Развитие ребенка обучение твердым и мягким согласным
Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»
ЗАНЯТИЕ №12.
Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.
Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.
Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.
Ход занятия:
Дружно улыбнемся,
За руки возьмемся.
Друг другу руки мы протянем,
Тепло сердец своих подарим.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
– Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
– На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
– Какие звуки мы называем гласными?
– Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ – ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).
-Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)
– Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).
-Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?
– Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)
– Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.
– Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.
-Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)
2. Работа с наглядностью.
Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
3. Проверка выполнения задания.
Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны? Почему?
Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?
Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.
Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение учителя.
В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь. Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА.)
Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки
2. Игра «Озорники».
Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)
Девочка поставила веник в уголь.
Исправьте ошибку.
Хорь пел весело и звонко.
Кто такой хорь?
(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
3. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)
Составим звуковую модель слова лук.
А теперь звуковую модель слова люк.
Сравните наши модели. Что заметили?
Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками.
4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем».
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
подрыгаем, подрыгаем,
В ладоши мы похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками, потопаем,
Потопаем, потопаем.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
1. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунок. Что вы видите?
Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)
Слова звучат одинаково: коса.
А что они значат?
2. Игра «Поймай звук».
Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый, разведите руки. Если мягкий, хлопните в ладоши.
Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…
Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.
Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…
3. Физкультминутка «Сова».
По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Волшебники».
Я бросаю мяч и называю согласный звук. Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости.
(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]).
2. Игра «Ремонт слов».
Попробуйте починить слова:
Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …
3. Беседа.
– Что вы знаете о звуках?
-Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?
7. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?
– Чему научились?
Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии.
Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.
Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.
Воспитатель: А теперь попрощаемся с вами.
«До свидания, до свидания.
Приходите к нам ещё.
Мы вас любим горячо».
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ
«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
подготовила учитель -логопед
Бондаренко Лилия Владимировна
Старотитаровская
Темрюкский Район
КраснодарскиЙ край
Россия
2013
ТвЁрдые и мягкие согласные звуки
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.
Задачи: развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям; дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
Оборудование: робот Дэн и кошечка Дина, синие и зеленые квадраты на каждого ребёнка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Все ребята ровно встали,
Глазки на меня подняли,
Сели дружно, не зевайте!
На вопросы отвечайте!
II. Повторение пройденного материала :
– Какие бывают звуки? ( гласные, согласные)
– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.)
– Какие звуки называются согласными? ( Не поются, есть преграда)
III. Объяснение нового материала.
1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.
Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».
Логопед. Кто к нам пришел? (робот Дэн)
– Какой он? (Железный, твердый…)
– Каким голосом он говорит? (Грубым, громким, твердым.)
Появляется кошечка: «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Дина».
Логопед. Кто это? (кошечка Дина)
– Какая она? (Пушистая, мягкая…)
– Каким голосочком она говорит? (Нежным, ласковым, мягким.)
– Дэн и Дина любят произносить разные звуки:
Дэн: [к] Дина: [к’]
[г] [г’]
[х] [х’]
[т] [т’]
[д] [д’]
[с] [с’]
[з] [з’]
[р] [р’]
Логопед. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)
Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.
Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком , а мягкие согласные – зеленым квадратиком.
Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.
Робот Дэн произносит звук [к], дети повторяют вслед за ним.
Логопед. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.
Кошечка Дина произносит звук [к’], дети повторяют за ней.
Логопед. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.
Аналогично обращается внимание детей на расслабление – напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] – [х’], [с] – [с’], [з] – [з’], [р] – [р’]…
ВНИМАНИЕ! Рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей!
Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.
2. Введение проблемной ситуации и решение.
Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)
– Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота? ( Д) Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ )Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой же можно сделать вывод?
Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.
Логопед. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.
Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут без твердой пары.
– Это мои любимые звуки! – мурлычет кошечка Дина , – Ведь они всегда мягкие!
Логопед. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.
– А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! – обрадовался робот Дэн, – По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!
IV. Закрепление нового материала.
1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.
Логопед. Дэн и Дина хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.
Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
2. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.
Логопед. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат , если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат , если первый звук в слове мягкий.
Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.
V. Итог занятия.
– Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
– Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).
– Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)
Список используемой литературы:
1.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» – М., РОСМЭН, 2007.
2.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе . Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008
3. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
Планы занятий» – Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.
4.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить
звуки», Москва «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ» , 2000.
5.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.
6.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,
старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.
Источник
Развитие ребенка – это непрерывный процесс, который состоит из множества ступеней. Малыш и родители ежедневно шагают вверх по этой лесенке индивидуального развития, набираясь опыта, новых знаний, умений и навыков. Одна из важных ступенек речевого развития – это освоение твердых и мягких согласных звуков. Как это сделать естественно и без труда – читайте далее.
Образование согласных звуков
Чтобы научиться различать твердые и мягкие согласные, сначала необходимо научиться их слышать. Зубрежка в данном случае не поможет! Гласные – это река, а согласные – ее берега, не позволяющие речи растекаться в разные стороны.
