Развитие ребенка опорно двигательной системы
Медицина / Анатомия / Анатомия (статья)
Статья |
17-04-2018, 21:25
|
Развитие ребенкаСостояние опорно-двигательного аппарата (кости, суставы, мышцы, связки) имеет большое значение в развитии ребенка. С момента рождения по мере роста и развития, опорно-двигательный аппарат претерпевает значительные изменения.
Кости, помимо опорной функции, также выполняют функцию защиты внутренних органов от разного рода неблагоприятного влияния внешней среды (травм). У детей младшего возраста костная ткань содержит мало солей, она эластичная и мягкая. Процесс окостенения происходит в разные периоды развития. Особенно интенсивное перестроение костной ткани и изменений в скелете происходит в период, когда ребенок начинает ходить.
Позвоночник у меленьких детей почти полностью состоит их хрящевой ткани и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. Когда ребенок начинает сидеть (в возрасте 6-7 месяцев), появляется изгиб в грудном отделе позвоночника (выпуклостью назад). Когда ребенок начинает ходить, в поясничном отделе образуется кривизна выпуклостью вперед. В возрасте 3-4 лет позвоночник ребенка принимает форму, характерную для взрослого человека. При этом кости и связки позвоночника еще довольно эластичны, поэтому в положении лежа изгибы выравниваются. К 7-летнему возрасту устанавливается постоянство кривизны в грудном и шейном отделе позвоночника, а к 12 годам – в поясничной области. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается, как правило, после 20 лет.
Грудная клетка у новорожденного имеет кругло-цилиндрическую форму, поперечный и передне-задний диаметры грудной клетки практически одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к форме взрослого человека. У детей раннего возраста ребра имеют горизонтальное направление, что ограничивает движение (экскурсию) грудной клетки при дыхании. Примерно в 6-7 лет эти особенности проходят.
Кости ног и рук в процессе развития и роста сильно меняются. До 7-летнего возраста происходит интенсивное окостенение. Например, у детей ядра окостенения в бедренной кости появляются в разные сроки на разных участках (в фалангах стопы на 3-м году жизни, в эпифизах голени – на 3-6 году жизни; в надмыщелках – на3-8 году жизни; в эпифизах – в период внутриутробного развития).
Кости таза у новорожденных состоят из отдельных частей: подвздошной, седалищной, лобковой. Их сращивание начинается примерно в 5-6 лет.
То есть, костная система ребенка до 7 лет отличается незавершенностью формирования костной ткани, что требует тщательного отношения в вопросе предупреждения разного рода травм.
Мышечная ткань у детей раннего и дошкольного возраста пребывает в состоянии морфологического роста, дифференцировки и функционального совершенствования. Когда ребенок начинает прямо стоять и ходить, начинается усиленное развитие мускулатуры нижних конечностей и таза. Мышцы рук интенсивно развиваются в возрасте 6-7 лет, после структурного оформления основы, а также под влиянием деятельности мышц кисти в результате деятельности ребенка.
Правильная организация гигиенических условий, физического воспитания и питания способствуют полноценному развитию костно-мышечной системы и формированию двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы – его активную часть.
Опорно-двигательный аппарат у детей
К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название “костный возраст”.
Развитие костной системы у детей
После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).
Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.
Формирование костной системы у ребенка
Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год – всего 5%.
По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых – 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.
Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.
Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте – в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.
Особенности развития костной системы у детей
Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу “зелёной ветки”. Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.
Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.
Формирование суставов у детей
Возрастные особенности суставов у детей
К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.
Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.
Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.
Источник
Консультация для родителей
« Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников».
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Понаблюдайте внимательно за ребенком : как он сидит, ходит, держит голову, какова его фигура. Каждый из нас хотел бы видеть своего ребенка стройным, ловким, здоровым. Следует знать, что гармоничность строения тела зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма дошкольника. Правильная осанка не только эстетична, но и создает оптимальные условия для работы сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем, благотворно влияет на самочувствие ребенка.
Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. При хорошей осанке мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении, оптимально напряжены, голова и туловище удерживаются ровно, плечи на одном уровне и отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.
Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночный столб очень эластичен. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками : голова опущена, спина согнута , плечи отведены вперед и т. д.
В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.
Дефекты осанки в основном возникают из-за недостаточного внимания родителей к физическому развитию детей. Нередко бывает, что недостатки обнаруживаются с большим опозданием, когда они приобретают стойкую форму. Лечение в этом случае может длиться годами и не всегда дает положительный результат.
Предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в семье и дошкольном учреждении в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.
На протяжении дошкольного возраста ребенка учат правильно сидеть, стоять и спать в соответствующей позе.
Для детей 4-7 лет желательно оборудовать рабочее место (стол, стульчик, полочку). Рабочее место должно быть достаточно просторным, чтобы ребенку было удобно разложить на столе или полочке книжки, бумагу, карандаши.
Подбирая мебель для дошкольников, руководствуются рекомендациями гигиенистов.
Для предупреждения нарушения осанки необходимо следить за позой ребенка во время игры, просмотра телевизора, во время принятия пищи, рисования, во время сна.
Во время прогулки ребенку следует выполнять различные задания: достать ветку над головой, подбросить мяч, поймать его. Эти упражнения способствуют выпрямлению туловища и укреплению мышц – разгибателей.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки ходьбы и бега, правильное положение туловища, координация рук и ног. Дети должны усвоить, как нужно стоять: голову держать ровно, спину прямо, живот подтянут, стопы ног параллельно, чтобы на каждую из них равномерно распределялась нагрузка тела.
Чтобы дети научились во время ходьбы сохранять правильную позу они должны выполнять такие упражнения : ходьба с предметом на голове ( 2-3 м.), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2-4м). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать .
Часто можно наблюдать, как родители ведут ребенка за руку, при этом у него одно плечо высоко поднято, а другое опущено. Такая поза отрицательно отражается на осанке. Только при переходе улицы следует брать детей за руку, а все остальное время они должны идти возле взрослых, свободно размахивая руками.
Стойкий навык сохранять правильную осанку формируется у ребят в школьные годы. Однако уже в дошкольном возрасте ребенку важно привить желание иметь хорошую осанку. Для этого следует чаще приводить ему наглядные примеры.
На формирование осанки значительное влияние оказывает статикодинамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого –патологических дефектов осанки.
Любое патологическое изменение стопы отрицательно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами , походка у них неуверенная и напряженная. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что плоскостопие взрослых можно было бы предотвратить профилактическими мерами и своевременным лечением в детстве.
Родителям следует обращать внимание на обувь ребенка. Тесная обувь, с узким носком, высоким каблуком, толстой подошвой, которая не дает возможности согнуть стопу, может привести к плоскостопию. Невысокий (1-2 см) и широкий каблук способствует оптимальному углу разгибания в голеностопном суставе. Тапочки и кеды удобны для занятий физической культурой, но не пригодны как повседневная обувь. Войлочная обувь также не целесообразна для постоянного ношения, т. к. в ней перегреваются ноги , что приводит к ослаблению мышечно- связочного аппарата стопы.
Детям, имеющим склонность к плоскостопию, рекомендуется носить супинаторы ( ортопедические стельки ).
Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении.
Источник
Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани, которая затем начинает заменяться костной тканью. Процесс окостенения протекает постепенно и полностью завершается к 20–25 годам.
В химическом составе костной ткани у детей преобладают органические элементы, поэтому их скелет обладает большой эластичностью и может легко подвергаться искривлениям.
Окостенение трубчатых костей, составляющих скелет конечностей, начинается ещё в утробном периоде и протекает медленно. Внутри тела трубчатой кости (диафиза) образуется полость, которая заполняется костным мозгом. Концы длинных трубчатых костей (эпифизы) имеют свои отдельные точки окостенения. Полное срастание диафиза и эпифизов завершается в возрасте от 15 до 25 лет.
