что для домашних детей это может быть нормой, я понятия не имела до этого. Конечно, если ваш ребёнок засыпает у вас на руках или просто рядом с вами, то такого не может быть. И с точки зрения того, как задумано природой, конечно, это ненормально. Равно как и ненормально наличие «переходного» объекта – игрушки, одеяла, любой тряпки, которую ребёнок носит с собой в детском саду, перенося на неё свою привязанность к маме. Ларго честно пишет, что у домашних детей, матери которых уделяют им достаточно времени, подобных привычек не обнаруживается.
Порадовало, что Ларго как минимум дважды упоминает про то, что младенцы с рождения имеют привычку оповещать о намерении опорожнить кишечник, но через несколько недель (если не высаживать) этот навык пропадает. Однако при этом в главе, посвящённой «чистоте попы», не говорит о том, что можно высаживать с рождения, наоборот, призывает ждать инициативы ребёнка, чтобы начать приучать его к горшку. По его данным в Швейцарии большинство детей начинают «контролировать» мочеиспускание и работу кишечника только в 2-3, а то и 4 года.
Перечислить всё, что меня смутило в книге, невозможно. Я описала только основные моменты. Остались ещё, например, рекомендации по диете для беременных и кормящих, где есть много спорных моментов.
В целом, в книге больше положительного, чем отрицательного. Для родителей, изначально ориентированных только на традиционный подход к воспитанию, возможно, её прочтение позволит открыть для себя нечто новое, например, узнать о теории привязанности и важности удовлетворять потребности ребёнка. Всем будет полезно уяснить вариативность норм и невозможности сравнивать разных детей по тем или иным показателям. Полезной может быть информация о развитии разных органов чувств, о том, как происходит речевое развитие и какие тут могут быть варианты. Однозначно могу порекомендовать не читать главу «Кормление», со здоровым скепсисом относиться к разделам про «социализацию» и «самостоятельность», а также не делать выводов из главы про сон. Самая большая ценность (для меня) это масса графиков, где видно, насколько все дети разные. Это будет бальзамом на душу тех, кто уже начал впадать в беспокойство оттого, что его чадо отличается от всех соседских (много или мало спит, висит на груди, не говорит или не ходит в год).
Ирина Клещина
Источник
1. Методика раннего развития Марии Монтессори
Автор: Виктория Дмитриева
Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.
Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.
2. После трех уже поздно
Автор: Масару Ибука
Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».
В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.
Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.
3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет
Автор: Пенни Уорнер
Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.
В книге собраны и адаптированы работы мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.
4. Правила развития мозга вашего ребенка
Автор: Джон Медина
В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.
Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.
Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.
5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним
Автор: Дана Саскинд
Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.
Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных демографических группах.
На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.
Рекомендации в книге построены на трех тезисах:
- нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
- использовать в речи описательные слова;
- вовлекать ребенка в беседу.
6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей
Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.
Автор книги — Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.
Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.
Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.
7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой
Автор: Джейсон Буг
В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.
Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.
В качестве бонуса в конце:
- список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
- список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.
8. Эйнштейн учился без карточек
Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф
Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет. Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.
Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.
Источник