Развитие ребенка об окружающем мире
Часто можно услышать совет такого типа:“Чтобы дети развивались, с ними надо говорить!”. Думаю, все понимают, что с детьми действительно надо говорить, однако многих родителей, особенно неопытных, тут могут посещать вопросы из серии: “А о чём говорить?”, “А правильно ли я говорю?”, “А какой толк от этого всего будет ребёнку?”. Если вы задаётесь подобными вопросами, то знайте, что всё уже давно придумали за нас – эффективно рассказывать об окружающем мире хорошо помогают занятия и диалоги по лексическим темам.
Поначалу, честно скажу, я этот вид занятий невзлюбила, так как из Лёвы любые развернутые ответы приходилось буквально тащить клещами. Зато сейчас я могу с уверенностью сказать, что их точно придумали не только для того, чтобы бездумно заучить какие-то простые факты, как может показаться на первый взгляд.
Благодаря лексическим темам ребёнок учится связно и развёрнуто выражать свои мысли, у него тренируется память и растёт общая осведомлённость об окружающем мире (на тесте Векслера потом это всё пригодится!). А ещё активно развивается внутренняя речь, толкающая мышление на новый уровень и помогающая ребёнку думать, прежде чем что-либо делать, а не наоборот.
Базовые лексические темы во многом одинаковы почти для всего дошкольного возраста. Но каждый год взросления ребёнка они усложняются и обрастают подробностями. Также, могут выпадать совсем уж “малышовые” темы и добавляться новые для детей постарше.
Ниже я разместила список самых базовых тем для разговоров и развития у ребёнка представлений о том, что его окружает. Нормы по возрасту тут довольно условны и больше призваны показать как может расширяться количество представлений о чём-либо у ребёнка с возрастом. Если понятно, что знания на 2-3 года ребёнком усвоены, то можно попробовать их усложнять, добавляя понятия из пунктов на 4-5 лет.
картинка из открытых источников
1. Семья
2-3 года: как зовут ребёнка, с кем живет ребенок, имена родственников ближайшего окружения, родственные отношения с ними (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), описание какими видит их ребёнок (хорошими, добрыми, ласковыми и т.д.);
С 4-5 лет: кем и с чем работают родственники, кем приходятся друг другу (например, бабушка – это мама мамы, а сам ребёнок – внук бабушки), к знанию имени добавляется знание фамилии и отчества, кто в семье старше/младше, что любят делать члены семьи и чем ребёнок любит заниматься с ними, домашний адрес.
2. Человек
2-3 года: основные части тела (руки, ноги, глаза, уши, рот и др.), пол – мальчик/девочка, мужчина/женщина, эмоциональное состояние – расстроился, устал, обрадовался и т. д.;
4-5 лет: познания расширяются до более мелких частей тела (затылок, темя, виски, локоть, запястье, лодыжка, бедро и т.д.), за что отвечает часть тела (ушами мы слушаем, глазами видим и т.д.). Можно познакомить ребёнка с базовой анатомией и показывать в энциклопедиях, рассчитанных на детей, что у людей есть внутренние органы (сердце, желудок, мозг и т.д.), рассказывая про их функции, оговаривается общий возраст (младенец, ребёнок, подросток, молодой, взрослый, пожилой).
3. Группы предметов
2-3 года: названия обиходных предметов – посуды, игрушек, мебели, бытовой техники, их назначение, уточнение цвета и размера (шкаф большой, табуретка маленькая и т.д.);
4-5 лет: из чего сделан предмет (кожа – кожаный, метал – металлический), мелкие детали предметов (ножки стула, ручки у кружек, носик у чайника и т. д.).
4. Одежда, обувь, головной убор
2-3 года: названия, куда одеваем, какая бывает одежда и обувь (зимняя/летняя, домашняя/на выход, цвет одежды и кто может носить (мальчик/девочка/унисекс);
4-5 лет: из какого материала сделан предмет одежды или обуви, какие у неё есть детали (молнии, пуговицы, каблук, рукав), как можно ухаживать (гладить, стирать, чистить).