Черепные кости у новорождённого также находятся в стадии окостенения и ещё не срослись между собой. Мозговой отдел черепа приблизительно в 7–8 раз больше лицевого. Между костями мозгового черепа имеются своеобразные перепончатые пространства – роднички, покрытые соединительной тканью. Всего родничков 6: 2 непарных и 4 парных. За счет наличия родничков объем мозгового черепа может уменьшаться в процессе родов. Малый (теменно- затылочный) родничок зарастает к 2–3 месяцам, а большой (лобно-теменной) к 1 году уже покрыт костной тканью. Черепные швы окончательно срастаются только к 3–4 годам.
Тазовая кость у детей состоит у них из трёх самостоятельных частей, примыкающих друг к другу: подвздошной кости, седалищной и лобковой. Примерно с 7 лет эти кости начинают срастаться между собой, и процесс их срастания в основном заканчивается к 20–21 годам, и тазовая кость становится единой. Это обстоятельство необходимо учитывать, особенно в отношении девочек. При резких прыжках с большой высоты на твёрдую поверхность может произойти незаметное смещение несросшихся ещё тазовых костей и в последующем неправильное их сращение.
Две тазовые кости и крестец образуют таз. До 8–9 лет таз мальчиков и девочек не отличается и имеет форму воронки. С периодом полового созревания в строении таза появляются половые отличия. Женский таз шире и короче. Крылья подвздошных костей более развернуты, а угол срастания лобковых костей у женщин ближе к тупому. Постоянное ношение обуви на высоких каблуках может привести к изменению формы таза.
С момента рождения начинает формироваться осанка, т.е. привычное вертикальное положение человека в покое и при движении. Важную роль в процессе развития правильной осанки играет позвоночный столб. В связи с прямохождением у человека позвоночный столб имеет S-образную форму. Выделяют два вида физиологических изгибов: лордоз – изгиб вперед (шейный и поясничный), кифоз – изгиб назад (грудной и крестцовый). Изгибы выполняют амортизирующую функцию, способствуют сохранению равновесия.
У новорожденного ребенка позвоночный столб почти не имеет изгибов и имеет вид дуги. Первый шейный лордоз образуется у ребёнка тогда, когда он начинает самостоятельно держать голову. В 4-6 месяцев ребенок начинает садиться, что приводит к формированию кифоза в грудном отделе. Позднее, в 8-12 месяцев, когда ребенок начинает вставать на ножки и учится ходить, под действием мыщц, которые обеспечивают сохранение вертикального положения туловища, образуется главный изгиб – поясничный лордоз. Уже к 3–4 годам позвоночник ребёнка приобретает характерные для взрослого человека изгибы, но они пока не фиксированы. Вследствие большой эластичности позвоночника эти изгибы у детей в лежачем положении сглаживаются. Лишь постепенно, с возрастом, изгибы позвоночника укрепляются, и к 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны, а к наступлению половой зрелости – поясничной. По мере роста ребёнка, происходит процесс окостенения позвоночника.
Особенности развития позвоночника ребёнка обусловливают лёгкую его податливость и возможные искривления при неправильных положениях тела и длительных напряжениях, особенно односторонних. Поэтому искривление позвоночника у детей довольно распространенное явление (рис. 20). К нарушениям нормального положения позвоночника относят углубление или сглаживание его естественных изгибов, либо боковые отклонения о средней оси (сколиозы). Наиболее частыми причинами данных нарушений являются недостаточное развитие мускулатуры и длительная статическая нагрузка в условиях неправильного положения тела.
Вначале искривление позвоночника проявляется в виде нестойкого дефекта осанки, корригируемого самим ребенком. Если неправильное положение корпуса сохраняется постоянно, возникают вторичные изменения со стороны связочного аппарата и костной части позвоночника.