Ребенок научится слышать звуки, если ему подсказать, как они образуются и формируются. Так, гласные звуки получаются только при помощи голоса, а вот для произнесения согласных необходим еще и шум.
Большинство согласных образуется в ротовой полости, когда струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути препятствие, созданное органами артикуляции: языком, губами или зубами. Для преодоления препятствия применяется мышечная энергия. От того, какие органы больше принимают участия в артикуляции, зависит полученный на выходе согласный звук.
Малышу непонятно, как научиться различать твердые и мягкие звуки, ведь их нельзя потрогать ручками и определить на ощупь. При этом согласные действительно делятся на твердые и мягкие. Например, бывают случаи, когда согласные могут быть только твердыми или только мягкими, так как ничто не может их смягчить или укрепить в произношении.
Всегда твердые согласные – Ж, Ш и Ц. Всегда мягкие согласные – Ч, Щ и Й. Чтобы малыш запомнил эти звуки, их следует написать на карточках. Зрительная память у большинства детей развита намного лучше, особенно у дошкольников. Ведь лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Чтобы малышу еще легче было воспринять данную информацию, твердые согласные можно нарисовать над кирпичной стеной, а мягкие – над подушками и перышками.
Эту табличку лучше всего повесить над рабочим столом ребенка, где он невольно будет на нее натыкаться и быстро запомнит представленную информацию. А вот теперь можно перейти к тому, что остальные согласные звуки бывают как твердыми, так и мягкими, в зависимости от соседства с другими буквами. Так, если после согласной буквы стоит еще одна согласная – это твердый звук (стол, стремянка, откровение, портки). Также твердыми будут согласные, после которых стоят гласные А, О, У, Э, Ы. Они «командуют» вести себя тверже (трактор, подвал, портал). Мягкими согласные будут, только если после них стоят гласные И, Е, Ю, Я, Ё (баян, ёжик, петух, пюпитр). Мягким предыдущий согласный делает еще и мягкий знак (конь, лань, карьера, портьера, калька, галька).
Развитие знаний через игры
В процессе игры дети легко запоминают любую информацию. И если у вас не складываются отношения с согласными, возможно, вы просто не так преподносили информацию о них. Попробуйте поиграть в развивающие игры.
Попросите ребенка приложить указательный пальчик к нёбу и произнести различные слоги, состоящие из согласных и гласных, при этом чтобы один вариант был твердым, а второй мягким. Например, НА – НЯ, ТА – ТЯ, ЛА – ЛЯ, РА – РЯ и т.д. Регулярные занятия помогут понять малышу, что при образовании мягкого звука язык сдвигается немного вперед и вверх, а при произнесении твердых согласных этого не происходит.
В школе твердые звуки выделяют синим цветом, а мягкие – зеленым. Гласные – красного цвета. Этот прием можно использовать, сделав цветные карточки с буквами, из которых потом можно складывать слова. Пусть ребенок собирает мозаику. А еще лучше – пишите крохе слова на отдельном листочке, а он будет составляет их из карточек. Все это можно сопровождать методичными и регулярными объяснениями. В итоге различие звуков можно довести до автоматизма.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Удачного и легкого обучения!
Источник
Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте)
Тема: Твердые и мягкие согласные.
Цель: Развитие навыка различения твердых и мягких согласных звуков.
Задачи:
Обучающие: учить дифференцировать понятия «звук речи» – «буква»; формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках; закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий; расширять словарный запас.
Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей: внимания, памяти, мышления; развивать фонематический слух; обогащать словарь; развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы; содействовать развитию эмоций, чувств ребенка; способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; формировать положительную самооценку; воспитывать любознательность, творческую активность; воспитывать навык самостоятельной деятельности; воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку, прививать любовь к природе.
Методы организации учебного занятия:
– словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);
– наглядный (работа с наглядными материалами: картинками, плакатами);
– практический (проведение игр, выполнение упражнений).
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному городу звуков и букв. Мы познакомимся с жителями этого города. Они раскроют нам свои секреты. Научат нас отличать звуки и буквы и поиграют с нами. Но для этого нам надо произнести волшебные слова.
– Повторяйте за мной слова и движения.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток, (Дети машут руками)
Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. (Дети кружатся)
Лишь коснёшься ты земли – (Приседают)
Быть по-моему вели! (Подпрыгивают)
Помоги моим ребятам быстрее попасть в волшебный город звуков и букв.
II. Объяснение нового материала.
Ведение в тему.
– Ребята, скажите, что можно услышать на улице в обычном городе? (ответы детей – шум машин, разговор, щебет птиц, лай собаки, мяуканье кошки).
– Это все звуки. Есть звуки природы, звуки музыки. А есть звуки речи. Из звуков речи состоят слова, и люди прекрасно понимают друг друга.
– А можем мы увидеть звук? (Ответы детей – нет.) Звуки невидимые, но мы их слышим и произносим.
– А вы знаете, какие бывают звуки речи? (Ответы детей.)
– Звуки речи делятся на две группы. Гласные и согласные звуки. Послушайте сказку о человечках-звуках.
Сказка о звуках.
«Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли – гласные звук. У гласных звуков были звонкие голоса, и они пели, как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам – согласным – захотелось. «П-П-П» – запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь». «Т-Т-Т» – застучал звук «Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит». «К-К-К» – закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку.
«Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка – звук «А», – Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» – закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
3. Знакомство с гласными звуками.
– Гласные звуки произносятся при помощи голоса. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, поэтому их можно петь как песенку, тянуть. Давайте назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. (на доску крепятся карточки с гласными звуками.)
Сколько их? (Гласных звуков 6.)
Гласные звуки можно петь по одному: А, О, У, Э, Ы, И.
Парами (дуэтом): АУ, ОИ, ЭЫ!
По трое (трио): АУО, ИЭЫ!
И даже хором: АУОИЭЫ!
(Дети совместно с педагогом поют песенки.)
– Гласные звуки носят красные костюмчики и обозначаются красным квадратом(кружком). (Педагог показывает квадрат из красного картона.)
Игра «Какой звук начинает слово?».
– Ребята, давайте встанем в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук и бросить мяч мне (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре): апельсин, озеро, ива, утка, эхо, ангел, ухо, экран, иголка, арбуз, утюг, облако, эскимо, окна, азбука.
Знакомство с согласными звуками.
– Согласных звуков больше, чем гласных. Согласные звуки петь не умеют, не любят.
Загадки.
Что же помогает нам произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки:
- Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить –
Они заболят. (Зубы.)
- Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык.)
Посильней ты их раздуй,
- На горячее подуй. (Щеки.)
– Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко.
Твердые и мягкие согласные звуки.
– Твердые согласные ходят в синих костюмчиках – квадратиках. (Педагог показывает квадрат из синего картона) У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». (Дети повторяют вместе с педагогом.)
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики – квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер. (Педагог показывает квадрат из картона зеленого цвета.) Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т’-т’-т’», пыхтят нежно «п’-п’-п’», и даже рычат нежно «р’-р’-р’». (Дети повторяют вместе с педагогом.)
Звонкие и глухие согласные звуки.
– Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек, тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой.
Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как дребезжит горлышко. Это звонкие согласные звуки. А теперь произнесем глухие согласные звуки: «П», « Т», «К», «С», «Ш». Горлышко не дребезжит.
Игра «Доскажи словечко». Педагог читает стихотворения, не договаривая слова, а дети их отгадывают и выделяют в каждом слове первый звук.
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…(василёк).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота….(гол).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын….(жираф).
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….(капуста).
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы…(льёт).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь).
Кто имеет один рог?
Отгадайте!…(носорог).
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его…(Петрушка).
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк
Угадай, как он зовётся?
Золотистый…(светлячок).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…(тишина).
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький ….(флажок).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я – …(хоккей).
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?…(цапля).
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит…(черепаха).
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…(шишек).
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой…(щётки).
Знакомство с буквами.
Ребята, посмотрите на картинку. (Педагог показывает картинки со следами птиц и животных.) Кто мог оставить такие следы? ( Ответы детей – собака, медведь, птица.)
– Так и звуки оставляют следы, когда касаются ножками листа бумаги.
– Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, как называются такие следы звуков:
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут вряд –
Сейчас заговорят. (Буквы.)
– Правильно, это буквы. Буквы – это символы, которыми мы записываем нашу устную речь. Буквы мы видим и пишем. В русском языке их тридцать три. Смотрите (показываю буквы), какие они красивые! Мы с вами подружимся с буквами.
Игра «Угадай слово». Педагог показывает картинки, а дети называют букву, на которую начинается слово: слон, дом, рыба, тыква, перо, вода, флаг, груша, булка, крот, зима, желудь, шина, йод, щенок, луч, часы, хлеб, нос.
III. Заключительная часть занятий.
– Наше путешествие на сегодня заканчивается. Чтобы нам вернуться домой, нужно ответить на волшебные вопросы-пропуски.
– Вам понравилась играть со звуками? (Ответы детей.)
– Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
– О каких звуках мы сегодня говорили? (Звуки речи.)
– На какие группы делятся звуки речи? (На гласные и согласные.)
– Сколько гласных звуков? (Их 6.)
– Назовите гласные звуки. (А ,о, у, и, ы, э.)
– Как отличить гласный звук от согласного звука? (Гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)
– Какие помощники нам помогают произносить согласные? (Зубы, язык, губы.)
– Какими бывают согласные звуки? (Твердые/мягкие, звонкие/глухие.)
– Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.)
– Сколько букв в русском языке? (33 буквы.)
– Молодцы, вы справились с заданием, и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по волшебному городу звуков и букв.
Источник