5. Животные и птицы
2-3 года: названия, где живут, что кушают, как говорят, как называются их детёныши;
4-5 лет: деление на домашних и диких животных и птиц, зимующие и впадающие в спячку/перелётные животные и птицы, какую пользу или вред приносят, какие части тела имеют (крылья, хвост, копыта), как могут защищаться от врагов (черепаха прячется в панцире, кошка царапается когтями и т.д.), из какой части света (Африка, Азия). Для детей помладше континенты могут быть сложны, поэтому могут использоваться категории-заменители, например, “из жарких стран”.
6. Растения (цветы, деревья, овощи и фрукты)
2-3 года: названия, какого цвета, что это (гриб, цветок, дерево и т.д.), размер.
4-5 лет: части растений (лист, корни, стебель, шляпка), съедобные/несъедобные/ядовитые растения, где растут (в лесу, в саду, в поле, в огороде, на дереве/кусте), что можно из них приготовить.
7. Времена года
2-3 года: название времени года, базовые признаки (погодные явления (например, осенью становится холодно, часто идут дожди, дует холодный ветер), желтеют листья, люди начинают одевать тёплые вещи).
4-5 лет: месяца каждого времени года, что делают в определённое время года люди (например, осенью убирают урожай), что делают животные и птицы (впадают в спячку, улетают в тёплые края или наоборот), что можно делать на улице (кататься на санках зимой, загорать летом), сезонные праздники.
Эти понятия являются основными и, как правило, в том же детском саду их изучают в первую очередь. Детям постарше (5-6 лет) добавляют и другие темы: профессии, транспорт, спорт, космос, родная страна и город, праздники, насекомые, морские жители, время суток и дни недели и т.д.
Работать по лексическим темам с говорящим ребёнком можно начиная уже с 2-3 лет. Если у ребёнка нет проблем с развитием и он охотно общается с родителями и ближайшим окружением, то в принципе совсем необязательно муштровать малыша за столом – каждый взрослый может мимоходом обо всё этом разговаривать, выспрашивать и давать ответы.
Куда сложнее с неговорящими детьми. В 2,5 Лёва не то что не говорил, он даже ещё речь толком не понимал со своей сенсомоторной алалией, поэтому в этом возрасте мы условные “овощи/фрукты” учили узнавать хоть бы на слух и внешний вид. Полноценно проговаривать что-то стало возможным только с 5 лет, так как именно в этом возрасте уровень владения речью у сына достиг корявеньких, но более-менее развёрнутых предложений. Но, как и любой алалик, Лёва испытывал трудности с рассказом. И здесь нам помогли “шпаргалки” – мнемотаблицы по лексическим темами, например, вот такая таблица про одежду:
мнемотаблица для лексической темы (из открытых источников)
Вы можете сами найти похожие вещи в яндекс картинках на самые разные темы по запросу: “Лексическая тема *название того, что вы хотите проговорить* мнемотаблица“.
Мнемотаблицы хороши тем, что вы сами наглядно видите алгоритм вопросов по каждому явлению/предмету и ребёнок тоже быстро ориентируется о чём именно его просят рассказать. Если поначалу повествование всё равно будет идти с некоторыми затруднениями, так как темы всё-таки новые, то потом ребёнок начинает довольно бодро рассказывать и запоминать про всё, что нужно, получая очередной плюсик к развитию.
Спасибо, всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как можно помогать развитию ребёнка, не усаживая его за стол?
Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет
Тест на интеллект Векслера – наш опыт и немного о том, почему детям 4-6 лет могут задавать заведомо сложные вопросы
Источник
В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.
Как дошкольники познают окружающий мир?
Дошкольное детство – это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:
- Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
- Словесные методы (беседы, чтение книг);
- Практические методы (игры, эксперименты, опыты).
Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.
Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.
Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?
Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.
Возраст | Содержание знаний о мире |
3-4 |
|
4-5 |
|
5-7 |
|
При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.
Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире
- «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
- «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
- «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
- «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
- «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
- «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).
Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.
- «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
- «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
- «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
- «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
- «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
- «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
- «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.
Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:
Выводы
Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.
Заключение
На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник
Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики. Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний. Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.
Каким образом ребенок познает окружающий мир?
Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением. Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.
Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.
Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.
Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни. Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом. Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.
Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.
Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:
- каким образом ребенок воспринимает информацию;
- и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.
Основные инструменты восприятия
Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.
- Слух;
- Зрение;
- Осязание;
- Обоняние;
- Вкус.
Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.
Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.
Механизмы познания окружающего мира
Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.
Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.
Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.
Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.
Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.
Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.
Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.
Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать. Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть. В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.
Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.
Источник