Рис.2 Искривление позвоночника
А – нормальное положение (вид сзади); Б – сколиоз; В – нормальное положение ( вид сбоку); Г – поясничный лордоз; Д – грудной кифоз.
Различают следующие нарушения осанки:
– сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;
– круглая спина – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза (как правило, ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами);
– кругло-вогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза, колени максимально разогнуты;
– плоская спина – уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен, лопатки – крыловидны;
– плоско-вогнутая спина – уменьшение спинного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.
Школьная гигиена предъявляет строгие требования к школьной мебели и к посадке детей за рабочим столом (партой). Причинами развития неправильной осанки может быть несоответствие высоты стола и стула росту ребенка, а также привычкой сидеть на далеко отставленном стуле. При длительной неправильной посадке, когда ребёнок опирается грудью о край стола, может произойти изменение грудной клетки и могут иметь место нарушения в её развитии. Это в свою очередь неблагоприятно отражается на нормальном развитии и деятельности лёгких, сердца и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной клетке.
Согнутое положение корпуса может возникнуть во время учебных занятий при наличии нарушений со стороны зрения, слуха, плохого освещения рабочего места. К отрицательным моментам следует отнести также сон и отдых ребенка на слишком мягкой постели с большой подушкой. Влияние указанных выше условий особенно отрицательно сказывается на фоне слабого развития мышц, главным образом мышц спины. Неправильная осанка может превратиться в стойкое искривление позвоночника, которое трудно поддается исправлению. Необходимо устранить все условия, которые могут отрицательно сказаться на форме позвоночника.
В связи с прямохождением человеческая стопа имеет форму свода, основаниями которого служат задний упор пяточной кости, а впереди – головки первой и второй плюсневых костей. Свод обладает способностью эластического растяжения, «пружинит», благодаря чему смягчаются удары о почву. Для предупреждения плоскостопия (уплощение свода стопы) не следует в период активного роста человека носить тесную обувь, а также длительно носить обувь на высоком каблуке. Узкая обувь, стягивая стопу, затрудняет работу свода как пружины и ведёт к образованию плоской стопы. Высокие каблуки изменяют форму свода и распределение нагрузки на стопу, переносят центр тяжести вперёд, вследствие чего приходится наклонять туловище назад, чтобы при ходьбе сохранить равновесие.
Будущему педагогу знание возрастных особенностей окостенения кисти руки у ребенка необходимо для правильной постановки обучения детей письму и трудовым процессам. У новорожденного запястных костей совсем ещё нет, и они только ещё намечаются. Процесс развития их протекает постепенно, они становятся видимыми, но ещё не вполне развитыми только у детей 7 лет.
Процесс окостенения фаланг пальцев руки заканчивается к 9–11 годам. Лишь к 10–13 годам завершается процесс окостенения запястья. В связи с этим быстрое (беглое) письмо детям младших классов не удаётся. Также ребёнку для письма необходимо давать доступную для него по размеру и форме ручку.
Данные возрастные особенности опорно-двигательного аппарата у детей необходимо учитывать и при разработке и проведении занятий по физкультуре. Умеренные и доступные для детей физические упражнения являются одним из средств укрепления костной ткани. Упражнения верхней и нижней конечностей усиливают процессы роста длинных костей. Отсутствие движений, давление на костную ткань (путём пеленания, сдавливающей тело одежды и т. п.), неправильное положение тела, чрезмерные, односторонние физические нагрузки влекут за собой замедление процессов роста костной ткани и возникновение различных дефектов в осанке.
Таким образом, в связи с возрастными особенностями скелета ребенка дошкольного и школьного возраста неправильная организация учебно- воспитательной работы и принуждение ребёнка к непосильным для его возраста физическим упражнениям могут быть причиной патологически изменений детского скелета. Благоприятные условия внешней среды питание, активный образ жизни, регулярные занятия физкультурой и спортом оказываю положительное влияние на формирование опорно-двигательного аппарата и правильной осанки у детей.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник